Конспект внеурочного занятия "Химия - страна чудес"
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Хуснутдинова Гульнур Ахатовна

На протяжении долгих веков развития  химической науки , она была связана с попытками человека приоткрыть завесу тайн различных превращений веществ , их свойства и строения.

Химическое искусство возникло в глубокой древности , и его трудно отличить от ремесла, потому что оно рождалось и у горна металлурга , и у чана красильщика , и у горелки стекольщика. Теоретически представления о предмете химического знания формировались в античной философии. Представления о химии Аристотеля, Платона и других древнегреческих философов дали основу для возникновения научной химии. В средневековье активно развивалась алхимия- эпоха «заблуждений и обмана». С помощью химических опытов, алхимики  пытались получить золото из свинца. Но даже спустя века важные открытия в области химии часто были похожи на настоящие чудеса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_-_strana_chudes_vneurochnoe_zanyatie.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по химии «Химия – страна чудес», 8 класс.

Г.А.Хуснутдинова, учитель химии и биологии

МБОУ «Коморгузинская СОШ имени Шигабутдина Марджани» Атнинского муниципального района РТ.

Цель: расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии через занимательные опыты, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей учащихся.

Задачи:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся.

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, совершенствовать навыки и умение учащихся при выполнении лабораторных опытов, вырабатывать умение наблюдать; развивать умение работать в группах и индивидуально.

Воспитательная: воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопомощи, групповой, творческой деятельности, прививать интерес и любовь к химии.

Игра проводится для учащихся 8-х классов, класс делится на 4 команды «Вода», «Кислоты», «Индикаторы», «Газы».

Оборудование для мероприятия: мультимедийный проектор, воздушные шарики, карточки с заданиями, химическая посуда для конкурса, реактивы и лабораторное оборудование для занимательных опытов.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь! Я приветствую всех присутствующих сегодня на нашем занятии по химии. Я рада, что вы пришли на занятие, чтобы узнать что-то новое из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки.

Хочу начать занятие с высказывания Максима Горького: «Химия - это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области». (Слайт 1)

Как вы понимаете это высказывание? (ответы учащихся)

Химия — это область чудес. А вот чудеса - они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооруженные знаниями. Наука химия - вот истинная волшебница!

Сейчас мы в этом убедимся. Попробуем сами сотворить чудеса. Но запомните: в химии есть законы, которые необходимо соблюдать и в жизни. Нельзя пробовать незнакомые вещества, нюхать, трогать руками. Как вы думаете почему? (так как вещества бывают разные, ядовитые, едкие, могут вызвать ожоги, испортить одежду).

         2. Актуализация.

Для удобства работы будем делиться на группы. (Каждый ученик из шкатулки достает карточку, читает свойство и определит о каком веществе идет речь. Можно помогать тем ученикам, которые затрудняются в ответе. Так класс делится на 4 группы «Кислоты», «Индикаторы», «Вода», «Газы».) Займите место за столом, на котором стоит название вашей группы.

- О ней сказано: «Сапоги мои того, пропускают аш – два - о» (Вода)

- Её надо приложить к суставу для уменьшения болевых ощущений?

- Назовите вещество, которое образуется при горении кислорода и водорода.

- Вещество, находящееся в природе в трех агрегатных состояниях.

- Много оксида водорода утекло с тех пор (Много воды утекло с тех пор)

- Летучие.

- Хорошо сжимаются.

- Занимают весь предоставленный объем.

- Огромное межмолекулярные промежутки.

- Объем и форму не сохраняют.

- Их льют в воду тонкой струйкой, а не наоборот. Иначе выделится много количества тепла, происходит выброс раствора и поражение глаз.

- Едкие жидкости.

- Имеют кислый вкус.

- Разъедают многие вещества.

- Могут вызывать ожоги.

- По другому их называют «указателями».

- Они бывают природного и химического происхождения.

- Щелочи и кислоты можно распознать с помощью этих веществ.

- Соединения, позволяющие быстро определить pH.

- Лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.

Каждой группе дается карточка, включающая  вопросы в соответствии с названием группы. Ребята вместе выполняют задание в специальном бланке. Работа проверяется учителем   с помощью ZipGrade. Работы анализируются, ошибки исправляются.

ВОПРОСЫ:

1 группа

  1. Самое распространённое вещество на земле. (Вода)

а) песок; б) глина; в) вода; г) кислород.

  1. Какая вода содержит меньше всего примесей? (Дождевая)

а) морская, б) дождевая, в) речная, г) минеральная.

3. Какой оксид надо приложить к суставу для уменьшения болевых ощущений? (Снег или лёд Н2О или оксид водорода)

а) перекись водорода; б) оксид водорода; в) оксиды мышьяка; г) оксид цинка.

4. Я – газ легчайший и безвредный, неядовитый и бесцветный. Объединяясь с кислородом, я для питья даю вам воду. (водород)

а) водород; б) углекислый газ; в) азот; г) хлор.

5. Среди методов очистки воды химическим является

1) дистилляция;   2) фильтрование;  3) обработка серебром; 4) отстаивание.

2 группа

  1. Вещества, изменяющие свой цвет в присутствии тех или иных химических соединений в исследуемой среде (в растворе, в воздухе, в клетках, в тканях) (Индикаторы)

а) катализаторы; б) ингибиторы; в) индикаторы.

  1. Индикатор на щелочную среду (фенолфталеин)

а) лакмус; б) метилоранж; в) фенолфталеин.

  1.  Когда ж нейтральная среда, он фиолетовый всегда (лакмус).  

а) лакмус; б) метилоранж; в) фенолфталеин.

  1. О каком индикаторе идет речь?

От щелочи я желт, как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда,

А в воду я бросаюсь без оглядки,

Ведь здесь уж не заест меня среда. (метилоранж)

а) лакмус; б) метилоранж; в) фенолфталеин.

  1. В кислой среде  лакмус приобретает …… цвет (красный)

а) фиолетовый; б) красный; в) малиновый; г) розовый

3 группа.

1. Какую кислоту выделяют голожаберные (морские моллюски), защищаясь? (Серную кислоту)

а) соляную; б) серную; в) азотную; г) фосфорную.

2. Как называется вещество, благодаря которому крапива «кусается»? (Муравьиная кислота)

а) уксусная; б) серная; в) муравьиная; г) лимонная.

3. Какая кислота вырабатывается в желудке? (соляная)

а) соляная; б) серная; в) азотная; г) фосфорная.

4. От какого дождя гибнут растения (кислотного)

а) фтороводородного; б) щелочного; в) кислотного; г) обильного.

5. Раствор этой кислоты используется в кулинарии, а также для консервирования (уксус/уксусная кислота)

а) соляная; б) уксусная; в) угольная; г) активированная.

4 группа.

  1. Назовите самый распространённый во Вселенной химический элемент? (Водород)

а) кислород; б) водород; в) углекислый газ; г) озон.

  1. Самый распространенный элемент в природе.  (Кислород)

а) кислород; б) водород; в) углекислый газ; г) озон.

  1. В газообразном виде я оказываю сильное раздражающее действие на глаза и дыхательную систему. Я вхожу в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и других пестицидов. Главным образом я появляюсь на свет в результате электролиза солей. Меня используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. Кто я? (Хлор)

а) азот; б) хлор; в) фтор; г) йод.

  1. Газ, находящийся в нижних слоях атмосферы, защищает все живое.  (Озон)

а) кислород; б) водород; в) углекислый газ; г) озон.

  1. Газообразное вещество, без которого не могут развиваться растения  (углекислый газ СО2)

а) кислород; б) водород; в) углекислый газ; г) озон.

3. Практическая часть. Задание 2.

Группа «Индикаторы»

1. Испытание называется «Отыщи воду». Вам предстоит при помощи химических реактивов, соблюдая правила техники безопасности, определить, в каком сосуде находится чистая вода.

 (Учащиеся из перечня реактивов должны выбрать индикаторы и с их помощью определить в каких пробирках находятся щёлочь, кислота и вода.)

Группа «Вода»

2. «Химические водоросли».

В стакан наливают раствор силиката натрия и на дно бросают кристаллы хлоридов кальция, марганца (II), кобальта (II), никеля (II) и других металлов. Через некоторое время в стакане начинают расти кристаллы соответствующих труднорастворимых силикатов, напоминающие водоросли.

Группа «Кислоты».

3. Как надуть шарик?

Что делать если нет гелия для надувания воздушных шариков, а нужно надуть много больших шаров в домашних условиях? Сейчас мы продемонстрируем очень простой, но эффектный химический опыт с помощью которого можно легко надуть воздушный шарик. Проведение эксперимента предполагается под присмотром взрослых. Нам понадобятся:

  • бутылка;
  • воздушный шарик;
  • пищевая сода;
  • уксусная кислота.

Насыпаем немного соды в шарик (не более 3-4 чайных ложек). Для удобства можно использовать воронку или обычную ложку. В бутылку заливаем небольшое количество уксуса и осторожно надеваем шарик на горлышко бутылки таким образом, чтобы сода не просыпалась в бутылку. После подготовительного процесса приподнимите шарик так, чтобы сода высыпалась в бутылку. Уксус начнет булькать и пенится, не стоит этого бояться, это выделяется углекислый газ, который в итоге и надует наш шарик. Несколько секунд и шарик надут, только придерживайте его, а то улетит! Оказывается вот так просто можно надуть шарик содой и уксусом!

Группа «Газы»

Тушение свечей содержимым пустого стакана.

Для опыта понадобятся: уксус, сода, стакан, свечи, спички или зажигалка.

1. Поджигаем свечи.                                                                                                                  2. Насыпаем соду в первый стакан и в него же добавляем уксус.
3. Аккуратно "выливаем" полученный газ из стакана на горящие свечи.

Итог: при гашении соды уксусом выделяется углекислый газ СО2, который не поддерживает горение. Этот газ тяжелее воздуха и в итоге он заполняет весь стакан, вытесняя оттуда воздух. Свечи горят, благодаря доступу кислорода. Но когда мы "льем" углекислый газ на свечи, они тухнут.

Защита учащимися выполненных практических заданий.

Опыты с учителем.

Удаление пятен от чая.

     На лоскуток ткани налили немного заварки. Сверху выдавили несколько      

     капель сока лимона, немного подождали. Промыли водой.   Пятно исчезло.

     Вывод: пятна от чая можно удалить при помощи сока лимона.

Удаление пятен от ягод.

На лоскуток ткани нанесли несколько капель ягодного (фруктового) сока. Растворили в стакане воды чайную ложку питьевой соды, и этим раствором потерли ткань. Смыли его водой. Пятно исчезло.                                                          Вывод: Пятна от ягод удаляются при помощи соды и воды.

Учащимся раздается буклет «Как выводить пятна с одежды в домашних условиях».

VI. Этап «рефлексии».

  • Как вы чувствовали себя на занятии?
  • Что открыли, узнали на занятии?
  • Что вы взяли с сегодняшнего занятия?
  • Оправдались ли ваши ожидания?
  • Для меня сегодняшнее занятие …
  • Как вы думаете, зачем нужны такие занятия?

- Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Чудеса заключаются в повседневности. Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». Впереди нас ждет еще немало чудесных и волшебных открытий.

     До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

6 класс. Разработка занятия внеурочной деятельности по теме "Монотипия-страна чудес!"

Разработка занятия внеурочной деятельности по теме "Монотипия-страна чудес!" . Представлены работы Когалымской художницы Людмилы Гайнановой....

6 класс. Презентация к занятию внеурочной деятельности по теме "Монотипия-страна чудес!".

Презентация занятия внеурочной деятельности по теме "Монотипия-страна чудес!" . Представлены работы Когалымской художницы Людмилы Гайнановой....

Читая "Алису в Стране Чудес" рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 7 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 7 классов с целью совершенствования навыков чтения, монологической речи на основе прочитанного, обогащения лексического запа...

Программа деятельности театральной студии "Страна чудес" "Лето в стране чудес"

В летний период продолжается образовательно-воспитательная работа с воспитанниками всех групп театральной студии «Страна чудес». Целью этой работы, как и  во время учебного года, явля...

Конспект внеурочной деятельности «Мастерская чудес» для детей с ОВЗ

Цель занятия - получение положительных результатов в области эмоционально-волевой сферы путем вовлечения в творческий процесс....