Промежуточная аттестация по химии 9 класс
методическая разработка по химии

аттестация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_9.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация, 2018                                                                    Химия, 9 класс

Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов    для проведения в 2018 году промежуточной аттестации   по химии в 9 классе

Спецификация КИМ для проведения итоговой контрольной работы.

Вид контроля: внутренний мониторинг.

1. Назначение  КИМ  –  оценить  итоговый  уровень  общеобразовательной  подготовки по химии для обучающихся 9 класса.

КИМ предназначены для итогового контроля достижения планируемых предметных результатов.  

               

2. Документы, определяющие содержание КИМ.

  Содержание итоговой работы определяет

1) Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего  общего образования»).

2) Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по химии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

3) Учебно-методический комплект по химии Габриелян О.С. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян М.: Дрофа, 2015г

       

  3. По содержанию работа позволит проверить успешность усвоения тем:

1. Периодический закон и периодическая система химических элементов.

2.  Соединения химических элементов.

3. Химические реакции. Электролитическая диссоциация.

4. Химические свойства металлов и неметаллов и их соединений.

5. Способы получения веществ, применение веществ и химических реакций.

6. Количество вещества. Моль.

7. Окислительно-восстановительные реакции.

8. Реакции  ионного обмена.

9. Расчеты по уравнению химической реакции.

         4. Работа позволит выявить сформированность следующих предметных умений:

1. Описывать свойства элементов и их соединений по положению в периодической системе.                        

2.Определять степень окисления химических элементов.

3. Называть вещества, классифицировать их, описывать свойства и способы получения.

4. Составлять уравнения химических реакций разных типов, уравнения ЭД.

5. Проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям.

Работа позволит выявить усвоение содержания на базовом уровне (Б), повышенном (П) и  высоком (В).

На выполнение итоговой контрольной работы отводится 40 минут.

Дополнительные материалы:

  1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
  2. Таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде.
  3. Электрохимический ряд напряжений металлов.
  4. Калькулятор.

5. При разработке заданий учитывались временные нормативы, закрепленные в Спецификации ГИА для заданий различного уровня сложности и для выполнения всей работы.

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1.

Уровень сложности

Код по спецификатору

Тип задания

Тема

Примерное время выполнения задания.

Оценка в баллах

1

а)  Б

б)  В

в)  П

С-3.1.1.

С-3.1.2.

УП- 3.1.

С-2.3

С- 2.4

УП-2.2.3

Качественная задача с открытым ответом

Химические  свойства  простых  веществ-металлов:  щелочных  и  щелочноземельных  металлов,  алюминия, железа

Химические свойства простых веществ-неметаллов:  водорода,  кислорода,  галогенов,  серы,  азота,  фосфора, углерода, кремния

Электролиты и неэлектролиты.  Катионы  и  анионы.  Электролитическая  диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)

Реакции ионного обмена.

10 мин

а)  Б-3,5б

б)  В- 5б

в)  П- 6б

2

В

С-2.6.

УП-1.2.

С-3.3.

УП-2.5.3..

Качественная задача с открытым ответом

Генетическая связь между классами неорганических  соединений. Составление  уравнений химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции.

15 мин

3

а) Б

б) В

в) П

С-4.5.3.

УП-2.8.3.

Расчетная задача с открытым ответом

Вычисления по химическим урвнениям объема вещества по массе продуктов реакции

15 мин

а)  Б-3

б)  В-4

в)  П-5


Кодификатор

Элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, для проведения итоговой контрольной работы

Раздел 1. Кодификатор. Элементы содержания

КОД

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1

Вещество

1.4

Степень окисления  химических  элементов.  Окислитель  и  восстановитель.  Окислительно-восстановительные  реакции

1.6.

 Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений

2

Химические реакции.

2.2.

 Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

2.3

2.4

Электролиты и неэлектролиты.  Катионы  и  анионы.  Электролитическая  диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)

2.5

Реакции  ионного  обмена  и  условия  их  осуществления.

2.6.

 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель

3

Элементарные основы неорганической химии.

3.1.1

Химические  свойства  простых  веществ-металлов:  щелочных  и  щелочноземельных  металлов,  алюминия, железа

3.1.2

Химические свойства простых веществ-неметаллов:  водорода,  кислорода,  галогенов,  серы,  азота,  фосфора, углерода, кремния

3.2.1.

 Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных

3.2.2.

Химические свойства оснований

3.2.3.

Химические свойства кислот

3.2.4.

Химические свойства солей (средних)

3.3.

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

4

Методы познания веществ и химических явлений.

4.4.

 Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ

4.5.3.

 Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции

Раздел 2. Кодификатор. Требования к уровню подготовки.

КОД

Умения и виды деятельности, проверяемые заданиями КИМ

1

Знать/понимать:

1.1.

 химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;

1.2.

элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии;

2

Уметь называть:

2.1.2.

 соединения изученных классов неорганических веществ;

2

Уметь характеризовать:

2.3.3.

 химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей);

2.3.4.

 взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ

Уметь составлять:

2.5.3.

 уравнения химических реакций

Уметь вычислять:

2.8.3.

количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

Система оценивания контрольной работы по химии

            В итоговой контрольной  работе 2 варианта. Каждый вариант  включает  в себя  3  заданий различного уровня сложности со свободным ответом.

Критерии ответа  к варианту.

Задания

Ответы

Балл

1

а) Напишите ионные уравнения осуществимых реакций:                                      

Напишите одно ионное уравнение из данных химических реакций.

1) 2NaOH  +  CO2   =  Na2CO3 + H2O

2) Mg(OH)2  +  H2SO4  =  MgSO4 + 2H2O

      Mg(OH)2  +  2H+ + SO42-  =  Mg2+ +SO42- + 2H2O

      Mg(OH)2  + SO42-  =  Mg2+ + 2H2O          

3) H2SO4  +  BaCl2= BaSO4 + 2HCl 

0,5б

0,5б

0,5б

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

3,5

Правильно записаны 5 элементов ответа

3,5

Правильно записаны 4 элемента ответа

3

Правильно записаны 3 элемента ответа

2

Правильно записано 2 элемента ответа

1

Правильно записан 1 элемент ответа

0,5

Все элементы ответа записаны неверно

0

б) С какими из перечисленных веществ может взаимодействовать оксид кальция: оксид железа (II), вода, оксид углерода (IV), гидроксид натрия (р-р), соляная кислота?     Напишите одно ионное уравнение из данных химических реакций.                                                                        

1) CaO +H2O = Ca(OH)2

2) CaO + CO2= CaCO3

3) CaO + 2HCl = CaCl2 +H2O

    CaO + 2H+ + 2Cl- = Ca2+ + 2Cl- + H2O

    CaO + 2H+ = Ca2+  + H2O

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

5

Правильно записаны 4 элемента ответа

4

Правильно записаны 3 элемента ответа

3

Правильно записано 2 элемента ответа

2

Правильно записан 1 элемент ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

в)  Между какими из перечисленных веществ возможны химические реакции: гидроксид натрия (р-р), сульфат меди (р-р), азотная кислота, медь, оксид магния?

Напишите одно ионное уравнение из данных химических реакций.

1) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

    Cu2+ + SO42-  + 2Na+ + 2OH- = Cu(OH)2 + 2Na+ + SO42-

    Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2 

2) NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O

3) Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)3 + 2NO2 + 2H2O

4) MgO + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + H2O

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

6

Правильно записаны 5 элементов ответа

5

Правильно записаны 4 элемента ответа

4

Правильно записаны 3 элемента ответа

3

Правильно записано 2 элемента ответа

2

Правильно записан 1 элемент ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

2

Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить превращения веществ:

Fe → FeCl3 → гидроксид железа (III)

                          ↓

              оксид железа (III) → Fe →   хлорид железа (II)                                                                        

Объясните окислительно-восстановительный процесс  первой химической реакции.

1) 2Fe0 + 3Cl20 = 2Fe+3Cl3-

   Fe0 – 3e → Fe+3| восстановитель

   Cl20 + 2e →  2Cl-| окислитель

2) FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl

3) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

4) Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O

5) Fe + 2HCl = FeCl2 +H2O

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

7

Правильно записаны 6 элементов ответа

6

Правильно записаны 5 элементов ответа

5

Правильно записаны 4 элемента ответа

4

Правильно записаны 3 элемента ответа

3

Правильно записано 2 элемента ответа

2

Правильно записан 1 элемент ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

3

а)   Рассчитайте объем углекислого газа, образовавшегося при действии избытка соляной кислоты  на 100  г  карбоната кальция.

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O +CO2

n = m/M = 100/100 = 1моль

M(CaCO3) = 40 + 12 + 16 ∙ 3 =100г/моль

n(CO2) = n(CaCO3)  = 1 моль

V(CO2) = n ∙ Vm = 1 ∙ 22,4 = 22,4л

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

3

Правильно записаны 2 элемента ответа

2

Правильно записан 1 элемент ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

б)   Какова масса кислоты, образовавшейся при взаимодействии 2 моль оксида серы (VI) с 100 моль воды?

H2O  + SO3 = H2SO4

n (H2O) = 100 моль избыток

n (SO3) = 2 моль недостаток

Задачу решаем по недостатку.

n (H2SO4) = n (SO3) = 2 моль

M(H2SO4) = 1∙ 2 +32 + 16 ∙ 4 =98г/моль

m(H2SO4)  = n ∙ M =  2 ∙ 98 = 196г

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

4

Правильно записаны 3 элемента ответа

3

Правильно записано 2 элемента ответа

2

Правильно записан 1 элемент ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

в)    Израсходовав  100  м3 аммиака, получили 228 кг сульфата аммония. Чему равен выход продукта (в % от теоретически возможного)?

2NH3 +H2SO4 = (NH4)2SO4

n(NH3) = V/Vm = 100/22.4 = 4,5 кмоль

n((NH4)2SO4) = ½ n(NH3) = 2,25 кмоль

m((NH4)2SO4) = n ∙ M = 2.25 ∙ 132 = 297кг

M((NH4)2SO4) = (14 + 1∙4) ∙2 + 32 + 16 ∙ 2 = 132кг/кмоль

η ((NH4)2SO4) = m/ m = 228/297 = 0,77 (77%)

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

5

Правильно записаны 4 элемента ответа

Правильно записаны 3 элемента ответа

3

Правильно записано 2 элемента ответа

2

Правильно записан 1 элемент ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

18

Оценка за выполнение работы определяется по пятибалльной шкале:

Число баллов

Менее 9

9 - 12

13- 15

16 -18

Оценка

2

3

4

5

Уровень достижений

Низкий

Базовый

Повышенный

Контрольно-измерительные материалы

для проведения промежуточной (годовой) аттестации

по предмету «Химия»

для 9 класса

Вариант

Инструкция для учащихся

Итоговая контрольная работа состоит из 3 заданий разного уровня: под буквой а) базовый уровень, б) высокий уровень, в) повышенный уровень. На её выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Желаю успеха!

Задание I. Выполните одно из заданий

а) Напишите уравнения осуществимых реакций:                                      

     NaOH  +  CO2   =          Mg(OH)2  +  H2SO4  =              FeCl2  +  Cu  =                        

     SO3  +  HNO3  =            HCl  +  Ag  =                           H2SO4  +  BaCl2=                                              

Напишите одно ионное уравнение из данных химических реакций.

б) С какими из перечисленных веществ может взаимодействовать оксид кальция: оксид железа (II), вода, оксид углерода (IV), гидроксид натрия (р-р), соляная кислота?     Напишите одно ионное уравнение из данных химических реакций.                                                          

в)  Между какими из перечисленных веществ возможны химические реакции: гидроксид натрия (р-р), сульфат меди (р-р), азотная кислота, медь, оксид магния?

 Напишите одно ионное уравнение из данных химических реакций.

Задание II.   Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить превращения веществ:

Fe → FeCl3 → гидроксид железа (III) → оксид железа (III) → Fe

                                                                                                         ↓

                                                                                     хлорид железа (II)

Объясните окислительно-восстановительный процесс  первой химической реакции.

Задание III.      Решите одну задачу:

а)   Рассчитайте объем углекислого газа, образовавшегося при действии избытка соляной кислоты  на 100  г  карбоната кальция.

б)   Какова масса кислоты, образовавшейся при взаимодействии 2 моль оксида серы (VI) с 100 моль воды?

в)    Израсходовав  100  м3 аммиака, получили 228 кг сульфата аммония. Чему равен выход продукта (в % от теоретически возможного)?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 имени Сирина Н.И.»

г. Ханты - Мансийск, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к промежуточной аттестации по химии 8,10 классы

Примерные варианты заданий для промежуточной аттестации по химии 8 класс, 10 класс (базовый уровень). Используются для подготовки учащихся к такому виду аттестации....

Материал к промежуточной аттестации учащихся 8 класса по химии

Материалы разработаны для проведения промежуточной аттестации учащихся 8 класса в виде проверочной работы в тестовой форме. С их помощью учитель выявляет соответствие знаний учащихся требованиям, пред...

Промежуточная аттестация по химии 8 класс

Данный материал содержит пояснительную записку, 2 варианта КИМов, ответы, шкалу перевода баллов в оценку....

Материалы для промежуточной аттестации по химии 8-9 классы

В настоящих материалах представлены тесты для промежуточной аттестации  для 8-9 классов по химии...

Тест для промежуточной аттестации учащихся 8 класса по химии (I полугодие) (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)

Тест для промежуточной аттестации учащихся 8 класса по химии (I полугодие) (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)...