ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА 8-9 класс
олимпиадные задания по химии

ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА МАТЫЦЫНА

ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО химии   ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Всероссийская олимпиада школьников  по химии                                                                          I (школьный  этап)  8 класс

Задание 1. ТЕСТ  Выберите один правильный ответ(1 балл за каждый ответ)

  1. Какой элемент назван в честь нашей планеты Земля:

1. Со — кобальт 2. Те — теллур 3. Sе — селен 4. U — уран

  1. Самый активный металл щелочной, имя свое делит он со страной

1.германий 2.полоний    3рутений   4 франций

  1. К чистым веществам относится                                                                                                                1)   растительное масло  2) дистиллированная вода   3)   воздух   4) молоко                                                            4.  Является веществом:

1) алюминиевая ложка;2) золотая  монета;3) пластмассовый стакан; 4) медь.  

5. Для разделения смеси вода - машинное масло может быть использовано различие компонентов по:

1) цвету            2) магнитным свойствам 3) плотности     4) размеру молекул

6 .  В каком из соединений относительная молекулярная масса первого вещества больше относительной атомной массы второго вещества

1)H2SO4  и  H3PO4   2) CO2 и  C3H8    3) Fe(OH)2  и  Na2O   4) SO2   и Cu 2S                          

7.Массовая доля кислорода Na2CO3 равна

  1. 1) 11% 2) 24% 3) 43% 4) 45%

Задание 2.Вопросы «ЭРУДИЦИОНа»

1.Даны элементы: C, S, Si.  Выберите «лишний» элемент. Ответ обоснуйте. (2 балла) 

2.Составьте формулы веществ, состоящих из: а) одного атома азота и одного атома кислорода; б) двух атомов азота и одного атома кислорода; в) одного атома азота и двух атомов кислорода. Определите, какое из этих веществ имеет наибольшую относительную молекулярную массу. (3 балла)

3.Юный химик составил список химических явлений, которые можно наблюдать на кухне:

      а) гашение соды уксусом при приготовлении теста;

      б) растворение сахара в воде;

      в) прокисание молока;

      г) брожение сока;

     д) плавание сливочного масла на горячей сковородке;

     е) заваривание чая;

     ж) засахаривание варенья. Однако он включил в список физические явления. Укажите их.       (3 баллов)

4.Вам выдана смесь следующих веществ: железо, сажа, поваренная соль, медь. Предложите план разделения этих веществ.

Какое лабораторное оборудование потребуется для разделения этой смеси?(6 баллов)

5.На столе стоит чашка с блюдцем. Все атомы, составляющие чашку, переместили в буфет. Что осталось на столе?  (1 балл)

Задание3.Кроссворд

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

1.Наука о веществах и их свойствах.
2.Вещества, состоящие из двух элементов.
3.Показывает число атомов в молекуле.
4.Горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом.
5.Явление, в результате которого из одних веществ образуются другие.
6. Элемент 4 группы побочной подгруппы.
7. То, из чего состоят тела.
8. Признаки, по которым одни вещества отличаются от других.
9.Ученый, предложивший планетарную модель строения атома.
10.Элемент, у которого в ядре атома 33 протона.

Всего-33 балла



Предварительный просмотр:

 

Всероссийская олимпиада школьников  по химии                                                                          I (школьный  этап)  9 класс

1.Тест-7 баллов

1.Число атомов всех химических элементов в молекуле серной кислоты равно:     

           1) 3             2) 4                  3) 7                    4) 6

2.Одновременно могут находиться в растворе ионы:

1) Na+, H+, Ba2+, OH-                    3) Mg2+, K+, NO3-, SO42 -

2) Fe2+, Na+, OH- , SO42-             4) Ca2+, H+, CO32-, Cl

3. Одинаковое число электронов содержат частицы

1) S0 и Cl  2) N3– и Р3– 3) Al3+ и N3– 4) Ca2+ и Cl5+

4.Осадки образуются при взаимодействии иона Ba2+ с каждым из двух ионов:

1) CO32- и SO42-   2) SO42- и Cl-     3) SO42- и NO3-          4)CO3 2-  и Br-

5. Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами?
А. Вещества в лаборатории запрещается пробовать на вкус.
Б. С солями ртути следует обращаться особо осторожно ввиду их ядовитости.
1) верно только А       2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6.  Наибольшее количество сульфат-ионов образуется в растворе при    диссоциации 1 моль
1) сульфата натрия 2) сульфата меди(II)3) сульфата алюминия   4) сульфата кальция

7. Гидроксид алюминия реагирует с каждым из двух веществ:
1) KOH и Na
2SO4    2) HCl и NaOH   3) CuO и KNO3 4) Fe2O3 и HNO3

Задание 2.Задачи

1) Школьник нашел 1 рубль и купил на него в ювелирном магазине золото. Цена золота составляет 1322 рубля за 1 г. Он решил поделить купленное золото между всеми жителями России (нас примерно 150 миллионов). По сколько атомов золота достанется каждому россиянину, если в 1г золота содержится 0,03·1023 атомов? (3 балла)

           2.На дне Чёрного моря образуется сероводород. Это результат жизнедеятельности

          сульфатвосстанавливающих бактерий. Происходящий процесс можно выразить схемой:

CH4 + CaSO4 = CaCO3 + H2S ↑ + H2O.

         Составьте для данного уравнения электронный баланс, укажите окислитель и                    

          восстановитель.(3балла)

3.Бедному А совсем неудобно в своей квартире: сверху его грозиться сжечь Б, справа – отравить ядовитый Д, а живущий слева тихий Е иногда начинает буянить и совсем не ясно, что от него ждать – либо отравит, либо подожжет квартиру. Но когда Е успокаивается, то начинает светиться бледно-зеленым светом и всех радует. Определите, кто такие А, Б, Д, Е? (4 балла )

4.При больших потерях крови в кровеносные сосуды человека вливают не воду, а физиологический раствор – водный раствор хлорида натрия (поваренной соли), в котором содержание хлорида натрия составляет 0,85%. Сколько литров физиологического раствора можно приготовить из одной столовой ложки соли массой 25 г (плотность раствора равна 1,01 г/см3)?

(2 баллов)

5.Напишите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме:

http://s001.radikal.ru/i194/1011/43/e0819168a599.jpg(4 балла.)

3.Кроссворд

Ключевым словом является название химического элемента, впервые полученного в результате ядерного синтеза.

1.Процесс, в результате которого получается вода, проявляющая все характерные для нее свойства.

2.  Внешнее условие, от которого зависит растворение газов в воде.

3.  Область деятельности человека, требующая большого количества чистой воды.

4. Вещество, дезинфицирующее воду, не оставляющее привкуса.

5.  Способ подготовки твердых веществ к растворению, заметно ускоряющий этот процесс.

6.  Метод очистки воды.

7.  Приборы, применяемые при очистке воды от нерастворимых в воде примесей.

8.  Металл, плотность которого меньше плотности воды.

Всего-32 балла



Предварительный просмотр:

 

I (школьный этап)

Решения 8 класс

Задание 1.-7 баллов

1

2

3

4

5

6

7

2

4

2

4

3

3

4

Задание 2.Вопросы «ЭРУДИЦИОНа»

Задача 1:

1.

Выбран «лишний» элемент (сера).

1 балл

2.

Ответ обоснован (сера – лишний элемент, т. к. является элементом VI группы А-подгруппы).

1 балл

Итого

2 балла

Задача 2

1.

За каждую формулу оксида – 0,5 балла.

1,5 балла

2.

Ответ обоснован и подтвержден расчетами: за каждый расчет – 0,5 балла.

1,5 балла

Итого

3 балла

Задание 3 (3 баллов)

б), д), е).            

 Задание 4. (6 баллов)

1. Железо отделяем магнитом.            1 балл

2.  Оставшуюся смесь поместим в воду – поваренная соль растворится, сажа будет на поверхности, а медь осядет                                                                                        1 балл                                                                                                                                    

 3. Раствор профильтруем. Сажа останется на фильтре.            1 балл

 4.Фильтрат выпарим, это будет NaCl.            1 балл

5. Для разделения потребовалось следующее оборудование:  магнит, прибор для фильтрования (штатив с кольцом,  воронка, фильтр, стеклянная палочка, сборник фильтрата (стаканчик), фарфоровая чашка для выпаривания, электроплитка, химический стакан для растворения.)                                                                                                2 балла

6.Осталось блюдце.  (1 балл)

Кроссворд: 11баллов(за каждое слово балл)

ОТВЕТЫ:  1.химия, 2.бинарные, 3.индекс, 4.период, 5.реакция, 6.титан, 7.вещество, 8.свойства, 9.Резерфорд, 10.мышьяк. В выделенном столбике – ИНДИКАТОРЫ.



Предварительный просмотр:

 

I (школьный этап)

Решения 9 класс

1.Тест-7 баллов

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

ответ

3

1

3

1

3

3

2

2.Задачи:

1). На 1 рубль школьник сможет купить 1/1322 = 0,00076 г золота.

В этой массе золота содержится 0,00076·0,03·1023 = 2,28·1018 атомов.

Тогда каждому россиянину достанется 2,28·1018/1,5·108= 1,52·1010 атомов золота.  (3 балла)

2.С-4Н4  + CaS+6O4 = CaC+4O3  + Н2S -2↑ + H2O( За определение степеней окисления атомов, изменяющихся в ходе окислительно-восстановительной реакции – 1 балл

• Окисление: С-4 – 8 е = С+4              восстановитель   -1 балл                                  

  Восстановление: S+6 + 8e = S-2          Окислитель     -1 балл                                                                                            (3 балла)

3.Определены элементы А, Б, Д, Е: А – сера, Б – кислород, Д – хлор, Е - фосфор ……4 балла 

4) Из 25 г поваренной соли можно приготовить раствор массой 25/0,85% · 100% =2941 (г)

Объем раствора равен: 2941/1,01 = 2912 (см3) = 2,912 л.  (2балла)

5. 1) МnО2 + 4НСl = МnСl2 + Сl2 + 2Н2О, (1 балл.)

2) Сl2 + 2Nа = 2NaСl, (0,5 балла.)

3) NaСl +AgNО3 = NaNО3 + АgСl, (0,5 балла.)

4) 2АgСl = 2Аg + Сl2, (0,5 балла.)

5) 2Аg + Br2 = 2АgBr, (0,5 балла.)

6) 2АgBr + Cl2 = 2АgCl + Br2. (1 балл.) (Всего 4 балла.)

3. Кроссворд-9баллов

Ключевым словом является -Технеций.

1. Очистка.2.Давление.3. Техника.4. Озон.5.  Измельчение.6.Дистилляция

7. Фильтры. 8.  Натрий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку (9-11 классы)

задания для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку (9-11 классы)...

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. (7 - 8 классы)

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку для 7 - 8 классов (2014 - 2015 учебный год)....

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. (9 - 11 классы)

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку для 9 - 11 классов (2014 - 2015 учебный год)....