Методическая разработка урока по химии в 8 классе "Химичексие свойства солей"
методическая разработка по химии (8 класс)

Евстигнеева Светлана Анатольевна

Разработка содержит технологическую карту урока, рабочие карты и инструкции для учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа

Карточка – инструкция № 1

Взаимодействие  солей с металлами

Реактивы  и  оборудование:  растворы нитрата серебра Ag(NO)3 и хлорида бария BaCl2, медная проволока, пробирки.

  1. В  пробирку налейте 1-2 мл  нитрата серебра Ag(NO)3, поместите в этот раствор медную проволоку.
  2. В другую пробирку налейте раствор хлорида бария BaCl2 в который тоже поместите медную проволоку.
  3. Какие изменения наблюдаете с медной проволокой?
    Какие признаки реакции доказывают, что реакция протекает? В каком растворе реакция не протекает?
  4. Сделайте вывод: всегда ли идет реакция между металлом и растворами солей?  Как вы думаете – почему?
  5. Результаты исследования внесите в рабочую карту -  в пункт 3.

Для ответа  воспользуйтесь рядом напряжений металлов

Лабораторная работа

Карточка – инструкция № 2

Взаимодействие солей с другими солями

Реактивы  и  оборудование:  растворы нитрата серебра Ag(NO)3 , хлорида бария BaCl2 и нитрата натрия NaNO3 , пробирки.

  1. В чистую пробирку налейте 1 мл раствора нитрата серебра  Ag(NO)3,  добавьте такой же объем раствора хлорида бария BaCl2. Аккуратно перемешайте реагенты (слегка встряхивая пробирку).

Что наблюдаете?

  1. В пробирку с раствором нитрата натрия NaNO3  налейте 1 мл раствора хлорида бария BaCl2.
    Что наблюдаете?
  2. В каком случае протекает реакция?

Какие признаки реакции доказывают, что реакция протекает?

  1.  Сделайте вывод:  в каких случаях идет реакция между растворами солей?
  2. Результаты исследования внесите в рабочую карту -  в пункт 3.

Для ответа воспользуйтесь таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде



Предварительный просмотр:

Открытый урок в 8 классе

1. Тема урока: Химические свойства солей 

Цель урока: 

  1. Создание условий для формирования у обучающихся системы знаний о химических свойствах солей.
  2. Создание условий для формирования коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

2. Планируемые результаты деятельности:

2.1. Личностные (ЛР)

Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной деятельности.

2.2. Метапредметные (МПР):

Осознание практической значимости изучаемого материала.

Развитие умений наблюдать, сравнивать, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить  логическое рассуждение и делать выводы.

  Формирование умений и навыков индивидуальной и групповой работы.

2.3. Предметные (ПР):

знание:

  • об общих химических свойствах, характерных для класса солей;
  • о правилах техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

умение:

  • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства класса соли;
  • делать выводы из наблюдений, спрогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами  изученных;
  • составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства солей.

Оборудование:  Учебник Кузнецовой Н.Е.. Химия. 8 класс, реактивы для опытов, ряд активности металлов, таблица растворимости, периодическая система, карточки - инструкции, рабочая карта ученика, мультимедиа средства.

Реактивы:  медная проволока, раствор AgNO3, NaNO3, BaCl2, пробирки

Форма урока: урок с элементами исследования.

Форма работы: индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная.

Место урока в теме: 

Данный урок рассматривается в рамках темы «Основные классы неорганических соединений». Этот урок является продолжением урока по теме «Соли». На первом уроке по теме «Соли» обучающиеся знакомятся с определением и  номенклатурой солей, а также рассматривают классификацию солей по растворимости в воде. Кроме того с некоторыми свойствами солей дети уже познакомились при изучении химических свойств кислот и оснований, умеют пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов (рядом активности металлов) и таблицей растворимости.

«Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность» Б.ШОУ.

Методы: репродуктивный, поисковый, исследовательский, лабораторная работа, иллюстративный.

Литература:

  1. «Химия -8». Учебник. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н; М.; ИЦ Вентана-граф,  
  2. Шаталов М.А. Уроки химии: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана – Граф,
  3. Задачник к учебнику «Химия -8». Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н; М.; ИЦ Вентана-граф,



Предварительный просмотр:

Рабочая  карта_______________________вариант 1

Соль

MenRm

+

Тема урока_____________________________________

  1. Задание. Выбрать только формулы солей.

HCl,  BaCl2,  Pb(OH)2,  Al2O3, Ca3(PO4)2,  CuSO4,  NaNO3.

______________________________________________
   
2.  Задание. Какие реакции возможны? 

HCl + Na2S →

KOH + CuCl2  →

BaCl2 + Na2SO4  →

CuCl2 + Fe  →

  1. Лабораторная исследовательская работа.

Цель исследования: экспериментально установить возможность взаимодействия солей с металлами.

Реагенты

Признаки реакции

Выводы

Уравнения

Тип реакции

1

2

Вывод: соль взаимодействует с металлом, если _____________________________________________

____________________________________________

  1. Схема      _________________________________________
  2. Применение солей.

     _____________________________________________

     _______________________________________________

_____________________

  1. Химический цветок. Зачеркни «ненужные» лепестки.

Составь уравнения возможных реакций.

___________________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________



Предварительный просмотр:

Рабочая  карта_______________________вариант 2

Соль

MenRm

+

Тема урока_____________________________________

  1. Задание. Выбрать только формулы солей.

HNO3,  BaCO3, AlCl3 , Na3PO4,  SO3, CaSO4,  Ba(OH)2

______________________________________________
   
2.  Задание. Какие реакции возможны? 

HCl + Na2S →

KOH + CuCl2  →

BaCl2 + Na2SO4  →

CuCl2 + Fe  →

  1. Лабораторная исследовательская работа.

Цель исследования: экспериментально установить возможность взаимодействия солей с другими солями.

Реагенты

Признаки реакции

Выводы

Уравнения

Тип реакции

1

2

Вывод: соль взаимодействует с солью, если _____________________________________________

____________________________________________

  1. Схема      _________________________________________
  2. Применение солей.

     _____________________________________________

     _______________________________________________

_____________________

  1. Химический цветок. Зачеркни «ненужные» лепестки.

Составь уравнения возможных реакций.

___________________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа                                                                           Выполнил ученик -

Цель работы: 

опыта

Ход эксперимента

Наблюдения

Выводы

Уравнения реакций

1.

2.

3.

4.



Предварительный просмотр:

Этапы урока

Этапы урока

Время

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Организационный

2 мин

Формирование и развитие умения оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке

Приветствует, дает положительный настрой

Быстрое включение учащихся в деловой ритм урока

Актуализация знаний

5 мин

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний

Определение границ знания – незнания

Предлагает повторить  классификацию неорганических веществ в форме игры с использованием интерактивной доски

Предлагают варианты для ответов, работают у доски, отвечают на вопросы-загадки, анализируют записи, выполняют задание 1 в рабочей карте

Мотивация и постановка учебной цели и задач

3 минуты

Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

Предлагает по предложенным схемам выяснить возможность прохождения реакций.
С какими свойствами солей мы уже знакомились, при изучении других классов неорганических веществ?

Какова проблема? Цель нашего урока?

Что нам необходимо сделать, что достигнуть данной цели?

Каковы задачи урока?

По завершению исследовательской работы мы должны будем составить подробное описание химических свойств солей.

Проговаривают проблему, отделяя знания от незнания.

С какими веществами взаимодействуют соли? Нам известно что, соли могут взаимодействовать с кислотами и основаниями. А с какими еще классами веществ? это нам и нужно выяснить на данном уроке.

  • Формулируют проблему (с чем взаимодействуют соли?),  цель (изучить химические свойства солей) и тему для изучения (свойства солей)

Фиксируют учебную задачу:

  • выяснить с какими классами веществ взаимодействуют соли и провести исследование (лабораторный опыт);
  • Составив уравнения химических реакций солей,  сделать выводы о их свойствах.

Решение учебной задачи

10 минут

Развитие коммуникативных навыков: умения организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Организует самостоятельную   работу учащихся в группах-парах , предварительно напомнив правила ТБ.

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (групповой ) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск  необходимой информации.

Проведение  лабораторных опытов, подтверждающих химические свойства класса соли;

Использование лабораторного оборудования и химической посуды;

Наблюдение за самостоятельно проводимыми опытами;

Представление результатов

7 минут

Развитие коммуникативных навыков: умения представлять собственные результаты деятельности

Обсуждение результатов лабораторной работы каждая группа 1-2 минуты

Формулируются общий вывод о свойствах солей. Соли взаимодействуют со щелочами, кислотами, металлами и другими солями, и в результате этих взаимодействий выпадает осадок или выделяется газ.

Делают выводы и умозаключения из наблюдений, прогнозируют свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами  изученных.

Слайд-шоу Применение

2-4 минуты

Разгрузочная пауза

Предлагает просмотр слайд-шоу с последующим обсуждением применения солей в жизни человека

Смотрят видео-фильм, анализируют увиденное, дополняют

Первичное закрепление

3 минуты

Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму

Проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания данной темы: «Химический цветок»

Осмысление информации детьми. Решают  типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма во внешней речи.

Закрепление полученных знаний

5 минут

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Раздает карточки, организует самостоятельную работу

Работают по заданиям на карточках

Домашнее задание

2 минуты

Выполнение домашнего задания

Разъясняет условия домашнего задания

Запись в дневниках

Итог занятий. Рефлексия

2 минуты

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения

Предлагает прочитать строчки стихотворения и оценить свою работу на уроке в соответствии с текстом

Участвуют в диалоге с учителем.

Анализируют, осмысливают и проговаривают свои достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Методическая разработка урока по химии 8 класс и презентация на тему "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Фихические свойства"

В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме "Оксиды"....

Методическая разработка урока по химии 8 класс "Очистка загрязнённой поваренной соли"

Методическая разработка раздела образовательной программыпо химии    Тема раздела: «Биологически активные органические соединения»Количество часов: 4Класс: 10УМК:-...

Методическая разработка. Урок по химии в 9 классе "Гидролиз солей"

В основе урока лежит практическая деятельность учащихся, которая осуществляется под руководящим словом учителя с использованием лаборатории «Архимед»....

Методическая разработка урока по химии по теме Соли

На основе самостоятельного мышления, эксперимента. наглядности,     прививаются знания  по теме соли. На уроке ученики учатся распознавать соли, подходят с ...

Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019

Структура  урока включает в себя следующие этапы:  Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку,  психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему "Химические свойства кислот"

Тип урока - изучение нового материала, способ обучения - словесно-наглядный с применением эксперимента. В разработку включены подробный конспект урока и инструктивные карты....