Статья "Педагокика и сотрудничество"
статья по химии (8 класс)

Лойко  Екатерина Геннадьевна

Современный учитель. Каким он должен быть? Вот вопрос на который я попытаюсь ответить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогика и сотрудничество.

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь и любить тех,

   кому преподаешь»
                                              В.О. Ключевский

Современный учитель. Каким он должен быть? Какие требования предъявляет к нему информационный век и пытливый глаз ребенка?

На этот вопрос не раз отвечали великие ученые – дидакты: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция – неотъемлемые качества учителя. Но каждый педагог ищет и свои приоритеты. Для меня важна успешность моих учеников, реализация их возможностей.

В каждом человеке заложен творческий потенциал. Дать  ученику возможность осознать значимость события на уроке (открытие нового элемента, решение экспериментальных задач  и уравнений, создание химических формул и т.д.) - вот моя ежедневная задача. Как уйти от цепочки «непонятно – неинтересно - скучно»? Ответ найден: быть  организатором процесса обучения, взаимопонимания, сотрудничества – стать для ученика консультантом, помощником. Преподавание химии обязывает учителя не только владеть предметными знаниями, методическими приемами и современными педагогическими технологиями, но и применять их на практике, моделируя и анализируя различные педагогические ситуации.

Так, за 19 лет работы учителем  химии у меня  сложилась система приемов и наиболее результативных технологий, с которыми хочу вас познакомить. Наиболее перспективными считаю: ИКТ, проблемное и проектное обучение. В основу применяемых на уроке технологий важно включить элементы «демократических взаимоотношений».  Для этого разработала пять основных правил:

  1. Обеспечение минимального успеха.

Создавать необходимые педагогические условия для того, чтобы ученики усвоили стандарты образования через создание равных возможностей для успешного обучения. Вот он,  первый минимальный успех учащихся. А далее через поиск самопознания в процессе творчества и сотрудничества добиваться максимального  успеха. Мотивировать ученика с позиции «не хочу и не могу» на «хочу и могу». Для обеспечения поддержки ученика ( в частности, формирования  в нем веры в свои силы и возможности),  успешного продвижения его от урока к уроку создана  карты учета достижений, где отмечены проблемы  и пути  решения, а главное -  положительный результаты, успехи:  удачные публичные выступления, участие и победы в конкурсах, олимпиадах, выполнение творческих заданий и проектов. Таким образом, ребенок может отслеживать свои шаги по лестнице «успешности» по предмету. В конце года подводятся итоги на школьном фестивале «Путь к успеху».

  1. Совмещение интересов.

Осуществлять педагогический процесс нужно через общение  учителя и ученика. Необходимо уйти от авторитаризма, когда учитель навязывает свои требования  ученику, но все- таки обиваться выполнения собственных требований. «Дешевый» авторитет не позволит получить качественного результата обученности. Урок - область пересечения интересов все участников процесса. Одни ученики - практики, другие  - теоретики. Выявить это на первых уроках не сложно, а дальше  можно предлагать первичное  закрепление в области интереса. Поверив  в свои силы,  ребенок сам продвигает себя  на порядок выше  в овладении знаниями. Увлечения  учителя могут стать и примером для учеников.  Так , например, поиск синтеза веществ для выращивания кристаллов-  это мое хобби, которое увлекло и учащихся,  ставших учителями, врачами, инженерами - технологами.

  1. Исключение принуждения.

Обеспечить учащимся дифференцированное образование, в зависимости от их потребностей и интеллектуальных способностей. Определить обязательный объем содержания учебного материала. Предоставить учащимся выбор  и формы контроля предметных знаний в виде опорного конспекта, кластера, презентации, творческой работы, теста, проекта.

Например:

По теме «Полимеры» предлагаю научное  исследование.

По теме  «Вода»  составляют кластеры.

По теме «Кинетика химических реакций» пишут тест.

По теме «Белки»  выполняют творческую работу


  1. Контролируемое доверие.

Необходимо  определить, кого из учеников нужно контролировать ежеурочно,  а кого периодически. Причем критерием разделения учащихся по этим условным  группам должна быть не успеваемость детей , а регулярность выполнения ими заданий. Следует использовать синтез самооценки и самоанализа и оценки работы учащихся при выполнении индивидуальной работы, при подготовке домашнего задания, для воспитания личностных качеств, как ответственность, добросовестность. Нужно создать группу единомышленников среди учеников, они и станут лидерами, которые будут выступать инициатором учебно-воспитательной деятельности по предмету.

  1. Развитие интересов.

Наша задача - совместить интересы учащихся в урочной и внеурочной деятельности,  расширить зону ближайшего развития ребенка, показать красоту науки, соединить научное содержание с практической направленностью, показать перспективу современной науки, участвовать совместно с учащимися в учебных проектах по предмету, интегрировать знания с другими науками, содействовать самоопределению выпускника. Мой интерес лежит в плоскости химической науки, интеграции предметов естественно-научного цикла и гуманитарного: посещение музеев, лабораторий, встречи с людьми, чьи профессии основаны на химической  науке.

Химия для меня - любовь, тайна, интерес, жизнь, сотрудничество, история, будущее, профессия, мастерство, успех учащихся,  общение, результат, знания.

Надеюсь, эта цепочка не прервется и для моих учеников. А для этого вновь обращаюсь к уроку. Особое внимание уделяю рефлексивному подходу  как отправной точке к саморазвитию. Ребенок, а тем более подросток, должен знать, зачем ему это знание? Постоянный поиск фактов, событий, находящихся в среде интересов ученика, помогает сформулировать цель, выстроить ход урока. Добиваюсь активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний.  Каждый мой ученик всегда знает, что необходимо сделать, и может построить для себя маршрут по своей лестнице успеха. Моя одноклассница однажды сказала, что ни за что не отдаст своего ребенка ко мне учиться.

- Почему?

- Он безумно будет любить химию, как ты!

Я считаю эти слова признанием моей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Без сотрудничества учителей нет успешного развития учебно-воспитательного процесса

Без сотрудничества учителей нет успешного развития учебно-воспитательного процесса Это презентация к моему выступлению на заседании педагогического совета. В  своём выступлении я раскрыла вопрос...

Применение КСО на уроках математики через приём учебного сотрудничества

Изложенный материал будет интересен специалистам, работающим в классах с разным уровнем подготовки учащихся, отличающихся по национальному и социальному составу, и поможет им предупреждать неизбежные ...

Я+они=МЫ(ученическо-учительское сотрудничество)

Рассказывается об ученическо-учительском сотрудничестве, когда работа в классе строится по принципу сотрудничества, равенства, я - часть этого ученического коллектива, я – вместе с ними, я – как они....

Сотрудничество с родителями

Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная воспитанников и их родителей, не создав ...

Проектная работа на тему: «Сотрудничество педагога дополнительного образования и концертмейстера с родителями воспитанников».

Как известно,сотрудничество педагога и концертмейстера с родителями их воспитанников играет важнейшую роль в работе с любым детским или юношеским коллективом.От участия родителей зависит ...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...