Сценарный план урока химии "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации."
план-конспект урока по химии (8 класс)

Яковлева Надежда Ивановна

Сценарный план урока химии на тему "Химические свойства кислот в свете ТЭД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarnyy_plan_uroka_himii.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план урока химии

Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению химических свойств кислот (взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями), опираясь на ранее полученные знания о составе веществ создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний и умений в ходе проведения лабораторных опытов.

Задачи:

Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот; показать использование на уроках химии электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости; продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами,  делать обобщения и выводы.

Развивающие: способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний; развивать творческую активность учащихся; продолжить формирование УУД.

Воспитательные: воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами, воспитывать патриотов своей страны.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: штативы с пробирками, пипетки, индикаторная бумага.

Реактивы: H2SO4( раствор ),  HCl (раствор), HNO3 (раствор),, Zn,  Cu, CuO, NaOH (раствор), CaCO3,  BaCl2 (раствор)

Планируемые результаты

Предметные: Знать химические свойства кислот; знать условия протекания реакций, идущих до конца;  уметь определять электролит или неэлектролит;  уметь определять сильный и слабый электролит; уметь пользоваться таблицей  растворимости;  уметь определять вещества, которые будут реагировать с кислотами; уметь составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Метапредметные: Умение классифицировать, умение прогнозировать, умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, извлекать необходимую информацию из различных источников; выдвижение гипотезы и её обоснование; умение слушать и вступать в диалог; умение в коллективном обсуждении формулировать проблему; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: знать о роли кислот в жизни человеческого общества, действие кислот на организм человека, уметь управлять своей познавательной деятельностью.

Тип урока: урок открытия  новых знаний.

Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации), создание проблемной ситуации, практическая работа, приёмы ТРКМ, здоровьесберегающей  технологии.

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Добрый день. Я рада приветствовать вас  на уроке химии.  Сегодня у нас необычный урок и начнем мы его со слов русского поэта Н.Рыленкова:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

             Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.   

Сегодня на уроке каждый из вас  пройдёт свой путь к достижению цели, и я надеюсь, что вы обязательно достигните цели, а путь непозабудите.

  1.   Актуализация опорных знаний

И в начале этого пути ответе мне на несколько вопросов. (Беседа по вопросам)

  1. Что такое электролитическая диссоциация?
  2. Что такое электролиты?
  3. Что  такое неэлектролиты?
  4. Какие бывают электролиты?
  5. Какие вещества относятся к сильным электролитам?
  6. Какие вещества относятся к слабым электролитам?

Ребята, посмотрите, я принесла вам сегодня вот такие предметы. (Лимон, яблоко, аскорбиновая кислота, уксус). Подумайте и скажите: «Что общего у этих предметов?

 - Они все кислые на вкус.

А почему они кислые?

- в них содержатся кислоты.

Верно, в лимоне – лимонная кислота,  в яблоке – яблочная кислота и так далее.

А что  называется кислотами?

Кислоты – это электролиты, при диссоциации  которых образуются положительно заряженные ионы водорода и отрицательно заряженные ионы кислотных остатков.  

 И как по вашему мнению – О чём пойдёт  речь на сегодняшнем уроке?

- О кислотах.

Давайте подумаем и вспомним, что мы уже знаем о кислотах,  а что вы хотели бы узнать.

На ваших столах есть таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Заполним таблицу

Итак, что вы знаете: определение кислот, состав, формулы кислот, названия.

А что бы хотели узнать: какие бывают кислоты, свойства кислот, получения кислот, применение кислот.

Молодцы, какие вы любознательные, сколько хотите знать. А как вы сформулировали тему нашего урока.

Я немножко подкорректирую: Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Получение. Применение.

Запишите в тетрадь тему урока.

А какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?

Изучить свойства кислот, познакомиться с применением кислот, получением.

Ребята, в начале урока мы говорили о кислотах, они все относятся к органическим кислотам, с ними мы подробно будем знакомиться в  старших классах, а сегодня мы поговорим о неорганических кислотах, вы с ними уже знакомы. Неорганических кислот ни так много, как органических, но они  очень разнообразны и интересны. Давайте откроем учебник на странице …., и посмотрим на какие группы делятся кислоты.

(работа с таблицей учебника). (слайды презентации)

А теперь мы с вами немножко поиграем и отдохнем.

(Игра «Собери формулы»).

Прежде чем мы перейдём к следующему этапу нашего урока, я хочу привести вам слова выдающегося русского учёного М.В.Ломоносова.

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением.»

  У вас на столах лотки с химическими реактивами и оборудованием, а также инструкции и задания.

Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать при работе с химическими веществами.

(инструкция при  работе с химическими веществами)

Задания.

  1. Испытайте раствор кислоты индикатором, сделайте  вывод об изменении цвета.

Проведите химические реакции между следующими веществами:

Zn +HCl

CuO +HCl

NaOH +HCl

Запишите уравнения химических реакций на доске,  уравнение выделенных реакций запишите в ионной форме.

  1.  Испытайте раствор кислоты индикатором, сделайте  вывод об изменении цвета.

Проведите химические реакции между следующими веществами:

Zn+H2SO4

NaOH + H2SO4

Ba(NO3)2 + H2SO4

Запишите уравнения химических реакций на доске,  уравнение выделенных реакций запишите в ионной форме.

3. Испытайте раствор кислоты индикатором, сделайте  вывод об изменении цвета.

Проведите химические реакции между следующими веществами:

CaCO3 + HNO3

NaOH +HNO3

CuO + HNO3

Запишите уравнения химических реакций на доске,  уравнение выделенных реакций запишите в ионной форме.

Итак, с какими веществами взаимодействуют кислоты?

Все кислоты так взаимодействуют, то есть мы можем сказать, что они проявляют общие свойства,  а как вы думаете почему?

Давайте вспомним ещё раз определение кислот в свете ТЭД.

Какие одинаковые ионы образуются при диссоциации разных кислот.

(ионы водорода).

Вывод: значит,  общие свойства кислот определяются  наличием в их растворе ионов водорода. Ну, а  ионы кислотных остатков определяют свойства конкретной кислоты.

Вернёмся к взаимодействию растворов кислот с металлами. Как вы думаете со всеми металлами взаимодействуют  растворы кислот? (опыт с медью). Обратимся к учебнику. (рад активности металлов).

 Итак, какими же общими свойствами обладают  растворы кислот?

1.Диссоциируют на ионы.

2.Изменяют окраску индикаторов.

3.Взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности металлов до водорода.

4.Взаимодействуют с оксидами металлов.

5.Взаимодействуют с основаниями.

6.Взаимодействуют с солями, если в результате реакции образуется осадок или выделяется газообразное вещество.

Задания на закрепление.

С какими веществами: Cu, FeO, SO3, NaOH  будет взаимодействовать соляная кислота.  Запишите уравнения  химических реакций.

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции

Исходные вещества                                                            продукты реакции

Zn + HCl                                                                                 CuSO4 + H2O

Cu(OH)2 +H2SO4                                                                      CaCl2 + CO2 +H 2O

CaCO3 + HCl                                                                           ZnCl2 +  H2

Какая масса гидроксида натрия  пойдёт на полную нейтрализацию раствора, содержащего 9,8 гр. серной  кислоты?

Применение кислот. (кроссенс)

Получение кислот. (историческая справка)

А сейчас наш урок близится к завершению и мы давайте вернёмся к нашей таблице и заполним последнюю колонку.(подведение итогов урока).

Домашнее задание.

Повторить свойства кислот.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации

Технологическая карта урока по  химии в 8 классе по теме "Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"....

Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации в условиях их реализации.

Открытый урок на тему: "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации в условиях их реализации."...

Презентация к уроку "Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"

Презентация содержит иллюстрации, уравнения химических реакций, а также ссылки на электронные образовательные ресурсы по заданной теме. доступ к ресурсам возможен при подключении к сети Интернет. През...

урок химии «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».

Технологическая карта урока  химии в  8 классе «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».  УМК О.С. Габриелян...