Урок по теме «Кислород в природе. Оксиды»
план-конспект урока по химии

Машеева Цындема Дондоковна

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Он включает пять этапов.

  1. Актуализация опорных знаний. Подготовка к изучению нового материала
  2. Задача этого этапа – обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-воспитательной деятельности.

 Форма работы – фронтальная.

 Метод – репродуктивный.

С кислорода начинается изучение конкретных веществ, образуемых химическими элементами. Химические элементы образуют простые и сложные вещества.

Вопросы:  1. Что такое химический элемент?

2. Какие вещества называются простыми?

3..На какие две группы делят простые вещества?

4. Что такое сложные вещества?

    II. Усвоение новых знаний и способов действий

На этом этапе должно обеспечиваться восприятие, осмысление и первичное запоминание сведений о кислороде как о химическом элементе, нахождении его в природе, об оксидах, их составе и физических свойствах, распространении в природе. Необходимо также установить взаимосвязь между составом и свойствами веществ.

Форма работы – парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа с источниками информации, сравнительный анализ.

Метод – репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: Руководство к изучению темы, текст «Оксиды», сравнительные диаграммы распространенности химических элементов, образцы оксидов, минералы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_temekislorod.oksidy.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Кислород в природе. Оксиды»

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Он включает пять этапов.

  1. Актуализация опорных знаний. Подготовка к изучению нового материала
  2. Задача этого этапа – обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-воспитательной деятельности.

 Форма работы – фронтальная.

 Метод – репродуктивный.

С кислорода начинается изучение конкретных веществ, образуемых химическими элементами. Химические элементы образуют простые и сложные вещества.

Вопросы:  1. Что такое химический элемент?

2. Какие вещества называются простыми?

3..На какие две группы делят простые вещества?

4. Что такое сложные вещества?

    II. Усвоение новых знаний и способов действий

На этом этапе должно обеспечиваться восприятие, осмысление и первичное запоминание сведений о кислороде как о химическом элементе, нахождении его в природе, об оксидах, их составе и физических свойствах, распространении в природе. Необходимо также установить взаимосвязь между составом и свойствами веществ.

Форма работы – парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа с источниками информации, сравнительный анализ.

Метод – репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: Руководство к изучению темы, текст «Оксиды», сравнительные диаграммы распространенности химических элементов, образцы оксидов, минералы.

Школьники самостоятельно изучают новый материал по руководству. После выполнения каждого задания учащиеся формулируют выводы, затем организую осуждение выполненных заданий. О нахождении оксидов в  природе и их применении рассказывают заранее подготовившиеся учащиеся.

Руководство к изучению темы «Кислород как химический элемент.            Кислород в природе. Оксиды»

        План характеристики кислорода как химического элемента

  1. Химический знак.
  2. Относительная атомная масса.
  3. Группа, подгруппа.
  4. Период.
  5. Валентность.
  6. Нахождение в природе: а) в земной коре;  б) в атмосфере;  в) в гидросфере; г) составе живых организмов.

*Прочитайте первый абзац § 4.1(с.69). Рассмотрите диаграммы. Запишите данные о содержании кислорода в природе. Сформулируйте выводы о нахождении кислорода в природе (устно).

*Выполните лабораторный опыт «Ознакомление с образцами оксидов».

Опишите физические свойства оксидов при обычных условиях, заполните таблицу (один ученик описывает свойства оксидов металлов, другой – оксидов неметаллов).

*Обменяйтесь результатами ваших наблюдений.

*Прочитайте первый абзац текста «Оксиды», проанализируйте данные, занесенные в таблицу. Установите взаимосвязь между составом, строением и свойствами оксидов. Запишите выводы. Что общего в составе оксидов? Чем отличаются оксиды: а) по составу;  б) по физическим свойствам?

*Прочитайте второй абзац текста «Оксиды». Выделите ключевые слова, сформулируйте вывод, пользуясь следующей схемой:

понятие        ближайшее родовое понятие         существенный признак.

*Прочитайте третий абзац текста «Оксиды». Послушайте сообщения учащихся. Рассмотрите минералы, в состав которых входят оксиды.

*Выполните тестовые задания. Критерии оценки: три задания – «3», четыре задания – «4»,  пять заданий –«5».

Оксиды

При обычных условиях оксиды могут находиться в твердом, жидком или газообразном состоянии. Различны их температуры плавления: одни плавятся при очень высокой температуре, а другие - при очень низкой. Это зависит от их строения. Среди всех оксидов можно выделить оксиды металлов и оксиды не металлов. Оксиды металлов имеют немолекулярное строение. Они тугоплавки и при обычных условиях твердые. Оксиды неметаллов, как и сами неметаллы, характеризуются более разнообразными свойствами. Некоторые оксиды неметаллов имеют молекулярное строение. Они находятся в жидком или газообразном состоянии, но могут быть и твердыми с низкими температурами плавления (например, оксид фосфора (V) Р2О5).

Общей характерной особенностью оксидов является то, что в их состав входит кислород. Все оксиды – бинарные соединения. Отсюда можно вывести определение понятия оксидов. В определении указывают более общее родовое понятие, которое применимо к данным веществам, а также характерные особенности, которые отличают эти вещества.

Оксиды широко распространены в природе. Наиболее распространенным оксидом является вода. В атмосфере находятся углекислый газ СО2, а также оксиды серы (lV) SO2, азота (11) NO и азота (lV) NO2, которые появляются в результате извержения вулканов и деятельности человека. В земной коре оксиды часто встречаются в составе минералов, например кварца SiO2, магнетита Fe3O4,глинозема Al2O3, пиролюзита MnO2 и других. Оксиды металлов используют для получения металлов.

        

Сравнительные диаграммы распространенности химических элементов (в процентах по массе)

Свойства оксидов

Название и формула

цвет

Агрегатное состояние

Температура плавления, [1]

Строение

Оксид меди (II) CuO

Оксид магния MgO

Оксид железа(III)Fe2O3

Оксид кремния SiO2

Оксид водорода H2O

Оксид серы (IV) SO2

1026 (с разлож.)

2825

1565(с разлож.)

1728

0

-75,5

Немолекулярное

Немолекулярное

Немолекулярное

Немолекулярное

Молекулярное

Молекулярное

       III. Первичная проверка понимания

Задачи этого этапа – установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов. Форма работы – индивидуальный письменный контроль, самоконтроль.

Учащиеся выполняют тестовые задания, затем осуществляют самопроверку.

Тест по теме

        Вариант 1

1.Относительная атомная масса кислорода

а) 32           б) 16         в) 23

2. К оксидам относится вещество

а) H2O               б) NaNO3             в)H2SO4

3. О каком химическом элементе идет речь в предложении

а) кислород входит в состав воздуха

б) кислород входит в состав оксидов

в) рыбы дышат кислородом, растворенным в воде

4. Из перечисленных ниже формул неправильно составлена

а) СаО             б)  NaO        в) H2O

5. Массовая доля кислорода в оксиде кремния (lV) равна

а) 23%             б) 53%                  в) 6%

                                           Вариант 2

  1. Самым распространенным элементом в земной коре является

а) железо          б) кремний           в) кислород

2. К оксидам относится вещество состава

а) HNO3        б) CO2                           в) NaOH

3. О химическом элементе идет речь в предложении

а) кислород входит в состав воды

б) кислород – газ

в) кислород плохо растворим в воде

4. Из перечисленных ниже формул неправильно составлена

а) MgO                       б) Cr2O3                                в) P2O3

5. Массовая доля кислорода в воде равна

а) 89%                        б) 60%                                  в)20%

       IV. Подведение итогов

На этом этапе необходимо проанализировать урок, дать оценку успешности достижения цели, наметить перспективу последующей работы.

Вопросы:

  1. Что вы можете сказать о распространенности кислорода в природе?
  2. В состав каких соединений входит кислород?
  3. Что такое оксиды?
  4. На какие группы делят оксиды по составу?
  5. Какая зависимость существует между составом строением, свойствами оксидов?

     V. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: § 4.1, упр.1 (с.70);                                   

§ 4.2,  упр.1, 2, 6 (с.71 – 72).  (показать образцы выполнения упражнений).

 

Тест по теме «Кислород в природе. Оксиды»

Вариант 1

1.Относительная атомная масса кислорода

а) 32           б) 16         в) 23

2. К оксидам относится вещество

а) H2O               б) NaNO3             в)H2SO4

3. О каком химическом элементе идет речь в предложении

а) кислород входит в состав воздуха

б) кислород входит в состав оксидов

в) рыбы дышат кислородом, растворенным в воде

4. Из перечисленных ниже формул неправильно составлена

а) СаО             б)  NaO        в) H2O

5. Массовая доля кислорода в оксиде кремния (lV) равна

а) 23%             б) 53%                  в) 6%

Тест по теме «Кислород в природе. Оксиды»

Вариант 2

  1. Самым распространенным элементом в земной коре является

а) железо          б) кремний           в) кислород

2. К оксидам относится вещество состава

а) HNO3        б) CO2                           в) NaOH

3. О химическом элементе идет речь в предложении

а) кислород входит в состав воды

б) кислород – газ

в) кислород плохо растворим в воде

4. Из перечисленных ниже формул неправильно составлена

а) MgO                       б) Cr2O3                                в) P2O3

5. Массовая доля кислорода в воде равна

а) 89%                        б) 60%                                  в)20%


[1]0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Кислород"

Модульный урок по теме "Кислород" с рабочим листом для учащихся...

урок по теме: "Кислород. Оксиды. Горение"

Урок по химии для учащихся 8 класса, с применением игровой технологии....

Урок по теме "КИСЛОРОД" в 8 классе

Урок  изучения нового материала с использованием лабораторного опыта , с элементами беседы. Урок разработан по линии учебников Г. Е. Рудзитис и  Ф. Г. Фельдман. ...

УРОК ПО ТЕМЕ "КИСЛОРОД" .

Методическая разработка урока химии по теме  «Кислород» ( 9 класс)   Авторы разработки урока: Басиева Алла Александровна - учитель химии   Образовательное учреждение: СКСВУ ...

Разработка урока по теме:Кислород",9 класс

Цели урока: Образовательные: актуализировать знания учащихся о положении элемента кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева; познакомить учащихся с историей открытия кислорода; дать понятие о кислороде ...

Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"

Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"...