Конспект урока этанол
план-конспект урока по химии (10 класс)

Журов Денис Васильевич

Конспект урока этанол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_etanol.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по органической химии

Тема:«Этанол»

Преподаватель химии

Журов Д.В.

Цель урока: формирование знаний о спиртах на примере этанола.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить знания о физических и химических свойствах спиртов на примере этанола; расширить знания о применении этанола, вытекающие из его свойств; знать способы получения этанола.

Воспитательные: ориентирование учащихся на здоровый образ жизни.

Развивающие: содействовать развитию внимания и памяти, способности обобщать знания и применять их на практике.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель.

Реактивы: этанол,медная проволока.

План урока:

К уроку обучающиеся (по выбору или на усмотрение преподавателя) готовят презентацию «Применение этанола» и доклад о вреде алкоголя.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученного материала.
  3. Объявление темы урока.
  4. Физические свойства этанола.
  5. Применение этанола.
  6. Получение этанола.
  7. Влияние спиртов на организм.
  8. Тест.
  9. Подведение итогов урока.
  10. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

На предыдущем уроке мы начали рассматривать кислородсодержащие органические вещества и познакомились с таким классом веществ, как спирты. Сегодня мы продолжим знакомство со спиртами.

  1. Повторение ранее изученного материала.

Но вначале вспомним некоторые вопросы прошлого урока.

- Какие элементы входят в состав кислородсодержащих органических веществ?

- Какие вещества называются спиртами?

- Чем является гидроксильная группа для спиртов?

- Что называется функциональной группой?

- Как классифицируют спирты?

- Какие спирты называются одноатомными?

- Какова общая формула одноатомных предельных спиртов?

- Приведите формулы и названия двух простейших представителей одноатомных предельных спиртов.

- Как ещё называют метанол?

  1. Объявление темы урока.

Сегодня мы остановимся на самом распространённом спирте. Один неизвестный автор сказал про это вещество следующее (слайд на интерактивной доске): «Я благословляю сей чудодействующий эликсир, приносящий великую пользу, дарующий радость и здоровье, печаль и страдания». Как вы думаете, какое это вещество? Это вещество этанол или этиловый спирт (запись темы урока в тетрадях). Мы рассмотрим применение этанола, вытекающее из его свойств и способы получения этанола.

  1. Физические свойства этанола.

Для начала рассмотрим его физические свойства(учащийся выходит к столу с пробирками, демонстрирует сосуд с этанолом и описывает его физические свойства).

- бесцветная жидкость, с резким характерным алкогольным запахом, хорошо растворяется в воде (демонстрация растворения).

        Дополнительные вопросы учителя:

- есть ли среди спиртов газы?

- чем объяснить, что среди спиртов нет газов, а низшие спирты хорошо растворяются в воде?

5.   Применение этанола (презентация).

       Где же применяется сей чудодействующий эликсир? Рассмотрим презентацию и запишем области применения этанола.

  1. В медицине – как дезинфицирующее средство, для производства лекарств.
  2. Растворитель для многих веществ.
  3. Производство лаков, красителей.
  4. Для производства духов, одеколонов.
  5. Для получения алкогольной продукции.
  6. Для производства синтетических каучуков по реакции С.В.Лебедева:

2Н5ОН СН2 = СН – СН = СН2 + 2Н2О + Н2

Продукт реакции –бутадиен, из него реакцией полимеризации получают каучук. Эта реакция имеет большое практическое значение, т.к. в нашей стране нет природного каучука и Лебедев первый создал этот способ получения бутадиена в 1927г, который используется до сих пор.

  1. Горючее для двигателей:

С2Н5ОН + 3О2 → 2СО2 + 3Н2О + 1370 кДж

Первая страна, которая начала использовать это свойства спирта в топливе – Бразилия. Там в бензин добавляют этанол или метанол для повышения качества бензина.

Алкогольные напитки, содержащие этанол, очень калорийны. При метаболизме этанола в организме выделяется примерно 770кдж/моль энергии. Это меньше, чем при горении, т.к. при окислении в более мягких условиях образуется не углекислый газ и вода, а другие, промежуточные вещества, причём более токсичные, чем этиловый спирт.

  1. При окислении в более мягких условиях образуется этаналь или уксусный альдегид:

                                               О

С2Н5ОН + CuО → СН3 – С        + Cu + Н2О

                                                Н

Данная реакция используется в промышленности для получения уксусной кислоты по схеме: этанол → этаналь → этановая кислота (уксусная).

Демонстрация опыта:

Прокаливаем медную проволоку, на её поверхности образуется чёрный налёт оксида меди (II): 2Cu + O2 = 2CuO. Опускаем проволоку в этиловый спирт, наблюдаем: - исчезновение чёрного налёта и образование меди характерного цвета; - появляется слабый фруктовый запах нового вещества (уксусный альдегид).

  1. Получение этанола.

Из данной презентации мы убедились, что значение этанола велико и он необходим промышленности в больших количествах. Как же можно получить этанол? Откройте учебник на стр.80, рассмотрите схему 6.

  1. Первый способ – это гидратацией, т.е присоединением воды, этилена:

СН2 = СН2 + НОН ----→СН3 – СН2 –ОН

Этот способ используют в промышленности.

  1. Наиболее древний метод – сбраживание сахаристых веществ, содержащих глюкозу. Метод называется спиртовое брожение:

С6Н12О6 → 2С2Н5ОН + 2СО2

Для ускорения этого процесса добавляют дрожжевые грибки, которые вырабатывают особые ферменты.

Этот процесс происходит при производстве вин. Также он протекает при изготовлении дрожжевого теста. Углекислый газ способствует поднятию теста, а образующийся в незначительном количестве спирт – улетучивается.

  1. Третий и четвёртый способы – это гидролиз крахмала и клетчатки. При гидролизе образуется глюкоза, из которой в процессе сбраживания образуется спирт.

  1. Влияние спиртов на организм.

Я думаю, вы убедились, что этанол  действительно чудодействующий эликсир, приносящий великую пользу, дарующий радость и здоровье. Но почему он приносит ещё печаль и страдания? Прослушаем доклад (читает учащийся).

Россия в числе 18 стран с исчезающим населением. Каждые три года население сокращается примерно на три миллиона. Нация вымирает чудовищными темпами. Сегодня убыль населения можно сравнить только с потерями в годы Великой Отечественной войны. Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 58 лет, это примерно на 20 лет меньше, чем в Европе (в Японии – 84 года). По этому показателю мы находимся на 136 месте в мире. У женщин средняя продолжительность жизни 72 года. Это 92 место в мире.Одна из причин сокращения населения – низкая рождаемость. Но, как известно, есть много стран, где такая же низкая рождаемость (менее 1,5 ребенка на женщину), но население так стремительно не убывает. Дело не столько в рождаемости, сколько в смертности. Высокая смертность только экономической ситуацией в стране объясняться не может. Есть десятки более бедных стран, где продолжительность жизни, особенно среди мужчин, выше. Да и в самой России самая высокая продолжительность жизни в Ингушетии и Дагестане, далеко не самых богатых регионах. Кроме того, в 90-х годах начали массово умирать совсем не дети и женщины, как происходило в других странах от бедности, а мужчины трудоспособного возраста. Множество факторов указывают на то, что сверхсмертность в России алкогольная. Очень большой процент людей умирает в России с повышенной концентрацией алкоголя в крови. Например, исследование в Ижевске показало, что 62 % мужчин трудоспособного возраста умерли нетрезвыми. То же самое происходит по всей России. Динамика продолжительности жизни является зеркальным отражением кривой потребления алкоголя. Например, во время антиалкогольной кампании 1985–1987 годов продолжительность жизни была самой высокой за всю историю России по сегодняшний момент. Александр Викентьевич Немцов в своей фундаментальной работе “Алкогольная смертность в России” пришел к выводу, что каждая третья смерть у нас в стране связана с алкоголем. Примерно 40 тысяч человек ежегодно умирает только от отравления суррогатными напитками. Это примерно столько же, сколько погибает в автомобильных катастрофах. Вообще оценить алкогольную смертность очень трудно. Ведь от спиртосодержащих напитков умирают по-разному, а не только от алкогольных отравлений, циррозов печени, панкреатитов. Алкоголь изменяет поведение, поэтому в нетрезвом состоянии люди чаще попадают под машины, замерзают на улице, убивают друг друга, лезут в петлю… Большинство убийств в России совершаются выпившими людьми, как и значительное количество самоубийств. Тот, кто много выпивает за раз, рискует получить сердечный приступ или инсульт, так что значительное количество сердечно-сосудистой смертности в России также связано с алкоголем. По официальным данным у нас в стране 2 миллиона женщин-алкоголиков. При этом из каждых тридцати: 27 – обречены, 2 – сходят с ума и лишь одна имеет шанс выздороветь. Ученые считают, что, если на душу населения приходится более 8 литров спирта в год, то происходит деградация населения. В России – 14 литров спирта в год! Всемирная Организация Здравоохранения предлагает пятибалльную шкалу для оценки уровня употребления алкоголя. Если этот балл ниже 1,5, то население обречено на вымирание и деградацию. В 1994 году балл России составил 1,4.

Особенно необходимо остановиться на пристрастии молодежи к пиву и слабоалкогольным напиткам. Сейчас появился новый термин “пивная алкоголизация”. Молодым людям кажется, употребление слабых напитков безобидно. Это не так. Алкогольная зависимость при этом вырабатывается точно также, как при употреблении крепких напитков. Как рассчитать количество спирта в бутылке пива? Если на этикетке указано, например, 4,8 об. %. Это значит, что в 100 мл этого пива содержится 4,8 мл чистого спирта. Умножив это число на объем бутылки – 500 мл, получим 24 мл этанола. Учитывая градус водки, получаем 60 мл. То есть, употребление бутылки пива “Балтика 3”, равноценно 60 мл водки (это почти треть стакана!). К сожалению, выпивкой одной бутылки пива дело часто не ограничивается. Крепкие сорта пива содержат значительно больше алкоголя. Так, например, если пиво “Балтика 9” содержит 8 об. % этанола, то одна бутылка эквивалентна приему 100 мл водки.

Надеюсь, что данные, приведённые в этом докладе, не оставят вас равнодушными и помогут сформировать правильное отношение к алкоголю.

Однако, слово «алкоголь» отождествляется с этанолом (мед. спиртом)

Предлагаю разбиться на группы по две парты  и доказать мне, что «спирт» не обязательно является губительным для организма.

Примеры : Антисептик, горючее, лекарство(глицерин).

  1. А теперь проверим и закрепим ваши знания в виде теста.

Отвечая на каждый вопрос, вы должны написать «да» или «нет».

  1. Формула этанола С2Н5ОН.
  2. Это предельный одноатомный спирт.
  3. Это газ, хорошо растворимый в воде.
  4. Имеет характерный запах и жгучий вкус.
  5. Этанол называют древесным спиртом.
  6. Последующий гомолог этанола – пропанол.
  7. Для этанола возможна изомерия положения ОН-группы.
  8. Для этанола возможна изомерия углеродного скелета.
  9. Этанол можно получить из синтез-газа.
  10. Этанол можно получить из древесины.
  11. Этанол взаимодействует с натрием.
  12. Этанол взаимодействует с гидроксидом натрия.
  13. При горении этанола выделяется углекислый газ и вода.
  14. При окислении этанола перманганатом калия образуется этаналь.
  15. Этанол применяется для получения каучука.
  16. При этом применяют реакцию Лебедева.
  17. Этанол в пищевой промышленности используют только для получения алкоголя.

Ответы выводятся на интерактивную доску и учащиеся сами выставляют себе баллы.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание. §1 стр.76-84

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...