ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
методическая разработка по химии (8 класс)

Истратий Татьяна Михайловна

Сегодня активно внедряется инклюзивное образование, подразумевающее идею ― мы разные, но мы вместе. Много лет мы с такими детьми существовали, как-бы, параллельно, они обучались в специальных школах (интернатах) или классах. Сейчас меняется сама система образования детей с ограниченными возможностями здоровья, но сложно изменить нас самих. Порой мы не знаем, как общаться с ребенком, который не похож на других... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл инклюзивное образование43.99 КБ

Предварительный просмотр:

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Т.М. Истратий

 ГБОУ СОШ №276 Красносельского района,

Санкт-Петербург

east_ist@mail.ru

Сегодня активно внедряется инклюзивное образование, подразумевающее идею ― мы разные, но мы вместе. Много лет мы с такими детьми существовали, как-бы, параллельно, они обучались в специальных школах (интернатах) или классах. Сейчас меняется сама система образования детей с ограниченными возможностями здоровья, но сложно изменить нас самих. Порой мы не знаем, как общаться с ребенком, который не похож на других. Таких детей действительно бывает жалко и нам хочется как можно чаще их хвалить (чтобы поддержать), мы опасаемся нагружать их лишними просьбами в школе, боимся поручать какой-то другой вид работы. Они же из этого делают один очевидный вывод: им не доверяют. Это вызывает недоумение, а в подростковом возрасте и протест. При этом ребенок может чувствовать себя настолько обделенным, что обижается на весь белый свет и запоминает на всю жизнь. Такие дети мечтают о простом: быть на равных с обычными детьми. И вести себя с ними надо так, как с любым другим ребенком, руководствуясь теми  же основополагающими принципами:

  1. хвалить за реальные достижения;
  2. помнить, что такой ребенок может полностью отвечать за себя;
  3. забыть об излишней опеке;
  4. воспринимать проблему не как трагедию, а как задачу;
  5. помнить о личных границах (у ребенка с ограниченными возможностями, как и у каждого человека, есть право на личные границы);
  6. предлагать помощь, когда она действительно нужна;
  7. доверять ребенку.

Таким детям, безусловно, нужен персональный подход, нужна своевременная помощь, чтобы не запускать учебный материал. Персональный — значит внимательный, заботливый, понимающий. Для этого не нужны большие бюджеты, дорогостоящие ремонты и высокотехнологичные классы ― достаточно увидеть в ученике человека и помочь ему.

Актуальным для современного образования становится поиск новых форм, методов и средств формирования у обучаемых системы универсальных знаний, умений и опыта самостоятельной деятельности. Развитие этих качеств невозможно без постоянного развития системного мышления. Системное мышление ― это способность человека учитывать все аспекты ситуации, воспринимать и мыслить всесторонне, целостно, видеть окружающую реальность в ее многогранности.

В соответствии с последовательностью процессов мышления информация усваивается так:

восприятие → осмысление → запоминание → закрепление → применение → обобщение → систематизация.

Эта же закономерность должна находить отражение в типах и этапах уроков. Методологическая схема обучения на первый взгляд достаточно проста:

теория → образцы применения → отработка практических умений в порядке постепенного усложнения. Данная схема предполагает усвоение предметной составляющей. Для этого необходима система дидактических заданий, т.е. заданий разных типов, которые будут использоваться для работы с содержанием параграфов учебника.

Обучающее задание

(на восприятие и осмысление учебной информации)

  1. Существует несколько классификаций кислот по разным признакам. Выясните и запишите, на каком из признаков основана каждая из классификаций.

ортофосфорная H3PO4

сероводородная H2S                 называются……………

азотная HNO3

  1. КИСЛОТЫ    

молочная C3H6O3

щавелевая C2H2O4             называются ……………………

лимонная C6H8O7

Признак, положенный в основу этой классификации, ― …………………..

…………………………………………………………………………………...

HCl, H2S, HCN            ― называются…………………....

  1. КИСЛОТЫ

HNO3, H2SO4, H3PO4   ― называются…………………….

Признак, положенный в основу этой классификации, ― …………..............

…………………………………………………………………………………...

HCl, HNO3, HCN         ― называются……………………

  1. КИСЛОТЫ     H2S, H2SO4, H2CO3   ― называются…………………….

H3PO4, H3AsO4            ― называются…………………….

Признак, положенный в основу этой классификации, ― …………………..

……………………………………………………………………………….......

  1. Составьте формулы кислот по известным кислотным остаткам:

   I

MnO4 → ………………….

   I

PO3 → …………………….

   II

MnO4 → …………………..

 III

PO3 → ……………………..

 II

Se → ………………………

 II

CO3 → ……………………

  1. Выпишите из задания 2 формулы кислот:
  1. бескислородных ― ……………………………….
  2. одноосновных ― ………………………………….
  3. двухосновных ― …………………………………..
  1. При действии на кислоту активного металла образуется ……………………. и …………………  Например:

        II  II

Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2

Составьте формулы солей и закончите уравнения реакций:

        I   II

  1. Li + H2SO4 → Li SO4 + H2

                 III  II

  1. Al + H2SO4 → Al SO4 + H2

ВЫВОД: кислотный остаток в реакциях замещения и обмена ……………………………………..  переходит в состав соли.

Задание для совершенствования знаний и умений

(на запоминание, закрепление учебной информации)

  1. В таблице знаками «+» отметьте характеристики, которые соответствуют указанным кислотам.

Кислоты

Основность

Состав

Растворимость в воде

одноосновная

двухосновная

трехосновная

бескислородная

кислородсодержащая

растворимая

нерастворимая

H2SiO3

HCl

  1. В каждой строчке вычеркните формулу кислоты, отличающейся от других по каким-либо признакам:
  1. HCl, HNO3, H2S;
  2. H2SiO3, H2SO4, H2S;
  3. H2CO3, HCl, H2SO3.
  1. Напишите формулы оксидов, соответствующих следующим кислотам:

H2SO4, H2CO3, HNO3, H3PO4.

……………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………….

  1. Выберите и отметьте любым способом группы простых веществ, с которыми будет реагировать соляная кислота:
  1. Na, Ba, Ag;
  2. Ni, Au, Ca;
  3. Mg, Fe, O2;
  4. Zn, Al, Li;
  5. Cr, K, W;
  6. нет правильного ответа.

Задание на применение знаний и умений

(на применение, обобщение и систематизацию знаний)

  1. Напишите формулы кислот: сероводородной, азотной, сернистой, серной, угольной, фосфорной. Укажите, какие из этих кислот являются:
  1. кислородсодержащими;……………………………………………………
  2. бескислородными;………………………………………………………….
  3. одноосновными;……………………………………………………………
  4. двухосновными;…………………………………………………………….
  5. трехосновными……………………………………………………………..

В формуле каждой кислоты подчеркните кислотные остатки, обозначьте их валентность.

  1. Дайте характеристику серной и сероводородной кислот по всем известным вам признакам классификации.

…………………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………...

  1. Допишите уравнения и определите их тип:

Zn + H2SO4 → ……….. + ……….        (тип реакции  ………………)

ZnO + H2SO4 → ………. + ………        (тип реакции  ………………)

Чем различаются продукты этих реакций?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….....

  1. Заполните пропуски в схеме, отражающей химические свойства кислот:
  1. кислота + оксид металла → ……………………….. + …………………
  2. кислота + активный металл (т.е. стоящий в ряду активности металлов ……………(слева? справа?) от водорода) → ………….. + …………
  3. кислота + лакмус фиолетовый → ………………………………………

Задание для работы с дополнительными источниками информации

(на  формирование регулятивных и познавательных УУД)

Посмотрите видеоурок по теме «Кислоты» (https://infourok.ru/videouroki/893) до фрагмента «Применение серной кислоты» (включительно), ответьте на вопросы:

  1. На какие группы делятся кислоты по содержанию водорода и кислорода? Приведите примеры, назовите их.

…………………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………...

  1. В трех колбах содержится по 50 мл воды, раствора серной кислоты и раствора сульфата натрия. Как отличить эти вещества друг от друга? (запишите порядок ваших действий и предполагаемый результат)

ваши действия

наблюдения

  1. Почему кислоты обладают сходными свойствами?

…………………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………...

  1. Творческое домашнее задание: подготовьте короткое сообщение или «визитную карточку» (это один слайд презентации в программе Pover Point) о применении растворов кислот в быту.

Задание для самоконтроля

(на формирование умений самоконтроля и рефлексии)

Выберите и отметьте правильные ответы.

  1. В состав кислоты непременно входят:
  1. атомы водорода;
  2. атомы металлов;
  3. атомы кислорода;
  4. нет правильного ответа.
  1. К классу кислот относятся:
  1. H2CrO4;
  2. Pb(HSO4)2;
  3. HMnO4;
  4. AlPO4;
  5. нет правильного ответа.
  1. В какой из групп все металлы будут реагировать с  раствором серной кислоты?
  1. Hg, Ba, Fe;
  2. Zn, Ag, Ca;
  3. Cr, Mg, Na;
  4. Sn, Pb, Ni;
  5. нет правильного ответа.

  1. В какой из групп все вещества будут реагировать с раствором ортофосфорной кислоты?
  1. MgO, O2, HCl;
  2. Ag2O, Ca, Na2O;
  3. Hg, H2O, Zn;
  4. Mg, SO3, Fe2O3;
  5. нет правильного ответа.
  1. Любую кислоту можно отличить от других веществ, не обладающих свойствами кислот,
  1. по цвету;
  2. по запаху;
  3. по действию индикатора фенолфталеина;
  4. по действию индикатора лакмуса;
  5. по массе;
  6. нельзя отличить.

При индивидуальном занятии с ребенком, весь комплект заданий ― распечатывается и заполняется учеником на уроке.

Представленная система заданий обладает широкими дидактическими возможностями. Использование частично-поискового метода обучения позволяет учащимся приобрести опыт самостоятельной познавательной деятельности, развивать регулятивные умения (планирование, определение пути достижения цели, самоконтроль деятельности). Подготовка небольших сообщений и их представление создают условия для развития коммуникативных умений (навык сотрудничества, учебное взаимодействие во время образовательной деятельности). Представленная система заданий подводит ребенка к необходимости размышлять, выстраивать логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи. Задания предполагают создание некоторого модельного эксперимента, когда ребенок должен по условию задания воспроизвести в своем образном мышлении те процессы, которые протекают с веществами и представить, как они изменяются в процессе этих химических реакций. В конечном итоге это будет способствовать развитию системного мышления, которое учит школьников самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач, т.е. способствовать достижению личностных результатов обучения.

Сегодня, в круговерти старых, новых и сверхновых педагогических течений, учитель должен сохранить свою целостность и вслед за мудрыми сказать, глядя в глаза своему ученику: «Верь мне, потому что я тебя люблю». Любить людей ― дело трудное. Но учитель должен помочь ребенку не обижаться на мир даже тогда, когда его жизненное пространство сужается до минимума, любить мир, жить с ним в согласии и преображать его своим теплом и светом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).

В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом,  координацией между слухом и голосом в опоре на ...

Особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя &laqu...