Бинарные уроки – как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии
методическая разработка по химии

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnye_uroki.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Бинарные уроки – как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.

В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Что же такое познавательная активность?        

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания).  

Эффективность преподавания предмета во многом зависит от того, какой уровень учебной мотивации  сформирован у детей.

В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.

Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к проведению и объяснению химического эксперимента, процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д.

Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

     

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий

ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть». Поэтому на своих уроках для активизации познавательной деятельности я использую:

• Фронтальные опыты. Например, учащиеся по теме «Гидролиз нерганических веществ» экспериментально выясняют чреду растворов солей. Фронтальные наблюдения убеждают ученика в том, что каждый может «сделать» открытие, толчок которому дает опыт.

• Уроки-исследования, где предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке, вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного. Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные учащимися, как ответ на проблемный вопрос учителя. Например, выявление сущности, механизма и причину протекания

реакций ионного обмена, опираясь на теорию электролитической диссоциации. Неотъемлемой частью химии является выполнение лабораторных работ. Можно предложить ребятам самим предположить порядок выполнения работ и необходимое оборудование. Если ученику трудно выполнить работу, то он может воспользоваться учебником. Это учит самостоятельно мыслить, а урок считать не «обязаловкой», а методом исследования.

• Опорные конспекты. Опорные конспекты позволяют учащемуся составить план изучхимического явления или закона, а также при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный материал. Например, конспект по теме „Скорость химических реакций".

•Лекционно-семинарская система. Научить учащегося всему, что понадобиться в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны постоянно наполняться, что на уроке важно не только и не столько «передать» их, сколько учиться, черпать сведения из

разнообразной литературы и в первую очередь из учебника. Поэтому читая лекции, я оставляю в них «белые» пятна, которые ученики должны дома заполнить. Выполняя задание, они должны обратиться к учебнику, многократно возвращаются к изученному материалу. Это позволяет воспринять единую изучаемую картину явлений, как следует осмыслить и понять входящие в нее вопросы. Лекция как эффективное звено учебно-воспитательного процесса, находится в тесной взаимосвязи с другими уроками, прежде всего с семинарскими занятиями, на которых учащиеся в процессе самостоятельной работы расширяют и углубляют свои знания. На этих уроках создается атмосфера, стимулирующая посильное умственное напряжение учащихся.

Лекцию провожу с учетом возрастных возможностей, уровня знаний учащихся. Так как я преподаю химию в 10,11 классах, то этот способ я использую на уроках чаще всего. На начальном этапе проведения лекции обучаю учащихся умению слушать и воспринимать излагаемую информацию, анализировать, обобщать, выделять главные и наиболее существенные моменты в ходе лекции, кратко формулировать их и записывать, составлять конспект; объясняя, что эти умения будут необходимы им в их дальнейшей жизни. Можно предложить учащимся в начале урока самим составить план лекции, а в конце урока проверить выполнение задания. При изложении материала необходимо следить за темпом, ритмом своей речи, заранее объяснить учащимся, что если я говорю медленно, подчеркивая, выделяя каждое слово, значит это главная мысль, т.е. это нужно записать. Развитие познавательной самостоятельности учащихся - это важная задача на любом уроке и особенно при проведении лекции. Ведь учащиеся должны владеть навыками аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух, использовать различные способы записи. Эти лекции должны вызывать у учащихся прежде всего познавательный интерес,

который активизирует умственную деятельность учащихся на данном уроке и будет стимулом, предпосылкой успешного решения интеллектуальных задач в будущем.

В лекциях можно использовать элементы занимательности - одно из средств

формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной, эмоциональной разрядкой на уроке и способствует мобилизации внимания и волевых усилий учащихся. Это занимательные и интересные факты из художественной, научно-популярной литературы и других источников. Чтение лекции сопровождается необходимыми записями

опорных конспектов, рисунками, схемами, знакомство учащихся с противоречиями в науке, жизнью и деятельностью ученых-химиков, обязательно сопровождается компьютерной презентацией. Как правило, в ходе лекции создаются проблемные ситуации. Поставленный перед учащимися проблемный вопрос - это прием, при помощи которого удается организовать творческое применение предшествующей и усвоение последующей информации, правильно сделать важные выводы, закрепить необходимые знания, умения, навыки.

Эксперимент. Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи. На семинарах, химических практикумах я широко использую самостоятельный учебный эксперимент или опыт, проделанный учеником лично, имеющий те же цели, что и демонстрационный эксперимент. Он формирует у учащихся практические умения и умения рационального использования учебного времени; развивает

самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера.

Практическая работа кажется несложной на первый взгляд. Тем не менее: табличная запись результатов эксперимента (опыта), наряду с обязательной записью вывода заставляет их дисциплинировать мышление. Это, в свою очередь, укрепляет память, целенаправленно и последовательно развивает наблюдательность, что, в свою очередь, позволяет подростку решатьповседневные проблемы, не убегая от них (это порождает социальный инфантилизм, являющийся почвой для наркомании и алкоголизма) и выполнять проблемные задания, не только на занятиях химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.

Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор компьютерных  средств обучения географии...

Использование ИКТ как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Выступление с презентацией по теме "Использование ИКТ на уроках математики"....

Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

В  условиях   современного   обучения   перед  педагогами   всё  чаще  встает  вопрос:  как  мотивировать    п...

Опыт работы по теме: «Информационно - коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики».

В статье описан опыт работы по теме: «Информационно - коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики».К нему приложен план - конспек...