Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс)

Рабочая программа по химии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_po_himii_9_klass.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Ю. И. Тлюстена» г. Адыгейска

«Согласовано»                         «Принято»                                          «Утверждаю»

Зам. директора по УВР           на заседании педагогического             Директор школы

_______ Беретарь С. К.           совета протокол № 1      _________Гадагатель Э. А.

«___»________2020 г.             от «___»_______2020 г.                        приказ №_______

                                                                                                                                  От «___»_______2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ 9 КЛАСС

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Учитель Женетль Эмма Руслановна

Учебный год 2020-2021

Рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС ООО и учебника Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия 9 класс». Программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.

Ⅰ. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3. Формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации  о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

4. Формированию коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;

5. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

6. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;  

7. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к  окружающей среде;

8. Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать решения в различных продуктивных видах деятельности.

Метапредметными результатами  освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения  цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3. Умение понимать  проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе  достижения результата, определять  способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуаций;

5. Формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий как инструментальной  основы развития коммуникативных и познавательных УУД;

6 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач;

7. Умение извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной  избирательности, этики;

8.  Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9. Умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

10.  Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

11. Умение самостоятельно  и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников;

12. Умение работать в группе- эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, корректно отстаивать свою позицию; продуктивно разрешать конфликты.

Предметными результатами  освоения  Основной образовательной программы   основного общего образования являются:

1. Формирование первоначальных  систематизированных представлений о веществах, их превращения  и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2. Осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы  многих явлений живой и неживой  природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

3. Овладение основами химической грамотности; способностью анализировать и объективно оценивать жизненные  ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

4. Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость применения веществ от их свойств;

5. Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием  лабораторного оборудования;

6. Умение оказывать первую помощь при  отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

7. Овладение приемами работы с информацией  химического содержания, представленной в разной форме;

8. Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего общего образования;

9. Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Ⅱ. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Многообразие химических реакций.

Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления. Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций  с помощью метода окислительно – восстановительных реакций. С помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.

Термохимические  уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. Химические реакции идущие в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты.  Ионы.  Катионы и анионы. Гидратная теория растворов.

Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно – восстановительных реакциях.

Понятие о гидролизе солей.

Раздел 2. Многообразие веществ.

Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе.

Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение  галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора.  Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

Кислород и сера. Положение  в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли.  Качественная реакция на сульфид- ионы. Оксид серы (IV).

Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной  кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.

Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной  кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение. Соли. Азотные удобрения.

Фосфор. Аллотропия. Физические и химические  свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли и удобрения.

Углерод и кремний. Положение в периодической системе, строение атомов. Углерод. Аллотропия. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат – ионы. Круговорот в природе.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли.

Стекло. Цемент.

Металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Металлическая связь. Физические свойства. Ряд активности металлов.свойства металлов. Общие способы получения. Сплавы металлов.

Щелочные металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе.

Щелочноземельные металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Магний и кальций , их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли  железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ионы.

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ.

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горение и замещения. Нахождение в природе. Применение.

Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция  присоединения. Качественные реакции. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.

Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение.

Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, Многоатомные спирты, карбоновые кислоты, Сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

Тематическое планирование с указанием количества часов освоения каждой темы

Название темы (раздела)

Количество часов на изучение

1

Классификация  химических реакций

6

2

Химические реакции в водных растворах

9

3

Галогены

6

4

Кислород и сера

7

5

Азот и фосфор

8

6

Углерод и кремний

9

7

Металлы

13

8

Первоначальные представления об органических веществах

10

Итого 68 часов

Ⅲ. Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

Раздел 1. Классификация  химических реакций

Правила Т.Б. при работе в кабинете химии. Окислительно - восстановительные реакции.

1

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.

1

Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.

1

Т. Б. Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость.

1

Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

1

Вычисления по химическим уравнениям массы (количества, объёма) вещества по известной массе (количеству, объёму) одного из вступивших или получающихся в результате реакции веществ. Определение теплового эффекта реакции по её термохимическому уравнению

1

Раздел 2. Химические реакции в водных растворах

Сущность процесса электролитической  диссоциации.

1

Диссоциация кислот, оснований, солей.

1

Слабые и сильные   электролиты. Степень диссоциации.

1

Реакции ионного обмена и условия их протекания.

1

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях

1

Гидролиз солей.

1

Т. Б. Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований, солей как электролитов».

1

Обобщение по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация»

1

Контрольная работа №1 по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

1

Раздел 3. Галогены

Характеристика галогенов. Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов.Получение галогенов.

1

Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов.

1

Хлор. Свойства хлора. Применение хлора.

1

Хлороводород: получение и физические свойства.

1

Соляная кислота и ее соли.

1

Т. Б. Практическая работа №3.Получение  соляной кислоты и изучение ее свойств.

1

Раздел 4. Кислород и сера

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия серы.

1

Свойства и  применение серы.

1

Сероводород. Сульфиды

1

Оксид серы (IV).  Сернистая кислота и её соли.

1

Оксид серы (VI).  Серная кислота и ее соли.

1

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

1

Т. Б. Практическая работа №4.Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

1

Раздел 5. Азот и фосфор

Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства азота.

1

Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение.

1

Т. Б. Практическая работа №5.Получение  аммиака и изучение его свойств.

1

Соли аммония.

1

Азотная кислота: строение молекулы, получение. Общие свойства азотной кислоты.

1

Окислительные свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.

1

Фосфор. Аллотропия и свойства.

1

Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и ее соли.

1

Раздел 6. Углерод и кремний

Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода.

1

Химические свойства углерода. Адсорбция.

1

Оксид углерода (Ⅱ)- угарный газ. Свойства и физиологическое действие.   Оксид углерода (Ⅳ) - углекислый газ.

1

 Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

1

Т. Б. Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и  изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

1

Кремний. Оксид кремния (Ⅳ).

1

Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент.

1

Обобщение по теме «Неметаллы».

1

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».

1

Раздел 7. Металлы

Характеристика металлов.

1

Нахождение металлов в природе и  общие способы их  получения.

1

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

1

Сплавы.

1

Щелочные металлы. Нахождение в природе. Свойства.Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов.

1

Магний. Щелочноземельные металлы.

1

Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды.

1

Алюминий: физические и химические свойства.

1

Важнейшие соединения алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

1

Железо. Нахождение в природе. Свойства.  

1

Соединения  железа.Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).

1

Т. Б. Практическая работа №7 Решение экспериментальных задач по теме « Металлы»

1

Контрольная работа №3 по теме «Металлы и их соединения»

1

Раздел 8. Первоначальные представления об органических веществах

Органическая  химия. Предельные (насыщенные) углеводороды.

1

Непредельные (ненасыщенные)  углеводороды.

1

Полимеры. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

1

Производные углеводородов. Спирты.

1

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.

1

Углеводы.

1

Аминокислоты.  Белки.

1

Контрольная работа №4  «Органические соединения».

1

67-68

Обобщающий урок по теме «Органическая химия».

2

итого 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....