Особенности дистанционного обучение химии в средней школе.
статья по химии

Что дает дистанционное обучение? Для школьников – это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры. Для старшеклассников существует возможность получить профильное изучение выбранных предметов. Абитуриентам предоставлена возможность подготовиться к сдаче ЕГЭ по профильным предметам, а также обучаться на подготовительных курсах к выпускным и вступительным экзаменам. А для начинающих при изучении химии?Любая форма обучения имеет как свои преимущества, так и недостатки. Дистанционное обучение школьников, несомненно, менее эффективно, чем очное. Особенно это сказывается при преподавании химии, где, помимо личного общения с преподавателем, важно развитие навыков постановки и проведения эксперимента
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pavlenkova_i.v.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

     Особенности дистанционного обучение  химии в средней школе.

Дистанционное обучение – это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися.  Технология заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, а это дает возможность привлечь все больший круг учителей щкол к освоению и использованию компьютера в своей работе.
Дистанционное обучение – это новая форма обучения, которая по своему компонентному составу схожа с современной системой обучения.
В процессе дистанционного обучения могут применяться следующие методы:
 -   метод подбора информации, при котором преподаватель подбирает     разнообразные  источники: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, размешенные в  интернет;

  - метод индивидуального преподавания реализуется между преподавателем и одним обучающимся по средствам таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта и т.д.;

Что дает дистанционное обучение? Для школьников – это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры. Для старшеклассников существует возможность получить профильное изучение выбранных предметов. Абитуриентам предоставлена возможность подготовиться к сдаче ЕГЭ по профильным предметам, а также обучаться на подготовительных курсах к выпускным и вступительным экзаменам. А для начинающих при изучении химии?
Уже на первом уроке в 8 классе мы знакомим учащихся с предметом химии: вещества, их свойства и превращения.
Исторически изучение свойств веществ начиналось с наблюдения и описания чисто физических явлений, которые всегда сопровождают химические реакции: изменение окраски, запаха, агрегатного состояния, выделение или поглощение тепла и т.д. — т.е. всего того, что сегодня  называют признаками химических реакций. Для школьника, переступившего порог кабинета химии, на первом месте оказывается непосредственное действие с веществом: смешать, поджечь, может быть, даже взорвать. Таким образом, если мы хотим уничтожить стремление ученика к изучению химии, достаточно убрать из курса то, что обычно называют практической частью: демонстрационный и ученический эксперимент, «который является своеобразным использованием в обучении экспериментального метода, широко применяемого в науке для раскрытия закономерных связей и отношений веществ, для изучения сущности химических процессов и условий их протекания. Эксперимент является одновременно и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей их истинность» [2, с. 282].  
Важной составной частью химического образования является практикум – реальная работа с веществами. Поэтому дистанционное обучение химии как единственная форма химического образования не может быть полноценным, ведь адекватный практикум без непосредственного руководства преподавателя и соответствующей материальной базы невозможен.

Чтобы хотя бы частично компенсировать этот недостаток дистанционного обучения, демонстрирую видеоролики с записями экспериментов, или использую средства для так называемого виртуального эксперимента . Однако, чем младше школьник, тем сильнее у него потребность проводить опыты самому. По этой причине в курс «Введение в химию» для VIII класса введены рекомендации по безопасным экспериментальным работам, которые школьник может проделать сам с помощью веществ и посуды, имеющихся в любом доме.

Например, при изучении темы: «Признаки химических реакций» в 8 классе, можно порекомендовать школьникам провести реакцию между содой и уксусной кислотой, последить за процессом скисания молока, проанализировать процесс горения спички, ржавления гвоздя
  Дистанционные формы обучения, в первую очередь, сталкиваются именно с этой проблемой — проблемой организации и проведения химического эксперимента обучающимися. Ряд опытов можно провести дома, т.к. они не требуют использования  труднодоступных веществ и безопасны для начинающего экспериментатора. В подавляющем большинстве случаев учащиеся должны иметь дело или с агрессивными веществами (концентрированная уксусная кислота, например), или с ядовитыми (медный купорос), хотя их можно свободно приобрести в магазине. Так появляется еще одна проблема дистанционного обучения химии — проблема техники безопасности.

Разумеется, и при обучении более старших школьников экспериментальная часть необходима. К сожалению, достаточно серьезными экспериментами невозможно руководить заочно. И переписка не заменяет личное общение с учителем, а эксперимент «на кухне» не дает полноценной возможности «почувствовать» вещество. Также в дистанционном обучении остаётся проблема несамостоятельного решения заданий.
Любая форма обучения имеет как свои преимущества, так и недостатки. Дистанционное обучение школьников, несомненно, менее эффективно, чем очное. Особенно это сказывается при преподавании химии, где, помимо личного общения с преподавателем, важно развитие навыков постановки и проведения эксперимента. Частично компенсировать недостатки дистанционного обучения, помогают яркие фото- и видеоролики, домашние эксперименты, а также сочетание дистанционных занятий с очными.  Возможно проведения лабораторных и практических работ, используя видеоопыты, по которым учащиеся составляют отчеты, используя методы опосредованного наблюдения.

Недостатки дистанционного обучения:

1.Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем.
2. Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность
3. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
4. Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий, химического эксперимента .
5.Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для   многих является мощным побудительным стимулом.
6.Социальная изоляция, которую не все дети могут восполнить другим общением.
7. Не подходит для несамостоятельных детей с низкой мотивацией к обучению.

  Преимуществами дистанционного подхода являются:

 1. Гибкий график обучения;
2. Вариативная продолжительность;
3. Возможность занятий в любом удобном для вас месте, главное, наличия  необходимость средств связи, это обучение в комфортной обстановке.

 4. Доступ ко многим источникам учебной информации
5.
 В нынешних условиях родители могут участвовать вместе с детьми в учебном процессе.

6. Ребенок учится самообразовываться.

Таким образом, дистанционное обучение в школе имеет плюсы и минусы. Плюсов много. Но и недостатков тоже хватает. Конечно, такая форма хороша, когда нет возможности посещать уроки в школе. Но живого учителя никакой самый современный супергаджет не заменит.

Список литературы:

  1. Зайченко, Т. П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 167 с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина и др.; под ред. Е.С. Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009, - 272 с.
  3. Тихомиров, В. П. Мир на пути smarteducation. Новые возможности для развития // Открытое образование. – 2011. – No 3. – С. 22-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение в средней школе

Дистанционное обучение является новым образовательным стандартом, появившимся в нашей стране совсем недавно, но уже успевший завоевать свое место в школьном обучении. В этой статье отмечены : факторы,...

Дистанционное обучение в средней школе

В современных условиях актуальная форма обучения - дистанционная форма обучения....

Преимущества дистанционного обучения в средней школе

                                                  Эко...

Использование электронного дистанционного обучения в средней школе

Образование – это трёхсторонний процесс, в котором участвуют учителя, ученики и их родители. Все инновации в этой области направлены на создание максимального удобства для каждой стороны. На...

Статья "Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе"

В статье "Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе" рассматриваются вопросы сущности дистанционного образования в современной школе, анализируются преимущества и недостатки...

Дистанционное обучение учащихся средней школы

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих ...