Методическая разработка. Урок: Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц.
методическая разработка по химии (10 класс)

Карач Екатерина Евгеньевна

Представленный материал помогает систематизировать информацию о типах химических реакций и видах реагирующих частиц. 

Составленные задания позволят закрепить знания по классификации и номенклатуре органических веществ, а также сравнить химические реакции с участием органических и неорганических веществ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 Класс

Урок: Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц.

Цель: Обобщить, закрепить знания учащихся по теме «Реакции органических соединений» в процессе опроса и решения упражнений.

Задачи: а) Образовательные:

Повторить и закрепить признаки протекания химических реакций, типы химических реакций по количеству и составу исходных и образующихся веществ.

б) Развивающие:

Развивать умение логически мыслить, применять полученные знания на практике, сравнивать и обобщать полученные факты.

в) Воспитательные:

Развивать способность к взаимовыручке, проводить рефлексию собственной деятельности.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование и реактивы: на столах учащихся- тексты с упражнениями, у учителя: железный гвоздь, раствор сульфата меди(II), известковая вода, стеклянная трубочка и стакан, спиртовка, бихромат аммония (крист.), растворы серной кислоты и хлорида бария, штатив с пробирками.

Ход урока: I. Оргмомент

II. Целеполагание и мотивация

Итак, ребята, нами пройдена еще одна глава органической химии, и сегодня на уроке мы должны закрепить наши знания по пройденной теме, обобщить, систематизировать материал о: типах химических реакций, механизмах образования и разрыва химических связей в органических веществах, рассмотреть виды реакционоспособных частиц.

III. Актуализация

Давайте вспомним, как  классифицируют химические реакции по принципу изменения состава молекул ?

Далее учитель предлагает выполнить ребятам тренажер.

Тренажер. Определение типов химических реакций

- вставьте пропущенные слова.

        Реакции, в результате которых осуществляется замена одного атома или группы атомов в исходной молекуле (субстрате) на другие, называют реакциями …….  Реакции, в результате которых две или более молекул реагирующих веществ соединяются в одну, называют реакциями …….. Реакции, в результате которых из молекул исходного соединения образуются молекулы нескольких новых веществ, называют реакциями …….. Реакции, в результате которых из молекул одного вещества образуются молекулы других веществ того же качественного и количественного состава, называют реакциями ……….. 

Варианты ответов:

Отщепления (элиминирования)

Объединения

Изомеризации

Разложения

Присоединения

Замещения

IV. Систематизация

Речь учителя: На предыдущем уроке мы говорили с вами о том, что к каждому из четырех приведенных типов реакций, можно привести пример как с органическими, так и с неорганическими веществами. Последними я и воспользуюсь для того, чтобы на опытах продемонстрировать вам разные типы химических реакций. А ваша задача- распознать, какой опыт иллюстрирует тот или иной тип реакции.

Опыт1.Опустить железный гвоздь в раствор сульфата меди(II).

Учащиеся наблюдают появление красного налета меди на гвозде, составляют уравнение реакции, определяют ее тип.

Fe+CuSO4         FeSO4+ Cu    (р.замещения)

Опыт 2. С помощью стеклянной трубочки пропустить углекислый газ через известковую воду. Ребята наблюдают помутнение раствора. Отмечают выпадение осадка карбоната кальция.

CO2+ Ca(OH)2         CaCO3     +H2O (р. соединения)

Опыт 3. На асбестовую сетку насыпать горкой бихромат аммония, и коснуться ее нагретой стеклянной палочкой. Образуется оксид хрома (III) зеленого цвета.

(NH4)2Cr2O7               Cr2O3+N2   +4H2O (р. разложения)

Опыт 4. К раствору серной кислоты прилить раствор хлорида бария. Учащиеся наблюдают выпадения белого осадка сульфата бария.

H2SO4+BaCl2         BaSO4      + 2 HCl (р. обмена, перегруппировки)

V. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях

Речь учителя: А теперь, закрепим знания о типах химических реакций на примере органических веществ.

Упражнение 1. (работа у доски, учитель просит называть исходные вещества и продукты реакции, тем самым закрепляя знания по классификации и номенклатуре орг. веществ.)

Определите тип химической реакции по принципу изменения состава молекул.

А) C4H10              C4H8 + H2      

Б)  C6H6 + HNO3                 C6H5NO2 + H2O

     

 В) CH3 – CH = CH – CH3     t кат.   CH2 = CH – CH2 – CH3

 Г) C3H6 + H2            C3H8

Упражнение 2. (комментарии учащихся с места)

К какому типу химической         реакции относится реакция гидратации этилена?

                                 t, H 3 PO4         

H2C = CH2 + H2O                            H3C – CH2OH

А) Восстановления    В) Полимеризации

Б) Отщепления           Г) Присоединения

Вопрос к классу: Какой процесс в органической химии принято называть окислением?

Упражнение 3.( учащиеся работают у доски, дополнительно дают названия веществам)

В представленной цепочке превращений определить тип реакции на каждой из стадий:

                                                                                              O                                    O

C2H6                     C2H4             C2H5OH             CH3 – C                          CH3 – C

                                                                                              H                                    OH

Вопрос к классу: Какие типы разрыва ковалентной связи Вам известны ? Какие виды реакционоспособных частиц при этом образуются ?

Упражнение 4. .( комментарии учащихся с места)

Определить тип разрыва связи в следующих схемах:

А) CH2ClCOOH             CH2ClCOO    + H+     В) RO – OR         2RO .         +

Б) Br2            2Br .                                          Г)  CH3 – CH – CH3           CH3 – CH – CH3 + :Cl    

                                                                                       

                                                                                        Cl

Вопрос к классу: Как в органической химии называют основное соединение, участвующее в реакции, и как называют вещество более простого строения, тоже участвующее в реакции ?

Упражнение 5. (работа в парах)

Определите реагент  и его тип, а также способ разрыва связи в субстрате:

А) Cl . + CH4             CH3 . + HCl

Б) CH3 – CH2 –Br + OH               CH3 – CH2 – OH + Br  

VI. Проверка уровня обученности

ТЕСТ. «Проверь себя!»

1. Определите тип химической реакции по принципу изменения состава молекул:

        CH4 + Br2            CH3Br + HBr  (а – замещения, б - обмена, в - присоединения)

2. Определите тип химической реакции по принципу изменения состава молекул:

CH2 = CH2 + HBr            CH3 – CH2Br (а – присоединения, б – замещения, в – обмена)

3. К какому типу относятся реакция превращения бутана в изобутан?

А) отщепления  Б) изомеризации В) присоединения

4. В реакциях присоединения молекулярная масса вещества ………..

А) не изменяется Б) увеличивается В) уменьшается

5. В реакциях изомеризации молекулярная масса вещества ………..

А) уменьшается Б) увеличивается В) не изменяется

 VII. Информация о домашнем задании.

VIII. Рефлексия.

IX. Завершение урока с выставлением и комментарием отметок.

Речь учителя:

Ребята, перечислите основные понятия и термины, использованные на уроке?

 ( Ответ учащихся: гомолиз, гетеролиз, электрофил, нуклеофил, радикал, субстрат, реагент, реакции: замещения, присоединения, разложения, обмена, окисления, восстановления.) Итак, сегодня, мы систематизировали наши знания о типах химических реакций. Преемственность данного вопроса заключается в том ,что его мы рассматривали как в курсе неорганической химии, также будем в дальнейшем накапливать знания по данной теме при изучении органических соединений.

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обобщение и систематизация знаний по подтеме "Химические реакции" ". Химия. 8 класс.

Урок обобщения и систематизации знаний по Тверской программе по химии.  Проведён в рамках ИКТ с использованием ЦОР (Цифровых образовательных ресурсов)....

Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»"

Урок разработан с учетом  обобщения и систематизации знаний учащихся об имени прилагательном в 6 классе...

Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии в 10 класса

Данная разработка включает разработку урока с приложегиями и самоанализ урока....

Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по темам "Высшие споровые растения. Голосеменные растения"с тестами 7класс

Разработка урока может использовать для систематизации , повторения и коррекции знаний о споровых иголосеменных растениях. спомощью теста можно проверить качество усвоения знаний....

Обобщение и систематизация знаний по теме "Химические реакции"

Презентация к уроку включает: актуализацию опорных знаний,ряд самостоятельных работ по повторению классификаций химических реакциий,гидролизу, реакциям ионого обмена,д\з (задача, цепочка превращений)....

Методическая разработка урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»

В методической разработке урока представлены материалы для ученического и демонстрационного экспериментов, тестовые задания, вопросы для актуализации знаний и закрепления их по теме "Классы неорганиче...

Урок химии в 10 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций в органической химии"

Содержание урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта....