Типы химических реакций
план-конспект урока по химии (8 класс)

Желудова Оксана Георгиевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_himicheskih_reaktsiy_-_konspekt.docx22.58 КБ
Файл tipy_himicheskih_reaktsiy.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока химии по теме «Типы химических реакций»  8 класс

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Действия учителя

Действия учеников

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Здравствуйте! Я рада всех вас видеть сегодня на уроке. Мы продолжаем изучать основы удивительной, но в тоже время и сложной науки – химии. Качественно усвоить знания невозможно без вашей активной самостоятельной работы. Для ее организации необходимо поделиться на группы. У вас на столах лежат карточки. Распределитесь на 4 команды.

По какому признаку вы объединились в группы? (вопрос каждой группе).

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Распределяются по 3 группам.

У нас на карточках записаны:  

формулы простых веществ (1 группа), формулы сложных веществ (2 группа), химические уравнения (3 группа).

Рассаживаются по сформированным группам.

ЭТАП МОТИВАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ учебной деятельности

Сделайте глубокий вдох и выдох. Что сейчас произошло?

При вдохе вместе с воздухом в организм попал кислород и в каждой клетке начались химические реакции окисления органических веществ. При выдохе в воздух выделился углекислый газ, который затем поглотится растениями и в результате фотосинтеза превратится в углеводы. Каждую секунду в окружающем нас мире происходит неисчислимое множество химических реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. (слайд 1)

Но как же не запутаться в этом огромном, разнообразном и удивительном мире химических реакций?

Ответ на данный вопрос заключается в высказывании великого русского химика Д.И. Менделеева: «Мощь и сила науки во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества» (слайд 2). Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций, необходимо их обобщить. А что значит обобщить?

На основе этих признаков нужно разделить все химические реакции на группы или классы, т.е. классифицировать.

В химии вместо понятия «классы химических реакций» используется понятие «типы».

Какая тема сегодняшнего урока?

(слайд 3)

Следовательно, какова цель урока?

Внимательно слушают учителя.

Нужно выделить главные, особенные признаки.

Тема урока «Типы химических реакций».

Цель урока: изучить типы химических реакций.

3. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ

1) Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

Выполните задания на слайде 4.

Первая часть задания на известный материал.

Вторая часть задания на новый материал (практическое задание, не похожее на все предыдущие).

Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение? (побуждение к осознанию проблемы)

Каких знаний не хватает? (осознание недостатка знаний) 

Какая же у нас возникла проблема?

Выполняют задания.

Легко справляются с заданием.

Испытывают затруднение, так как не знают способ выполнения задания (проблемная ситуация)

Мы не умеем определять тип реакций.

Мы этого еще не изучали.

Мы не знаем, какие бывают типы реакций.

Формулируют проблему в виде вопроса:

Какие существуют типы химических реакций? (запись на доске)

3. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ

2) Поиск решения (открытие нового знания) и выражение решения

В основе каждого типа реакции лежит определенное действие. (слайд 5)

1. Разбирает матрешку, по очереди доставая меньшую.

Сколько было матрёшек?

Сколько стало?

Какое действие я совершала, доставая матрешки?

Как можно назвать тип реакции, в основе которых лежит разложение?

Верно. Это один из типов химических реакций (запись на доске)

2.  Собирает детский конструктор.

Какое действие я выполняла с деталями, когда их собирала?  

В основе какого типа реакций лежит это действие?

Правильно. Это еще один тип химических реакций (запись на доске)

3. Выкладывает слово ДОМ с помощью букв на магнитах. Что нужно сделать, чтобы при составлении ребуса из слова «ДОМ» получить слово «СОМ»?

Как назвать такое действие?

В основе какого типа реакций лежит это действие?

Замечательно. Это еще один тип химических реакций (запись на доске)

4. Просит учеников, сидящих на соседних партах, поменяться местами.

Какое действие вы сейчас совершили?

Как назвать тип реакций, в основе которых лежит это действие?

Какая проблема была сформулирована в начале нашего урока? (указать на проблему, записанную на доске)

Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на вопрос мы можем дать?

А теперь давайте выясним, что это за типы реакций. Для этого поработаем в командах. У каждой группы на столе лежит рабочий лист (приложение 1). Внимательно ознакомьтесь с заданием и приступайте к его выполнению (консультирует учащихся по мере необходимости).

Ребята! Закончили выполнять задания. Слушаем отчет каждой группы.

Учитель показывает задания каждой группы всему классу на, чтобы все дети смогли принять участие в обсуждении.

Группа № 1 – слайды 6-8

Группа № 2 – слайды 9-11

Группа № 3 – слайды 12-14

Сверьте сформулированные вами определения с текстами на слайдах.

Оценивание ученического продукта через сравнение с опорой на готовый образец.

Подумайте, по какому признаку поделили химические реакции на 4 типа?

Верно! Это один из признаков, положенных в основу классификации реакций.

 С реакциями обмена мы познакомимся в 8 классе чуть позже.

В химии используют и другие признаки, с которыми мы будем знакомиться по ходу изучения химии.

Одна

Несколько

Разложение

Реакции разложения.

Это действие – соединение

В основе реакции соединения

Заменить букву «Д» на букву «С»

Замещение

В основе реакции замещения.

Обмен

Реакции обмена

Какие существуют типы химических реакций?

Существует четыре типа химических реакций: реакции разложения, соединения, замещения и обмена.

Работают в группах, выполняют задания, делают лабораторные опыты, заполняют рабочие листы.

Учащиеся каждой группы отвечают на вопросы в таблице по единому плану:

1. Сколько веществ вступает в данные химические реакции? (число исходных веществ)

2. Какие это вещества по составу?

3. Сколько веществ образуется в результате реакции? (число продуктов реакции)

4. Какие это вещества по составу?

5. Какое действие лежит в основе этих реакций?

6. К какому типу относятся данные реакции?

7. Отчет об экспериментальной работе (лабораторные опыты).

Далее озвучивают определения типов реакций, сформулированное ими самостоятельно (Открытие нового знания)

Группа № 1 – р. разложения

Группа № 2 – р. соединения

Группа № 3 – р. замещения

По числу и составу исходных веществ (реагентов) и продуктов реакции.

4. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

I. Ребята! Давайте вернемся к началу нашего занятия.  Используя свои новые знания, выполните задание 2 (слайд 17)

II. Выполнение упражнений.

(слайд 18)

Используя приобретённые на уроке знания, определяют тип химических реакций.

Выполняют задания.

Фронтальная проверка правильности выполнения.

5. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

1) Рефлексия

Оцените свою работу на уроке с позиции:

 1. Я узнал (а) … (отношение к произошедшему)

2. Мне было легко и понятно (или сложно понять) …  (выделение трудностей)

3. Я научился (ась)… (присвоение опыта)

2) Подведение итогов (аргументированное выставление отметок).

За задания, выполненные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика.

3) Информация о домашнем задании: 

(слайд 19)

§ 21. Химия. 8 класс. Электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: Просвещение, 2016;

упр. 70-73, стр. 20-21. Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.И. Габрусева. - М.: Просвещение, 2013.

 

Наш урок закончен. Всем спасибо за хорошую и плодотворную работу!

Оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Д.И. Менделеев «Мощь и сила науки во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества»

Слайд 3

«Типы химических реакций» Тема урока:

Слайд 4

изучение типов химических реакций Цель урока:

Слайд 5

1) Н 2 О → Н 2 ↑ + О 2 ↑ 2) Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2 ↑ 3) Mg + O 2 → MgO 4) CuCl 2 + NaOH → NaCl + Cu(OH) 2 Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций К какому типу относят каждую реакцию?

Слайд 6

Какие существуют типы химических реакций? Проблема:

Слайд 7

Типы химических реакций Реакция разложения Реакция соединения Реакция замещения Реакция обмена

Слайд 8

Что общего в данных реакциях? 2Н 2 О = 2Н 2 ↑ + О 2 ↑ 2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 ↑ CaCO 3 = CaO + CO 2 ↑ Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O

Слайд 9

Лабораторный опыт № 1 Cu 2 (OH) 2 CO 3 = 2CuO + CO 2 ↑ + H 2 O 1 ) Данная реакция протекает при нагревании. 2) Признаки реакции: изменение окраски; выделение газа. 3) Тип реакции: реакция разложения. t Порошок голубого цвета МАЛАХИТ Порошок черного цвета

Слайд 10

Реакция разложения- реакция, в результате которой из одного сложного вещества образуются два или несколько простых или сложных веществ.

Слайд 11

Что общего в данных реакциях? 2Mg + O 2 = 2MgO BaO + H 2 O = Ba(OH) 2 Fe + S =FeS 4NO 2 +2H 2 O + O 2 = 4HNO 3

Слайд 12

Лабораторный опыт № 2 Fe + S → FeS 1) Данная реакция протекает при нагревании. 2) Признаки реакции: изменение окраски. 3) Тип реакции: реакция соединения. серый желтый черный

Слайд 13

Реакция соединения- реакция, в результате которой из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество.

Слайд 14

Что общего в данных реакциях? Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 ↑ H 2 + CuO = H 2 O + Cu Fe + CuCl 2 = FeCl 2 + Cu 2Al + Fe 2 O 3 = Al 2 O 3 + 2Fe

Слайд 15

Лабораторный опыт № 3 ↓ Fe + CuSO 4 → FeSO 4 + Cu Синий раствор Зеленый раствор Красный цвет 1) Данная реакция протекает при соприкосновении веществ. 2) Признаки реакции: изменение окраски; образование осадка. 3) Тип реакции: реакция замещения.

Слайд 16

Реакция замещения- реакция между простым и сложным веществами, в результате которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.

Слайд 17

1) Н 2 О → Н 2 ↑ + О 2 ↑ 2) Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2 ↑ 3) Mg + O 2 → MgO 4) CuCl 2 + NaOH → NaCl + Cu(OH) 2 Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций К какому типу относят каждую реакцию?

Слайд 18

1) Al + H 2 SO 4 = 2) Zn + O 2 = 3) Fe + HCl = 4) H 2 O = 5) C + CuO = 6) Cl 2 + FeBr 3 = 7) CaO + H 2 O = 8) MgCO 3 = Закончите уравнения реакций : К какому типу относят каждую реакцию?

Слайд 19

§ 21. Химия. 8 класс. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просве щ ение, 201 6. У пр. 1, 3 письменно в тетради. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"...

«Типы химических реакций: реакции замещения и обмена".

Урок по химии разработан к учебнику О.С. Габриелян "Химия. 8 класс"...

Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение" с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления ...