Использование интегрированных межпредметных заданий на уроках химии
статья по химии

Шабанова Наталья Сергеевна

Одним из таких подходов в обучении химии является проблемно-интегрированный подход. Под проблемно-интегрированным подходом понимают «особый тип взаимодействия учителя и ученика, при котором учитель организует и направляет самостоятельную поисковую деятельность учащегося на решение системы взаимосвязанных внутрипредметных и межпредметных учебных проблем в условиях обучения» (авторы Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А.).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx43.34 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

казенное общеобразовательное учреждение Ханты–Мансийского автономного округа – Югры

«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Использование интегрированных

межпредметных заданий

на уроках химии

                             

                                                                 Шабанова Наталья Сергеевна,

                                                         учитель химии и биологии

                                                                             первая квалификационная категория

г.Урай, 2019г.

         Использование интегрированных заданий в процессе обучения химии в 8-9-х классах позволяет прочно усвоить учащимися учебный материал, так же обеспечить мыслительный перенос известных знаний и умений в нестандартные условия. Именно в таких условиях сложно переплетаются логические построения, происходит переосмысление задания и выбор ответа.

        Системно-деятельностный подход как основа Федерального государственного образовательного стандарта не исключает использование инновационных подходов в системе образования, в которых главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

       Одним из таких подходов в обучении химии является проблемно-интегрированный подход. Под проблемно-интегрированным подходом понимают «особый тип взаимодействия учителя и ученика, при котором учитель организует и направляет самостоятельную поисковую деятельность учащегося на решение системы взаимосвязанных внутрипредметных и межпредметных учебных проблем в условиях обучения» (авторы Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А.).  Однако такая работа, созданная педагогом, достигнет своей цели только в случае, если она будет организована с учетом закономерностей индивидуального развития каждого учащегося. Функционирования мыслительных операций, таких как анализ, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация находятся у основания работы над планированием поурочной деятельности.  Насколько слово, образ и действие соотносятся между собой в процессе изучения учащимися новых фактов, событий, неизученных и неизвестных им пока явлений, настолько необходим отлаженный переход в структуре урока заданий, способных организовать познавательный процесс на уроках химии. Активизировать познавательную деятельность учащихся с ОВЗ, на уроках возможно на основе формирования высших психических функций, то есть задействовать переход из «зоны актуального развития» в «зону ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому). Применение межпредметной интеграции в виде заданий, задач и вопросов, прежде всего, ориентировано на развитие мыслительной деятельности в гармоничном союзе с программным материалом учебного предмета. Своевременная дозированная индивидуальная помощь ученику со стороны учителя как подсказка, поддержка, помогает скорректировать содержание учебного материала по принципу необходимости и достаточности, полученной информации.

         Создание интегрированных заданий на уровне межпредметной интеграции содержания происходят с учетом понимания проблемной ситуации и учебной проблемы.  В условиях использования нового необходимо ориентироваться на педагогические принципы построения и описания интегрированной структуры заданий:

-принцип единства внутрипредметной и межпредметной интеграции знаний и способов действий;

-принцип горизонтальной и вертикальной динамики, координации познавательной деятельности учащихся с учетом предметной преемственности.

         Интегрированные формы заданий учащиеся воспринимают как «умственную задачу» (К.Д.Ушинский), что существенно повышает их интеллектуальную активность, стимулирует речевую деятельность и, в конечном итоге, способствует полноценному формированию их познавательных процессов.

         Межпредметные задания, требуют проявления творческих способностей к ситуациям, когда неясно, какие знания нужно использовать, зачастую неизвестен конечный результат поиска. Интегрированные межпредметные задания делятся на следующие проблемные ситуации:

-ситуация неожиданности;

-ситуация неопределенности;

-ситуация конфликта;

-ситуация опровержения;

-ситуация предположения.

       Ситуация неожиданности создается при ознакомлении учащихся с материалом, вызывающим удивление, поражающим своей необычностью. Такая ситуация помогает  заинтересовать учащихся в успешном результате, за счет моделирования существующей информации, с вытекающими рациональными суждениями и выводами.

                                 «Семь раз отмерь» или химики-алхимики 

        Учащимся необходимо составить слово из семи букв, по первым буквам названий химических элементов.

1. Химический элемент с относительной атомной массой 14. (Азот)

2.Химический элемент с порядковым номером  3. (Литий)

3.Химический элемент с порядковым номером 24. (Хром)

4. Химический элемент с порядковым номером 77. (Иридий)

5. Химический элемент с относительной атомной массой 24. (Магний)

6. Химический элемент с порядковым номером 70. (Иттербий)

7.  Химический элемент с относительной атомной массой 39. (Калий).

     Полученный ответ: «алхимик».

    Индивидуально-дифференцированная форма задания, подготовка сообщений по выбранным темам.

           

                                             Химические загадки в картинках

    А, Какой химический элемент можно изобразить в виде трёхглавого дракона и почему?

         Подсказка: Этот химический элемент называют «элементом мысли»

         (Фосфор)

    Б. Название этого химического элемента связано  с государством. (Кипр)

         Подсказка. Сплав бронзы почти на половину состоит из этого металла. (Медь)

                                 

                                           «Химическая поэзия»        

      Поэты очень часто в стихотворениях  используют названия химических знаков, веществ или химических явлений для описания природных процессов, событий. Например, стихотворение Степана Щипачёва, «Читая Менделеева», 1970г.      

Кипит железо, серебро, сурьма

и темно-бурые растворы брома,

и кажется Вселенная сама

одной лабораторией огромной.

 

Есть просто газ легчайший — водород,

есть просто кислород, а вместе это —

июньский дождь от всех своих щедрот,

сентябрьские туманы на рассветах.

       

Будь то вода, что поле оросила,

будь то железо, медь или гранит —

все страшную космическую силу,

закованную в атомы, хранит.

       Варианты выполнения задания могут быть самые разные. Вот лишь один из примеров, когда учащиеся выписывают выделенные понятия по столбикам. Вопросы усложняются по принципу «от простого к сложному»: в первом столбике - металлы; во втором – неметаллы; в третьем – простые вещества; в четвертом – сложные вещества; в пятом столбике – природные явления; в шестом столбике – незнакомые понятия.

       Дополнительные вопросы по стихотворению.

1.Рассказать о круговороте воды в природе.

2.Описать физические свойства кислорода, водорода и брома.

3.Составить химическое уравнение взаимодействие кислорода и водорода.

      Индивидуальное задание по шестому столбику, найти определение «незнакомому понятию».

      Пословицы помогают организовать на уроке химии ситуацию успеха и привить любовь учащихся к народному творчеству. 

                           «Чтобы узнать человека, с ним нужно съесть пуд соли». 

 Интересно: Что тяжелее пуд соли или 16 кг железа?

                                               

        Сколько времени должно пройти, чтобы по народной мудрости узнать «хорошо» соседа, друга, спутника жизни, если  человек в сутки съедает до 10 грамм соли – чайная ложка с бугорком.

       Значение пищевой соли в жизни человека? Какой способ очистки характерен для пищевой соли?

                                       «Химические строчки стихотворений»

       Задание на коррекцию и развитие слухового восприятия.  В строчках стихотворения звучат названия химических элементов, учащимся их нужно исправить.

Одна слеза и блеск седин

Один,

Как блеск  плюмбума (свинца) и пепельного снега.      

                                                                                       Егор Исаев

Под февральскими тучами

Ветер и  снег,

Но  феррумом (железом) не стынущем пахнет земля,

Приближается день

Приближается век.

Повсеместно,

Где скрещены трассы плумбума (свинца).            

                                                                                 Александр Межиров

Упаси меня от аргентума (серебра)

И от аурума (золота) свыше заслуги

Я не знал и не знаю добра

Драгоценнее ливня и вьюги.                              

                 

                                                                                 Николай Рубцов

Пусть в небе – и кольца Сатурна,

И млечных путей аргентума (серебро)

Кипит фосфорически бурно

Земли огневое ядро.                                                          

                                                                                  Андрей Белый

Как сверкал, как слепил и горел

Купрумный (медный) панцирь под хищной Луною.    

                                                                                    Николай Гумилев

Поблекшим аурумом (золотом), холодной синевой,

Осенний вечер светит над Невой.            

                           

                                                                            Георгий Иванов.

Старинным аурумом (золотом) и желчью напитал

Там дышит тяжело усталый океан

И веет запахом гниющих трав и йода.                              

                                                                              М.Волошин

Осыпаются листья, как мечта за мечтой

В эти грустные дни, в сентябре,

Весь Алтай – золотой,

А вершины его в голубом аргентуме (серебре). 

   

                                                                            Петр Драверт

Пусть грудой золотых каменьев

Вскипит феррумный (железный) мой камин.

   

                                                                             Андрей Белый

Крепче голубой мороз,

Воздух скован, пахнет дым,

Кто тебя, дитя, принес,

            В край феррумных (железных) звездных зим!  

                                                                                        Сергей Соловьев

      Ситуация неопределенности возникают, когда учащимся предъявляют задания с недостающими или избыточными данными.

 

                                   «Химическая лаборатория организма»

       Какую неорганическую кислоту организм человека синтезирует лучше любой химической лаборатории? (Желудок, соляная кислота). Объясните, значение соли для нашего организма? Как поваренная соль помогает желудку вырабатывать соляную кислоту?        

       Проанализируйте продукты питания богатые белком, сделайте соответствующие выводы, какие продукты являются «тяжелой» пищей для желудка и почему?

Количество белка в употребляемых продуктах (в процентах).

Картофель – 2%

Говядина – 17%

Рис – 7,6%

Масло сливочное – 0,6%

Сыр – 23%

Яйца – 12,8%

     

                                                    «Оловянная чума»

Какой металл боится морозов?  Объясните причину гибели первой экспедиции на Южный полюс Земли.

       

     «Побеждает тот, у которого всё в порядке: кое-кто называет это везением … »                

                                                                 норвежский полярный путешественник Амундсен Руаль

        В 1912 году английский путешественник Роберт Скотт с единомышленниками, попытался достичь Антарктиды, но экспедиция в сильные морозы осталась без топлива.  

                               

       «Оловянная чума», так окрестили эту болезнь химики, стала причиной гибели первой экспедиции к берегам Южного полюса. Ваше мнение, можно ли было избежать трагедии?

    Интересно: пуговицы на мундирах наполеоновской армии были оловянные. Сделайте свои выводы, проанализируйте события 1812 года.

                                                  «Подумав, угадай!»

1.Какой химический элемент не боится встречи с волком? (Вольфрам)

2.Первый космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет вокруг Земли на пилотируемом корабле «Восток» 12 апреля 1961 года. Какой химический элемент в периодической системе химических элементов носит по праву название «первый»? (Водород)

3.Какой химический элемент может сравниться с Луной? (Селен, Селена – Луна).

4.Звездный элемент (Гелий).

5.«Элемент, который защищает тех, кто не виноват» (Неон).

                                           «История о золотой короне»

       Царь Сиракуз решил принести дар богам золотую корону. Заказ по выплавке получил ювелирных дел мастер. Вскоре царю донесли, что мастер сделал корону, не из чистого золота. Математику Архимеду предстояла  трудная задача, доказать виновность мастера. Предложите, какой способ использовал Архимед, тем самым доказав всему миру, что он не только математик, но и физик.

(Подсказка: золото в 19,3 раза тяжелее воды; серебро в 10,5 раза тяжелее воды).

     Физики используют понятие «Архимедова сила». Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, ровна весу жидкости в объеме этого тела.

       Ситуация конфликта возникает при наличии противоречия между фактами или жизненным опытом учащихся, то есть базовыми знаниями.

                                   «Сказка ложь, да в ней намёк...»      

Отрывок из сказки Петра Павловича Ершова «Конек-горбунок».

Повели коней в конюшни

Десять конюхов седых,

Все в нашивках золотых,

Все с цветными кушаками

И с сафьянными бичами,

Но дорогой как на смех

Кони с ног их сбили всех,

Все уздечки разорвали

И к Ивану прибежали.

На другой день наш Иван,

Взяв три луковки в карман,

Потеплее приоделся,

На коньке своем уселся

И поехал в дальний путь…

Дайте, братцы отдохнуть!

          Философский вопрос. Определите степень влияния П.П.Ершова на формирование взглядов будущего ученого Д.И.Менделеева?

      Ситуация опровержения создается, когда учащиеся на основе анализа предоставляют доказательства несостоятельности какого-либо предположения, идеи, вывода, проекта и т.д.

     Человек ежегодно съедает треть миллиграмма этого металла. Хроническое отравление металлом («сатуризм») приводит к поражению нервной системы, появляется вялость и апатия. В Кремле (1633-1737 год) использовали водопроводные трубы из этого металла. Примерами хронического отравления стали русские цари, которые оказались в числе первых жертв «свинцовой воды»: «тишайший» Алексей Михайлович, «болезненный»  Федор Алексеевич, «полумертвый» Иван Пятый.

     Какой металл использовали, наши предки, для изготовления водопроводных труб?

     Определите, может ли на организм человека повлиять качество питьевой воды?    

     Согласны ли вы с выражением, что «русские цари страдали хроническим отравлением от употребления питьевой воды»?

    Межпредметные учебные проблемы побуждают к синтезу знаний с целью усвоения нового понятия, нового способа деятельности.

                                         Алмазный блеск и Лавуазье

      Знаменитый французский химик А.Лавуазье (1743-1794)  был приглашен к герцогу на прием. Во время приема на камзоле у герцога блистал алмаз. Лавуазье, изучавший процесс горения, предложил эксперимент, что алмаз может сгореть, как кусочек угла и превратится в пепел. Герцог не поверил, и согласился на эксперимент.

    Написать химическое уравнение, и объяснить, в чем схожесть таких разных веществ угля, графита и алмаза?

 

   

                                        Лишайник Роберта Бойля

       Английский ученый Роберт Бойль, путешествуя по Шотландии, обнаружил лишайник, у которого были странные свойства. Лишайник изменял цвет в растворах с разной кислотностью. Как ученый назвал этот лишайник, и где его используют химики?

Ответ. Лакмусовый индикатор в кислой среде краснеет, в щелочной среде индикатор синеет, а в нейтральной среде лакмус не меняет цвет. Р.Бойлю принадлежит открытие лакмусового индикатора.

               

                                     Дирижабль «Гиндербург».

      В 1937 году взорвался и сгорел, задев электрические провода, самый большой дирижабль в мире. Каким газом заполняли дирижабли в начале XX века и почему прекратили выпуск дирижаблей?

     Интегрированная межпредметная интеграция ориентирует учащихся на позитивное восприятие учебного предмета, положительный эмоциональный настрой и выработку учебной мотивации, которая осуществляется с помощью непрерывной взаимосвязи химии с учебными предметами, имеющими общие смыслообразующие понятия. Использование интегрированных химических заданий  помогает спланировать структуру урока, сделать его интересным и познавательным для учащихся.  Цитируя, писателя и педагога Василия Александровича Сухомлинского можно лишь согласиться, что «учитель готовится к своему лучшему уроку всю жизнь…».

        

                                           Список литературы

1.Балаганина Е.А. Применение проблемно-интегрированного обучения на уроках химии

[электронный ресурс] https://открытый урок.рф/статьи/584643 - статья в интернете.

2.Современный урок: учеб. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений ИПК /под ред. Т.П.Лакоцениной. – Ростов-н/Д.: Учитель, 2008.-256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учёт индивидуальных особенностей учащихся при использовании КСО на уроках химии "

В статье анализируется система КСО и рассматривается возможность её применения на уроках химии...

Использование ТКМ на уроках химии.Тема занятия « Влияет ли строение вещества на его физические свойства?» 11 класс

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.Кри...

Презентация "Использование ТРКМ на уроках химии"

В данной презентации показана пошаговая характеристика ТРКМ....

Презентация "Использование ТРКМ на уроках химии"

В данной презентации показана пошаговая характеристика ТРКМ....

Использование ИКТ на уроках химии и во внеурочной деятельности.

Систематизация работы как учителя химии, выявление наиболее часто употребляемых средств ИКТ в рамках преподавания химии в 8-11 классах  сельской общеобразовательной школы, показать возможности ис...

Использование КСО на уроках химии

Обобщение опыта использования методики КСО на уроках химии....