Урок – путешествие в 9 классе «В царстве Рыжего дьявола»
план-конспект занятия по химии (9 класс)

Машеева Цындема Дондоковна

Урок – путешествие в 9 классе «В царстве Рыжего дьявола»

Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации посредством системы вопросов и нестандартных заданий для самостоятельной работы, развивающих познавательную активность учащихся.

Образовательные цели: ознакомить учащихся с видами коррозии, ее механизмом, со способами защиты металлов от коррозии; объяснить процессы окисления и восстановления, протекающие на поверхности металла в результате коррозии.

Развивающие цели: развивать мышление учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль.

Воспитательная цель: воспитывать личные качества, обеспечивающие успешность исполнительной деятельности (дисциплинированность, ответственность), творческой деятельности (активность, увлеченность, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке), готовность к жизни в семье и обществе (приветливость, уважительность, требовательность).

Девиз: «Знать – значит победить!» (А.Н,Несмеянов).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie_korroziya_9_kl.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие в 9 классе «В царстве Рыжего дьявола»

Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации посредством системы вопросов и нестандартных заданий для самостоятельной работы, развивающих познавательную активность учащихся.

Образовательные цели: ознакомить учащихся с видами коррозии, ее механизмом, со способами защиты металлов от коррозии; объяснить процессы окисления и восстановления, протекающие на поверхности металла в результате коррозии.

Развивающие цели: развивать мышление учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль.

Воспитательная цель: воспитывать личные качества, обеспечивающие успешность исполнительной деятельности (дисциплинированность, ответственность), творческой деятельности (активность, увлеченность, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке), готовность к жизни в семье и обществе (приветливость, уважительность, требовательность).

Девиз: «Знать – значит победить!» (А.Н,Несмеянов).

Ход урока

Учитель: сегодня не совсем обычный урок. Нам предстоит трудная задача: путешествие по царству Рыжего дьявола. Рыжий дьявол – это давний и опасный враг большинства применяемых в технике и быту металлов. Коварство этого врага в том, что, невидимый, он всегда остается целым и невредимым, а металлы и сплавы несут огромные потери. Ну, как, догадались, кто это враг? (Коррозия)

Чтобы победить этого врага, мы должны проникнуть во все его тайны. Ведь не случайно в качестве девиза нашего урока выбрано высказывание академика Несмеянова. Чтобы уметь бороться с коррозией, нужно все узнать о ней.

Неожиданно раздается скрип, скрежет. Появляется Рыжий дьявол.

Рыжий дьявол: Что я слышу?! Кто это смеет со мной бороться? И даже мечтает меня победить? Да знаете ли вы, что, по подсчетам экономистов, наносимый мною ущерб во много раз превышает потери даже от такого страшного стихийного бедствия, как пожар?! Это неудивительно: ведь огонь буйствует сравнительно редко, а я действую постоянно, ни на один час, ни на одно мгновение не прекращая свою подрывную работу. Я держу в страхе все металлы и сплавы и уничтожаю примерно 15% всех производимых в мире металлов(20 млн. тонн)! Я досрочно вывожу из строя оборудование, детали и целые сооружения. Существенны и косвенные убытки: вспомните хотя бы утечку нефти или газа из съеденного мною трубопровода. А вы тягаться со мной решили! Да хватит ли у вас знаний? Проникнуть в мое царство сможет только тот, кто правильно начертит ключ – пропуск в него.

Учитель: Ключ – это ваши знания. Попробуйте справиться с этим заданием.

Учащиеся выполняют графический диктант по вариантам.

Графический диктант

Задание: На отрезке ключа отметьте знаком      номера утверждений, которые вы считаете неверными, с которыми не согласны. Все утверждения рассмотрите применительно к

Вариант 1                                                               вариант 2

Меди                                                                        калию

1. Это активный щелочной металл.

2. Этот металл занимает второе место по электропроводности.

3. Это очень мягкий металл.

4. Этот металл входит в состав бронзы.

5. На внешнем энергетическом уровне атомов этого металла два электрона.

6. Металл не взаимодействует с водой.

7. Металл можно использовать для выделения цинка из раствора его соли.

8. В реакциях с галогенами выступает в роли окислителя.

9. Этот металл можно получить электролизом расплава его соли.

10. При хранении на открытом воздухе металл окисляется.

Критерии оценки:  «5» - без ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-5 ошибок.

Взаимопроверка по ключу (учащиеся проверяют работу соседа и ставят оценку.)

Рыжий дьявол собирает ключи.

Рыжий дьявол: Ну, что ж, придется пропустить вас в мое царство! Видно, что вы подготовились к путешествию.

Учитель: Итак, в путь! Классная доска превращается в путевой лист, где мы будем записывать все самое важное, что удается выяснить за время путешествия.

                      Ты слышишь ровный шум колес?

                      И вот перед перроном

                      Остановился паровоз

                      С прицепным вагоном.

Наша первая остановка на станции «Информационная».

                           Станция «Информационная»  

Блеф-игра «Верите ли вы…»

Верите ли вы, что…

? … коррозия включает физические и химические процессы? (Нет. Процессы физического разрушения к коррозии не относят, хотя часто они наносят неменьший вред памятникам культуры. Их называют истиранием, износом, эрозией.)

? … слова «коррозия» и «ржавление» - это синонимы? (Нет, ржавлением называют только коррозию железа и его сплавов. Другие металлы корродируют, но не ржавеют.)

? … коррозия присуща только металлам? (Нет, ей могут подвергаться камни, пластмассы и другие полимерные материалы, древесина. Например, от кислотных дождей катастрофически страдают памятники  архитектуры, здания и скульптуры, выполненные из известняка и мрамора.)

Слово «коррозия» происходит от латинского corrodere – разъедать.

Коррозия металлов – разрушение металлов под воздействием внешней среды, это окислительно-восстановительный процесс, при котором атомы металла превращаются в ионы.

По характеру взаимодействия металла и среды различают два основных вида коррозии: химическую о электрохимическую.

Химическая коррозия – разрушение металла в результате окисления его в окружающей среде без возникновения электрического тока в системе.

Например, окисление железа происходит под действием кислорода воздуха или кислорода, растворенного в воде.

Этап 1: железо окисляется до гидроксида железа (II):

2Fe0 + O20 + 2H2O = 2Fe+2(O-2 H)2

Fe0 – 2e- → Fe+2                2  восстановитель

O2 + 4e- → 2O-2                 1 окислитель

Этап 2: окисление гидроксида железа(II) до метагидросида железа (III):

4Fe+2(OH)2 + O20 = 4Fe+3O(OH) + 2H2O-2

Fe+2 – e- → Fe+3                    4 восстановитель

O20 + 4e- → 2O-2               1 окислитель

Этап 3: взаимодействие гидроксида железа (II) и метагидроксида железа (III):

Fe+2(OH)2 + 2Fe+3O(OH) = ( Fe+2Fe+32)O4 + 2H2O

                                              или Fe3O4

                                               ржавчина

Электрохимическая коррозия – разрушение металла в результате возникновения гальванической пары и появления внутри системы электрического тока.

Электрохимическая коррозия возникает при контакте двух металлов в среде электролита (в гальванической паре), электродами при этом являются сами металлы. При возникновении гальванической пары появляется электрический ток тем большей силы, чем дальше стоят друг от друга металлы в электрохимическом ряду напряжений. При этом поток электронов идет от более активного металла к менее активному: более активный металл в этом случае разрушается (корродирует).

Показ рисунка гальванической пары (железо - медь)

Активность металлов:

Fe > Cu

A (+): Fe0 – 2e- → Fe+2

Электроны через проводник переходят на медь, а с меди – на ионы водорода.

K (-): 2H+ + 2e- → H2

При использовании материалов важен вопрос о скорости коррозии. От чего она зависит , вы сможете выяснить на станции «Экспериментальная».

                                   Станция «Экспериментальная»

Групповая работа: на столе 5 пробирок (заранее поставлен опыт): в первой - гвоздь в воде,  во второй – в растворе поваренной соли, в третьей – в раствор поваренной соли опущен гвоздь в контакте с медной проволокой, в четвертой– гвоздь в контакте с цинком в растворе поваренной соли, в пятой – раствор гидроксида натрия и гвоздь в растворе поваренной соли . (Группа в 4 человека анализируют результаты опыта и отвечают на вопросы).

Вопросы:

? определите тип коррозии в каждом стакане.

? где железный гвоздь корродировал сильнее, где – в меньшей степени, а где не подвергся к коррозии? Почему?

? Объясните что усиливает коррозию, а что замедляет ее?

? Подготовьте обобщенный вывод по результатам опыта.

                                Станция «Практическая»

Великий Гете сказал: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать». Используя знания, полученные в путешествии по царству Рыжего дьявола (а теперь вы знаете его слабые стороны), вы должны решить, как на практике с ним бороться.

Сообщения учащихся о способах защиты металлов от коррозии.

 Итак,  вы узнали о Рыжем дьяволе. Оказывается, он не такой уж непобедимый, как хвастался. Используя наши знания, мы можем бороться с ним и даже победить его.

Рыжий дьявол (плаксивым голосом) Конечно, все на одного, и вредный я, и страшный я, и коварный я… Эх. Пропащая я душа! Вот сейчас расплачусь! А влага-то, да еще соленая. Усиливает коррозию…

Учитель: Ну что ты, перестань сейчас же! Совсем ни к чему нам ржавые твои слезы. Загостились мы у тебя. Пора нам домой возвращаться.

Рыжий дьявол: (возмущенно) Как это возвращаться? (показывает на красный свет светофора на доске)А это что? Разве вы не видите: красный свет – проезда нет!

                             Коль хотите домой возвратиться,

                            То придется нам всем потрудиться.

                            Если сделана будет работа,

                            Я открою из царства ворота!

Учитель: Да, Рыжий дьявол хитер и коварен! Но я думаю, вы легко справитесь, с его заданиями.

Станция «Стоп! Красный свет!»

Групповая работа по 4 человека.

Подумайте и объясните

? Почему рядом со стальной  коронкой не рекомендуют ставить золотую?

? Трюмы норвежского грузового судна «Анатина», направлявшегося к берегам  Японии, были заполнены медным концентратом. Корпус судна был сделан  из стали. Внезапно судно дало течь. Объясните, что произошло.

Подумайте и напишите

? Очень чистый цинк не растворяется в разбавленной серной кислоте, но если прибавить несколько капель сульфата меди (II), начинает энергично выделяться водород. Объясните это явление, напишите уравнение реакции.

? Какой компонент загрязненного городского воздуха наиболее коррозионно-активен по отношению к металлам, особенно при повышенной влажности: а) N2  ;    б) СО    ;     в) SO2? Докажите ответ уравнениями реакции.

Рыжий дьявол: Ну что ж, придется открыть вам железные ворота из моего царства. Путь домой свободен!

Учитель: Итак, наше путешествие в царство Рыжего дьявола закончилось. Надеюсь, оно вам запомнилось и вы не забудете то, что узнали на каждой станции.

Подведение итогов занятия

Домашнее задание:  

? Знаменитая Кутубская колонна  в Индии близ Дели вот уже более полутора тысяч лет не разрушается. Несмотря на жаркий и влажный климат. Сделана она из железа, в котором нет примесей. Предположите, почему колонна не подвергается коррозии.

? Объясните химические процессы, упоминаемые А.Ахматовой:

                                   На рукомойнике моём

                                   Позеленела медь,

                                   Но так играет луч на нём,

                                   Что весело глядеть.

 

                             

1. Рыжий дьявол: Что я слышу?! Кто это смеет со мной бороться? И даже мечтает меня победить? Да знаете ли вы, что, по подсчетам экономистов, наносимый мною ущерб во много раз превышает потери даже от такого страшного стихийного бедствия, как пожар?! Это неудивительно: ведь огонь буйствует сравнительно редко, а я действую постоянно, ни на один час, ни на одно мгновение не прекращая свою подрывную работу. Я держу в страхе все металлы и сплавы и уничтожаю примерно 15% всех производимых в мире металлов (20 млн. тонн)! Я досрочно вывожу из строя оборудование, детали и целые сооружения. Существенны и косвенные убытки: вспомните хотя бы утечку нефти или газа из съеденного мною трубопровода. А вы тягаться со мной решили! Да хватит ли у вас знаний? Проникнуть в мое царство сможет только тот, кто правильно начертит ключ – пропуск в него.

2. Рыжий дьявол: Ну, что ж, придется пропустить вас в мое царство! Видно, что вы подготовились к путешествию.

3. Рыжий дьявол (плаксивым голосом) Конечно, все на одного, и вредный я, и страшный я, и коварный я… Эх. Пропащая я душа! Вот сейчас расплачусь! А влага-то, да еще соленая. Усиливает коррозию…

4. Рыжий дьявол: (возмущенно) Как это возвращаться? (показывает на красный свет светофора на доске)А это что? Разве вы не видите: красный свет – проезда нет!

                             Коль хотите домой возвратиться,

                            То придется нам всем потрудиться.

                            Если сделана будет работа,

                            Я открою из царства ворота!

5. Рыжий дьявол: Ну что ж, придется открыть вам железные ворота из моего царства. Путь домой свободен!

                                   Станция «Экспериментальная»

Групповая работа: на столе 5 пробирок (заранее поставлен опыт): в первой - гвоздь в воде,  во второй – в растворе поваренной соли, в третьей – в раствор поваренной соли опущен гвоздь в контакте с медной проволокой, в четвертой– гвоздь в контакте с цинком в растворе поваренной соли, в пятой – раствор гидроксида натрия и гвоздь в растворе поваренной соли . (Группа анализируют результаты опыта и отвечают на вопросы).

Вопросы:

? определите тип коррозии в каждом стакане.

? где железный гвоздь корродировал сильнее, где – в меньшей степени, а где не подвергся к коррозии? Почему?

? Объясните что усиливает коррозию, а что замедляет ее?

? Подготовьте обобщенный вывод по результатам опыта.

                                   Станция «Экспериментальная»

Групповая работа: на столе 5 пробирок (заранее поставлен опыт): в первой - гвоздь в воде,  во второй – в растворе поваренной соли, в третьей – в раствор поваренной соли опущен гвоздь в контакте с медной проволокой, в четвертой– гвоздь в контакте с цинком в растворе поваренной соли, в пятой – раствор гидроксида натрия и гвоздь в растворе поваренной соли . (Группа анализируют результаты опыта и отвечают на вопросы).

Вопросы:

? определите тип коррозии в каждом стакане.

? где железный гвоздь корродировал сильнее, где – в меньшей степени, а где не подвергся к коррозии? Почему?

? Объясните что усиливает коррозию, а что замедляет ее?

? Подготовьте обобщенный вывод по результатам опыта.

Станция «Стоп! Красный свет!»

Групповая работа

Подумайте и объясните

? Почему рядом со стальной  коронкой не рекомендуют ставить золотую?

? Трюмы норвежского грузового судна «Анатина», направлявшегося к берегам  Японии, были заполнены медным концентратом. Корпус судна был сделан  из стали. Внезапно судно дало течь. Объясните, что произошло.

Подумайте и напишите

? Очень чистый цинк не растворяется в разбавленной серной кислоте, но если прибавить несколько капель сульфата меди (II), начинает энергично выделяться водород. Объясните это явление, напишите уравнение реакции.

? Какой компонент загрязненного городского воздуха наиболее коррозионно-активен по отношению к металлам, особенно при повышенной влажности: а) N2  ;    б) СО    ;     в) SO2? Докажите ответ уравнениями реакции.

Станция «Стоп! Красный свет!»

Групповая работа

Подумайте и объясните

? Почему рядом со стальной  коронкой не рекомендуют ставить золотую?

? Трюмы норвежского грузового судна «Анатина», направлявшегося к берегам  Японии, были заполнены медным концентратом. Корпус судна был сделан  из стали. Внезапно судно дало течь. Объясните, что произошло.

Подумайте и напишите

? Очень чистый цинк не растворяется в разбавленной серной кислоте, но если прибавить несколько капель сульфата меди (II), начинает энергично выделяться водород. Объясните это явление, напишите уравнение реакции.

? Какой компонент загрязненного городского воздуха наиболее коррозионно-активен по отношению к металлам, особенно при повышенной влажности: а) N2  ;    б) СО    ;     в) SO2? Докажите ответ уравнениями реакции.

Домашнее задание:  

? Знаменитая Кутубская колонна  в Индии близ Дели вот уже более полутора тысяч лет не разрушается. Несмотря на жаркий и влажный климат. Сделана она из железа, в котором нет примесей. Предположите, почему колонна не подвергается коррозии.

? Объясните химические процессы, упоминаемые А.Ахматовой:

                                   На рукомойнике моём

                                   Позеленела медь,

                                   Но так играет луч на нём,

                                    Что весело глядеть.

Домашнее задание:  

? Знаменитая Кутубская колонна  в Индии близ Дели вот уже более полутора тысяч лет не разрушается. Несмотря на жаркий и влажный климат. Сделана она из железа, в котором нет примесей. Предположите, почему колонна не подвергается коррозии.

? Объясните химические процессы, упоминаемые А.Ахматовой:

                                   На рукомойнике моём

                                   Позеленела медь,

                                   Но так играет луч на нём,

                                    Что весело глядеть.

Домашнее задание:  

? Знаменитая Кутубская колонна  в Индии близ Дели вот уже более полутора тысяч лет не разрушается. Несмотря на жаркий и влажный климат. Сделана она из железа, в котором нет примесей. Предположите, почему колонна не подвергается коррозии.

? Объясните химические процессы, упоминаемые А.Ахматовой:

                                   На рукомойнике моём

                                   Позеленела медь,

                                   Но так играет луч на нём,

                                    Что весело глядеть.

Самоанализ урока в 9 классе по теме «Коррозия металлов и способы защиты от нее»

(урок- путешествие «В царстве Рыжего дьявола»)

В 9-ом классе учатся 11 учащихся, из них 9 девушек 2 юношей. Класс слабого уровня развития - на базовом уровне учатся. У этих учащихся имеется потенциал к повышению уровня развития. Это можно объяснить их психофизиологическими и когнитивными особенностями: низким уровнем внимания, памяти, воображения, мышления, скоростью восприятия и переработки информации и способностью к осуществлению операции переноса.

При планировании урока учитывала знания  большинства учащихся опираясь на их знания, подводила к тому, чтобы они самостоятельно делали выводы, умозаключения, прогнозировали и объясняли.

Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации посредством системы вопросов и нестандартных заданий для самостоятельной работы, развивающих познавательную активность учащихся.

Образовательные цели: ознакомить учащихся с видами коррозии, ее механизмом, со способами защиты металлов от коррозии; объяснить процессы окисления и восстановления, протекающие на поверхности металла в результате коррозии.

Развивающие цели: развивать мышление учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль, способности к рефлексии, общеучебных умений, наблюдательности.

.Воспитательная цель: воспитывать личные качества, обеспечивающие успешность исполнительной деятельности (дисциплинированность, ответственность), творческой деятельности (активность, увлеченность, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке), готовность к жизни в семье и обществе (приветливость, уважительность, требовательность), воспитание положительной мотивации учения, и чувства ответственности, коммуникативности и  умения работать в команде.

Девиз: «Знать – значит победить!» (А.Н,Несмеянов).

Использованное оборудование: на столах учащихся – результаты экспериментального опыта, поставленного 5 дней назад.

Урок построен на основе методических приемов технологии развития проблемного обучения в форме урока путешествия «В царстве Рыжего дьявола» и включало станции «Информационная», «Экспериментальная», «Практическая», «Стоп! Красный свет!», а также ролевую игру в лице Рыжевого Дьявола (Осколкова Ксения)

Выбор такой формы урока мотивировал учащихся на всех этапах урока.

Графический диктант  позволил не только плавно переходить к новой теме, но проверить знания учащихся по предыдущей теме и осуществить самопроверку т.е самоконтроль.

На станции «Информационная» шло объяснение новой темы т.к сущность химизма коррозии металлов для учащихся трудная тема. Из блеф-игры получили много информации (у них было на лицах удивление).

На станции «Экспериментальная» разрешались проблемные вопросы по исследованию результатов опытов, где шло развитие мышления учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, умение работать в команде.

На станции «Практическая» показали учащиеся как можно защитить металл от коррозии, было дано опережающее задание, на данном этапе показали умение работать с дополнительной литературой, находить нужный материал

На станции «Стоп! Красный свет!» - этап рефлексии, получив новую информацию, учащиеся были вовлечены в собственную деятельность на основе групповой формы работы. Выполняя творческие задания, показали умение переносить полученные знания в новые условия.

Т.о. урок цели достиг, т.к учащиеся знают механизм коррозии, умеют предложить способы защиты от коррозии, умеют применять свои знания в нестандартных ситуациях.

Получили оценку «5» - 2 учащихся (Осколкова К., Вершинина Т.);

Оценку «4» - 5 учащихся Тарбаева А, Аюрова Д., Колодина В., Тарбаев В.,

Оценку «3» - 4 учащихся Дармаев В., Лалетина, Огненко, Вязьмина.

Успеваемость составила 100%, качество знаний – 63%, средний балл – 3,8.

Результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, психологического климата  - в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее. Поэтому очень важно создавать на занятии благоприятную психологическую обстановку, ситуацию успеха, использовать различные способы эмоциональной разрядки. Думаю, что на уроке мне удалось это реализовать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Повторение изученного об имени существительном" (урок - путешествие) 6 класс

Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)Данная тема занимает  №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения  им...

Урок-путешествие по химии 9 класс по коррозии металлов "В царстве "рыжего дьявола"

Урок-путешествие "В царстве  "рыжего дьявола" с использованием игровых технологий по химии для учащихся 9 класса. Разработка помогает сделать изучение темы "Коррозия металлов" более интересным и ...

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие). 5 класс

материал  урока способствует повторению и обобщению знаний по теме "Синтаксас и пунктуация" в 5 классе по программе С.И.Львовой....

Урок биологии 5 класс Тема царство «Растения»

Урок биологии 5 класс Тема царство «Растения»...