Проектная деятельность учащихсяна уроках химии как средство формирования УУД.
статья по химии

Кузьмина Ольга Владимировна

 

Внедрение ФГОС заставило многих изменить взгляды на обучение детей. Теперь ребенок должен получить не только определенную базу знаний но развить свои способности, сформировать основные учебные действия., а формирование действий  невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Именно проектная деятельность, как ни какая другая, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Она даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность  учащихсяна уроках химии как средство формирования УУД.

Внедрение ФГОС заставило многих изменить взгляды на обучение детей. Теперь ребенок должен получить не только определенную базу знаний но развить свои способности, сформировать основные учебные действия., а формирование действий  невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Именно проектная деятельность, как ни какая другая, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Она даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны.

Проектная деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.

Проектировать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю обучающихся, с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:

- в проекте должна быть решена какая – либо проблема;

- проводится исследовательская работа;

- проект выполняется самостоятельно учащимися;

- учитель выполняет роль, консультанта;

- результаты проекта должны иметь практическую значимость;

- в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.

Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции:

1)требования к проекту,

2)методические рекомендации, памятки – как правильно оформить проект,

3)шкала баллов оценивания проекта.

Сначала я знакомлю ребят с проектами прошлых лет.

Система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

  1. Связь проекта с учебными темами (на уроке).
  2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).

Структура проектов, реализуемых на уроке

Для организации проектной деятельности используется два вида урочных занятий:

1. Урок, который полностью состоит из работы над проектом. На таком уроке высокая степень самостоятельности учащихся. Актуализируемые знания закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом.


1 этап
Дидактическая задача: организация деятельности в группах, погружение в проект.
Деятельность педагога: Группам выдаются инструктивные карты – задания и необходимый дополнительный материал (справочники, реактивы). Провожу необходимый инструктаж для каждой группы.
Деятельность учащихся: Получают задания – инструкции, знакомятся с их содержанием, осмысливают, уточняют в группе или у учителя. Распределяют роли в группах (если это требуется). Планируют работу.
2 этап
Дидактическая задача: организация поиска решения.
Деятельность педагога: Не участвую, но при необходимости консультирую учащихся. Оказываю дифференцированную помощь. Ненавязчиво контролирую работу проектных групп.
Деятельность учащихся:  работают в группах (каждый в соответствии со своей ролью и сообща). При необходимости консультируются. Продумывают форму презентации своего мини-проекта.

3 этап
Дидактическая задача: оформление мини-проектов.
Деятельность педагога: организую деятельность учащихся по воспроизведению ими новых знаний; организую умственную деятельность по применению полученных знаний.
Деятельность учащихся:  оформляют опорные схемы, обсуждают текст выступления.
4 этап
Дидактическая задача: оформление мини-проектов.
Деятельность педагога: Раздаю листы оценок в группы. Организую выступления проектных групп с презентациями. Побуждаю учащихся других групп участвовать в обсуждении вопросов. Задаю вопросы. Поправляю или сама даю ответ в случае затруднения учащихся. Даю пояснения.
Деятельность учащихся: . Отвечают на вопросы. Слушают выступающих, дополняют, поправляют в случае необходимости. Задают вопросы докладчикам.

РЕФЛЕКСИЯ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность педагога: Обобщаю и резюмирую полученные результаты. Даю оценку деятельности групп. Предлагаю оценить работу групп учащимся (в том числе дать оценку работы своей группы). Собираю оценочные листы. Делаю краткое обобщение по теме. Отвечаю на вопросы учащихся.
Деятельность учащихся:  Анализируют и оценивают свою работу и работу других групп. Оформляют и сдают оценочные листы. Слушают сообщение учителя и задают в случае необходимости вопросы.

2. Урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация — важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию

Сообщение каждого ученика или группы веществ рассчитывается по времени и сопровождается показом опытов, слайдов, схем, таблиц, видеофрагментов и т.д. Форма проведения таких уроков может быть различной: урок-конференция, урок-диспут, урок-путешествие, урок-игра, урок-судебное заседание и т.д.

 

Метод проектов позволяет достичь значительных результатов в обучении т.к. предполагает отказ от зазубривания материала, развитие творческого подхода к получению информации создаёт предпосылки закладывания глубоких знаний и практический навыков решения проблем.

Проекты, реализуемые во внеурочное время

их можно классифицировать на несколько типов.

Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации.

Учебно-исследовательские проекты – имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, цели и задач исследования. Обязательно выдвижения гипотезы исследования, обозначения метода исследования и проведения эксперимента

Эти проекты реализуются во внеурочной деятельности по предмету в рамках подготовки к научно-практическим конференциям. Тематика этих проектов должна затрагивать содержание профильного предмета, предполагая при этом широкое использование межпредметных связей. Эти проекты носят, как правило, индивидуальный характер, осуществляются под руководством педагогов, специалистов в избранной сфере исследования. Требуют затрат большей части времени, которого у нас очень мало.

         Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Этот тип проекта можно реализовать на уроке.

Организация проектов требует тщательной специальной подготовки учителей и учащихся.

От учителя требуется:

– умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
– владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся;
– переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов, классно-урочной системы, фронтальных форм работы;
– владение искусством коммуникации;
– способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
– умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
– владение компьютерной грамотностью;
– умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

От учащихся требуется:

– знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения);
– владение компьютерной грамотностью;
– владение коммуникативными навыками;
– умение самостоятельно интегрировать полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач;
– в случае международного проекта – практическое владение языком партнера

Урок химии в 10 классе

Тема урока: « Многоатомные спирты».
идея урока: актуализация знаний и житейских представлений по проблеме. Формирование и развитие ключевых компетентностей (информационной и компетентности решения проблем) как основа качества образования.
дидактическая цель урока: создание условий для решения учебных проблем, формирование системных знаний, развитие мотивации учения школьников.
Задачи урока:
1. Стимулировать у старшеклассников умения выделять проблему, ставить цели, определять задачи и находить пути их решения, используя творческий потенциал и элементы исследовательской деятельности.
2. Создать стимуляционно-мотивирующую проблемную ситуацию на уроке как необходимое условие для развития логического мышления учащихся методами сравнения, анализа, обобщения и конкретизации.
3. Актуализировать имеющие знания учащихся по теме.
4. На основе межпредметных связей химии, биологии, экологии познакомить учащихся со спиртами, их составом, строением, физическими свойствами, физиологическим действием на организм.
5. Развивать самостоятельность и практическую активность школьников, навыки грамотно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать её.
6. Развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников и раскрытии практического значения материала.
учебная проблема (УП) темы: взаимосвязь состава, свойств, получения и применения многоатомных спиртов.

Этапы урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке, организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока. Актуализация : 

В переводе с латинского означает «сладкий». И действительно благодаря необычному вкусу вещество часто используют в производстве кондитерских и хлебобулочных изделий. Кроме того, сладковатая жидкость активно применяется в косметологии, фармакологии и даже в военном деле.

На основе  этого высказывания формулируется учащимися тема урока, ставяться цели урока.

  
Деятельность учащихся: Принимают, уточняют, цели и задачи. Работают с программой. Осмысливают и конкретизируют этапы работы. Уточняют в случае недопонимания.
Метод: репродуктивный, эвристический.
Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Показатель результатов решения задачи: внимание учащихся и активность при ответах на поставленные вопросы, этапы работы определены.

III. ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ
1 этап
Дидактическая задача: организация деятельности в группах, погружение в проект.
Деятельность педагога: Группам выдеются инструктивные карты – задания и необходимый дополнительный материал (справочники, реактивы). Провожу необходимый инструктаж для каждой группы в отдельности.
Деятельность учащихся: Получают задания – инструкции, знакомятся с их содержанием, осмысливают, уточняют группе или у учителя. Распределяют роли в группах (теоретики, аналитики, оформители, докладчики). Планируют работу.
Метод: проблемный.
Форма организации деятельности: групповая.
Показатель результата решения задачи: эмоциональное состояние школьников, ответы на вопросы, активное включение в работу.
2 этап
Дидактическая задача: организация поиска решения.
Деятельность педагога: Не участвую, но при необходимости консультирую учащихся. Оказываю дифференцированную помощь. Ненавязчиво контролирую работу проектных групп.
Деятельность учащихся: Активно работают в группах (каждый в соответствии со своей ролью и сообща). При необходимости консультируются. Продумывают форму презентации своего мини-проекта.
Метод: проблемный.
Форма организации деятельности: групповая.
Показатель результатов решения задачи: записи в тетрадях, активная учебная деятельность.
3 этап
Дидактическая задача: оформление мини-проектов.
Деятельность педагога: организует деятельность учащихся по воспроизведению ими новых знаний; организует умственную деятельность по применению полученных знаний.
Деятельность учащихся: готовят презентацию: оформляют опорные схемы, обсуждают текст выступления.
Метод: эвристический.
Форма организации деятельности: групповая.
Показатель результатов решения задачи: готовы к презентации.
4 этап
Дидактическая задача: оформление мини-проектов.
Деятельность педагога: Раздаю листы оценок в группы. Организую выступления проектных групп с презентациями. Побуждаю учащихся других групп участвовать в обсуждении вопросов. Задаю вопросы. Поправляю или сама даю ответ в случае затруднения учащихся. Даю пояснения.
Деятельность учащихся: Осуществляют презентацию своей деятельности. Отвечают на вопросы. Слушают выступающих, дополняют, поправляют в случае необходимости. Задают вопросы докладчикам.
Метод: эвристический.
Форма организации деятельности: групповая.
Показатель результатов решения задачи: представили свои презентации.

IV. РЕФЛЕКСИЯ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дидактическая задача: мобилизация учащихся на рефлексию.
Деятельность педагога: Обобщаю и резюмирую полученные результаты. Даю оценку деятельности групп. Предлагаю оценить работу групп учащимся (в том числе дать оценку работы своей группы). Собираю оценочные листы. Делаю краткое обобщение по теме. Отвечаю на вопросы учащихся.
Деятельность учащихся: Слушают оценку эксперта. Анализируют и оценивают свою работу и работу других групп. Оформляют и сдают оценочные листы. Слушают сообщение учителя и задают в случае необходимости вопросы.
Метод: эвристический.
Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая.
Показатель результатов решения задачи: записи в тетради, комментарии к выступлениям.

V. Домашнее задание дифференцированное

.


ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 1
многоатомные спирты: определение, классификация, гомологические ряды. Получение. Физические свойства.

  1. Напишите общую формулу для  многоатомных спиртов. Дайте определение понятию " многоатомные спирты”.
  2. Назовите данные спирты по международной номенклатуре, выделите окончание.
  3. Запишите реакцию получения многоатомных спиртов из галогенпроизводных.
  4. Обратите внимание на промышленные способы получения  многоатомных спиртов и условия их получения.
  5. Изучите физические свойства многоатомных спиртов. Проанализируйте как  строение влияет на свойства.
  6. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.


ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 2
Многоатомные спирты:  Химические свойства

  1.  Изучите химические свойства многоатомных спиртов
  2. Выполните упр. 3. С. 104 . на основе выполненного упражнения охарактеризуйте свойства многоатомных спиртов.
  3. Проделайте качественную реакцию. С. 102
  4. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.


ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 3
Многоатомные спирты: применение и генетическая взаимосвязь

  1.  Изучите области применения многоатомных спиртов
  2. Выполните упр.  4(а) . сделайте вывод о генетической связи многоатомных спиртов с другими классами органических соединений.
  3. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.


Начало формы


Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам. Настоятельно рекомендую технологию портфолио, которая учит самостоятельности и осознанной работе с информацией и документацией, используемой при разработке и внедрении проектов. Очень важно уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, но в рамках урока это сделать вряд ли возможно. Необходимо использовать дополнительные формы организации самостоятельной деятельности учащихся. Можно обратиться к системе докладов, рефератов, проектов по отдельным вопросам изучаемого предмета. Учащиеся, кто в одиночку, а кто и небольшой группой, систематически могут выполнять самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Учащиеся, которым необходимы определенные условия для выполнения работ, будут иметь возможность проводить некоторые виды работ непосредственно на уроке или после уроков.

Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать следующее обобщение. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход сочетается с методом обучения в сотрудничества. Проектировочная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники.

Используемая литература

        1.Ермолаева  Е.В. «Проектная деятельность на уроках химии»

2.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - Москва, «Народное образование», 1998 г.

3. Степанова Т.А. «Использование проектной деятельности на уроках химии»

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М., 2005 г.
  2. Тубельский А.Н., Кукушин Н.Е., Старостненкова М.В. Новая модель образования старшеклассников: опыт создания. – М., 2001 г.
  3. Турчанинова Ю. «Свобода учиться и учить»// «Директор школы», №1 – 1997 (38)

       7.Нечитайлова Е.В. Организация проектной деятельности на основе содержания школьного учебника // Химия в школе. – 2008 год, №5, стр. 47-49

     8.Чайка А.Н. Метод проектов в образовательном пространстве школы // Химия  в школе. – 2006 год, №6, стр. 48-52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для МО "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нужда...

Проектная работа "Введение приема сравнения на уроках химии, как средства формирования УУД"

Содержание проектной работы направлено на рассмотрение преимущества приема сравнения, этапов работы по внедрению приема в работу учителя, примеры....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Тестовый контроль на уроках химии, как средство формирования предметных компетенций»

   В последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования происходят существенные изменения. Модернизация образования требует «…обеспечение современного качес...

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирование познавательных компетенций.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в   консультативной помощи.С помощью метода проектов, возможно, обучить:-выявлять и фор...

Статья. Межпредметные связи на уроках химии, как средство формирования целостности знаний.

Межпредметность - важный принцип в образовательном процессе. Учитель должен научить школьников применять знания и умения  из других учебных предметов. Овладеть этими умениями, позволяют межпредме...

выступление на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии как средство повышения качества образования

выступление на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии как средство повышения качества образования...