Урок химии "Жесткость воды"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Саврацкая Антонина Васильевна

Знания о жесткости водыи умение устранять жесткость природной воды иемеют значение для развития опыта практической деятельности в реальных жизненных ситуациях, для формирования целотного восприятия явлений, происходящих в природе, в быту, на производстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_zhestkost_vody.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Жесткость воды.

Класс: 9

Тип урока: урок реализации полного цикла проектной деятельности

Цели и задачи урока:

- рассмотреть понятие и причины жесткости воды как основополагающей характеристики качества вода, пригодной для использования человеком;

- изучить способы устранения жесткости;

- развивать информационную, учебно-познавательную, коммуникативную компетентность учащихся;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые результаты урока:

Предметные результаты: Знание о способах проникновения солей кальция и магния в грунтовые воды; о временной и постоянной жесткости воды и способах ее устранения;

умение составлять соответствующие уравнения химических реакций, наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

  • формулировать проблему, аргументировать причины ее возникновения;
  • ставить цель проектной деятельности;
  • планировать проектную деятельность;
  • организовывать и регулировать проектную деятельность;
  • оценивать проектную деятельность.

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
  • использовать изучающее и поисковое чтение для решения учебных проблем;
  • осуществлять эксперимент;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно и продуктивно сотрудничать.

Получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать различные позиции других людей в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого.

Личностные результаты: оценивают значение полученных знаний и умений для дальнейшей  жизни, применяют полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни.

Актуальность проекта определяется тем, что знания о жесткости воды и умение устранять жесткость природной воды имеют значение для развития опыта практической деятельности в реальных жизненных ситуациях, для формирования целостного восприятия явлений, происходящих в природе, в быту, на производстве.

Деятельностное содержание урока:

Этап проекта

               Деятельность учителя

                 Деятельность учащихся

             Результат этапа

Подготовительный Актуализация 

            5 мин

Организует выполнение и обсуждение актуальных для учащихся вопросов  по изучаемой теме

Анализируют известные им факты по жесткости воды. Формулируют и фиксируют: известную и неизвестную, но важную для себя информацию.

Участвуют в обсуждении  собранной информации

Анализ важной известной и неизвестной информации по теме «Жесткость воды»

Проектировочный

10 мин 

   Проблематизация

       Целеполагание

.

Помогает сформулировать проблему

Высказывают свои мысли по  проблемному вопросу «Жёсткость как свойство природной воды – это плюс или минус воды?», формулируют проблему

Сформулированная проблема «В Смоленске жесткая вода. Нужно ли устранять жесткость воды?»

Организует  обсуждение, при необходимости задаёт вопросы, необходимые для формулирования цели

Формулируют цель проекта «Установить плюсы и минусы жесткости природной воды». Фиксация цели и задач проекта.

Сформулированная цель и задачи проекта

Концептуализация и моделирование

      Планирование

Предлагает создать группы по реализации задач проекта, продумать проектный продукт.

Формируют группы по реализации задач проекта:

- биологи: узнают, как очень жесткая и очень мягкая вода влияет на здоровье человека.

- геологи: выясняют, как образуется жесткая вода, моделируют процессы, происходящие в природе.

- химики: выясняют, какой вред наносит жесткая вода в быту и на производстве; проводят опыты по устранению жесткости воды.

Сформированы группы, определены проектные продукты групп  «Биологи» - листок здоровья «Влияние очень жесткой и очень мягкой воды на здоровье человека»;

«Геологи» - моделирование в химической лаборатории природных процессов, лежащих в основе образования жесткой воды;

«Химики» - памятка по устранению жесткости природной воды

Предлагает разработать план работы групп.

Консультирует группы по планированию

Составляют план осуществления  проектного задания

Сформированный план по разработке проекта и выполнению заданий, определены временные рамки, распределены обязанности при реализации плана

Этап реализации

20 мин

Реализация

     Защита проекта

Знакомит с предметным содержанием: сущность жесткости воды, виды жесткости воды

Организует работу в группах, консультирует, наблюдает  за работой групп

Знакомятся с предметным содержанием, которое им необходимо для выполнения проектных заданий

Работают в группах, выполняют проектное задание.

Знание о сущности жесткости природной воды; о временной и постоянной жесткости воды

Проектные  продукты групп

Организует представление группами результатов выполнения проектных заданий

Представляют результаты выполнения проектных заданий, задают вопросы, отвечают на вопросы. Участвуют в оценивании на основании критериев.

Защита

Оценочно-рефлексивный

             10 мин

Организует рефлексию

Анализируют выполнение проекта, проводят рефлексию деятельности.

Осознание полученного опыта проектной деятельности

Ресурсы (средства обучения)

Презентация

Учебник

Интернет – ресурсы

Оборудование и реактивы, необходимые для проведения эксперимента:

- прибор для получения газов, мрамор, раствор соляной кислоты, известковая вода, химический стакан;

- штатив для пробирок, спиртовка, держатель, пробирки, образцы с жесткой водой (№1 – с временной жесткостью, №2 – с постоянной жесткостью), раствор соды, раствор мыла.

Дидактические материалы

Проектное задание для группы «Биологи»: узнать, как очень жесткая и очень мягкая вода влияет на здоровье человека (используя статью учебника «Роль металлов IIА-группы в живой природе» (дополнительный материал к § 39) и интернет - ресурсы); составить листок здоровья «Влияние очень жесткой и очень мягкой воды на здоровье человека».

План выполнения проектного задания группы «Биологи»:

1. Изучить статью учебника «Роль металлов IIА-группы в живой природе».

2. Определить значение биогенных элементов кальция и магния.

3. Найти в интернете информацию о влиянии очень жесткой и очень мягкой воды на здоровье человека.

4. Составить листок здоровья «Влияние очень жесткой и очень мягкой воды на здоровье человека».

 

Проектное задание для группы «Геологи»: выяснить, как образуется жесткая вода (используя рисунок учебника §39 и интернет - ресурсы); провести моделирование в химической лаборатории природных процессов, лежащих в основе образования временной жесткости воды (используя материал практической работы №4 «Получение углекислого газа и изучение его свойств» стр.174 задания 1-3).

План выполнения проектного задания группы «Геологи»:

1. Изучить §39 и рис. 67 «Жесткость воды и способы ее устранения»

2. Найти в интернете информацию об образовании жесткой воды в природе.

3. Выяснить, как в природе образуется жесткая вода.

4. Провести эксперимент по моделированию в химической лаборатории природных процессов, лежащих в основе образования временной жесткости воды.

Проектное задание для группы «Химики»: выяснить, какой вред наносит жесткая вода в быту и на производстве; провести опыты по устранению жесткости воды (используя рисунок учебника §39 и интернет - ресурсы); составить памятку по устранению жесткости воды в быту.

План выполнения проектного задания группы «Химики»:

1. Изучить §39 и рис. 67 «Жесткость воды и способы ее устранения»

2. Найти в интернете информацию о том, какой вред наносит жесткая вода в быту и на производстве.

3. Пользуясь учебником и дополнительной литературой, узнать, как можно устранить временную и постоянную жесткость воды.

4. Провести эксперимент по устранению жесткости воды (используя инструктивную карточку).

5. Составить памятку по устранению жесткости воды в быту.

Прием «Оценка деятельности групп»

Цель: формирование компетентностей по оценке выполнения проектных заданий группами и представленного проектного продукта, а также аргументации своего мнения

Задание:

Оцените выполнение проектных заданий группами и защиту проектного продукта по критериям. Аргументируйте свое мнение.

Критерий

 Биологи

Геологи

Химики

1. Выполнение проектных заданий группой

Самостоятельность 0-2 б.

 

 

 

Умение сотрудничать в группе  0-2 б.

Время выполнения заданий 0- 2 б.

2. Защита проектного продукта

Проектный продукт полностью соответствует

заявленным задачам проектных групп 0-2 б.

 

 

 

Представитель группы изъясняется ясно, четко, понятно 0-2 б.

 

 

 

Изложение материала (логика изложения, правильность)  0-2 б.

Ответы на вопросы участников других проектов 0-2 б.

Итого:

 

 

 

Домашнее задание

§39

Задание 1: Составьте таблицу «Устранение жесткости воды»

Состав жесткой воды

Вид жесткости

Способ устранения, уравнение реакций

катионы

анионы

Задание 2: Для устранения жёсткости воды иногда применяют ортофосфат натрия. На чём основано применение этой соли? Ответ подтвердите, составив соответствующие уравнения реакций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Урок чистой воды"

разработка урока может использоваться как внеклассное мероприятие по экологии...

Интегрированный урок "Внутренние воды России"

Интегрированный урок по географии и химии «Водные ресурсы России. Охрана вод» Цель урока:1.  Обобщение знаний учащихся по теме.2. Продолжить формирование навыков учащихся по анализу фа...

Урок "Внутренние воды Австралии".

Конспект урока и презентация по теме "Внутренние воды Австралии" в 7 классе....

Презентация к уроку "Урок Чистой воды"

Презентация к уроку "Урок Чистой воды"...

Розробка уроку "Значення води у природі. Використання води людиною" (природознавство 5 клас)

Про значення й використання води для задоволення потреб людини, для життя на Землі....

Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....

Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС

Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...