Актуальность формирование методологических знаний при изучении химии в средней школе в рамках реализации ФГОС
статья по химии (9 класс)

Дашдамирова Алина Владимировна

При изучении предмета химии нет общепринятых ответов на следующие вопросы:

- Какой комплекс знаний о знаниях необходимо включить в содержание обучения химии?

- Каковы пути и способы рационального сочетания предметных и методологических знаний?

- Как оценивать степень овладения методологическими знаниями?

- Какова роль логической структуры знаний изучаемых учебных предметов ?

- Какова степень влияния знаний учащихся о предметах и явлениях внешнего мира на знания о действиях, и наоборот ?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность формирование методологических знаний при изучении химии в средней школе в рамках реализации ФГОС

        Сегодняшняя нагрузка на ребенка в полтора-два раза выше, чем это было тридцать лет назад. Перегрузки в школе негативным образом сказываются на здоровье детей. Перегрузка детей приводит и к снижению качества знаний. Официальные данные таковы, что 50% детей не усваивают и половины содержания в области химии, физики, биологии. Основной причиной перегрузки является множество фактов, примеров, цифр в содержании образования; конспективное, не обобщенное изложение учителем важного теоретического материала, без показа исторического пути развития идеи. Попытка вместить в содержание школьного обучения как можно больше фактологического материала без тщательного анализа его научной и практической ценности приводит к колоссальной перегрузке детей и несоблюдению главного критерия развития мышления — осознанности операций и приемов мыслительной деятельности. Известно, что «одно собрание фактов, даже и очень обширное, одно нахождение их, даже и бескорыстное, даже и знание общепринятых начал не дадут еще метода обладания наукою, и они не дают еще ни ручательства за дальнейшие успехи, ни даже права на имя науки в высшем смысле этого слова. Здание науки требует не только материала, но и плана, и оно воздвигается трудом, необходимым как для заготовки материала, так и для кладки его и для выработки самого плана». Перефразируя Менделеева, можно образно сказать, что обладающий фактами будет иметь кучу сваленных в беспорядке кирпичей; обладающий же методами познания - сможет построить из них красивый дом. Преодоление проблемы перегрузки учащихся путем формирования у них методологических знаний увеличило бы вклад образования во всестороннее развитие личности, в воспитание школьника и сохранение его здоровья.

        Таким образом, методологические знания являются одним из условий, необходимых для реализации основных принципов дидактики: систематичности, сознательности, научности; методологические знания формируют научное мировоззрение; являются важным условием реализации межпредметных и метапредметных связей в обучении и подготовки к дальнейшему самообразованию; являются средством устранения перегрузки и формализма знаний учащихся; способствуют повышению интереса к учению. В содержании образования методологические знания выполняют образовательную, развивающую и воспитательную функции.

        Причиной сложившегося неудовлетворительного состояния дел в школьной действительности в области формирования методологических знаний может быть сравнительная «молодость» проблемы формирования методологических знаний как отдельного направления научного исследования. Даже в философии проблема методологии отдельных наук стала разрабатываться сравнительно недавно. У методистов школьных предметов не было необходимого философского материала для преобразования его в учебный процесс. Практически не разработаны средства, необходимые для реализации поставленной задачи в процессе обучения. Большинство исследователей рассматривают методы познания вне соотнесенности с содержанием образования, в результате чего проблема формирования методологических знаний решается на уровне интуитивного опыта учителей.

При изучении предмета химии нет общепринятых ответов на следующие вопросы:

- Какой комплекс знаний о знаниях необходимо включить в содержание обучения химии?

- Каковы пути и способы рационального сочетания предметных и методологических знаний?

- Как оценивать степень овладения методологическими знаниями?

- Какова роль логической структуры знаний изучаемых учебных предметов ?

- Какова степень влияния знаний учащихся о предметах и явлениях внешнего мира на знания о действиях, и наоборот ?

        В последнее время исследуемая проблема начинает находить все большее отражение в методической литературе и нормативных документах. Ей уделяется большое внимание при разработке направлений модернизации современной школы.

Результаты теоретического исследования дают основание утверждать, что успешное формирование у учащихся методологических знаний при обучении химии может быть достигнуто при использовании целостной методической системы, включающей:

- принципы определения комплекса знаний о знаниях, формируемых у учащихся при обучении химии;

- комплекс методологических знаний;

- структурирование содержания выявленного комплекса методологических знаний;

- поэтапное формирование методологических знаний у учащихся, при котором методы научного исследования (общелогические, теоретические, экспериментальные) и понятия (закон, гипотеза, теория, научный факт) изучаются в целостной, постепенно усложняющейся системе, отвечающей логике научного познания;

- уровневое формирование методологических знаний;

- принципы отбора и рационального применения дидактических средств (комплекса организационных форм и методов, системы заданий), целенаправленных на формирование методологических знаний учащихся;

- диагностические методики, позволяющие контролировать эффективность формирования методологических знаний учащихся.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт внедрения ВД обучающихся в школе в рамках реализации ФГОС НОО второго поколения

С 1 сентября 2011 года все школы России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Не является исключением и наша школа.Внеурочная деяте...

Математический кружок "Юный Пифагор" для учащихся 5 класса общеобразовательных школ в рамках реализации ФГОС

Программа математического кружка «Юный Пифагор» рассчитана на учащихся 5-х классов общеобразовательных школ.Содержание программы соответствует возрастным особенностям школьников и способствует развити...

Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физической культуры в начальной школе в рамках реализации ФГОС

выступление на методическом объединении учебного комплексадоклад на педагогическом совете ГБОУ Школа №281...

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС....

Задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе в рамках реализации ФГОС.

Методическое пособие направлено на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации федерального государственного образовательн...

Статья «Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках английского языка в начальном и среднем звене в рамках реализации ФГОС»

В данной статье автор знакомит читателей с опытом организации проектной деятельности на уроах английского языка в начальном  и среднем звене....