Урок по теме "Карбоновые кислоты: Общий обзор"
план-конспект по химии

Машеева Цындема Дондоковна

Цели урока: Познакомить учащихся с классом предельных одноосновных карбоновых кислот; закрепить знания о гомологическом ряде, гомологах и изомерах, расширить знания о значении веществ на примере использования карбоновых кислот; развивать интеллектуальные умения: составлять таблицы

(«сворачивание» знаний), выделять главные понятия новой темы; расширять научную лексику путем введения в активный словарь новых терминов; воспитывать коммуникативные навыки, интерес к предмету; формировать научное мировоззрение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_temekarbonovye_kisloty.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по теме  « Карбоновые кислоты: Общий обзор»

Цели урока: Познакомить учащихся с классом предельных одноосновных карбоновых кислот; закрепить знания о гомологическом ряде, гомологах и изомерах, расширить знания о значении веществ на примере использования карбоновых кислот; развивать интеллектуальные умения: составлять таблицы

(«сворачивание» знаний), выделять главные понятия новой темы; расширять научную лексику путем введения в активный словарь новых терминов; воспитывать коммуникативные навыки, интерес к предмету; формировать научное мировоззрение.

                                            Ход урока

Организационный момент:

Повторение с целями подготовки учащихся к усвоению нового материала и развития умения работать со схемой  (выделять главное, «сворачивать» знания в опорный конспект).

Вопросы:

1.Вспомните два изученных класса кислородсодержащих органических соединений; дайте им названия, запишите общие формулы, выделите функциональные группы.  ( Учащиеся записывают на доске общие формулы спиртов и альдегидов – R- OH;     R- CHO).

2.Одно из свойств альдегидов – способность вступать в реакции окисления. Запишите уравнение данной реакции в общем виде.  (R- CHO + Ag2O = R- COOH + 2Ag)

Новая тема:

 Учитель: В результате реакции образовалось вещество, которое содержит функциональную группу СООН и относится к классу карбоновых кислот.

(Формулировка темы урока, конкретизация цели изучения нового материала, запись темы урока и запись на доске девиза урока: «От спирта к кислоте».

Учитель: В общей формуле карбоновых кислот R-COOH выделите функциональную группу. – СООН - карбоксильная группа.

Учащиеся дают определение карбоновым кислотам, записывают его в тетрадь, зачитывают вслух, сверяют свои записи с определением, данным в учебнике.

Учитель: В природе существует много различных кислот. Чтобы систематизировать сведения о данных веществах, классифицируем кислоты по двум признакам:  строению углеводородного радикала и числу карбоксильных групп.(Это имеет большое значение для усвоения нового материала и систематизации уже пройденного).

Учащиеся, основываясь на знаниях материала по темам «Углеводороды», «Кислоты», заполняют схему. Два ученика работают у доски.

        Карбоновые кислоты

                    по строению углеводородного радикала

предельные                   непредельные                        ароматические

                          по числу карбоксильных групп

          одноосновные                        многоосновные

Этап контроля знаний – Цель: проверка первичного уровня усвоения знаний и специальной терминологии. На этом этапе урока контроль проводим в форме заполнения таблицы. Двое учащихся рассказывают о щавелевой и лимонной кислотах. Остальные по ходу их сообщений записывают в выданную таблицу опорные понятия, ключевые слова, а затем , привлекая уже имеющиеся знания, характеризуют по плану уксусную кислоту. Заполненную таблицу и характеристику кислоты учащиеся сдают учителю.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ

                                      КИСЛОТЫ                

ЛИМОННАЯ

    ЩАВЕЛЕВАЯ

    УКСУСНАЯ

         ФОРМУЛА

НАХОЖДЕНИЕ

         В ПРИРОДЕ

      ФИЗИЧЕСКИЕ

         СВОЙСТВА

        ПРИМЕНЕНИЕ

Этап – закрепление умений составлять формулы гомологов, называть вещества по систематической номенклатуре.

Все карбоновые кислоты – важные органические соединения, но сегодня будем говорить только о предельных одноосновных карбоновых кислотах.

Записываем на доске формулы двух первых веществ этого класса.

Задание учащимся: продолжите гомологический ряд до шестого представителя, назовите кислоты по номенклатуре ИЮПАК, учитывая, что их названия происходят от названий соответствующих углеводородов с добавлением окончания – овая и слова «кислота».

Двое учащихся работают у доски, остальные -  в тетрадях. После выполнения задания они сверяют свои записи с записями на доске, материалом учебника, дополняют, исправляют имеющиеся ошибки. В течение урока за каждый вид работы учащиеся получают отметки. Обязательно нужно их комментировать.

Наряду с систематической номенклатурой существует тривиальная. С ней учащиеся познакомились, изучая альдегиды. Учащиеся самостоятельно дают кислотам тривиальные названия: муравьиная, уксусная и т.д. Потом делают вывод, дают определение понятию « гомологи».

Еще одна причина многообразия органических веществ – изомерия. Предлагаем дать определение этому понятию. В ходе объяснения сразу проводим закрепление материала: отрабатываем умение составлять структурные формулы гомологов, изомеров, давать названия веществам. Работа организуется в группах, состоящих из четырех человек. (Особое внимание обращаем на развитие коммуникативных навыков). У каждой группы учащихся свое задание.

                                       Вариант 1

Составьте структурные формулы двух изомеров углеводородного радикала валериановой кислоты, дайте им названия.

                                       Вариант 2

Формула вещества СН3-СН-СООН.

                                          СН3

Составьте структурные формулы двух его гомологов  и дайте им названия.

                                       Вариант 3

Составьте формулы веществ по названиям:

   а) 2-метил-4-этилгексановая кислота;

   б) валериановая кислота;

   в) 2-метилпрпионовая кислота.

                                        Вариант 4

Дайте названия веществам по их формулам:  а) СН3-СН-СН-СООН;

                                                                                          СН3 СН3

             СН3

б) СН3-С-СООН;                 в)   СН3-СН2-СООН.

             СН3

                                   Вариант 5

Формула вещества СН3-СН2-СН2-СООН. Составьте структурные формулы одного гомолога и одного изомера. Дайте названия веществам.

Выполнив задание, представители групп записывают ответы на доске. Корректируем их, если необходимо.

После этого проводим контроль знаний.

Задание: даны структурные формулы веществ:

а) СН3-СООН;       б)  СН3-СН- СООН;      в)  СН3-СН2-СН2-СООН;

                                               СН3             СН3

г) СН3-СН-СН2-СООН;             д)  СН3-С-СООН;     е) СН3-СН2-СН-СН2-СООН

             СН3                                                СН3                                    СН3

                       СН3

ж)  СН3-СН2-С-СООН.

                        СН3

Выберите три пары изомеров (вариант 1) и три пары гомологов (вариант 2).

После выполнения самостоятельной работы организуем взаимоконтроль по представленному ключу. Отметки выставляем сразу.

Подводим итоги урока, разъясняем домашнее задание: повторить химические свойства неорганических кислот; составить кроссворд по теме (по желанию).

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ

                                      КИСЛОТЫ                

ЛИМОННАЯ

    ЩАВЕЛЕВАЯ

    УКСУСНАЯ

         ФОРМУЛА

НАХОЖДЕНИЕ

         В ПРИРОДЕ

      ФИЗИЧЕСКИЕ

         СВОЙСТВА

        ПРИМЕНЕНИЕ

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ

                                      КИСЛОТЫ                

ЛИМОННАЯ

    ЩАВЕЛЕВАЯ

    УКСУСНАЯ

         ФОРМУЛА

НАХОЖДЕНИЕ

         В ПРИРОДЕ

      ФИЗИЧЕСКИЕ

         СВОЙСТВА

        ПРИМЕНЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cамоанализ открытого урока на тему «Карбоновые кислоты».

В статье дается полный самоанализ проведенного открытого урока на тему "Карбоновые кислоты"....

Cамоанализ открытого урока на тему «Карбоновые кислоты».

В статье дается полный самоанализ проведенного открытого урока на тему "Карбоновые кислоты"....

Конспект урока по теме "Карбоновые кислоты"

Конспект урока с использованием метода проектов по теме "Карбоновые кислоты"....

Разработка урока по теме Карбоновые кислоты, 10 класс

Урок по органической химии в 10 классе на тему "Карбоновые кислоты" с применением технологии развития критического мышления....

Технологическая карта урока на тему "Карбоновые кислоты"

Урок проводится в 10 классе. На уроке рассматривается номенклатура, физические и химические свойства, биологическая роль карбоновых кислот....

урок по теме "Карбоновые кислоты"

презентация для проведения цикла уроков по химии в 10 профильном классе...

Презентация к уроку по теме:"Карбоновые кислоты"

Презентация к уроку Карбоновые кислоты...