Рабочая программа по предмету химия 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс)

Муруева Розалия Доржиевна

Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  (2004) г. Примерной программы основного общего образования по химии и авторской Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С. Габриеляна (2018года). Рабочая программа адресована учащимся 9 класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» по учебнику ОС Габриеляна « Химия 9 класс» и рассчитана на преподавание курса в объёме 2 часа в неделю, всего 68 часов.

 Содержание программы направлено на освоение знаний и на овладение умениями на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.

 

В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_himiya.docx387.18 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Pictures\2020-05-05\002.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  (2004) г. Примерной программы основного общего образования по химии и авторской Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С. Габриеляна (2018года). Рабочая программа адресована учащимся 9 класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» по учебнику ОС Габриеляна « Химия 9 класс» и рассчитана на преподавание курса в объёме 2 часа в неделю, всего 68 часов.

 Содержание программы направлено на освоение знаний и на овладение умениями на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.

В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. В связи с этим  основными целями обучения химии в основной школе являются:

1)формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Задачами изучения учебного предмета «Химия» в 9 классе являются:

учебные: формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

развивающие: развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;

воспитательны:формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии, как к возможной области будущей практической деятельности.

 Общая характеристика учебного предмета «Химия»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать

свою точку зрения. Кроме этого, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:

  • вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
  • химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
  • применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
  • язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

При отборе содержания, конкретизирующего программу, учитывалось, что перед общим образованием не стоит задача профессиональной подготовки обучающихся. Это определило построение курса как общекультурного, направленного, прежде всего на формирование и развитие интереса к изучению химии. Учтена основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости, который характеризуется развитием познавательной сферы.

На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся ,в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие универсальные учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение. Формирование этих универсальных учебных действий начинается ещё в начальной школе, а в курсе химии основной школы происходит их развитие и совершенствование. В связи с этим резервные часы планируется использовать на формирование и развитие умений проектной и исследовательской деятельности, умение видеть проблемы, делать выводы и умозаключения.

 Место учебного предмета в учебном плане

Особенностью  содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения  естественнонаучных дисциплин. Данная  необходимость  освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.

В соответствии с учебным планом  на изучение химии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год, при нормативной продолжительности учебного года 34 учебных недель. Программой предусмотрено проведение:

 контрольных работ – 4,

 практических работ – 6 часов.

 Срок реализации программы – один учебный год.

Формы, методы и средства обучения, технологии

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно -иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно - ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, проектная деятельность.

    Используются следующие формы обучения:  учебные занятия, демонстрация,   наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг, исследовательская работа,  презентация. Использование ИКТ. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов.

Формы промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная аттестация проводится в форме:

- тестов;

 -контрольных;

- самостоятельных работ;

- практических;

- творческих работ.

По желанию учащиеся проходят  итоговую аттестацию –  в виде ГИА-ОГЭ.

Обучение ведётся по учебнику О.С. Габриелян «Химия 9 класс» 2019г, который составляет единую линию учебников, соответствует требованиям федерального  государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна 2018г.

 Результатам освоения курса химии:

Личностные:

  • в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической   деятельности в жизненных ситуациях; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение  и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих  мыслей , планирования и регуляции своей деятельности.
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

   

1.В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая  таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;
  • описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
  • описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  • моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;

2.В ценностно – ориентационной сфере:

  • анализировать  и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

3. В трудовой сфере:

  • проводить химический эксперимент;

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Учебно - тематическое  планирование учебного материала

№ главы

Название главы

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

7

Входная контрольная работа.

1.

Металлы

18

№1-3

№1

3.

Неметаллы

22

№4-6

№2

5.

Органическая химия

13

№3

6.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

8

№4

Итого

68

6

4

                                     

Основное содержание курса.

    Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций.  Периодический закон и Периодическая система

химических элементов Д. И. Менделеева  (3 ч)

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации.

     Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.

Лабораторные опыты.

1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.

5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.

  6. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры.

Тема 1. Металлы  (18 ч)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2   и Fe+3 .

 Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации.

Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты.

12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой.

16. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 17. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 18. Получение гидроксид  (III) и изучение их свойств.

Практикум 1. Свойства металлов  и их соединений  (3 ч)

1. Осуществление цепочки химических превращений. 2. Получение и свойства соединений металлов.  3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.

Учащийся должен уметь:

обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;

наблюдать за свойствами металлов и их соединений и явлениями, происходящими с ними;

описывать химический эксперимент с помощью языка химии;

делать выводы по результатам проведенного эксперимента.

Учащийся должен уметь:

определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или эксперимента.

Тема 3. Неметаллы  (23ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».  

Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода.

     Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов.

     Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.

Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера.

     Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот.

     Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).

Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор.

    Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод.

    Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний.

  Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации.

       Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты.

 Получение и распознавание водорода. Растворение перманганата калия или медного купороса в воде.  Гидратация обезвоженного сульфата меди (II).

   Ознакомление с составом минеральной воды.  Качественная реакция на галогенид-ионы.  Получение и распознавание кислорода. . Свойства разбавленной серной кислоты. Распознавание солей аммония. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.  Распознавание фосфатов.  Получение угольной кислоты и изучение ее свой Получение кремневой  кислоты и изучение ее свойств.

Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (3 ч)

1.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов и кислорода». 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода». 3. Получение и собирание газов.  

Тема 3. Органическая химия. (13 ч)

Предмет органической химии. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Предельные углеводороды (метан, этан). Непредельные углеводороды (этилен). Представление о полимерах на примере полиэтилена. Спирты. Альдегиды. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы. Аминокислоты и белки. Свойства белков. Качественная реакция на белки. Углеводы. Классификация углеводов.

Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. (13 ч)

        Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.

Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие

границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.

Планируемые результаты обучения:

Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

 

Информационно - методическое обеспечение

1. Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень);

2. Авторская  программа О.С. Габриеляна, соответствующая Федеральному  Государственному образовательному стандарту основного  общего образования,

 допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений /

3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.:  Методическое пособие. — М.: Дрофа,  2019г.

4. Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9  О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 20019г.

5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 20019г.

6. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2019г.

7. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия  в  тестах,   задачах,   упражнениях.   8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2019г.

  8.Габриелян О.С. учебник – Дрофа 2019г.

Материально-техническое обеспечение:

Для обучения учащихся основной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения химии на демонстрационный эксперимент, практические занятия и лабораторные опыты, выполняемые учащимися. Кабинет химии  оснащён комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования по химии для основной школы. В кабинете химии  осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в большей части соответствует Перечню оборудования кабинета химии и включает различные типы средств обучения. Большую часть оборудования составляют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, видео, медиа оснащение.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиа проектор, доска с интерактивной приставкой, коллекция медиа-ресурсов, выход в Интернет.

Использование электронных средств обучения позволяют:

  • активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения;
  • при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса .
  • формировать ИКТ - компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности;
  • формировать УУД;

Натуральные объекты

Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д.

Ознакомление учащихся с образцами исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах.

Химические реактивы и материалы

Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники безопасности, особенно при выполнении опытов самими учащимися. Все необходимые меры предосторожности указаны в соответствующих документах и инструкциях.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы

Химическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов.

Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химических .

Модели

Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы.

В преподавании химии используются модели кристаллических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(1У), поваренной соли, льда, йода, железа, меди, магния, наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул.

Учебные пособия на печатной основе

В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов»,  «Круговорот веществ в природе» и др.

Для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках используют разнообразные дидактические материалы: тетради на печатной основе или отдельные рабочие листы — инструкции, карточки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся.

Для обеспечения безопасного труда в  кабинете химии имеется:

  • противопожарный инвентарь
  • аптечку с набором медикаментов и перевязочных средств;
  • инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся
  • журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

Календарно-тематическое планирование химии  в 9 классе (2 часа в неделю)

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

1,2,3,4- четверти – 34 недель

Контрольных работ -  4

Практических работ – 6

Лабораторных опытов-30

Раздел 1. Общая характеристика химических элементов и химические реакции- 7ч

1.1

1

 Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

1.2

2

Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД.

1.3

3

 Генетические ряды металлов и неметаллов.

1.4

4

Входная контрольная работа

1.5

5

 Химическая организация природы

1.6

6

 Химические реакции. Скорость химических реакций.

1.7

7

Катализаторы. Катализ.

Раздел 2.  Металлы  - 18 часов

2.8

8

 Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов и физические свойства.

2.9

9

 Физические свойства металлов. Сплавы.

.

2.10

10

Химические свойства металлов.

2.11

11

Электрохимический ряд напряжений металлов

2.12

12

 Металлы в природе. Способы получения металлов. Сплавы.

2.13

13

 Общее понятие о коррозии металлов.

2.14

14

 Щелочные металлы.

2.15

15

 Соединения щелочных металлов.

2.16

16

Общая характеристика главной подгруппы второй группы.

2.17

17

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов.

2.18

18

 Алюминий.

2.19

19

 Железо.

2.20

20

 Соединения железа. Генетические ряды железа (II) и (III).

2.21

21

 Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».

2.22

22

 Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений.

2.23

23

 Практическая работа №2. Получение и  свойства соединений металлов.

2.24

24

Практическая работа №3. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.

2.25

25

 Контрольная работа № 1 по теме: «Металлы».

Раздел  3.  Неметаллы -22 ч

3.26

26

Общая характеристика неметаллов.

3.27

27

 Водород, его физические и химические свойства.

3.28

28

 Вода

3.29

29

 Общая характеристика галогенов.

3.30

30

 Соединения галогенов.

3.31

31

Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.

3.32

32

 Кислород, его физические и химические свойства.

3.33

33

 Сера и её соединения. Физические и химические свойства.

3.34

34

Серная кислота и её соли.

3.35

35

 Азот, его физические и химические свойства.

3.36

36

 Аммиак и его свойства Соли аммония..

3.37

37

 Кислородные соединения азота. Азотная кислота и её соли.

3.38

38

Окислительные свойства азотной кислоты.

3.39

39

 Фосфор и его соединения.

3.40

40

 Углерод, его физические и химические свойства.

3.41

41

 Кислородные соединения углерода.

3.42

42

 Кремний и его соединения.

3.43

43

Практическая работа № 4. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода».

3.44

44

Практическая работа № 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».

3.45

45

 Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов.

3.46

46

 Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

3.47

47

Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы».

Раздел 4.  Органическая химия -13ч

4.48

48

 Предмет органической химии.

4.49

49

 Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

4.50

50

Предельные углеводороды (метан, этан).

4.51

51

Непредельные углеводороды (этилен).

4.52

52

 Представление о полимерах на примере полиэтилена.

4.53

53

Спирты.

4.54

54

 Альдегиды.

4.55

55

 Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры.

4.56

56

Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы.

4.57

57

 Аминокислоты и белки. Свойства белков. Качественная реакция на белки.

4.58

58

 Углеводы. Классификация углеводов.

4.59

59

. Обобщение и систематизация знаний по органической химии.

4.60

60

Контрольная работа №3.

Раздел 5.  Обобщение знаний по химии за курс основной школы -8 ч

5.61

61

Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома.

5.62

62

Электроотрицательность. Степень окисления.

5.63

63

Классификация химических реакций.

5.64

64

Скорость химической реакции. Обратимые и необратимые реакции.

5.65

65

Контрольная работа №4

5.66

66

Окислительно – восстановительные реакции.

5.67

67

Неорганические вещества, их номенклатура и классификация и химические свойства.

5.68

68

 Урок интересной химии.

Итого:

68ч

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет химия

Класс 9 класс

Учитель: Муруева Р.Д

2019-2020 учебный год

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Химия» для 8 класса

Рабочая  программа  учебного  курса  химии  для  8  класса  (далее  –  Рабочаяпрограмма) составлена на основе программы  курса  химии  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Химия» для 9 класса

Рабочая  программа  учебного  курса  химии  для  9  класса  (далее  –  Рабочаяпрограмма) составлена на основе программы  курса  химии  ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «История России» для 8класса

Программа основного(общего ) образования для индивидуального обучения...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...