ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ХИМИИ В 9 КЛАССЕ ПОЛОЖЕНИЕ МЕТАЛЛОВ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА.
план-конспект занятия по химии (9 класс)

Солдатенкова Светлана Ярославна

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели деятельности учителя

Сформировать представление о металлах; способствовать усвоению материала о положении металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева, особенностях строения атомов металлов, физических свойствах металлов, основанных на их строении, роли ме­таллов в жизни человека

Образовательные ресурсы

Учебник О. С. Габриеляна «Химия» 9 класс; видео (электронная форма учебника); оборудование и реактивы для проведения учени­ческого эксперимента; раздаточный материал

Методы и формы обучения

Методы: словесно-наглядно-практические, игровой.

Формы: беседа, лабораторная работа, работа с карточками, работа с текстом

Формы контроля

Устный (вопросы), самоконтроль (по образцу), взаимоконтроль

Основные понятия

Положение металлов в периодической системе. Щелочные и щелочноземельные металлы. Металлическая кристаллическая решетка, металлическая связь

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: устанавливать зависи­мость физических свойств металлов от их положения в периодической системе.

Получат возможность: расширить знания о металлах и использовать новые знания в практической дея­тельности и повседневной жизни

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; вносить коррек­тивы и дополнения в способы своих действий в случае расхождения с эталоном реального действия и его продукта.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности.

Коммуникативные: учиться управлять поведением партнера: убеждать его, кон­тролировать, корректировать и оценивать действия

Формировать: ответственное от­ношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мо­тивации к обучению, коммуника­тивную компетентность в образо­вательной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_himii_v_9_klasse.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ХИМИИ В 9 КЛАССЕ

ПОЛОЖЕНИЕ МЕТАЛЛОВ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА.

ОБЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели деятельности учителя

Сформировать представление о металлах; способствовать усвоению материала о положении металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева, особенностях строения атомов металлов, физических свойствах металлов, основанных на их строении, роли металлов в жизни человека

Образовательные ресурсы

Учебник О. С. Габриеляна «Химия» 9 класс; видео (электронная форма учебника); оборудование и реактивы для проведения ученического эксперимента; раздаточный материал

Методы и формы обучения

Методы: словесно-наглядно-практические, игровой.

Формы: беседа, лабораторная работа, работа с карточками, работа с текстом

Формы контроля

Устный (вопросы), самоконтроль (по образцу), взаимоконтроль

Основные понятия

Положение металлов в периодической системе. Щелочные и щелочноземельные металлы. Металлическая кристаллическая решетка, металлическая связь

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: устанавливать зависимость физических свойств металлов от их положения в периодической системе.

Получат возможность: расширить знания о металлах и использовать новые знания в практической деятельности и повседневной жизни

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; вносить коррективы и дополнения в способы своих действий в случае расхождения с эталоном реального действия и его продукта.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности.

Коммуникативные: учиться управлять поведением партнера: убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать действия

Формировать: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, коммуникативную компетентность в образовательной деятельности

Организационная структура урока

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся по достижению планируемых результатов

Показатели достижения

результата

1

2

3

4

5

1. Организационный этап.

Цель: подготовка к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Приветствует учеников, организует рабочую обстановку

Приветствуют учителя.

Выполняют самооценку готовности к уроку

  • Класс и оборудование полностью готовы к уроку;
  • обучающиеся включены в ритм работы;
  • организовано внимание всех учеников

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

2. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

Цель: создание условий, в результате которых обучающиеся самостоятельно выдвигают цель и формулируют задачи урока

Просмотр видеоролика

Предлагает посмотреть небольшой видеоролик о металлургическом заводе.

  • Как вы думаете, о каких веществах пойдет сегодня речь?
  • Какова цель урока?

Отвечают на вопросы. Приходят к выводу, что на уроке будут знакомиться со свойствами металлов.

Записывают тему урока в тетрадь

- Совместно с обучающимися сформулирована цель урока, определены задачи

3. Актуализация знаний.

Цель: актуализация опорных знаний, необходимых для освоения новой темы

Викторина (см. Приложение 1)

Организует викторину по рядам

Отвечают на вопросы викторины

  • Актуализированы знания

и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы;

  • выполнено пробное учебное действие с фиксацией затруднений

4. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: организация усвоения нового знания в результате самостоятельной и парной работы

Показ слайда:

Солнце - золото, Луна - серебро, Венера - медь, Марс - железо, Меркурий - ртуть, Юпитер - олово, Сатурн - свинец.

  • Существует гипотеза, что термин «металлы» произошел от греческого слова «металлон», которое в первоначальном переводе означало «копи», «рудники».

В древности и Средние века были известны только 7 металлов. Алхимики считали, что каждому металлу соответствует своя планета, которая управляет его судьбой на Земле, поэтому металл обозначали знаком этой планеты (демонстрация алхимических обозначений металлов).

  • Так что же такое металлы?

Более 200 лет назад М. В. Ломоносов в труде «Первые основы металлургии» дал такое определение: «Металлы - суть ковкие блестящие тела».

- Металлы - это определенная группа химических элементов, которые обладают общими для всей группы свойствами, атомы

- Организована и методически обеспечена самостоятельная и парная работа по усвоению новых знаний

( (ИД.11111С 11Р<>(>ЛСМ11ОИ СИ туации.

Самостоятельная работа с карточками (см. Приложение 2).

I

Дня того времени эта краткая формулировка была достаточно верной. В конце урока мы вернемся к этому определению.

  • Железо впервые было обнаружено в метеорите, таким образом, металлы встречаются не только на нашей планете.
  • Как определить, металлом или неметаллом является вещество?
  • Перед вами карточки. Определите, какие элементы относятся к металлам (см. Приложение 2). Организует проверку ответов. Проводит фронтальную беседу.
  • Что необходимо было вспомнить, чтобы правильно выполнить данное задание?
  • Каких элементов в периодической системе больше: металлов или неметаллов?

4                ;        >

которых способны отдавать электроны с внешнего или пред- внешнего уровня, образуя при этом положительно заряженные ионы.

Работа обучающихся у доски.

Организует работу у доски.

  1. Какие особенности строения атомов металлов вы наблюдаете?
  2. Они проявляют свойства окислителя или восстановителя?
  • Практически все металлы твердые вещества, обладающие металлическим блеском.

Выполняют задание. Осуществляют взаимопроверку.

  • Четные ряды больших периодов состоят только из металлов, как и все побочные подгруппы. К металлам относятся также лантаноиды и актиноиды.
  • Больше металлов.

К доске выходят три ученика. Составляют схемы строения атомов натрия, магния, алюминия.

+nNa ) ) )

2 8 1

+12Mg ) ) )

2 82

+13AI ) ) )

283

  1. На внешнем уровне у них от 1 до 3 электронов.
  2. Так как на внешнем уровне у них мало электронов, то они

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Работа с учебником.

3. Какие степени окисления могут проявлять металлы исходя из особенностей строения атомов? Запись на доске:

С. о. Me: 0; +1; +2...4-7

- Найдите в тексте учебника: какие металлы называются щелочными и щелочноземельными. Почему?

  1. Как атомы металлов взаимно удерживаются друг возле друга?
  2. Что такое металлическая связь?
  3. Чем металлическая связь похожа на ионную и ковалентную?
  4. Сделайте прогноз о прочности металлической связи.

будут их отдавать, проявляя положительную степень окисления. Являются восстановителями.

  • К щелочным металлам относятся элементы IA группы, при растворении в воде они образуют щелочи.

К щелочноземельным относятся кальций, стронций, барий. В старину на Руси их оксиды называли «землями», при растворении в воде образуют щелочи.

  1. Атомы металлов удерживаются за счет металлической связи.
  2. Металлическая связь - это связь между атом-ионами металлов, расположенными в узлах кристаллической решетки, осуществляемая обобществленными внешними электронами.
  3. В чем-то металлическая химическая связь похожа на ионную: в ней тоже присутствуют ионы (катионы), однако существенное отличие в том,что:
  • в ионной связи есть катионы (положительно заряженные частицы) и анионы (отрицательно заряженные ионы);
  • в металлической химической связи есть катионы и электроны.

Металлическая химическая связь

1

J

5

Работа в паре с раздаточным материалом, заполнение таблицы (см. Приложение 3).

Демонстрация презентации «Физические свойства металлов».

Создание проблемной ситуации

Организует работу в парах по физическим свойствам металлов.

  • Используя коллекцию металлов и справочный материал, заполните таблицу.
  • Каковы физические свойства металлов?
  • От чего зависят физические свойства металлов?

Дает представление о легких и тяжелых, черных и цветных металлах.

  • Представьте, что все металлы

на Земле исчезли. Что бы случилось?

  • Какова роль металлов в жизни человека?

гоже есть общие электроны, но:

  • в ковалентной химической связи электроны принадлежат двум элементам (локализованы между ними);
  • в металлической они принадлежат абсолютно всем ионам. Выполняют работу с раздаточным материалом и записывают результаты в таблицу.
  • Металлическая химическая связь обусловливает основные физические свойства металлов: пластичность, электро- и теплопроводность, твердость, плотность и т. д.

Размышляют над поставленным вопросом

5. Первичная проверка понимания.

Цель:установление правильности и осознанности усвоения нового знания, выявление причин ошибок и их исправление

Проблемный вопрос

- Вспомните определение М. В. Ломоносова: «Металлы — суть ковкие блестящие тела». Можно ли с ним согласиться?

Отвечают на вопросы, используя в качестве опоры записи в тетради

- Организована работа по закреплению материала с помощью проблемного вопроса

6. Первичное закрепление.

Цель: организация усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Тест (см. Приложение 4)

Организует работу с раздаточным материалом.

Осуществляет проверку с использованием демонстрации ответов на слайде.

Поощряет 3^4 учеников, первыми правильно выполнивших задания (до показа ответов)

Самостоятельно выбирают задания соответствующего уровня. Работают с раздаточным материалом, записывая в тетради ответы.

Проводят самооценку своей работы

  • Использованы приобретенные знания в практической деятельности;
  • решены типовые задания на новый способ действий, исправлены ошибки;
  • самостоятельно выполнены задания

LA -J

1

2

3

4

5

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

На отметку «3»:

§ 8, 9; с. 61; ответить на вопросы.

На отметку «4»: § 8, 9; подготовить презентацию на темы «Цветные металлы», «Драгоценные металлы».

На отметку «5»: § 8, 9; подготовить кроссворд из 15 слов по теме «Положение Me в Периодической системе химических элементов. Физические свойства Ме»

Объясняет домашнее задание. Отвечает на вопросы учеников

Обсуждают выполнение домашнего задания,задают вопросы учителю

  • Сообщены объем и содержание домашнего задания

с фиксацией в дневнике;

  • произведен анализ домашнего задания; указаны трудности, с которыми могут столкнуться обучающиеся;
  • объявлены критерии оценки домашнего задания

8. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цель: подведение итогов урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности обучающихся

-Продолжите предложения:

«Сегодня я узнал ...»

«Было интересно ...»

«Я научился ...»

«Я понял, что ...»

«У меня получилось ...»

«Теперь я могу ...»

«Меня удивило ...»

«В жизни мне пригодится ...» Озвучивает отметки за урок, поощряет активных учеников

Отвечают на вопросы учителя. Проводят самооценку.

Высказывают свое мнение об актуальности изученной темы, о совместной работе с одноклассниками

  • Подведен итог урока;
  • проведена рефлексия учебной деятельности;
  • осуществлен анализ достижения цели урока, самооценки, оценки учителя

Окончание табл.

U1 00

Приложение 1

Викторина Задание 1 (4 б.).

Перевертыши.

Разговор - ртуть, крик - платина. (Слово - серебро, молчание - золото.)

Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо.)

Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы.) Не та грязь, что тусклая. (Не то золото, что блестит.)

() каком mc i ал нс идо речь?

Самый распространенный в земной коре металл. (Алюминий.)

Металл, обнаруженный в метеоритах. (Железо.)

Металл, обладающий бактерицидными свойствами. (Серебро.)

Металл, широко используемый в электротехнике. (Медь.)

Задание 3 (3 б.).

Угадайте названия химических элементов:

О т в е т: Li, Pb, Fe, Cs, Mg, Al, Ca, Sr, Sn, Po, Mn.

Приложение 3 Лабораторная работа «Рассмотрение образцов металлов»

Инструктивная карточка.

Металл

Физическое состояние

Цвет, прозрачность

Блеск

Магнитные свойства

t пл., °C

Плотность, кг/см3

Al

Sn

Zn

Cu

Fe

  1. Рассмотрите выданные вещества. В каком физическом состоянии они находятся?
  2. Определите цвет веществ, прозрачность.
  3. Как выражена способность вещества отражать свет?
  4. Поднесите магнит к образцам металлов. Какое вещество притягивается магнитом?
  5. Найдите по справочным таблицам значения температур плавления и плотности выданных образцов.
  6. Почему кастрюли делают из металлов? Почему металлической ложкой можно обжечься, а деревянной нет?
  7. Сделайте вывод: какими общими физическими свой

Результаты исследования занесите в таблицу.

  1. Электронная формула калия.

a) Is2 2s2 2р6 3s1;        б) Is2 2s22p6 3s2;

  1. Электронную формулу Is2 2s2 2p6 Js2 имеет атом:

a) Mg;        6) Ca;

  1. Электронная формула наименее активного металла:

g a) Is2 2s2;        6/1 s2 2s2 2p6 3s2;

  1. Металлы при взаимодействий с неметаллами:

а)        проявляют только окислительные свойства;

б)        проявляют только восстановительные свойства;

  1. В периодической системе типичные металлы расположены:

а) в верхней части;        б) нижней части;        в) правом верхнем углу;        г) левом нижнем углу.

О т в е т ы: 1 - в); 2 - а); 3 - в); 4 - б); 5 - г).

Часть А. Выберите один вариант ответа.

Задание 1.

Вставьте пропущенные слова.,

Радиус атомов металлов        радиуса атомов неметаллов. Во всех соединениях        металлов имеют        степени окисления. При

комнатной температуре металлы находятся        агрегатном состоянии, за исключением        . Металлы обладают характерным        . Они хорошо проводят                 и        . Самый тяжелый металл -        , самый легкий -        , самый тугоплавкий -        , самый легкоплавкий -        .

Ответ: больше, катионы, положительные, в твердом, ртути, металлическим блеском, тепло и электричество, осмий, литий, вольфрам, галлий.

  1. Выберите группу элементов, в которой находя гея только металлы:
  1. Fe, As, S;        б) Mg, О, I;        в) К, Ва, Сг.
  1. Выберите группу, в которой находятся только простые вещества - неметаллы:

а)        Na2O, S, SiCh;        б) О2, CI2, F2;        в) Са, Ва, С1г-

  1. Укажите общее в строении атомов К и Na:

а)        2 электрона на последнем электронном слое;

б)        1 электрон на последнем электронном слое;

в)        одинаковое число электронных слоев.

  1. Металлический магний проявляет свойства:

а)        окислителя;

б)        восстановителя;

в)        окислителя или восстановителя в зависимости от условий.

  1. Металлические свойства натрия слабее, чем:

а) у магния;        б) калия;        в) лития.

  1. К неактивным металлам относятся:

а) натрий, медь, цинк; б) золото, серебро, медь; в) кальций, бериллий, серебро.

  1. Какое физическое свойство не является общим для всех металлов?

а) Электропроводность; б) теплопроводность;        в) твердое агрегатное состояние при нормальных условиях; г) металлический блеск.

Часть Б. Ответом к заданиям этой части является набор букв, которые следует записать.

Установите соответствие.

С увеличением порядкового номера элемента в главной подгруппе II группы Периодической системы свойства элементов и образуемых ими веществ изменяются следующим образом:

  1. Число электронов на внешнем уровне        А. Увеличивается
  2. Электроотрицательность        Б. Уменьшается
  3. Восстановительные свойства        В. Не изменяется

Ответы:

Часть А. 1 - в); 2 - б); 3 г- б); 4 - б); 5 - б); 6 - б); 7 - в). Часть Б. 1 - в); 2 - б); 3 - а).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Соли" (химия, 8 класс)

Урок разработан к учебнику О. С. Габриеляна, 8 класс. Урок формирования новых знаний.Урок, отвечающий современным требованиям.Содержит этапы: мотивационныйпсихологическая подготовка к изучению но...

Открытый урок по химии 8 класс " Характеристика элементов по Периодической системе Д.И. Менделеева".

Открытый урок по химии 8 класс " Характеристика элементов по Периодической системе Д.И. Менделеева"....

Технологическая карта урока по химии 9 класс "Получение металлов"

Технологическая карта урока для 9 класса по химии по УМК О.С.Габриеляна на тему "Получение металлов"...

Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов

Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов в соответствии требованиями ФГОС...

План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".

План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....