Моя педагогическая концепция.
материал по химии

 Яковлева Надежда Валентиновна

Участвуя в Конкурсе педагогических достижений в 2018 году, на этапе "ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ" я представила свою педагогическую концепцию.  Систему своей работы по повышению эффективности обучения химии через создание целостного представления о мире я представляла на Кокурсе педагогических достижений в 2012 году. В этот раз я напомнила слуштелям этапы работы по повышению эффективности обучения химии и раскрыла то новое, что можно использовать в системе, чтобы процесс продолжал быть личностно-ориентированным и системно-деятельностным. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мое выступление.

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые коллеги. Вы сейчас смотрите на меня и думаете: Чем нас может удивить учитель, проработавший в школе много-много лет? Чем она лучше нас?

Да, я как и многие из вас, была простой рядовой советской учительницей: скромная, в меру воспитанная, ровно вела свои уроки и «давала детям знания, умения и навыки», так называемые ЗУНы.

Но, работая в условиях реализации ФГОС, мы учимся и развиваемся вместе с детьми. Мы осваиваем медиа- и Интернет-пространства, мы становимся многофункциональными, так сказать 3 в одном, креативными, оригинальными, эффектными, уверенными в себе. Мы участвуем в конкурсах, представляем свои идеи и делимся опытом.

Слайд 2.

Однажды, сидя у экрана телевизора, я обратила внимание на слова известной телеведущей одной из популярных телепередач:

Давай поженимся. (видео)

И, конечно, я поняла, что выполняю ту же самую задачу!! ОБЪЕДИНЯЮ ЗВЕЗДЫ И …. ДЕНЬГИ? Ой, простите, конечно же ХИМИЮ!

Итак, с одной стороны, звезды. С другой – химия!.

Звезды – это наши дети!

Слайд 3.

Что объединяет этих людей? Правильно, это бывшие или настоящие ученики общеобразовательных школ. Но так или иначе, их свела судьба с химией!

И я обращаюсь к залу: «Поднимите руки те, кто считает, что наши дети – это не звезды?»

Химия: покрышки, незамерзайка, бензин, средства для ухода за кожей, гиалуроновая кислота, ботекс, туалетные воды. Краска для волос, средства по уходу за волосами, ….. одежда и обувь, средства по уходу за ними, стиральные порошки. А продукты питания и химические добавки, понижающие или повышающие качество продуктов?.

А ЛЕКАРСТВА,  в конце то концов!

Разве это не химия?

А я ОБЪЕДИНЯЮ наши звезды и химию! 2 в 1!

Слайд

В 2012 году, участвуя в конкурсе «Педагогических достижений», я уже показывала разные методы и приемы работы на уроках через свою педагогическую концепцию «Повышение эффективности обучения химии через создание целостного представления о мире». Позвольте напомнить, о чем шла речь. Педагогическая концепция заключается в организации процесса обучения химии на основе семи этапов.

Система работы по повышению эффективности обучения химии проходит следующие этапы:

  1. Этап концептуализации и параметризации образовательной деятельности по предмету;
  2. Диагностико-прогностический этап;
  3. Этап целеполагания;
  4. Этап планирования;
  5. Этап конструирования и реализации учебных занятий;
  6. Контрольно-регулировочный этап;
  7. Этап рефлексии.

Благодаря такой последовательности действий и приемов достигаются высокие результаты обучения! Доказательство этого я представила в 2012 году и представляю сейчас.

Слайд …

Моя концепция и сейчас актуальна и строится на этих семи последовательно сменяющих друг друга этапах.  Но, ВНИМАНИЕ! Время идет, жизнь меняется и мы, учителя, тоже не стоим на месте.

Слайд …ПЕРЕЗАГРУЗКА!

В современном образовании акцентируется внимание на личностно-ориентированном подходе в обучении. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, рождение новых идей, выход на исследование, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование.

Чего греха таить? В век Интернета очень трудно детей чем-то удивить. Все, что ученика заинтересует, вплоть до решения математической или расчетной химической задачи можно готовенькое найти в разных программах и на разных сайтах. Помочь ребенку самому добыть, самому открыть, самому построить. Это важно! Многие дети сейчас говорят о том, что любимый урок у них (особенно в младшей и средней школе) – это технология. Сделать что-то своими руками, выпилить лобзиком, приготовить кулинарное блюдо! Вот что сейчас интересно современной молодежи!

Как сделать свой предмет интересным, увлекательным, исследовательским, креативным?

Конечно, вовлекая учащихся в научно-исследовательскую деятельность, в основе которой лежат такие технологии, как  организация исследовательской и проектной деятельности.

Слайд … Технология организации исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – «образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Она предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира.

Учебная исследовательская деятельность, так же как и научное исследование, включает в себя три основные фазы: фазы проектирования, технологическую фазу и рефлексивную фазу.

Слайд с таблицей.

Учебная исследовательская деятельность, так же как и научное  исследование включает в себя три основные фазы (проектирования, технологическая и рефлексивная), которые сейчас отражены на слайде. Эту технологию мы используем как на уроках, так и во внеурочной деятельности при решении любого вида задач: практической или расчетной. И если раньше эксперимент был иллюстративным, то сейчас исследовательским. Уроки химии нацелены на то, чтобы научить детей формулировать гипотезу, а затем построить работу так, чтобы во время эксперимента подтвердить ее или опровергнуть. Так, на уроке при изучении химических свойств кислот в 8 классе, исследование начинаем с того, что учащиеся формулируют гипотезу: «Если поместить металл в кислоту, то он в ней растворится», «Если мы повысим температуру, то реакция пойдет быстрее (или замедлится)…».  Опровергаем или подтверждаем гипотезы экспериментом.

Бывают случаи, когда гипотеза не подтверждается экспериментом. Например, в 9 классе, зная, что кислоты взаимодействуют с металлами, ученики выдвигают гипотезу, «Если алюминиевую фольгу поместить в кислоту, то фольга в кислоте растворится». Мы опускаем фольгу, а видимых изменений не наблюдаем. Или

В 11 классе на уроке «Гидролиз солей» на вопрос «Какая среда в растворах солей?» ученики на своем опыте, полученном в 8 классе, отвечают, что нейтральная. Мы предлагаем им поместить  индикаторы в растворы, и ученики обескуражены тем, что их гипотеза не подтверждается. Это толкает их на объяснение данного явления, ищут выход из непредвиденной ситуации.

В нашей школе долгое время акцент делался на математическое образование: открывались математические классы, увеличивалось количество часов на математику. День сегодняшний и задача, которую решает государство, это – инженерные кадры, позволяющие завоевывать космическое и земное пространства, владеющих нанотехнологиями, клеточной и генной инженерией, микробиологией, химией, программированием. У нас в школе всегда были звездочки-химики: 4-5 выпускников сдавали химию в качестве ГИА и поступали на медицинские, фармацевтические, химико-технологические специальности. Мы идем в ногу со временем: в этом году открыли 10 класс, где обучение идет по двум профилям: естественнонаучному и технологическому. В шутку себя ученики этого класса называют «Фиксики».

Конечно же, в этих классах уроки химии проходят и с применением технологии проектной деятельности.

Слайд …Технология организации проектной деятельности.

Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.

Если говорить о методе проектов, как о педагогической технологии, то эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов с одной стороны и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей – с другой.

Слайд: Этапы проектной деятельности: Но я их не озвучиваю.

Современный учитель прекрасно владеет такой технологией и знает основные ее этапы. Хочу обратить внимание на то, что если:

1. В прошлом году проектная деятельность проходила в рамках внеурочных занятий, то в этом году она включена в систему уроков.

2. Изменились и темы проектов, Многие проекты, например проект Янчук Карины требует особого оборудования: нанолабораторию.

Нанотехнологический комплекс школы предоставляет школьникам реальную возможность сделать первые шаги в наномир, создать своими руками функциональные наноструктуры, увидеть то, что невозможно увидеть с помощью оптического микроскопа, подтвердить на практике взаимосвязь между физикой,  химией и биологией.

Оборудование в школьной нанолаборатории, как подчеркнули ученые, «не игрушечное, а серьезное» – от мировых лидеров приборостроения. На нем можно не только выполнять лабораторные работы, но и вести настоящие исследования материалов на теплопроводность и электропроводность, изучать ферромагнитные свойства вещества.

Ученики 9 – 10 классов исследуют поверхности, например, листьев, и объясняют эффект Лотоса, так называемый эффект гидрофобности, создают и исследуют защитные пленки солей и оксидов. Свои работы учащиеся  представляют на профильных конференциях (ЛЭТИ и институт им. Герцена).

Слайд 3D ручки.

А видели ли вы инструмент, способный рисовать в воздухе? Волшебство, скажете вы, но нет, всего лишь очередной технологический прорыв в области 3D моделирования.

З-D ручки позволяют разнообразить уроки, оживить образовательный процесс, сделать его более эффективным и, что называется, визуально-объемным.  Мы используем 3D моделирование при составлении схем строения атомов в 8, 9 классах, а также на уроках в 10-11 классах, когда изучаем пространственное строение веществ и виды гибридизации атомов.

Примечательно, что при построении 3D-модели художественно-графических образов не требуется математическая точность воспроизведения формы и точное соответствие размеров модели размерам объекта. На первый план выступает художественно-эстетическая ценность модели и развиваются такие умения, как умения создавать трёхмерные модели и выполнять рендеринг - визуализацию с фотографической точностью, как объекта, так и сцены действия для этого объекта.

Итак, Я объединяю ХИМИЮ и ДЕТЕЙ посредством новых образовательных технологий с использованием последних достижений науки и техники! Но это объединение не ради самого единения, а ради развития личности ученика!

Важно отметить, что среди этих «новомодных, визуально-объемных», практико-ориентированных технологий мы не теряем  самого ученика!!!

Более полувека назад Януш Корчак писал, что ребенок не готовится к жизни, а живет. С этой позиции надо рассматривать проблему развития у учащихся внутренней мотивации к изучению химии. Мы обучаем предмету не только, чтобы знания пригодились в будущей профессиональной деятельности. Приобретаемое учащимися образование должно быть актуально сегодня, потому что «здесь и сейчас» ученик приобщается к современной культуре, познает мир, раскрывается как личность!

Очень важно, чтобы в изучении химии как учебного предмета учащиеся усматривали не только ознакомление с основами науки. Они непременно должны видеть в этой работе особый тренинг, развивающий у них наблюдательность, память, умения критически мыслить, анализировать ситуацию в контексте имеющихся знаний, делать выводы, заключения, проецировать формируемые учебные знания на собственную жизнь. Именно исследовательские и проектные технологии на уроках химии способствуют развитию мышления, в том числе абстрактного и пространственного, развитию образованности и эрудиции.

Установлено, что при формировании гипотез, последующей их проверке и объяснении полученных данных, при выполнении заданий с избыточными или неполными данными, с использованием графических и пространственных изображений повышается умственная активность ученика и развивается мышление!

Вы, конечно, знаете, что развитию мышления способствуют и эмоции, которые ученик проявляет на уроке. О единстве интеллекта и эмоций много и интересно пишет Владимир Зинченко.

Какие эмоции вы знаете? Взаимодействие эмоций интереса, удивления и радости, огорчения и разочарования образует мотивационную основу для истоков творческой созидательной деятельности.

Вы скажете, что на любом уроке эмоций хватает!.... Но чаще всего они связаны с оценочной стороной учебного процесса и явно в меньшей степени проявляются в связи с нацеленностью на переживание красоты процесса познания. Вопросы «А какая у меня сегодня оценка?» должны смениться на восклицания «Как много нового я сегодня узнал!»

Используйте эмоциональные и чувственные стороны школьника для собственно развития ученика!

Свое выступление я хочу закончить фразой, которую услышала однажды: «Дети учатся ровно настолько, насколько учителю нравится его предмет».

Я позволила себе перефразировать эту цитату и обратилась к учителям и ученикам нашей школы,  с просьбой объяснить, что они понимают под высказыванием «Ученик любит предмет настолько, насколько любит его учитель». Кого любит, ученика или предмет? 100 % учителей и большая часть учеников ответили: «Конечно, насколько учитель любит свой предмет». Но небольшая часть учеников сказали, что в ней говорится о том, что учитель должен любить ученика. Не будем с ними спорить. Конечно же, любить надо и предмет и учеников! В этом и заключается процесс ОБЪЕДИНЕНИЯ ХИМИИ и ЗВЕЗД!

Слайд…

Слайд… Я всех поздравляю, и гостей, и конкурсную комиссию, и себя  с этим замечательным событием! Конкурсом педагогических достижений. Желаю, чтобы у вас всегда на уроках царили хорошая погода, взаимопонимание и взаимоуважение!

Важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, цели образования нашли свое воплощение в новых образовательных стандартах. В самом общем виде их можно определить как формирование базовых компетентностей современного человека:

- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Требования стандарта сегодня становятся ключевой характеристикой качества образования. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей) и предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных) действий, которые закладываются в школе, обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы по повышению эффективности обучения химии в условиях реализации ФГОС Яковлева Надежда Валентиновна Учитель химии ГБОУ СОШ №422

Слайд 2

Звезды

Слайд 3

Звезды

Слайд 4

Звезды

Слайд 5

Звезды

Слайд 6

Химия

Слайд 7

Химия

Слайд 8

Химия

Слайд 9

Химия

Слайд 10

Система работы по повышению эффективности обучения химии Педагогическая концепция

Слайд 11

Цель и задачи

Слайд 12

Этапы системы работы по повышению эффективности обучения химии 7. Этап рефлексии 6. Контрольно-регулировочный этап ; 5. Этап конструирования и реализации; 4. Этап планирования; 3. Этап целеполагания ; 2. Диагностико-прогностический этап; 1. Этап концептуализации и параметризации ;

Слайд 13

Учебный год Результативность Степень обученности Уровень обученности Качество знаний

Слайд 14

Результативность Число участников

Слайд 15

Система работы по повышению эффективности обучения химии Педагогическая концепция

Слайд 16

Перезагрузка!

Слайд 17

Технология организации исследовательской деятельности Фазы Стадии Этапы Фаза проектирования Концептуальная стадия Выявление противоречия. Формулирование проблемы. Определение цели исследования. Выбор критериев. Стадия моделирования (построения гипотезы) Построение гипотезы. Уточнение (конкретизация гипотезы. Стадия конструирования исследования Определение задач исследования. Исследование условий (ресурсных возможностей). Построение программы исследования. Стадия технологической подготовки исследования. Технологическая фаза Стадия проведения исследования Теоретический этап. Эмпирический этап. Стадия оформления результатов. Апробация результатов. Оформление результатов. Рефлексивная фаза Самооценка и рефлексия результатов исследования В ходе всего исследования

Слайд 18

Научно-исследовательская деятельность.

Слайд 19

Научно-исследовательская деятельность.

Слайд 20

Научно-исследовательская деятельность.

Слайд 21

Научно-исследовательская деятельность.

Слайд 22

Научно-исследовательская деятельность.

Слайд 23

Научно-исследовательская деятельность.

Слайд 24

Научно-исследовательская деятельность.

Слайд 25

Научно-исследовательская деятельность.

Слайд 26

Научно-исследовательская деятельность.

Слайд 27

Технология организации проектной деятельности Этапы проекта Содержание Подготовительный (подготовка проектного задания) Изучение общественного мнения. Формулировка проблемы (или нескольких проблем), требующей решения. Определение причин существования данной проблемы. Определение целей и задач проекта. Выявление социальных и индивидуальных потребностей в данной деятельности. Определение возможностей команды исполнителей. Технологический (разработка плана проекта и его реализация) Составление плана работы с указанием основных мероприятий и времени их проведения. Распределение обязанностей между участниками проекта. Определение необходимых ресурсов и источников их получения. Разработка системы оценки проекта и способа оформления результатов. Реализация проектного задания согласно составленному плану. Контроль и коррекция промежуточных результатов. Подготовка наглядно-графического материала для презентации результатов проекта. Завершающий Общественная презентация проекта. Экспертиза проекта. Самооценка и рефлексия результатов.

Слайд 28

Темы проектов и исследований 10 класс Снетков Дмитрий «Химический анализ в помощь определения пищевых добавок в продуктах питания». Франгу Мария «Исследование синтетических моющих средств различных торговых марок». Янчук Карина «Создание полупроводниковой пленки SnO 2 и SnCl 2 ».

Слайд 29

наномир

Слайд 30

наномир

Слайд 31

наномир


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы по повышению эффективности обучения химии в условиях реализации ФГОС Яковлева Надежда Валентиновна Учитель химии ГБОУ СОШ №422

Слайд 2

наномир

Слайд 3

наномир

Слайд 4

наномир

Слайд 5

Пространственное мышление 3 D модели атомов 3 D технологии

Слайд 6

3 D технологии

Слайд 7

3 D технологии

Слайд 8

«Как много нового я сегодня узнал!»

Слайд 9

«Как много я могу еще узнать!»

Слайд 10

«Дети учатся ровно настолько, насколько учителю нравится его предмет»

Слайд 12

Список литературы Болотов В., Шаулин В., Шмелев А. Единый государственный экзамен как средство повышения качества образования. // Лучшие страницы педагогической прессы – ИФ «Сентябрь», 2002, с. 9. 2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.– 240 с. 3. Дубовицкая Т.Д. Диагностика значения учебных предметов для развития личности // Педдиагностика . – 2004. - №2. – с.104 – 114. 4. Лизинский В.М. Диагностика и анализ учебного процесса // Завуч. – 1999. - № 5. – с.109 – 126. 5. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995. – 256 с.

Слайд 13

Список литературы 6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВК. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с. 7. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС /, О.Б. Даутова , Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина и др.Санкт-Петербург: КАРО, 2017. – 176 с. 8 . Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методологическое пособие / Под ред. М.М.Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с. 9. Титова И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход. – СПб.:КАРО , 2002. – 204 с. 10. Шамова Т.И., Белова С.Н, Ильина И.В. , Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 192 с. 11. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие / Европ. ин-т экспертов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во « Полиус », 1998. – 639с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Педагогическая концепция

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.

1.Становление философских и педагогический воззрений  С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...