учение с увлечением
методическая разработка по химии (8, 9, 10, 11 класс)

В данной статье я предлагаю учителям химии практические советы, способствующие лучшему усвоению предмета. Особенно это пригодится начинающим учителям. В курсе химии есть материал, который трудно усваивается учащимися. Здесь я предлагаю способы для его запоминания, привлечения внимания на уроке и просто для разгрузки, когда дети устали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchenie_s_uvlecheniem.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Учение с увлечением

     Умение видеть новое – важная часть процесса познавания. Для начала каждый человек должен заинтересоваться предметом или явлением. Затем следует изучить его, взаимосвязь его с другими предметами или явлениями.  А теперь уложить найденный факт в имеющуюся систему знаний.

     Педагог может и должен составить программу обучения, опирающуюся на имеющийся у учащихся исходный базис знаний. Учащихся нужно научить работать с информацией – находить ее, применять в самых неожиданных ракурсах, соотносить друг с другом явления, на первый взгляд, совсем не связанные. Это позволяет сделать системно – моделирующий метод. Он ориентирован на модель мира учеников, на ее развитие в целом. Он учитывает знания, накопленные учениками, деятельность  строится с опорой на эти знания. Но новая информация дается во взаимосвязи со всеми другими областями знаний.

Чтобы увлечь учеников изучением химии, необходимо научить их следующим умениям.

  1. Умение наблюдать.

Чтобы обработать новую информацию - изучить, запомнить, проанализировать, ее нужно заметить( услышать, увидеть, осязать, обонять – находить в любом воспринимаемом материале даже мало заметные, но существенные детали. В этом в химии помогает эксперимент(демонстрационный, лабораторный, домашний).  Перед постановкой его следует нацелить учащихся на наблюдение: обратить внимание на признаки реакций, детали этих признаков( если газ, то какого цвета, есть ли у него запах, тяжелее или легче воздуха, растворим ли в воде и т.п. Если осадок, то какой консистенции – кристаллический, объемный, хлопьевидный, студенистый, какого он цвета, растворяется ли в кислотах. Как меняется окраска индикатора? Исчезает ли осадок? Изменяется цвет раствора, осадка и так далее) Повышению способности наблюдать, а также развитию практических умений учащихся помогает предложение учителя проделать демонстрационный опыт кому-либо из учеников под руководством учителя. По своему опыту, могу заметить, что это вызывает живой интерес у учащихся, привлекает внимание и повышает наблюдательность. Дети всегда с удовольствием экспериментируют. Также  можно попросить продемонстрировать какие-либо свойства веществ согласно домашнему заданию и их пояснить. Такая проверка домашнего задания позволяет активизировать внимание и лучше усвоить информацию. Можно также использовать второго ученика в качестве ассистента, который поможет и исправит ошибки(оценки получают оба). Можно предложить им сделать самооценку, взаимооценку, а также предложить сделать это классу, проанализировав их ответ.

  1. Умение передавать информацию.

Есть учащиеся, которые понимают информацию, но не умеют ее изложить устно или письменно. Важность этого этапа познания особенно ярко прослеживается в химии, где используются абстрактные понятия. Здесь без знания специфического языка науки, без умения им пользоваться, не обойтись. Поэтому необходимо этому вопросу тоже уделить пристальное внимание. Термины, формулы просто заучивать скучно и неинтересно. Но необходимо.

 Усилить образность восприятия поможет синестезия – способность присваивать свойства одного анализатора другому(к примеру- цветной слух). Я в своей практике часто связываю осязание и зрение. Например, чтобы запомнить знаки элементов и одновременно их принадлежность к металлам и неметаллам, предлагаю сделать карточки со знаками цветные и разной формы: знаки металлов - черные и карточки прямоугольные, а карточки неметаллов – треугольные, а знаки – красные. На уроках, во время работы с ними (в 1 четверти на каждом уроке 5 минут), учащиеся одновременно запоминают металлы и неметаллы. Аналогично можно поступить с изучением разных классов веществ:  

  • оксидами, кислотами, основаниями и солями;
  • сильными и слабыми кислотами;
  • щелочами и нерастворимыми основаниями;
  • окислителями и восстановителями и т.д.

Список этот можно продолжить.

Часто вызывает трудности определение типов реакций, процесс электролитической диссоциации. Учащиеся часто путают обмен и замещение, соединение и разложение – реже. В этом случае помогают инсценировки реакций с участием детей. Если показать на карточках или просто писать уравнения на доске, объяснение привлекает меньше внимания, чем инсценировка. Как это сделать? Приглашаю детей, которые будут изображать простые и сложные вещества -  мальчиков и девочек. Каждый ученик изображает один химический элемент или ион. Схемы реакций можно представить так (буквы обозначают учеников):

  1. Реакция соединения: А +Б = АБ;
  2. Реакция разложения: АБВ = А+Б+В или АБВ= АБ +В,или (А+БВ), или (АВ+Б);
  3. Реакция замещения: А + БВ = Б + АВ или А+ БВ = АВ+Б;
  4. Реакция обмена: АБ + ВГ = АГ+ ВБ.

Такие театральные постановки, конечно, занимают время. Но вполне себя оправдывают. Во-первых, никто в классе не остается безучастным к постановке, во-вторых, типы реакций больше никто не путает. А еще повышается мотивация к изучению темы. При этом постановка подкрепляется демонстрационными опытами.

Умение передавать информацию очень важно. Предлагаю детям подготовить сообщение, презентацию, опыт, составить кроссворд по теме, вопросы к теме, написать сочинение и другие творческие задания. Условие – не использовать непонятные слова и термины. Если учащийся  использует их, то должен их пояснить. Обязательно анализирую в классе выступление учащегося, отмечаю достоинства и недостатки.

  1. Умение классифицировать информацию.

Чтобы классифицировать информацию, ее нужно разделить на определенные области и дать им названия. Потом нужно все эти области увязать в определенную структуру или схему, чтобы легче было в ней ориентироваться. Например, все сведения об углеводородах разместить в таблицу:

Название класса

Общая формула

Простейший представитель

Тип гибридизации

Угол между связями

Связи

Виды изомерии

Характерный тип реакций

Алканы

СпН2п+2

СН4метан

sp3

109o28

одинарные

структурная

замещение

циклоалканы

СпН2п

Циклопропан

С3Н6

sp3

разный

одинарные

структурная

Замещение и присоединение

алкены

СпН2п

С2Н4этилен

Sp2

120о

одна двойная

Структурная и геометрическая

присоединение

алкадиены

СпН2п-2

С3Н6 пропадиен

Sp2

120о

Две двойные

Структурная и геометрическая

присоединение

Алкины

СпН2п-2

С2Н2 ацетилен

sp

180о

Одна тройная

структурная

Замещение и присоединение

Арены

СпН2п-6

С6Н6бензол

sp2

120о

Круговое сопряжение

структурная

Замещение и присоединение

В таблице можно разместить сведения о химических свойствах веществ, аллотропные видоизменения элементов, типы химической связи и ряд других сведений.

Классификацию веществ можно представить как дерево, которое разветвляется на более мелкие ветки.

Также можно предложить  разместить разную информацию на карте или глобусе, то есть связать ее с определенным местом на Земле.

В основе построения зрительных образов лежат методы мнемотехники – системы искусственно созданных приемов для запоминания.

  1. Информацию следует понимать.

Уровень развития у детей в одном классе разный и им необходимо разное время для усвоения учебного материала. Кто- то усваивает материал сразу, а кто-то этого не может. Если человек не может понять, что делать, он просто перестает интересоваться заданием. Для таких детей у меня разработан ряд обучающих карточек, которых очень подробно записан ход действий, приведены примеры решения заданий. Ими можно пользоваться при решении задач и упражнений.  Такие инструкции позволяют учащимся самостоятельно усвоить пропущенный учебный материал, индивидуально работать, понять то, что не смог при объяснении учителя или пропустил.

                          Обучающая карточка « Основные понятия  химии»

  1. Расчет относительной молекулярной массы ( Мr)

Чтобы рассчитать относительную молекулярную массу вещества, нужно сложить  атомные массы атомов, входящих в молекулу.

Например, рассчитаем относительную молекулярную массу сульфата натрия  Na2SO4 .

А) В состав структурной частицы сульфата натрия входят:

2 атома натрия, один атом серы (  около знака серы нет индекса,т. к. индекс 1 не пишется) и 4 атома кислорода.

Б) находим по периодической таблице значения относительных атомных масс элементов r ) ( в правом нижнем углу клетки):

  Ar  (Na) = 23

  Ar (S) = 32

  Ar (O) = 16  

  В) Складываем массы атомов, входящих в состав структурной        частицы:

Mr  = 2Ar (Na) + 1Ar (S) + 4Ar (O) = 2*23 +32+ 4*16 = 142

  1. Вычисление массовых долей (w) элементов в веществе:

Для вычисления пользуемся формулой:

w =  m (Э) * 100%/ mобщая  , где  m (Э) – масса данного элемента

                                           mобщая  - масса структурной частицы(Мr)

w(Na) = 46 * 100/ 142 = 32,4%

w(S) = 32*100/142 = 22,5 %

w(O) = 64*100/142 = 45,1

                   

                           

   Расчеты по химическим уравнениям

                               Методические указания для учащихся

Пример 1. Найдите  массу  и объем кислорода (н.у.), который  необходим для полного сжигания  4г серы.

Записываем условие задачи:

Дано: m(S)=4г

Найти:  m(O2)

              V(O2)

Решение:  Записываем уравнение горения серы

                  S + O2 = SO2

                  Записываем данные задачи в уравнении:

                 4г          х

                  S    +   O2 = SO2

              1 моль     1моль  ( число молей равно коэффициенту перед формулой)

Находим количество известного  вещества( в данном случае – серы):

     

Формула:  n = m/M, где n- количество вещества, моль

                                         m – масса вещества, г

                                         М – молярная масса вещества, г/моль

М(S) = 32 г/моль (из таблицы)

                                      n(S)= 4: 32 = 0,125 (моль)

Записываем в виде пропорции соотношение реагирующих веществ:

                               n(S) : n(O2) = 1моль : 1моль

Находим количество искомого вещества –О2:

                               0,125 моль : х = 1моль : 1моль

                                       х = 0,125 моль

Находим массу кислорода по формуле:  m = n *M       M(O2) = 32г/моль

                             

                           m(O2) = 0,125 * 32 = 4(г)

Объем кислорода (V) найдем по формуле:  V = nVm , где Vm – молярный объем. Для любых газов( при н.у.) : Vm=22,4 л/моль

                       

                                 V(O2) = 0,125 * 22,4 = 2,8(л)

 

 Ответ: V(O2) = 2,8л   m(O2) = 4г    

Современные ученики порой не могут построить пересказ, решить задачу, образно представить прочитанное.

При решении задачи я предлагаю ее нарисовать. Тогда возникает образ. Учащийся наглядно видит, что дано и что найти.

При подготовке к практической работе учащиеся  должны ее тщательно прочитать и представить, что там нужно делать. А порой они ее не читают и пытаются делать наобум. Чтобы они точно ее прочитали, я предлагаю им сделать заявку на оборудование и реактивы, нужные для работы. И выдаю им только то, что указано в их заявке. Те, кто не тщательно проанализировал текст работы, не могут выполнить ее, пока не получат необходимое. Такой подход  позволяет учащимся сделать работу правильно и осознанно.  

  1. Увлечь предметом помогают также игры на уроках, внеклассные занятия, дополнительные консультации, различные элективные курсы. 

            Живой интерес детей вызывает вопрос применения полученных знаний в быту.

Многие учащиеся даже после урока подходят с просьбой повторить какой-либо совет о применении веществ. У меня разработан материал о развитии бытовой компетентности учащихся, анкета для проверки ее. Надо сказать, что именно сведения о веществах, касающиеся повседневной жизни помогают на уроке увлечению детей предметом.

Академик С.П.Королев  пути продвижения в науку делил на следующие этапы:

  1. Запомнить;
  2. Понять;
  3. Рассказать своими словами;
  4. Написать по памяти;
  5. Решать известные задачи по-иному;
  6. Решать более трудные задачи;
  7. Сформулировать рабочую гипотезу;
  8. Стать создателем нового.

Нужно стараться привлечь к размышлению любого ученика. Пусть он сегодня сделает простой опыт  и почувствует, что он способен понять его. А завтра он сможет одолеть другую вершину. И так шаг за шагом будет постигать эту интереснейшую науку – химию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие рассказы о большой Химии. Это программа учения с увлечением для первоклассников

Надо помнить, что человек, не владеющий основами химии, становиться в наше время социально опасным для общества. Для решения школьных проблем в преподавании химии я предлагаю выход для заинтересованны...

Учение с увлечением

Вся наша образовательная система нацелена на успеваемость. Но как заинтересовать ребенка процессом обучения? Ведь хорошие оценки происходят напрямую от заинтересованности, а не от пустой зубрежки мате...

Учение с увлечением

Классный час: "Учение с увлечением"Цель: Познакомить детей с основами учения с увлечением, подвести к мысли, что недостаточно просто учиться, необходимо учиться с увлечением.Задачи: 1. Помочь детям ос...

Учение с увлечением

Эта книга С.Соловейчика рассказывает просто о сложном - как учиться, как научить ребенка, помочь ему в обучении. Книга будет полезна родителям, стремящимся создать благоприятные условия для развития с...

"Учение с увлечением"

Книга для чтения...

Учение с увлечением на уроках физики.

Физика формирует творческие способности учеников, их мировоззрение и убеждения. Эта основная цель может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. В э...

Инновационный проект "Учение с увлечением"

Тема проекта: "Учение с увлечением: методы проблемного обучения в освоении теоретических основ изобразительного искусства".Основная идея  проекта заключается в создании проблемных ситуаций  ...