Проект " Химия предупреждает курить вредно "
проект по химии (9 класс)
Автор работы: Калашникова Олеся,
ученица 9 класса,
МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
Руководитель: Муруева Р. Д., учитель
химии, высшей категории,
заслуженный учитель
Республики Бурятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurenie_novaya.docx | 802.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ отдел образования МО «Тарбагатайский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Нижнесаянтуйская средняя общеобразовательная школа".
Научно-практическая конференция школьников
«Шаг в будущее»
Секция: Химия
Тема: " Химия предупреждает курить вредно "
Автор работы: Калашникова Олеся,
ученица 9 класса,
МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
Руководитель: Муруева Р. Д., учитель
химии, высшей категории,
заслуженный учитель
Республики Бурятия.
2016 год.
Содержание
- Введение…………………………………………………………………………………………..3
- История открытия табака………………………………………………………………………...3
- Актуальность, проблема, гипотеза, цель ………………. ……………….........………………..3
- Задачи, объект, предмет и методы исследования……..…...……………………………..…….4
- Основная часть…………………………………………………………………………………....5
- Состав табачного дыма…………………………………………………………………………..5
- Токсичность табачного дыма.…………………………………………………………………...6
- Влияние химических веществ, входящих в состав табачного дыма, на организм человека..6
- Мои исследования ……………………………………………………………………………….7
- Анкетирование………………………………………………………………………………7
- Социологический опрос………………………………………………………………..…7-8
- Химические эксперименты…………………………………………………………….....8-9
IV. Заключение…………………………………………………………………...……………….. 10
- Государственные законы о курении…………………………………………………...………10
- Выводы………………………………………………………………………………...……...…11
- Рекомендации……………………………………………………………………………………11
- Литература……………………………………………………………………………………….12
Введение
По данным всемирной организации здравоохранения в современном мире в среднем курят около 50% мужчин и 20% женщин. В России курят 58% мужчин и 12% женщин. В Англии 30% мужчин и 20% женщин. В Америке 28% мужчин и 24% женщин. Меньше всего курят узбечки и китаянки. Подавляющее большинство людей начинают курить в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике курения в школе могут помочь многим людям обойти стороной эту форму зависимости.
История открытия табака 1
Первые свидетельства употребления табака индейцами насчитывают около 6000 лет. А открытие Америки Колумбом и знакомство с местной культурой привело к появлению табака в Европе. Слово табак – индейского происхождения. «Тобакко» – так на аравакском языке называлось это растение семейства пасленовых. А вот от слова «сик-ар», которое на языке майя обозначало процесс курения, в итоге произошло слово «сигарета». После попадания в Европу табак поначалу встречал два совершенно противоположных приема. Где-то считали его лекарством от многих болезней. Так, посол Франции в Португалии Жан Нико ввел обычай нюхать табак при французском дворе, убеждая окружающих, что он помогает от головной боли. Именно в честь Нико табак получил свое латинское имя, которое потом дало название никотину. Зато церковь табак не приветствовала, в особенности — курение. Считалось, что курящий возносит фимиам дьяволу. В разное время и в разных странах за курение могли сжечь на костре или отрубить руку. На Руси при царе Михаиле Федоровиче за употребление и хранение табака могли отрезать нос. Разрешать и даже поощрять употребление табака стали при Петре I, равняясь на Европу.
Актуальность: В настоящее время тема "Курение" очень актуальна, но всё - таки люди, зная о безграничном вреде табака, продолжают курить, тратить на него свои денежные средства, время и самое главное - здоровье. Почему?
Проблема: Почему, несмотря на многочисленные факты, свидетельствующие о вреде курения, число курильщиков не уменьшаются, хотя проблема курения активно обсуждается общественностью нашей страны и за рубежом? Гипотеза: если учащийся будет знать
- Состав сигаретного дыма;
- Свойства никотина;
- О последствиях курения, то это приведёт к изменению его отношения к курению.
Цель: Доказать экспериментальным путём наличие в табачном дыме и окурках опасных для здоровья вредных химических веществ, чтобы это вызвало негативное отношение к курению среди школьников.
1 А.Пащенко «Что такое табак?», стр.15
Задачи:
1. Изучить литературу о химическом составе табачного дыма и окурков.
2. Провести анкетирование среди школьников моей школы
3. Провести социологический опрос среди взрослого населения.
4. Определить опытным путём химический состав табачного дыма и окурков.
5. Провести разъяснительные беседы со школьниками о последствиях курения.
Объект исследования: Табачный дым и окурки.
Предмет исследования: Химические вещества.
Методы исследования:
- Теоретический;
- Социологический опрос;
- Анкетирование;
- Эмпирический.
Основная часть
Состав табачного дыма 2
Оказывается, население Земли ежегодно выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет (12 000 000 000 000). Ежегодно, курящие выбрасывают в атмосферу:
- 2 520 000 тонн - окурков
- 720 тонн - синильной кислоты.
- 384 000 тонн - аммиака
- 108 000 тонн - никотина
- 600 000 тонн - дёгтя
- 550 000 тонн - угарного газа (СО↑)
Изучив специальную литературу, я узнала, что решающее значение в изучении проблемы курения сыграли химические и гигиенические исследования. Состав табачного дыма еще 20 - 30 лет назад был практически не изучен. Для исследования токсичных веществ, содержащихся в табачном дыме, в последнее десятилетие были использованы самые современные физико-химические методы анализа.
Фармакологи установили, что при выкуривании 1 пачки сигарет с массой табака 20 грамм образуется:
- 1 г - табачного дёгтя
- 0,92 г - угарного газа
- 0,64 г - аммиака
- 0,22 г - пиридиновых оснований
- 0,18 г - никотина
- 0,0012 г - синильной кислоты
- 0,0012 г - сероводорода
Проанализировав состав табачного дыма, я сделала вывод, что табачный дым представляет собой сложную физико-химическую систему, общая токсичность которой обусловлена одновременным присутствием многих веществ. Следовательно, не правильно сводить вредное действие табачного дыма на организм человека лишь к никотину, его доля составляет 28,7%. В настоящее время известно более 4200 веществ, входящих в состав табачного дыма. Многие из них канцерогены. Некоторые ученые считают, что наиболее сильным канцерогенным эффектом обладают обнаруженные в табачном дыме оксид мышьяка (III) и радиоактивный полоний – 210. Изучив состав табачного дыма, я сделала вывод, что он очень токсичен и особенно вреден для молодого организма.
Токсичность табачного дыма
Исходя из изученной литературы, передо мной встал вопрос: Каковы физико-химические факторы, обуславливающие столь высокую токсичность табачного дыма, по сравнению с выхлопными газами автомобилей? Оказывается, токсичность табачного дыма в 4,25 раза превышает токсичность выхлопных газов автомобилей.
В первую очередь это связано с исключительным несовершенством процесса сгорания табака, например, по сравнению со сгоранием природного газа на кухне или бензина в автомобильных двигателях. Температура горения табака довольно низкая, не превышает 700 - 800 градусов, поэтому его сгорание представляет собой комбинацию процессов горения, испарения, возгонки, тления и пиролиза.
Выделяющийся при курении табачный дым подразделяется на две фазы: газовую и твердую. В газовой фазе находится 90% веществ, входящих в состав табачного дыма (угарный газ, аммиак, амины, пиридиновых, ароматические вещества и др.), твердая фаза содержит никотин, воду и табачный дёготь.
В целом никотин и анабазин высокотоксичны для человека. Смертельная доза никотина составляет 100 - 125 мг. Если в одной сигарете содержится 1 - 2,5 мг никотина, то в 20 сигаретах - 20 - 50 мг.
Влияние химических веществ, входящих в состав табачного дыма, на человека
Никотин – это яд, который вредно влияет на сосуды человеческого организма, заставляет сердце биться быстрее, из-за чего оно изнашивается, а главное заставляет человека привязаться к сигарете, привыкнуть к ней и стараться курить всё больше и больше.
Угарный газ мешает тканям человеческого организма получать полезный и нужный кислород, блокирует гемоглобин крови, который приводит к кислородному голоданию. Многие другие ингредиенты табачного дыма также обладают резким раздражающим действием: муравьиная кислота, оксиды азота, уксусная кислота, аммиак. Они раздражают и повреждают слизистую оболочку рта, десны, слюнные железы, гортань, трахею и бронхи, что приводит к ослаблению обаяния, вкусовых ощущений, к характерной охриплости.
Бензапирен, дёкоть и другие циклические ароматические углеводороды вызывают раковые заболевания полости рта, дыхательных путей, легких.
Тяжелые металлы - мышьяк As, кадмий Cd, никель Ni, свинец Pb, хром Cr, марганец Mn, стронций Sr, радионуклеотиды обладают канцерогенными действиями.
Множество органических кислот - уксусная, адининовая, бензойная, глутарова; спирты - этиловый, бензиновый, бутиловый ; альдегиды - муравьинный, уксусный, пропионовый.
Токсическое действие вредных веществ табачного дыма на организм колоссально. Наряду с отмеченными выше неблагоприятными последствиями, курение приводит к резкому повышению заболеваемости. Поэтому я решила провести анкетирование среди учащихся моей школы и социологический опрос взрослого населения моего села.
2 А.Пащенко «Почему мы начинаем курить», областной центр медицинской профилактики.
Мои исследования
Анкетирование.
Цель: «Выявить отношение к курению учащихся нашей школы»
Анкетирование проводили с 5 по 11 классы, участие приняли 70 учащихся.
Содержание анкеты:
- Имеешь ли ты привычку курить?
А) ДА - 14 человек
Б) НЕТ - 56 человек
2. Почему подростки начинают курить?
А) из любопытства - 27 человек
Б) за компанию - 9 человек
В) стремление показать себя крутым и взрослым - 16 человек
Г) слабая воля - 7 человек
Д) нечем занять досуг - 8 человек
Е) влияние кино, телевидения, интернета - 3 человека
3. Волнует ли тебя предупреждающая надпись на пачке сигарет?
А) ДА - 17 человек
Б) НЕТ - 53 человека
- Знаешь ли ты о химических веществах, содержащихся в сигаретном дыме?
А) ДА - 6 человек
Б) НЕТ - 64 человека
- Знаешь ли ты о никотине?
А) ДА - 57 человек
Б) НЕТ - 13 человека
- Знаешь ли, о последствиях курения?
А) ДА - 68 человек
Б) НЕТ - 2 человека
Результаты анкетирования
Имеют привычку курить | 14 человек |
Не волнует предупреждающая надпись на пачке сигарет | 53 человека |
Не знают химический состав сигаретного дыма | 64 человека |
Знают о никотине | 57 человек |
Знают о последствиях курения | 68 человек |
Вывод: К моему удивлению, анализ анкеты выявляет парадокс: зная о свойствах никотина и последствиях курения, 14 учащихся курят. К сожалению, в моей школе гораздо больше курящих девочек и мальчиков. Многие даже не могут ответить на вопрос "зачем они это делают ? ", некоторые стараются выглядеть взрослыми, но ещё печальнее то, что ребята считают, что курить - это модно. Поскольку привычки человека формируются с детства, именно в школе педагоги должны вырабатывать у учащихся установку на отрицательное отношение к этой вредной привычке, полное неприятие её в дальнейшей жизни. Один из методов информации учащихся о вреде курения на уроках - объяснение механизма вредного воздействия табачного дыма на различные ткани и системы органов человека. Важно показать, что в дальнейшем оно может привести к развитию патологических состояний, которые могут перейти в серьезные хронические заболевания.
Мы решили выяснить, а сколько же взрослых людей имеют вредную привычку «курить» и сделать соответствующие выводы.
Социологический опрос среди взрослого населения ( от 18 лет и старше)
В социологическом опросе приняли участие 50 человек взрослого населения.
Вопросы | Да | Нет |
Курите ли вы? | 37 человек | 13 человек |
Какова причина вашего курения? | Зависимость, не знаю, не могу бросить, нравится, в стрессовых ситуациях. | |
Курили ли вы в детстве? | 18 человек | 32 человека |
Пытались ли бросить курить? | 33 человека | 17 человек |
Были ли у вас заболевания, связанные с курением? | 11 человек | 39 человек |
Самый большой период, когда вы не курили? | Не больше трёх дней, иногда неделя |
Из данных социологического опроса вытекает вывод, что большинство взрослых людей употребляют табачные изделия, многие пытались избавиться от этой вредной привычки, но тщетно. Те, кто уже испытывали заболевания, связанные с курением, всё равно продолжают курить, объясняя, что не хватает силы воли, чтобы бросить!
Узнав из литературы о химическом составе табачного дыма и фильтра, я решила с помощью химических экспериментов определить наличие этих вредных веществ в них.
Мои эксперименты
Эксперимент 1: Обнаружение кислот в табачном дыме.
Я взяла раствор соды и добавила в него фенолфталеин, у меня получился малиновый раствор. В этот малиновый раствор я с помощью медицинской груши пропустила дым от сигареты, через некоторое время произошло очень интересное изменение: малиновая окраска раствора под действием табачного дыма обесцветилась. Отсюда делаю вывод, что в табачном дыме очень много кислот, т. к щелочная среда раствора под действием кислот превращается в нейтральную.
Эксперимент 2: Обнаружение кислот в фильтре выкуренной сигареты.
Я взяла малиновый раствор соды и положила в него фильтр выкуренной сигареты. Произошло изменение, так как произошла химическая реакция – нейтрализация. Щелочная среда соды под действием кислот превратилась в нейтральную. Этот эксперимент также доказывает наличие кислот в фильтре сигареты. Если сравнить наличие кислот в табачном дыме и фильтре сигарет, то из эксперимента видно, что больше кислот содержится в фильтре.
Эксперимент 3: Исследование на наличие химических веществ в неиспользованной сигарете.
Я взяла малиновый раствор соды и положила в него фильтр не выкуренной сигареты. Реакция не произошла, т.к. ни каких изменений не наблюдалось. Следовательно, сама по себе сигарета может и безвредная, но при курении химические вещества, содержащиеся в сигарете, сгорают и становятся страшным монстром, превращаясь во вредные химические вещества,выделяясь с дымом и оставаясь в фильтре, то есть в окурках.
Эксперимент 4: Обнаружение фенола в табачном дыме и фильтре сигареты.
Чтобы обнаружить наличие фенолов в табачном дыме и фильтре сигареты, я приготовила раствор, содержащий растворённый дым и вытяжки из фильтров. В две пробирки налила по 1 мл приготовленного раствора, затем в каждую пробирку добавила 2 – 3 капли 5% раствора хлорида железа (III). Жидкость окрасилась в коричнево-жёлтый цвет из – за образования комплексных соединений фенолов разного строения. Этот опыт доказывает, что в составе табачного дыма и фильтре содержится фенол и его производные. Это ядовитые вещества, очень опасные для человека, животных и растительных организмов.
Вывод: Все эти эксперименты сами за себя говорят. Я узнала, что в табачном дыме и фильтре сигарет содержатся разные кислоты, органические и неорганические соединения и особенно меня очень удивило наличие фенола и его производных. Оказывается, химические вещества, находящиеся в табачном дыме и фильтре сигарет оказывают вредное влияние на здоровье курящих и «пассивных курильщиков».
Заключение
Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой. Также сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, входящее в зажженную сигарету. Учитывая вредное влияние табакокурения, я заинтересовалась мерами, предпринимаемыми государством для уменьшения количества курящих в нашей стране.
Государственный закон о курении 3
В июне 2013 года был принят закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
С 1 января 2014 года в антитабачном законе стала применяться статья 13 ФЗ о запрете курения, которая предусматривает установление минимальных и максимальных розничных цен на табачную продукцию и повышение акцизов на нее, т.е. увеличение налогов. Такими мерами государство собирается добиться сокращения спроса на табачные изделия.
С 1 июня 2014 года был внесён ряд дополнительных запретов на курение, однако в полной мере данный закон будет действовать, начиная с 1 января 2017 года. Именно этой датой определено вступление в силу части 1 и 2 статьи 18 ФЗ, касающейся предотвращения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями. За нарушение отдельных положений антитабачного закона предусмотрены штрафы (ст. 6.23-6.25 КоАП РФ). Ограничения касаются как самих курильщиков, так и продавцов и иных лиц.
В результате этого:
- установлены места, где нельзя курить по закону;
- запрещена реклама, стимулирование и спонсорство табака;
- предусмотрено регулирование состава табачных изделий, а также обязанность производителей указывать подробный состав входящих в них веществ;
- запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним и вовлечение их в процесс потребления табака, повышенную ответственность за это несут родители;
- запрещена демонстрация сигарет и их курения в новых мультфильмах, театральных представлениях и любых передачах для детей, а также в фильмах, передачах и программах для взрослых.
Большинство моих знакомых и друзей очень рады, что государство, наконец – то приняло законы о курении, ведь они способствуют уменьшению количества курящих.
3 Интернет ресурсы
Выводы
Я поняла, что вся коварность курения заключается в том, что к никотину возникает быстрое привыкание. Дурная привычка переходит в бытовую наркоманию – никотинизм. Исходя из исследовательской работы, я сделала следующие выводы:
- Строго соблюдать государственные законы о курении.
- Курение и школьник – несовместимы.
- Бросить курить – значит сохранить здоровье.
- Мы определили и доказали, что химические вещества, находящиеся в табачном дыме и фильтре сигарет, представляют опасность, так как они очень токсичны.
- У каждого человека есть выбор: курить или нет. Но этот выбор зависит от уровня знаний, понимания происходящих процессов, а главное от воздействия их последствий на организм.
- С результатами исследовательской работы (с демонстрацией опытов) я познакомила учащихся моей школы. Вследствие чего, было видно, что некоторые испугались статистических данных о химических веществах, содержащихся в табачном дыме и фильтре сигарет. Я слышала, что многие начали говорить «Я бросаю курить с сегодняшнего дня!». Я очень надеюсь на это.
Рекомендации
- Периодически проводить разъяснительную работу о последствиях курения среди школьников и добиться негативного отношения к курению.
- Мы рекомендуем совету старшеклассников вести борьбу с курильщиками младших классов.
- Как можно чаще проводить разные спортивные соревнования среди школьников.
- Широко пропагандировать здоровый образ жизни.
Мне хочется, чтобы моя исследовательская работа ещё раз заставила задуматься над вопросами: «А стоит ли курить?», «Может быть, всё – таки бросить?» Жизнь прекрасна и без сигарет. Берегите своё здоровье!!!
Я думаю, буду права, если скажу так, курение - самая большая опасность для человека. Эта опасность стоит сразу после ужасов ядерной войны, голода, чумы и других катастроф на Земле!
Литература
- А.А. Александров, В.Ю. Александрова «Курение и его профилактика в школе», Москва 2014г.
- А.Пащенко «Почему мы начинаем курить», областной центр медицинской профилактики, Калининград 2010г.
- А.Пащенко «Что такое табак», Калининград 2010г.
- Журнал «Здоровье» №4, 2014 год.
- Интернет ресурсы.
Приложение
Эксперимент 1: Обнаружение кислот в табачном дыме.
Эксперимент 2: Обнаружение кислот в фильтре выкуренной сигареты.
Эксперимент 3: Исследование на наличие химических веществ в неиспользованной сигарете.
Эксперимент 4: Обнаружение фенола в табачном дыме и фильтре сигареты.
Рабочий момент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по математике: Курить или жить
Данный проект выполнялся учащимися 6 класса при изучении тем: Проценты. СТАТИСТИКА....
Социальный проект "Я не курю! И мне это нравится!"
Тысячи лет назад существовали рабовладельческие государства. Эти государства вели постоянные войны, завоевывали соседние земли, а завоеванные народы угоняли в рабство. Рабы строили дороги дворцы...
Воспитательское занятие "Курить вредно", 1-4 классы
Занятие "Курить вредно"...
Социальный проект "Модно не курить"
Проект для учащихся 5-9 классов. Имеет социальную направленность. Отражены цели, задачи, ожидаемые результаты, а также приложение в виде конспектов бесед, анкет и экспериментов....
Курить-вредно для здоровья
Классный час "Курить-вредно для здоровья"...
Социальный проект "Я не курю! И это мне нравится!"
Социальный проект "Я не курю! И это мне нравится!"...
Проект "Жить или курить?".
Проект "Жить или курить" определяет проблему современного общества. Работа рассчитана на привлечение внимание детей и взрослых к одной из самых острых проблем общества - ку...