Рабочая программа по химии 11 класс естественно-научный профиль 3 часа недельно
рабочая программа по химии (11 класс)

Рабочая программа по химии, углубленный уровень. Программа под редакцией И.Б.Барышова. Учебник под редакцией С.А.Пузакова 10-11 класс 3 часа недельно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_11_a_ilikaeva_m.v.docx47.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая  программа  по  химии  в 11 а   классе /Естественно - научный  профиль/ составлена  на  основе

  • Федерального закона от 29.12.2012г.  №273-ФЗ  «Об образовании в  РФ»;
  • ФГОС ООО (10 - 11 классы);
  • Письма Минобрнауки России  от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Устава  МБОУ  ЕСОШ №1;
  • ООП  СОО МБОУ ЕСОШ №1 (10-11 классы);
  • Учебного плана МБОУ ЕСОШ №1  на 2021-2022 учебный год;
  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ ЕСОШ №1 (приказ от 10.06.2016 №169);  

Примерной программы по химии для основной школы с использованием программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 11 класс, углубленный профиль / под ред. И.В.Барышова, -  М.: Просвещение, 2017);  

Учебника «Химия 11» углубленный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Предметная линия учебников С.А. Пузакова, Н.В. Машниной, В.А. Попкова 10-11 классы. – М.: «Просвещение», 2020.

Главные цели среднего (полного) общего образования:

- формирование целостного представления о мире, основанного на

приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

- приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и

самопознания;

-подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной

образовательной или профессиональной траектории.

Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего

образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

-формирование системы химических знаний как компонента

естественнонаучной картины мира;

- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное

совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и

экологически целесообразного поведения в быту и трудовой

деятельности;

-выработку у обучающихся понимания общественной потребности в

развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как

возможной области будущей практической деятельности;

-формирование умений безопасного обращения с веществами,

используемыми в повседневной жизни.

Цели изучения химии в средней (полной) школе:

- формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность

образования, значимость химического знания для каждого человека,

независимо от его профессиональной деятельности;

-формирование у обучающихся умений различать факты и оценки,

сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и

связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и

обосновывать собственную позицию;

-формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли

химии в создании современной естественнонаучной картины мира;

умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности —

природной, социальной, культурной, технической среды, используя для

этого химические знания;

- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта

познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное

значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем,

принятия решений, поиска, анализа и обработки информации,

коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества,

навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

Задачи обучения:

-умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

-использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

-самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

-поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; -объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

-оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

-использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

           В соответствии с  календарным учебным  графиком  МБОУ ЕСОШ №1 на 2021-2022 учебный год, наличием  выходных  и праздничных  дней  в    2021-2022 учебном году (23.02.2022г., 07.03.2022г., 08.03.2022г., 02.05.2022г., 03.05.2022г., 09.05.2022г, 10.05.2022г.), расписанием учебных  занятий  МБОУ  ЕСОШ №1  в условиях  пятидневной  рабочей  недели  данная  программа по  химии  в  11 а классе  /естественно – научный профиль/   в 2021-2022  учебном году  будет  реализована в объёме   99 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Предметные результаты.

Выпускник на углублённом уровне научится:

-раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

-иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах её развития;

-устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением химических элементов в периодической системе;

-анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: химического строения органических соединений А. М. Бутлерова, строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и строением;

 -применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

-составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определённому классу соединений;

-объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной — с целью определения химической активности веществ;

-характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки;

-характеризовать закономерности в изменении химических свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;

3 -приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства неорганических и органических веществ изученных классов с целью их идентификации и объяснения области применения;

-определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и активности реагентов;

-устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от характера взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;

-устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;

 -устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и органических соединений заданного состава и строения;

 -подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать лабораторные и промышленные способы получения важнейших неорганических и органических веществ;

-определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и промышленности;

 -приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

-обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ и их реакций в промышленности и быту;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с правилами и приёмами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

-проводить расчёты на основе химических формул и уравнений реакций:

нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания;

 расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси;

расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, 4 если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;

расчёты теплового эффекта реакции; расчёты объёмных отношений газов при химических реакциях;

расчёты массы (объёма, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества;

 -использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений — при решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

-владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

-осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

-критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

-устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;

 -представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективные направления развития химических технологий, в том числе технологий современных материалов с различной функциональностью, возобновляемых источников сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.

Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:

-формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

 -самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;

5 -интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных физико-химических методов;

-описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантовомеханических представлений для объяснения результатов спектрального анализа веществ;

 -характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ;

-прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций, лежащих в основе природных и производственных процессов.

 1.2. Метапредметные результаты.

 Метапредметными результатами изучения предмета «Химия» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

 1.2.1. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся сможет: 1)самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;

 2)самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную деятельность с учётом предварительного планирования;

 3)использовать различные ресурсы для достижения целей;

4)выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

1.2.2. Познавательные учебно-логические универсальные учебные действия Обучающийся сможет:

1)классифицировать объекты в соответствии с выбранными признаками;

2)сравнивать объекты;

3)систематизировать и обобщать информацию;

4)определять проблему и способы её решения;

5)владеть навыками анализа;

6)владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

7)уметь самостоятельно осуществлять поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания для изучения окружающего мира.

 1.2.3. Познавательные учебно-информационные универсальные учебные действия Обучающийся сможет:

 1)искать необходимые источники информации;

2)самостоятельно и ответственно осуществлять информационную деятельность, в том числе, ориентироваться в различных источниках информации;

 3)критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

4)иметь сформированные навыки работы с различными текстами;

5)использовать различные виды моделирования, создания собственной информации. 1.2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся сможет:

 1)выступать перед аудиторией;

2)вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;

3)продуктивно общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности; 4)учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности);

5)эффективно разрешать конфликты.

 1.3. Личностные результаты.

Личностными результатами обучающихся являются

1)Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2)гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, готовность к служению Отечеству, его защите;

3)сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

 4)толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

 5)навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;

6)нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих 7 ценностей; 7)готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

8)эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

9)принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

 10)бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

11)осознанный выбор будущей профессии;

12)сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

Планируемые результаты изучения предмета «Химия» в 11 классе

После изучения химии в 11 классе учащиеся должны:

 знать / понимать

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

  • уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и   повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Кроме того, в результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

  • Уметь

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

11 класс (102 ч, из них резерв ― 1ч)

Тема 1. Строение вещества (12ч)

 Строение атома. Современные представления о строении атома. Состояние электрона в атоме. Корпускулярно-волновой дуализм электрона. Квантовые числа. Основное и возбуждённое состояние атома. Правило Хунда. Порядок заполнения подуровней у s-, р-, d- и f-элементов. Электронные конфигурации атомов. Изменение атомного радиуса в периодах и группах периодической системы Д. И. Менделеева. Образование ионов. Энергия ионизации. Сродство к электрону. Электронное строение ионов.  Химическая связь. Кристаллические решётки. Общие представления о химической связи. Электроотрицательность. Металлы и неметаллы. Химическая связь: ионная, металлическая, ковалентная. Ковалентная полярная и ковалентная неполярная связь. Диполи. Энергия связи. Длина связи. Механизмы образования ковалентной связи ― обменный и донорноакцепторный. Типы гибридизации. Ориентация гибридных орбиталей. Прочность σ-связи и π-связи. Невалентные взаимодействия ― ориентационное и дисперсионное. Водородная связь. Кристаллические решётки: молекулярные, атомные, ионные, металлические. Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решёток.

 Тема 2. Основные закономерности протекания реакций (14 ч)

Элементы химической термодинамики. Самопроизвольные и несамопроизвольные реакции. Химическая термодинамика. Термодинамическая система ― открытая и закрытая. Экзотермические и эндотермические реакции. Внутренняя энергия. Энтальпия и энтропия. Экстенсивные параметры. Интенсивные параметры. Энергия Гиббса. Энтальпийный и энтропийный факторы. Принцип энергетического сопряжения. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Константа химического равновесия. Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Гомеостаз. Элементы химической кинетики. Механизм реакций. Элементарный акт. Параллельные реакции. Последовательные реакции. Гомогенные реакции. Гетерогенные реакции. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Кинетические уравнения. Константа скорости реакции. Период полупревращения. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Энергия активации реакции. Катализ. Катализаторы. Ингибиторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Стехиометрия. Стехиометрия. Молярная масса. Молярный объём газов. Количество вещества. Моль. Относительная плотность газа по другому газу. Уравнение Менделеева―Клапейрона. Молярная масса смеси газов. Постоянная Авогадро. Соотношения между количествами веществ в химических уравнениях. Растворы. Гомогенные и гетерогенные системы. Растворы. Молярная концентрация растворённого вещества. Массовая концентрация растворённого вещества. Массовая доля. Объёмная доля. Коэффициент растворимости. Зависимость растворимости некоторых солей от температуры. Насыщенный и ненасыщенный раствор. Сольватация. Сольваты. Гидраты. Аквакомплексы. Растворимость. Демонстрации. Тепловые эффекты при растворении концентрированной серной кислоты и нитрата аммония. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.

 Тема 3. Вещества и основные типы их взаимодействия (24 ч)

 

 Классификация неорганических веществ и реакций. Оксиды.Кислоты. Основания. Соли. Оксиды кислотные, оснóвные, амфотерные, несолеобразующие. Кислоты кислородсодержащие и бескислородные. Кислоты одноосновные и многоосновные. Основания. Щёлочи. Нерастворимые основания. Амфотерные основания. Соли средние, кислые, смешанные, оснóвные. Соли двойные. Классификация реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Электролитическая диссоциация. Реакция нейтрализации. Электролиты и неэлектролиты. Теория электролитической диссоциации. Механизм электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Степень ионизации (диссоциации). Диссоциация кислот, оснований, солей. Реакция нейтрализации. Реакции обмена с участием солей. Взаимодействие средних солей с кислотами, с основаниями и между собой. Реакции с участием кислых солей. Гидролиз солей. Совместный гидролиз. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Амфотерность. Реакции амфотерных оксидов в расплаве. Комплексообразование в расплавах. Реакции амфотерных оксидов и гидроксидов в растворе. Реакции солей металлов, образующих амфотерные соединения. Значение кислотно-основных реакций для организма человека. Водородный показатель (pH). Буферная система. Значения рН жидкостей организма человека в норме. Буферные системы организма (гидрокарбонатная, гемоглобиновая, фосфатная, белковая), их взаимосвязь. Буферная ёмкость. Нарушение кислотно-основного состояния. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз. Степень окисления. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Влияние среды раствора на протекание окислительно-восстановительных реакций. Окислительно-восстановительные реакции с участием двух восстановителей или двух окислителей. Электролиз расплавов и растворов солей. Строение комплексных соединений. Донорно-акцепторный механизм образования комплексных соединений. Центральный атом. Внутренняя координационная сфера. Лиганды: монодентатные, бидентатные, полидентатные. Внешняя координационная сфера. Правила названия комплексной частицы. Названия лигандов. Правила номенклатуры. Полиядерные комплексы. Макроциклические комплексы. Координационное число. Конфигурация комплексных соединений. Демонстрации. Физические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Изучение электропроводности растворов. Реакция нейтрализации. Реакции кислых солей с металлами. Получение комплексных солей.

Лабораторные опыты.

 1. Совместный гидролиз.

 2. Влияние изменения температуры на смещение равновесия гидролиза.

Практические работы.

 1. Гидролиз солей.

2. Гидроксокомплексы металлов.

 Тема 4. Химия элементов (52 ч)

 Биогенные элементы. Классификация элементов. Биогенные элементы. Органогены. Элементы электролитного фона. Микроэлементы. Классификация биогенных для организма человека. Общая характеристика sэлементов. Общая характеристика р-элементов. Максимальные и минимальные значения степеней окисления p-элементов 2―4-го периодов с примерами бинарных соединений. Общая характеристика d-элементов. Степени окисления биологически важных d-элементов в соединениях. Водород и кислород. Водород. Окислительно-восстановительная двойственность водорода. Гидриды металлов. Кислород. Аллотропные модификации кислорода. Химические свойства кислорода. Лабораторные способы и промышленные способы получения кислорода. Химические свойства озона. Качественная реакция на озон. Вода и пероксид водорода. Окислительно-восстановительная двойственность пероксида водорода. Окислительно-восстановительные реакции с участием пероксида водорода в разных средах. Галогены. Общая характеристика и физические свойства. Химические свойства галогенов. Лабораторные способы получения галогенов. Окислительная способность галогенов. Диспропорционирование галогенов. Физические и химические свойства галогеноводородов. Особенные свойства фтороводородной кислоты. Качественные реакции на ионы галогенов. Кислородсодержащие соединения галогенов. Хлорноватистая кислота. Хлористая кислота. Хлорноватая кислота. Хлорная кислота. Гипохлориты. Хлориты. Хлораты. Перхлораты. Применение галогенов и их важнейших соединений. Сера. Характеристика элемента и простого вещества. Нахождение в природе. Флотация. Аллотропные модификации серы: ромбическая сера, моноклинная сера. Химические свойства серы. Сероводород. Химические свойства сероводорода. Сероводородная кислота. Химические свойства сероводородной кислоты. Сероводород. Физические свойства сероводорода. Восстановительные свойства сероводорода. Качественная реакция на сероводород и сульфиды. Строение молекулы оксида серы(IV). Физические свойства, получение и химические свойства оксида серы(IV). Свойства сульфитов. Качественная реакция на сульфит-ион. Применение оксида серы(IV) и солей сернистой кислоты. Соединения серы со степенью окисления +6. Оксид серы(VI), его свойства. Серная кислота. Окислительные свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Получение серной кислоты. Окислительные свойства сульфатов. Разложение сульфатов. Основные аналитические реакции, применяющиеся для обнаружения серосодержащих анионов. Применение сульфатов. Азот и фосфор. Общая характеристика элементов ѴА-группы. Физические и химические свойства азота. Получение и применение азота. Соединения азота со степенью окисления –3. Аммиак, его физические и химические свойства и применение. Соли аммония, их свойства. Качественное  определение аммиака и иона аммония. Свойства нитридов. Оксиды азота. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота. Окислительные свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты. Нитраты, их свойства. Разложение нитратов. Применение нитратов. Строение и свойства простых веществ, образованных фосфором. Аллотропия фосфора. Различия в свойствах белого и красного фосфора. Соединения фосфора со степенью окисления –3. Фосфиды металлов. Фосфин, его свойства. Соединения фосфора со степенью окисления +3. Оксида фосфора(III). Фосфористая кислота. Соединения фосфора со степенью окисления +5. Оксид фосфора(Ѵ). Фосфорная кислота, её физические, химические свойства, получение, применение. Пирофосфорная кислота. Получение фосфора. Галогениды фосфора(III). Галогениды фосфора(V). Углерод и кремний. Характеристика элементов. Аллотропные модификации углерода: графит, алмаз, карбин, фуллерены. Сравнение физических свойств алмаза и графита. Химические свойства графита, кокса. Реакции диспропорционирования графита. Карбиды. Ацетилениды. Оксид углерода(II), его получение, свойства и применение. Оксид углерода(IV), его электронное строение, получение, свойства и применение. Угольная кислота и её соли ― карбонаты, гидрокарбонаты. Свойства карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на карбонат-ион. Кристаллическая решётка кремния. Аллотропия кремния. Взаимодействие кремния с простыми и сложными веществами. Окислительные и восстановительные свойства. Оксид кремния(ІѴ): нахождение в природе, химические свойства. Кремниевые кислоты. Силикаты. Силикагель. Гидролиз растворимых силикатов. Металлы ІA- и ІІА-групп. Щелочные металлы. Конфигурация атомов металлов ІА- и IIА-групп. Изменение металлических свойств по группе и периоду. Природные соединения металлов ІА- и IIА-групп. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с водой, с кислородом и другими простыми веществами. Щёлочноземельные металлы. Гидриды металлов. Амиды. Оксиды щелочных и щёлочноземельных металлов, их свойства. Гидроксиды щелочных и щёлочноземельных металлов, их свойства. Пероксиды и надпероксиды щелочных и щёлочноземельных металлов, их свойства и применение. Жёсткость воды. Окрашивание пламени ионами металлов IA- и IIA-групп. Биологическое значение натрия, калия и магния. Алюминий. Нахождение в природе. Электронная конфигурация атома. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с кислородом и другими простыми веществами, водой, растворами солей, расплавами и растворами щелочей, пассивирование концентрированными серной и азотной кислотами. Оксид алюминия. Алюминаты. Тетрагидроксоалюминаты. Взаимодействие оксида алюминия с оксидами, гидроксидами и карбонатами металлов ІА- и ІІА-групп. Гидроксид алюминия, его получение, свойства и применение.  Хром. Хром, нахождение в природе, строение атома, степени окисления, физические и химические свойства. Пассивирование концентрированными серной и азотной кислотами, «царской водкой». Применение. Оксиды хрома. Соли хрома(ІII). Хромовая кислота. Дихромовая кислота. Хроматы. Дихроматы. Соли хрома(ѴI). Медико-биологическое значение соединений хрома. Соединения марганца. Степени окисления марганца. Оксид и гидроксид марганца(ІI). Оксид марганца(ІV). Манганаты. Перманганаты. Биологическое значение марганца. Железо. Нахождение в природе. Электронная конфигурация железа. Физические и химические свойства. Пассивирование концентрированными серной и азотной кислотами. Оксиды железа. Гидроксиды железа, их свойства и получение. Соединения железа(ІІ) и железа(ІІІ). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. Доменные процессы. Ферраты. Железо ― биогенный элемент. Медико-биологическое значение железа. Медь. Медь, нахождение в природе, строение атома, степени окисления, физические и химические свойства. Применение. Оксид меди(І). Средние соли меди(І). Реакции комплексообразования меди(І). Оксид меди(ІІ). Гидроксид меди(ІІ). Качественная реакция на ионы Cu2+. Медь ― биогенный элемент. Медико-биологическое значение меди. Серебро. Серебро, физические и химические свойства. Оксид серебра(І). Реакции комплексообразования серебра(І). Нитрат серебра ― реактив на ионы Сl– , Br– , I– . Применение серебра и его соединений. Цинк. Нахождение в природе, строение атома, степени окисления, физические и химические свойства. Применение. Амфотерность оксида и гидроксида цинка. Реакции комплексообразования цинка. Цинк ― микроэлемент. Медико-биологическое значение цинка.

Демонстрации.

 Разложение нитратов.

 Образцы галогенов.

 Получение галогенов.

Лабораторные опыты.

 3. Окислительно-восстановительная двойственность пероксида водорода.

 4. Разложение пероксида водорода под действием каталазы.

 5. Окисление бромид- и иодид-ионов.

6. Растворимость иода.

7. Диспропорционирование иода.

8. Диспропорционирование серы.

9. Получение сернистой кислоты.

10. Кислотно-оснóвные свойства сернистой кислоты и её солей.

11. Восстановительные свойства сернистой кислоты.

12. Получение сульфита бария (качественная реакция на сульфит-ион).

13. Качественная реакция на сульфат-ион.

14. Получение хлорида аммония.

 15. Свойства хлорида аммония.

16. Окислительно-восстановительная двойственность нитрит-иона.

17. Окислительная способность нитрат-иона в щелочном растворе.

18. Изучение условий образования фосфатов кальция.

19. Получение углекислого газа.

20. Кислотно-оснóвные свойства угольной кислоты и её солей.

21. Взаимодействие угольной кислоты с карбонатом кальция.

22. Разрушение гидроксокомплексов металлов под действием углекислого газа.

23. Совместный гидролиз ионов аммония и силикат-ионов.

24. Взаимодействие угольной кислоты с силикатом натрия.

25. Качественная реакция на ион магния.

26. Качественная реакция на ион кальция.

 27. Качественная реакция на ион бария.

28. Растворение алюминия в кислотах и щелочах.

29. Взаимодействие тетрагидроксоалюминат-иона с ионами алюминия.

30. Взаимодействие солей хрома(III) с аммиаком и щёлочью.

31. Окисление соединений хрома(III) в щелочной среде.

32. Изучение равновесия дихромат―хромат в водной среде.

 33. Восстановление соединений хрома(VI) в кислой среде.

34. Получение гидроксида марганца(II) и его окисление.

35. Окислительные свойства оксида марганца(IV).

36. Получение гидроксидов железа.

37. Качественная реакция на ион железа Fe2+.

 38. Качественные реакции на ион железа Fe3+.

39. Отношение меди к действию кислот.

40. Получение гидроксида и амминокомплекса меди(II).

 41. Разрушение амминокомплекса меди(II).

42. Окислительные способности соединений меди(II).

 43. Получение амминокомплекса меди(I) и его окисление.

 44. Растворение цинка в кислотах и щелочах.

45. Образование гидроксо- и амминокомплекса цинка.

Практические работы.

3. Получение водорода и кислорода.

 4. Свойства галогенид-ионов. Свойства иода.

 5. Свойства серы и её соединений.

6. Получение азота и аммиака. Свойства соединений азота и фосфора.

7. Свойства соединений углерода и кремния.

 8. Изучение качественных реакций ионов металлов IA- и IIA-групп.

9. Свойства алюминия.

10. Свойства соединений хрома.

 11. Получение и свойства соединений марганца.

 12. Получение и свойства соединений железа.

 13. Свойства меди и её соединений.

14. Свойства цинка и его соединений.

 15. Решение экспериментальных задач.

Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:

· вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
· химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
·
применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
·
язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Система оценки планируемых результатов

Оценивание результатов по химии учащихся 11 класса будет производиться посредством следующих видов контроля:  контрольных работ, практических работ, лабораторных опытов, тестовых работ.

Календарно-тематическое планирование  уроков химии в 11 а классе (естественнонаучный  профиль)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля, измерители

Дата проведения

план

факт

1.

Строение вещества

12 ч.

1.

 Повторение курса химии за 10 класс. Входной контроль.

1

02.09

2.

Характеристика химического элемента

1

03.09

3.

Строение атома. Общие представления

1

Тестовая работа

06.09

4

Состояние электрона в атоме

1

09.09

5.

Электронные конфигурации атома

1

Тестовая работа

10.09

6.

Изменение атомного радиуса и образование ионов

1

13.09

7

Химическая связь. Электроотрицательность

1

16.09

8.

Ионная связь

1

17.09

9.

Ковалентная неполярная и полярная связь

1

20.09

10

Кристаллические решетки

1

23.09

11

Решение задач по теме «Химические связи»

1

Тестовая работа

24.09

12

Контрольная работа 1 по теме «Строение веществ»

1

Контрольная работа №1

27.09

2

Основные закономерности протекания реакций

14 ч

13.

Элементы химической термодинамики. Реакции самопроизвольные и несамопроизвольные

1

30.09

14

Энтальпия и Энтропия

1

01.10

15

Энергия Гиббса. Энтальпийный и энтропийный факторы

1

04.10

16.

Химическое равновесие. Константа химического равновесия

1

Тестовая работа

07.10

17.

Смещение химического равновесия

1

08.10

18.

Решение задач по теме «Элементы химической термодинамики»

1

11.01

19.

Скорость реакции

1

14.10

20

Кинетические уравнения. Константа скорости реакций

1

Тестовая работа

15.10

21.    

Катализ

1

18.10

22

Решение задач по теме «Скорость химической реакции»

1

21.10

23.

Гомогенные и гетерогенные системы. Растворы

1

Тестовая работа

22.10

24

Решение задач по теме «Растворы»

1

25.10

25.

Повторение и обобщение по теме «Основные закономерности протекания реакций»

28.10

26

Контрольная работа 2 по теме «Основные закономерности протекания реакций»

1

Контрольная работа №2.

08.11

3.

 Вещества и основные типы их взаимодействия

24 ч.

27.

Классификация реакций.

1

11.11

28.

Теория электролитической диссоциации

1

12.11

29.

Диссоциация кислот, оснований и солей

1

15.11

30

Решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

1

18.11

31.

Взаимодействия средних солей с кислотами, с основаниями

1

19.11

32.

Реакции с участием кислых солей

1

22.11

33

Гидролиз солей

1

Тестовая работа

25.11

34

Решение задач по теме «Гидролиз солей»

1

Тестовая работа

26.11

35.

Практическая работа 1 «Гидролиз солей»

1

Практическая работа №1

29.11

36.

Амфотерные оксиды и гидроксид. Общие представления

1

02.12

37.

Повторение и обобщение по теме «Химическая реакция. Теория электролитической диссоциации»

1

03.12

38.

Контрольная работа 3 по теме «Химическая реакция. Теория электролитической диссоциации»

1

Контрольная работа №3

06.12

39.

Водородный показатель рН

1

09.12

40.

Буферные системы

1

10.12

41.

Степень окисления. Наиболее важные окислители и восстановители

1

13.12

42.

Классификация окислительно-восстановительных реакций

1

16.12

43.

Влияние среды раствора на протекание окислительно-восстановительных реакций

1

17.12

44.

Решение задач по теме «Окислительновосстановительные реакции»

1

20.12

45.

Электролиз

1

23.12

46.

Решение задач по теме «Электролиз»

1

24.12

47.

Строение комплексных соединений

1

27.12

48.

Решение задач по теме «Комплексные соединения»

1

30.12

49.

Повторение и обобщение по теме «Основные типы взаимодействия веществ»

1

10.01

50.

Контрольная работа 4 по теме «Основные типы взаимодействия веществ»

1

Контрольная работа №4

13.01

4.

Химия элементов

54 ч

51.

Общая характеристика s-элементов

1

14.01

52.

Общая характеристика p-элементов

1

17.01

53

Общая характеристика d-элементов

1

20.01

54.

Водород: характеристика элемента и простых веществ

1

21.01

55.

Кислород: характеристика элемента и простых веществ

1

24.01

56.

Вода и пероксид водорода

1

27.01

57.

Решение задач по теме «Водород.Кислород»

1

28.01

58.

Практическая работа 3 «Водород. Кислород»

1

Практическая работа №3

31.01

59.

Контрольная работа 5 по теме «Биогенные элементы. Водород. Кислород»

1

Контрольная работа №5

03.02

60.

Галогены: общая характеристика элементов и физических свойств простых веществ

1

04.02

61.

Решение задач по теме «Галогены»

1

07.02

62.

Практическая работа 4 «Свойства галогенид-ионов. Свойства йода

1

Практическая работа № 4

10.02

63.

Сера: характеристика элемента и простого вещества

1

11.02

64.

Сероводород и сульфиды

1

14.02

65.

Кислородсодержащие соединения серы со степенью окисления +4

1

17.02

66.

Соединения серы со степенью окисления +6

1

18.02

67.

Решение задач по теме «Сера и ее соединения»

1

21.02

68.

Контрольная работа 6 по теме «Галогены. Сера»

1

Контрольная работа №6

24.02

69.

Азот и фосфор: общая характеристика элементов. Химические и физические свойства азота

1

25.02

70.

Соединения азота со степенью окисления -3

1

28.02

71.

Оксиды азота

1

03.03

72.

Азотная кислота. Соли азотной кислоты

1

04.03

73.

Фосфор: строение и свойства простых веществ

1

10.03

74.

Соединения фосфора со степенью окисления -3,+3

1

11.03

75.

Соединения фосфора со степенью окисления +5

1

14.03

76.

Углерод и кремний: характеристика элементов. Строение и свойства простых веществ, образованных углеродом

1

17.03

77.

Оксиды углерода

1

18.03

78.

Угольная кислота и ее соли

1

31.03

79.

Свойства кремния. Соединения кремния

1

01.04

80.

Повторение и обобщение по теме «Элементы VA- и VIA-групп»

1

04.04

81.

Контрольная работа 7 по теме «Элементы VA- и VIAгрупп»

1

Контрольная работа №7

07.04

82.

Металлы IA- и IIA-групп: общая характеристика элементов простых веществ

1

08.04

83.

Свойства соединений металлов IIA-группы

1

11.04

84.

Практическое работа 5 «Изучение качественных реакций ионов металлов IA- и IIA-групп»

1

Практическая работа №5

14.04

85.

Алюминий: характеристика элемента и простого вещества

1

15.04

86.

Соединения алюминия

1

18.04

87.

Практическая работа 6 «Свойства алюминия»

1

Практическая работа №6

21.04

88.

Контрольная работа 8 по теме «Металлы A-групп»

1

Контрольная работа №8

22.04

89.

Обзор химии d-элементов. Хром: характеристика элемента и простого вещества

1

25.04

90.

Соединения марганца

1

28.04

91.

Железо: характеристика элемента и простого вещества

1

29.04

92.

Практическая работа 7«Получение и свойства соединений железа»

1

Практическая работа №7

05.05

93.

Медь: характеристика элемента и простого вещества

1

06.05

94.

Серебро: характеристика элемента, простого вещества и соединений

1

12.05

95.

Цинк: характеристика элемента, простого вещества и соединений

1

13.05

96.

Практическая работа 8 «Свойства цинка и его соединений»

1

Практическая работа №8

16.05

97.

Контрольная работа 9 по теме «Металлы Б-групп»

1

Контрольная работа №9

19.05

98.

Повторение и обобщение по курсу химии

1

20.05

99.

Качественные реакции на неорганические вещества

1

23.05

«Согласовано»  

Протокол      заседания

методического     совета

МБОУ    ЕСОШ  №1

  от  26.08.2021г.  № 13

______________/Ермак Т.В./

«Согласовано»  

Заместитель  директора  по  УВР

МБОУ   ЕСОШ  №1

 

 30.08.2021г.

______________/Терещенко О.Ю./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для СПО (технический профиль)

Рабочая программа по химии для среднего профессионального образования (технический профиль)...

Рабочая программа учебной дисциплины "История" (естественно-научный профиль)

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образовани...

Рабочая программа по химии для естественно -научного профиля 10 класс

Рабочая программа по химии для естественно -научного профиля 10 класс...

Рабочая программа . 10-11 класс (база и профиль)

Рабочая программа . 10-11 класс (база и профиль)...

Рабочая программа. Математика. 11 класс (социально-гуманитарный профиль)

УМК: Алгебра и начала математического анализа, учебник для 10-11 кл. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. - М. Просвещение, 2015г....

Рабочая программа Учебного курса по естественно-научной грамотности

Рабочая программа составлена на основе Модуля «Естественнонаучная естественно-научная грамотность. Человек и его здоровье» А.А.Гилев, к.ф.-м.н., и.о.зав.кафедрой, Самара: СИПКРО....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» «Решение сложных задач по физике» для обучающихся 9х классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностиЦентра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»«Решение сложных задач по физике»для обучающихся 9х классов...