Урок-практикум по теме «Электролитическая диссоциация»
методическая разработка (9 класс)

Муруева Розалия Доржиевна

Предлагаю разработку урока изучения и первичного закрепления новых знаний и умений. Он проводится с использованием презентации, химического эксперимента, заданий, развивающих умения сопоставлять, анализировать, устанавливать взаимосвязь общего и частного, работать с различными источниками информации.

Цель урока: создать условия для формирования представлений об электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах; научить записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах; раскрыть материальную причину появления заряженных частиц в растворах электролитов.

 

Планируемые результаты

Предметные: знать понятия «электролиты», ‹неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», механизм диссоциации веществ с разным видом химической связи, причину электропроводности водных растворов солей, щелочей и кислот.

Метапредметные: уметь наблюдать, выявлять причинно-следственные связи, применять полученные знания для принятия решений в повседневной жизни, работать в группах, управлять своей учебной деятельностью.

Личностные: готовиться к выбору дальнейшей образовательной траектории.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektroliticheskaya_dissotsiatsiya.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Хочу поделиться опытом. Муруева Розалия Доржиевна.

Урок-практикум по теме «Электролитическая диссоциация»

Предлагаю разработку урока изучения и первичного закрепления новых знаний и умений. Он проводится с использованием презентации, химического эксперимента, заданий, развивающих умения сопоставлять, анализировать, устанавливать взаимосвязь общего и частного, работать с различными источниками информации.

Цель урока: создать условия для формирования представлений об электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах; научить записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах; раскрыть материальную причину появления заряженных частиц в растворах электролитов.

Планируемые результаты

Предметные: знать понятия «электролиты», ‹неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», механизм диссоциации веществ с разным видом химической связи, причину электропроводности водных растворов солей, щелочей и кислот.

Метапредметные: уметь наблюдать, выявлять причинно-следственные связи, применять полученные знания для принятия решений в повседневной жизни, работать в группах, управлять своей учебной деятельностью.

Личностные: готовиться к выбору дальнейшей образовательной траектории.

Ход урока

Мотивация

Ставлю проблемные вопросы.

? Почему одним из условий протекания некоторых реакций является растворение веществ в воде?

? Что происходит с веществами при их растворении?

Ответы на эти вопросы учащиеся получат на уроке.

Актуализация знаний

Провожу тестирование по теме «Химическая связь».

1. Вещество с ковалентной неполярной связью:
а) NaСl  б) 0
  в) AlCl  г) Н0

2. Вещество с ионной связью:
а) BaCl
  б) Н  в) Mg  г) СН

3. Вещество с ковалентной полярной связью:
а) KF  б) Вг
  в) NaS  г) NH

 

4. Тип кристаллической решетки воды:

а) ионная    в) молекулярная

б) атомная  г) металлическая

5. Твердость, высокая температура плавления, хорошая растворимость в воде характерны для веществ с решёткой:

а) ионной б) атомной  в) молекулярной

Учащиеся осуществляют взаимопроверку и коррекцию знаний.

Усвоение новых знаний

Провожу демонстрационный эксперимент ‹Электропроводность различных веществ»: испытываю на электропроводность водные растворы хлороводорода (соляную кислоту), гидроксида натрия, этилового спирта и кристаллы сахара. Учащиеся наблюдают за ходом опыта, обсуждают устройство прибора для испытания электрической проводимости веществ, заносят результаты в таблицу (см. ниже), оставляя незаполненной последнюю колонку.

Электропроводность различных веществ

Название вещества

Наблюдения

Объяснение

Совместно формулируем проблему: в чём причина электропроводности одних веществ и отсутствие её у других? Учащиеся выдвигают гипотезы, объясняющие результат опыта.

Продолжаю демонстрационный эксперимент: испытываю на электропроводность кристаллический хлорид натрия, дистиллированную воду, раствор хлорида натрия в дистиллированной воде.

? Почему раствор проявляет электропроводность?

Учащиеся делают вывод по результатам опыта, отвечая на вопрос.

Подвожу итог выполненных экспериментов, объясняя понятия «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация».

Учащиеся заполнят последнюю колонку в таблице.

? Какова главная причина диссоциации?

Чтобы подвести учащихся к ответу на этот вопрос, объясняю строение молекулы воды, механизм растворения ионного соединения - хлорида натрия и вещества с ковалентной связью - хлороводорода.

Показываю, как составлять уравнения диссоциации веществ, ввожу понятия «катион», «анион». Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадях.

Далее учащиеся знакомятся по учебнику с основными положениями теории электролитической диссоциации.

Закрепление знаний

Учащиеся выполняют упражнения.

1. Составьте уравнения диссоциации фторида калия, хлорида бария, хлорида алюминия, хлороводорода, гидроксида натрия, азотной кислоты.

2. Допишите незаконченные предложения. 1) Причина электропроводности растворов электролитов - …
2) Молекула воды имеет особое строение и является…
3) Процесс взаимодействия молекул воды с частицами вещества называется…
4) Лучше всего диссоциируют вещества с … связью.
5) Процесс распада электролита на ионы называется…

3. Какие утверждения верны?
1) Электролиты проводят электрический ток.
2) Если вещество находится в сухом виде, оно ток не проводит.

3) Источником тока в растворе электролита являются электроны.
4) Катионы заряжены отрицательно, анионы - положительно.
5) Растворы электролитов проводят ток из-за наличия в них положительных и отрицательных ионов.
6) Процесс взаимодействия молекул воды с частицами вещества называется гидратацией.
7) дистиллированная вода проводит ток.
8) Причина диссоциации веществ в воде - особое строение молекулы воды.

4. Напишите формулы электролитов, в водном растворе которых имеются ионы:
а) Na
 и S²⁻;     в) Na и PO

6) K
 и OH;   г) Са²⁺ и HCO.

Организую проверку выполненных упражнений, оцениваю успешно справившихся с ними учащихся. Школьники проверяют выполненную работу, исправляют ошибки.

Контроль знаний

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, используя электронное пособие «Электронная библиотека “Просвещение”. Химия. 9 класс» (урок 1). Они работают в группах, обсуждают и анализируют ответы, оценивают себя, сравнивая свои ответы с эталоном.

Рефлексия. Подведение итогов урока

С целью организации рефлексии предлагаю вопросы.

Что нового вы узнали на уроке?

Чему научил вас урок?

Подводим итоги занятия, сообщаю информацию о домашнем задании, провожу краткий инструктаж по его выполнению.

Литература

Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Просвещение, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс

Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...

Проверочная работа по теме "Электролитическая диссоциация"

Электролиты, сильные и слабые. Степень диссоциации. Электролиты - кислоты, основания, соли....

Мини - пособие по теме: "Электролитическая диссоциация"

Мини-пособие может быть использовано на уроках химии в 9 классе при изучении и систематизации учебного материала по теме: «Электролитическая диссоциация»; рекомендуется для работы с учащимися низкого ...

Тест-презентация по теме "Электролитическая диссоциация веществ. Реакции ионного обмена". 9 кл

Один из вариантов теста по электролитической диссоциации веществ и реакциям ионного обмена....

Пособие–памятка по теме:«Электролитическая диссоциация» (9 класс).

Пособие – памятка по теме:«Электролитическая диссоциация» (9 класс) включает краткие сведения по теории электролитической диссоциации С.А. Аррениуса, а также содержит определение понятий электролитиче...

контрольная работа по теме "Электролитическая диссоциация"

Цель данной контрольной работы – проверить усвоение основных понятий темы: “Электролитическая диссоциация” , “Реакции  ионного обмена”, "Гидролиз" проконтролировать умения составлять полные и сок...

Практическая работа по теме "Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация""

В данном материале представлена технологическая карта для проведения практической работы по выше названной теме....