Проект " Химия предупреждает курить вредно "
проект по химии (9 класс)

Муруева Розалия Доржиевна

Автор работы: Калашникова Олеся,

ученица 9 класса,

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

Руководитель: Муруева Р. Д., учитель

 химии, высшей категории,

заслуженный учитель

Республики Бурятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurenie_novaya.docx802.23 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ отдел образования МО «Тарбагатайский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 "Нижнесаянтуйская средняя общеобразовательная школа".

Научно-практическая конференция школьников

«Шаг в будущее»

Секция: Химия

Тема: " Химия предупреждает курить вредно "

Автор работы: Калашникова Олеся,

ученица 9 класса,

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

Руководитель: Муруева Р. Д., учитель

 химии, высшей категории,

заслуженный учитель

Республики Бурятия.

2016 год.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………………………..3
  1. История открытия табака………………………………………………………………………...3
  2. Актуальность, проблема, гипотеза, цель ………………. ……………….........………………..3
  3. Задачи, объект, предмет и методы исследования……..…...……………………………..…….4
  1. Основная часть…………………………………………………………………………………....5
  1. Состав табачного дыма…………………………………………………………………………..5
  1. Токсичность табачного дыма.…………………………………………………………………...6
  2. Влияние химических веществ, входящих в состав табачного дыма, на организм человека..6
  3. Мои исследования ……………………………………………………………………………….7
  • Анкетирование………………………………………………………………………………7
  • Социологический опрос………………………………………………………………..…7-8
  • Химические эксперименты…………………………………………………………….....8-9

IV. Заключение…………………………………………………………………...……………….. 10

  1. Государственные законы о курении…………………………………………………...………10
  2. Выводы………………………………………………………………………………...……...…11
  3. Рекомендации……………………………………………………………………………………11
  4. Литература……………………………………………………………………………………….12

Введение

По данным всемирной организации здравоохранения в современном мире в среднем курят около 50% мужчин и 20% женщин. В России курят 58% мужчин и 12% женщин. В Англии 30% мужчин и 20% женщин. В Америке 28% мужчин и 24% женщин. Меньше всего курят  узбечки и китаянки. Подавляющее большинство людей начинают курить в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике курения в школе могут помочь многим людям обойти стороной эту форму зависимости.

История открытия табака 1

 Первые свидетельства употребления табака индейцами насчитывают около 6000 лет. А открытие Америки Колумбом и знакомство с местной культурой привело к появлению табака в Европе. Слово табак – индейского происхождения. «Тобакко» – так на аравакском языке называлось это растение семейства пасленовых. А вот от слова «сик-ар», которое на языке майя обозначало процесс курения, в итоге произошло слово «сигарета». После попадания в Европу табак поначалу встречал два совершенно противоположных приема. Где-то считали его лекарством от многих болезней. Так, посол Франции в Португалии Жан Нико ввел обычай нюхать табак при французском дворе, убеждая окружающих, что он помогает от головной боли. Именно в честь Нико табак получил свое латинское имя, которое потом дало название никотину. Зато церковь табак не приветствовала, в особенности — курение. Считалось, что курящий возносит фимиам дьяволу. В разное время и в разных странах за курение могли сжечь на костре или отрубить руку. На Руси при царе Михаиле Федоровиче за употребление и хранение табака могли отрезать нос. Разрешать и даже поощрять употребление табака стали при Петре I, равняясь на Европу.

Актуальность: В настоящее время тема "Курение" очень актуальна, но всё - таки люди,  зная о безграничном вреде табака, продолжают курить,  тратить на него свои денежные средства, время и самое главное - здоровье. Почему?

Проблема:  Почему, несмотря на многочисленные факты, свидетельствующие о вреде курения, число курильщиков не уменьшаются, хотя проблема курения активно обсуждается общественностью нашей страны и за рубежом?                                                                     Гипотеза: если учащийся будет знать

  1. Состав сигаретного дыма;
  2. Свойства никотина;
  3. О последствиях курения, то это приведёт к изменению его отношения к курению.

Цель: Доказать экспериментальным путём  наличие в табачном дыме и окурках опасных для здоровья вредных химических веществ, чтобы это вызвало негативное отношение к курению среди школьников.

1 А.Пащенко «Что такое табак?», стр.15

Задачи:

1. Изучить литературу о химическом составе табачного дыма и окурков.  

2. Провести анкетирование среди школьников моей школы

3. Провести социологический опрос среди взрослого населения.

4. Определить опытным путём химический состав табачного дыма и окурков.

5. Провести разъяснительные беседы со школьниками о последствиях курения.

Объект исследования: Табачный дым и окурки.

Предмет исследования: Химические вещества.

Методы исследования:

  • Теоретический;
  • Социологический опрос;
  • Анкетирование;
  • Эмпирический.

Основная часть

Состав табачного дыма 2

Оказывается, население Земли ежегодно выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет (12 000 000 000 000). Ежегодно, курящие выбрасывают в атмосферу:

  • 2 520 000 тонн - окурков
  • 720 тонн - синильной кислоты.
  • 384 000 тонн - аммиака  
  • 108 000 тонн - никотина  
  • 600 000 тонн - дёгтя
  • 550 000 тонн -  угарного газа (СО↑)

Изучив специальную литературу, я узнала, что решающее значение в изучении проблемы курения сыграли химические и гигиенические исследования. Состав табачного дыма еще 20 - 30 лет назад был практически не изучен. Для исследования токсичных веществ, содержащихся в табачном дыме, в последнее десятилетие были использованы самые современные физико-химические методы анализа.

Фармакологи установили, что при выкуривании 1 пачки сигарет с массой табака 20 грамм образуется:

  • 1 г - табачного дёгтя
  • 0,92 г - угарного газа
  • 0,64 г - аммиака
  • 0,22 г - пиридиновых оснований
  • 0,18 г - никотина
  • 0,0012 г - синильной кислоты
  • 0,0012 г - сероводорода

Проанализировав состав табачного дыма, я сделала вывод, что табачный дым представляет собой сложную физико-химическую систему, общая токсичность которой обусловлена одновременным присутствием многих веществ. Следовательно, не правильно сводить вредное действие табачного дыма на организм человека лишь к никотину,   его доля составляет 28,7%. В настоящее время известно более 4200 веществ, входящих в состав табачного дыма. Многие из них канцерогены. Некоторые ученые считают, что наиболее сильным канцерогенным эффектом обладают обнаруженные в табачном дыме оксид мышьяка (III)  и радиоактивный полоний – 210. Изучив состав табачного дыма, я сделала вывод, что он очень токсичен и особенно вреден для молодого организма.

Токсичность табачного дыма

Исходя из изученной литературы, передо мной встал вопрос: Каковы физико-химические факторы, обуславливающие столь высокую токсичность табачного дыма,  по сравнению с выхлопными газами автомобилей? Оказывается, токсичность табачного дыма в 4,25 раза превышает токсичность выхлопных газов автомобилей.

В первую очередь это связано с исключительным несовершенством процесса сгорания табака, например, по сравнению со сгоранием природного газа на кухне или бензина в автомобильных двигателях. Температура горения табака довольно низкая, не превышает 700 - 800 градусов, поэтому его сгорание представляет собой комбинацию процессов горения, испарения, возгонки, тления и пиролиза.

Выделяющийся при курении табачный дым подразделяется на две фазы: газовую и твердую. В газовой фазе находится 90% веществ, входящих в состав табачного дыма (угарный газ, аммиак, амины,  пиридиновых, ароматические вещества и др.),  твердая фаза содержит никотин, воду и табачный дёготь.

В целом никотин и анабазин высокотоксичны для человека. Смертельная доза никотина составляет 100 - 125 мг. Если в одной сигарете содержится 1 - 2,5 мг никотина, то в 20 сигаретах - 20 - 50 мг.

Влияние химических веществ, входящих в состав табачного дыма, на человека

Никотин – это яд, который вредно влияет на сосуды человеческого организма, заставляет сердце биться быстрее, из-за чего оно изнашивается, а главное заставляет человека привязаться к сигарете, привыкнуть к ней и стараться курить всё больше и больше.

Угарный газ мешает тканям человеческого организма получать полезный и нужный кислород, блокирует гемоглобин крови, который приводит к кислородному голоданию.  Многие другие ингредиенты табачного дыма также обладают резким раздражающим действием: муравьиная кислота, оксиды азота, уксусная кислота, аммиак. Они раздражают и повреждают слизистую оболочку рта, десны, слюнные железы, гортань, трахею и бронхи, что приводит к ослаблению обаяния, вкусовых ощущений, к характерной охриплости.

Бензапирен, дёкоть и другие циклические ароматические углеводороды вызывают раковые заболевания полости рта, дыхательных путей, легких.

Тяжелые металлы - мышьяк As,  кадмий Cd, никель Ni, свинец Pb,  хром Cr, марганец Mn, стронций Sr, радионуклеотиды обладают канцерогенными действиями.  

Множество органических кислот - уксусная, адининовая, бензойная, глутарова; спирты - этиловый, бензиновый, бутиловый ; альдегиды - муравьинный, уксусный,  пропионовый.

Токсическое действие вредных веществ табачного дыма на организм колоссально. Наряду с отмеченными выше неблагоприятными последствиями, курение приводит к резкому повышению заболеваемости. Поэтому я решила провести анкетирование среди учащихся моей школы и социологический опрос взрослого населения моего села.

2 А.Пащенко «Почему мы начинаем курить», областной центр медицинской профилактики.

Мои исследования

Анкетирование.

Цель:  «Выявить отношение к курению учащихся нашей школы»

Анкетирование проводили с 5 по 11 классы, участие приняли 70 учащихся.

Содержание анкеты:

  1. Имеешь ли ты привычку курить?  

А) ДА - 14 человек

Б) НЕТ - 56 человек                            

2. Почему подростки начинают курить?  

А) из любопытства - 27 человек

Б) за компанию - 9 человек

В) стремление показать себя крутым и взрослым - 16 человек

Г) слабая воля - 7 человек

Д) нечем занять досуг - 8 человек

Е) влияние кино, телевидения, интернета - 3 человека

3. Волнует ли тебя предупреждающая надпись на пачке сигарет?      

А) ДА - 17 человек

Б) НЕТ - 53 человека                            

  1. Знаешь ли ты о химических веществах, содержащихся в сигаретном дыме?

А) ДА - 6 человек

Б) НЕТ - 64 человека                            

  1. Знаешь ли ты о никотине?

А) ДА - 57 человек

Б) НЕТ - 13 человека                        

  1. Знаешь ли, о последствиях курения?

А) ДА - 68 человек

Б) НЕТ - 2 человека                        

Результаты анкетирования

Имеют привычку курить

14 человек

Не волнует предупреждающая надпись на пачке сигарет

53 человека

Не знают химический состав сигаретного дыма

64 человека

Знают о никотине

57 человек

Знают о последствиях курения

68 человек

Вывод: К моему удивлению, анализ анкеты выявляет парадокс: зная о свойствах никотина и последствиях курения, 14 учащихся курят. К сожалению, в моей школе гораздо больше курящих девочек и мальчиков. Многие даже не могут ответить на вопрос "зачем они это делают ? ", некоторые стараются выглядеть взрослыми,  но ещё печальнее то,  что ребята считают,  что курить - это модно. Поскольку привычки человека формируются с детства, именно в школе педагоги должны вырабатывать у учащихся установку на отрицательное отношение к этой вредной привычке,  полное неприятие её в дальнейшей жизни. Один из методов информации учащихся о вреде курения на уроках - объяснение механизма вредного воздействия табачного дыма на различные ткани и системы органов человека. Важно показать, что в дальнейшем оно может привести к развитию патологических состояний, которые могут перейти в серьезные хронические заболевания.

Мы решили выяснить, а сколько же взрослых людей имеют вредную привычку «курить»  и сделать соответствующие выводы.

Социологический опрос среди взрослого населения ( от 18 лет и старше)

В социологическом опросе приняли участие 50 человек взрослого населения.

Вопросы

Да

Нет

Курите ли вы?

37 человек

13 человек

Какова причина вашего курения?

Зависимость,  не знаю, не могу бросить, нравится, в стрессовых ситуациях.

Курили ли вы в детстве?

18 человек

32 человека

Пытались ли бросить курить?

33 человека

17 человек

Были ли у вас заболевания, связанные с курением?

11 человек

39 человек

Самый большой период, когда вы не курили?

Не больше трёх дней, иногда неделя

Из данных социологического опроса вытекает вывод,  что большинство взрослых людей употребляют табачные изделия, многие пытались избавиться от этой вредной привычки, но тщетно. Те,  кто  уже испытывали заболевания, связанные с курением,  всё равно продолжают курить, объясняя, что не хватает силы воли, чтобы бросить!

Узнав из литературы о химическом составе табачного дыма и фильтра, я решила с помощью химических экспериментов определить наличие этих вредных веществ в них.

Мои эксперименты

Эксперимент 1: Обнаружение кислот в табачном дыме.

Я взяла раствор соды и добавила в него фенолфталеин, у меня получился малиновый раствор. В этот малиновый раствор я с помощью медицинской груши пропустила дым от сигареты,  через некоторое время произошло очень интересное изменение: малиновая окраска раствора под действием табачного дыма обесцветилась. Отсюда делаю вывод,  что в табачном дыме очень много кислот, т. к щелочная среда раствора под действием кислот превращается в нейтральную.

Эксперимент 2: Обнаружение кислот в фильтре выкуренной сигареты.

Я взяла малиновый раствор соды и положила в него фильтр выкуренной сигареты. Произошло изменение, так как произошла  химическая реакция – нейтрализация. Щелочная среда соды под действием кислот превратилась в нейтральную. Этот эксперимент также доказывает наличие кислот в фильтре сигареты. Если сравнить наличие кислот в табачном дыме и фильтре сигарет, то из эксперимента видно, что больше кислот содержится в фильтре.

Эксперимент 3: Исследование на наличие химических веществ в неиспользованной сигарете.

Я взяла малиновый раствор соды и положила в него фильтр не выкуренной сигареты. Реакция не произошла, т.к. ни каких изменений не наблюдалось.  Следовательно, сама по себе сигарета может и  безвредная,  но при курении химические  вещества, содержащиеся в сигарете, сгорают и становятся страшным монстром, превращаясь во вредные химические вещества,выделяясь с дымом и оставаясь в фильтре, то есть в окурках.

Эксперимент 4: Обнаружение фенола в табачном дыме и фильтре сигареты.

Чтобы обнаружить наличие фенолов в табачном дыме и фильтре сигареты, я приготовила раствор, содержащий растворённый дым и вытяжки из фильтров. В две пробирки налила по 1 мл приготовленного раствора, затем в каждую пробирку добавила 2 – 3 капли 5% раствора хлорида железа (III). Жидкость окрасилась в коричнево-жёлтый цвет из – за образования комплексных соединений фенолов разного строения. Этот опыт доказывает, что в составе табачного дыма и фильтре содержится фенол и его производные. Это  ядовитые вещества, очень опасные для человека, животных и растительных организмов.

Вывод: Все эти эксперименты сами за себя говорят. Я узнала, что в   табачном дыме и фильтре сигарет содержатся разные кислоты, органические и неорганические соединения и особенно меня очень удивило наличие фенола и его производных.  Оказывается, химические вещества, находящиеся в табачном дыме и фильтре сигарет оказывают вредное влияние на здоровье курящих и «пассивных курильщиков».

Заключение

Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой. Также сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, входящее в зажженную сигарету. Учитывая вредное влияние табакокурения, я заинтересовалась мерами, предпринимаемыми государством для уменьшения количества курящих в нашей стране.

Государственный закон о курении 3

В июне 2013 года был принят закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

С 1 января 2014 года в антитабачном законе стала применяться статья 13 ФЗ о запрете курения, которая предусматривает установление минимальных и максимальных розничных цен на табачную продукцию и повышение акцизов на нее, т.е. увеличение налогов. Такими мерами государство собирается добиться сокращения спроса на табачные изделия.

С 1 июня 2014 года был внесён ряд дополнительных запретов на курение, однако в полной мере данный закон будет действовать, начиная с 1 января 2017 года. Именно этой датой определено вступление в силу части 1 и 2 статьи 18 ФЗ, касающейся предотвращения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями. За нарушение отдельных положений антитабачного закона предусмотрены штрафы (ст. 6.23-6.25 КоАП РФ). Ограничения касаются как самих курильщиков, так и продавцов и иных лиц.

В результате этого:

  • установлены места, где нельзя курить по закону;
  • запрещена реклама, стимулирование и спонсорство табака;
  • предусмотрено регулирование состава табачных изделий, а также обязанность производителей указывать подробный состав входящих в них веществ;
  • запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним и вовлечение их в процесс потребления табака, повышенную ответственность за это несут родители;
  • запрещена демонстрация сигарет и их курения в новых мультфильмах, театральных представлениях и любых передачах для детей, а также в фильмах, передачах и программах для взрослых.

Большинство моих знакомых и друзей очень рады, что государство, наконец – то приняло  законы о курении, ведь они способствуют уменьшению количества курящих.

3 Интернет ресурсы

Выводы

Я поняла, что вся коварность курения заключается в том, что к никотину возникает быстрое привыкание. Дурная привычка переходит в бытовую наркоманию – никотинизм. Исходя из исследовательской работы, я сделала следующие выводы:

  1. Строго соблюдать государственные законы о курении.
  2. Курение и школьник – несовместимы.
  3. Бросить курить – значит сохранить здоровье.
  4. Мы определили и доказали, что химические вещества, находящиеся в табачном дыме и фильтре сигарет, представляют опасность, так как они очень токсичны.
  5. У каждого человека есть выбор: курить или нет. Но этот выбор зависит от уровня знаний, понимания происходящих процессов, а главное от воздействия их последствий на организм.
  6. С результатами исследовательской работы (с демонстрацией опытов) я познакомила учащихся моей школы. Вследствие чего, было видно, что некоторые испугались статистических данных о химических веществах, содержащихся в табачном дыме и фильтре сигарет. Я слышала, что многие начали говорить «Я бросаю курить с сегодняшнего дня!». Я очень надеюсь на это.

Рекомендации

  1. Периодически проводить разъяснительную работу о последствиях курения среди школьников и добиться негативного отношения к курению.
  2. Мы рекомендуем совету старшеклассников вести борьбу с курильщиками младших классов.
  3. Как можно чаще проводить разные спортивные соревнования среди школьников.
  4. Широко пропагандировать здоровый образ жизни.

Мне хочется, чтобы моя исследовательская работа ещё раз заставила задуматься над вопросами: «А стоит ли курить?», «Может быть, всё – таки бросить?»  Жизнь прекрасна и без сигарет. Берегите своё здоровье!!!

 Я думаю, буду права, если скажу так, курение - самая  большая опасность для человека. Эта опасность стоит сразу после ужасов ядерной войны, голода, чумы и других катастроф на Земле!

Литература

  1. А.А. Александров, В.Ю. Александрова «Курение и его профилактика в школе», Москва 2014г.
  2. А.Пащенко «Почему мы начинаем курить», областной центр медицинской профилактики, Калининград 2010г.
  3. А.Пащенко «Что такое табак», Калининград 2010г.
  4. Журнал «Здоровье» №4, 2014 год.
  5. Интернет ресурсы.

        

Приложение

Эксперимент 1: Обнаружение кислот в табачном дыме.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_1344.jpg   C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_1342.jpg

Эксперимент 2: Обнаружение кислот в фильтре выкуренной сигареты.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_1343.jpg

Эксперимент 3: Исследование на наличие химических веществ в неиспользованной сигарете.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_1340.jpg

Эксперимент 4: Обнаружение фенола в табачном дыме и фильтре сигареты.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_1345.jpg

 Рабочий момент

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_1346.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по математике: Курить или жить

Данный проект выполнялся учащимися 6 класса при изучении тем: Проценты. СТАТИСТИКА....

Социальный проект "Я не курю! И мне это нравится!"

Тысячи лет назад существовали рабовладельческие государства. Эти государства вели постоянные войны, завоевывали соседние земли, а завоеванные народы угоняли в рабство. Рабы строили дороги дворцы...

Социальный проект "Модно не курить"

Проект для учащихся 5-9 классов. Имеет социальную направленность. Отражены цели, задачи, ожидаемые результаты, а также приложение в виде конспектов бесед, анкет и экспериментов....

Курить-вредно для здоровья

Классный час "Курить-вредно для здоровья"...

Социальный проект "Я не курю! И это мне нравится!"

Социальный проект "Я не курю! И это мне нравится!"...

Проект "Жить или курить?".

Проект  "Жить или курить" определяет проблему современного общества. Работа рассчитана на привлечение внимание детей и взрослых  к одной из самых острых проблем общества  - ку...