Рабочая программа по химии 8 - 9 классы
рабочая программа по химии (8 класс)

Рабочая программа по химии 8 - 9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_himii_8_-9_kl.docx45.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 им. Ю. И. ТЛЮСТЕНА»

«Согласовано»                                             «Принято»                                                          «Утверждаю»

Зам. директора по УВР                             На заседании                                                      Директор школы

_______Беретарь С. К.                                   педагогического совета                                 ___________Гадагатель Э. А.

«___»_______2020г.                                          Протокол №1                                                     «___»_______2020г.

                                                                            От «___»_______2020 г.                                        Приказ №______ от «___»_______2020г

                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ 8 – 9 КЛАССЫ

( УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ )

Учитель химии: Женетль Э. Р.

Учебный год: 2020-2021 гг.

           

 Рабочая программа по химии для 8 – 9  класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО по учебнику Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М. : Просвещение, 2015. Данное тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю на изучение курса химии.

І. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
  • различать химические и физические явления;
  • называть химические элементы;
  • определять состав веществ по их формулам;
  • определять валентность атома элемента в соединениях;
  • определять тип химических реакций;
  • называть признаки и условия протекания химических реакций;
  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
  • составлять формулы бинарных соединений;
  • составлять уравнения химических реакций;
  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
  • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
  • получать, собирать кислород и водород;
  • распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
  • раскрывать смысл закона Авогадро;
  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
  • характеризовать физические и химические свойства воды;
  • раскрывать смысл понятия «раствор»;
  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;
  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
  • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;
  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
  • определять степень окисления атома элемента в соединении;
  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;
  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
  • определять окислитель и восстановитель;
  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
  • классифицировать химические реакции по различным признакам;
  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
  • распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
  • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

Ⅱ. Содержание учебного курса

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ.

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении,

свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о

химическом анализе и синтезе.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.

Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение

химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы

в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

Демонстрации

Образцы простых и сложных веществ.

Горение магния.

Растворение веществ в различных растворителях.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

Разделение смесей.

Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с

кислотой).

Практические занятия

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в

химической лаборатории.

Очистка загрязненной поваренной соли.

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

ВЕЩЕСТВО.

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических

элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы.

Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ,

нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и

неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы

неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.

Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение

электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.

Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная

(полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени

окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и

аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и

металлическая).

Демонстрации

Химические соединения количеством вещества в 1 моль.

Модель молярного объема газов.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.

Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Возгонка йода.

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и

ионными связями.

Образцы типичных металлов и неметаллов.

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ.

Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки

химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу

исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов;

поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций.

Катализаторы.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и

солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Демонстрации

Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Практические занятия

Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными

классами неорганических соединений.

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из

продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную

долю примесей.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.

Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.

Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI).

Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и

применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли.

Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода.

Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ,

угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И.

Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь,

чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с

неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

Демонстрации

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Образцы неметаллов.

Аллотропия серы.

Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Распознавание соединений хлора.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

Получение аммиака.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами,

сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).

Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.

Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия,

калия, кальция, бария.

Практические занятия

Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого

газа).

Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений

металлов и изучение их свойств».

Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и

изучение их свойств».

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ.

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая)

как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Демонстрации

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Модели молекул органических соединений.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Образцы изделий из полиэтилена.

Качественные реакции на этилен и белки.

Практические занятия

Изготовление моделей углеводородов.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ.

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их

применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых

продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор,

известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в

повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая

химическая грамотность.

Демонстрации

Образцы лекарственных препаратов.

Образцы строительных и поделочных материалов.

Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.

Практические занятия

Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

Тематическое планирование

8 класс

Название темы (раздела)

Количество часов на изучение

1

Первоначальные химические понятия

22

2

Кислород. Горение.

6

3

Водород.

3

4

Вода. Растворы.

7

5

Количественные отношения в химии

4

6

Важнейшие классы неорганических соединений

11

7

Периодический закон и строение атома

7

8

Строение вещества. Химическая связь

8

Итого 68 часов

9 класс

Название темы (раздела)

Количество часов на изучение

1

Классификация  химических реакций

6

2

Химические реакции в водных растворах

9

3

Галогены

6

4

Кислород и сера

7

5

Азот и фосфор

8

6

Углерод и кремний

9

7

Металлы

13

8

Первоначальные представления об органических веществах

10

Итого 68 часов

Ⅲ. Календарно – тематическое планирование

Тема уроков

Кол-во часов

Дата  8 а

Дата  8 б

план

факт

план

факт

Раздел 1. Первоначальные химические понятия

1

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства

1

2

Методы познания в химии. Правила ТБ.

1

3

Т. Б. Практическая работа №1. «Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени»

1

4

Чистые вещества и смеси.  Способы разделения смесей. Демонстрация.

1

5

Т.Б. Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли».

1

6

Физические и химические явления. Химические реакции.

1

7

Атомы, молекулы и ионы.

1

8

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки.

1

9

Простые и сложные вещества

1

10

Химические элементы. Металлы и неметаллы.

1

11

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

1

12

Закон постоянства состава веществ.

1

13

Химические формулы. Относительная молекулярная масса.

1

14

Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении.

1

15

Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении.

1

16

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений.

1

17

Составление химических формул по валентности

1

18

Атомно-молекулярное учение

1

19

Закон сохранения массы веществ

1

20

Химические уравнения

1

21

Типы химических реакций

1

22

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия»

1

Раздел 2. Кислород. Горение.

23

Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода. Физические свойства кислорода.

1

24

Свойства кислорода.

1

25

Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

1

26

Т. Б. Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода.

1

27

Озон. Аллотропия кислорода.

1

28

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений

1

Раздел 3. Водород.

29

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом

1

30

Химические свойства водорода и его применение

1

31

Т. Б. Практическая работа №4. Получение водорода и исследование его свойств

1

Раздел 4. Вода. Растворы.

32

Вода. Методы определения состава воды  —  анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды

1

33

Физические и химические свойства воды. Применение воды

1

34

Вода  —  растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде

1

35

Массовая доля растворённого вещества

1

36

Т.Б. Практическая работа №5. Приготовление раствора  с определённой массовой долей растворённого вещества (соли).

1

37

Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород» и «Вода. Растворы»

1

38

Контрольная работа №2 по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы»

1

Раздел 5. Количественные отношения в химии

39

Моль  —  единица количества вещества. Молярная масса

1

40

Вычисления с использованием понятий «количества вещества» и «молярная масса»

1

41

Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов

1

42

Объёмные отношения газов при химических реакциях

1

Раздел 6. Важнейшие классы неорганических соединений

43

Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение

1

44

Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение, физические свойства

1

45

Химические свойства оснований. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Реакция нейтрализации. Применение оснований

1

46

Амфотерные оксиды и гидроксиды

1

47

Кислоты: классификация, номенклатура, способы получения

1

48

Химические свойства кислот

1

49

Соли: классификация, номенклатура, способы получения

1

50

Химические свойства солей

1

51

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

1

52

Т.Б. Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

1

53

Контрольная работа №3  по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

1

Раздел 7. Периодический закон и строение атома

54

Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов

1

55

Периодический закон Д. И. Менделеева

1

56

Периодическая таблица химических элементов

1

57

Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент

1

58

Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона

1

59

Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева

1

60

Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и строение атома»

1

Раздел 8. Строение вещества. Химическая связь

61

Электроотрицательность химических элементов

1

62

Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь

1

63

Ионная связь

1

64

Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов

1

65

Окислительно-восстановительные реакции

1

66

Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь»

1

67

Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон и строение атома» и «Строение вещества. Химическая связь»

1

68

Обобщающий урок

1

Итого 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....