Конспект урока "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Материал может быть использован при проведении урока химии в 8 классе по теме "Кислоты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kisloty.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Химия

Тема: Кислоты

Класс: 8

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока: сформировать у обучающихся представления о классе кислот, умения их называть и классифицировать; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Задачи:

 Предметные : усвоение новых знаний на основе имеющихся, использование при выполнении учебных заданий тексты

учебника и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием, принимать участие в обсуждении проблем химической и экологической направленности, высказывая собственную позицию.

 Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование

коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;

 Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

№ п/п

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся

Проверка готовности к уроку.

Вступительное слово учителя

Приветствие учителя, друг друга

Готовятся к уроку

2.

Актуализация знаний

Индивидуальная форма 

Какие классы веществ нами изучены?

Из предложенного перечня веществ выпишите оксиды и основания и дайте им

названия: HCl, Cu(OH)2, Ca(OH)2, Fe2O3,

HNO3, H2CO3, CaO, Fe(OH)2, Al(OH)3, H2SO4, NaOH, Na2O, H3PO4, CuO, Mg(OH)2, K2O

Оксиды и основания

Каждый самостоятельно выполняет задание

самопроверка (по слайду)

3.

Выявление места и причины затруднения

Фронтальная форма 

Все ли предложенные формулы веществ вы смогли узнать и определить к какому классу принадлежат эти соединения?

Называют формулы веществ, которых не смогли узнать: HCl, HNO3, H2CO3, H3PO4, H2SO4

4.

Этап целеполагания на урок

Раздает учащимся по драже

аскорбиновой кислоты и кусочка лимона, просит попробовать на вкус.

Название веществ, которые мы будем изучать, связано со вкусом этих веществ.

Тема урока: «Кислоты».

- Что нам нужно знать о кислотах?

Пробуют на вкус драже аскорбиновой

кислоты и кусочек лимона

Узнают вкус кислоты.

Самостоятельно определяют тему урока,

записывают в тетрадь.

- строение, свойства и др. (высказывают предположения)

5

Этап «Открытие нового знания»

Перед вами формулы кислот: HCl, HNO3, H2CO3, H3PO4, H2SO4

Ответьте на вопросы:

  1. Кислоты- это простые или сложные вещества?
  2. Что общего в составе этих веществ?
  3. Как называются группы атомов после водорода?

Сформулируйте определение данного класса.

Прочитайте определение на экране и запишите в тетрадь.

  1. Сложные
  2. На первом месте стоит водород в формулах.
  3. Кислотный остаток

После ответов на эти вопросы, учащиеся пытаются дать определение кислотам.

Записывают в тетрадь определение.

Классификация кислот

Обратите внимание на список кислот и их названия стр. учебника 119-120

Групповая форма работы

Теперь мы с вами поработаем в группах.

Задание для 1 группы:

А)Рассмотреть, какие бывают кислотные остатки, распределить их на группы и разложите карточки с формулами.

Б) пользуясь таблицей растворимости разделите кислоты на 2 группы.

 Задание для 2 группы:

А) классифицируйте формулы по количеству атомов водорода и разложите карточки с формулами.

Б) Определите какие кислоты не могут находиться в свободном виде и почему?.

Изучают текст учебника и записывают в тетрадь.

- есть кислотные остатки с кислородом, а

есть – без кислорода, поэтому кислоты

могут быть кислородсодержащими и

бескислородными. Раскладывают карточки с формулами кислот делят их на 2 группы.

-по таблице растворимости делят кислоты на растворимые в воде и нерастворимые

- раскладывают карточки с формулами

кислот по количеству атомов водорода, разделив их на три группы:

- одноосновные

-двухосновные

- трехосновные

-Называют кислоты, которые не существуют в свободном виде:

H 2CO3=CO2↑ + H2 O

H2 SO3= S O2↑ +H2 O

Лабораторный опыт

- можно ли распознавать вещества так, как это вы

проделали с «аскорбинкой «и «лимоном»?

- почему?

- как же можно изучить кислоты без риска для

жизни и здоровья?

-Какие правила нужно помнить при работе с кислотами?

Демонстрация растворения серной кислоты. Знакомство с детским стишком:

Сначала вода, затем кислота,

иначе будет большая беда!

-Предлагаю исследовать действие индикаторов на растворы кислот

- какой можно сделать вывод?

- нет

- это опасно, среди них могут быть ядовитые.

- с помощью индикаторов

-называют правила техники безопасности.

Сильное разогревание содержимого сосуда учащиеся наблюдают с помощью градусника.

Учащиеся запоминают: кислоту надо приливать к воде, а не наоборот. Это связано с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, окажется на поверхности, закипит и её брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо.

Учащиеся 1 группы исследуют действие индикаторов на раствор соляной кислоты, 2 -й группы исследует раствор серной кислоты, Результаты исследования записывают в таблицу)

- независимо от вида кислоты индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами

Дискуссия

Проведем не большую дискуссию используя ваши знания о кислотах.

1 группа утверждает, что жизнь не возможна без существования кислот, а 2 группа утверждает, что кислоты- это зло!

Примерные ответы.1 группа: Они являются лекарственными средствами: ацетилсалициловая кислота (аспирин) и аскорбиновая кислота (витамин С). При помощи пищевых кислот человек готовит продукты, особенно важны они в консервировании. Чаще всего используются лимонная кислота и уксусная (уксус).

2 группа: Вызывают ожоги, кислотные дожди разрушают памятники архитектуры, закисление почвы, лимонная кислота разрушает эмаль зубов и.т.д.

6.

Закрепление

Тестирование по теме «Кислоты»

1). Кислоты – это (1б)

а) Сложные вещества, которые состоят из атомов водорода и кислотных остатков.

б) Сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками.

2. Среди предложенных формул: а) HPO3, б) H2S, в) HCl,г) HNO2, д) HF,е) H2CO3 определите двухосновную кислородосодержащую кислоту. (1б)

3) Выберите ряд только бескислородных кислот: (1б)

а)  HNO3, HBr, HBO3 б)  HCl, H3PO4, HF в)  H2S, H2CO3, HPO3 г)  H2SO4, HF, H2SiO3

4). Какая кислота является нерастворимой: (1б)

а) H3PO4 б). H2SiO3 в) Н2S г) H2CO3  

5) Какое правило нужно помнить при растворении серной кислоты:

а) при растворении серной кислоты нужно вливать ее тонкой струей в воду.

б) при растворении серной кислоты нужно в кислоту вливать тонкой струей воду. (1б.)

6) Выберите ряд только кислородсодержащих кислот: (1б)

 а)  HNO3, HBr, HBO3 б)  HCl, H3PO4, HF в)  H2S, H2CO3, HPO3 г)  H2SO4, HF, H2SiO3

  1. 7)  Метилоранжевый в кислой среде

а) оранжевый

б) желтый

в) розовый (красный) (1б)

8). Укажите цвет лакмуса в кислотах:

а). розовый б). красный в). Малиновый

9). Укажите цвет фенолфталеина в кислотах:

а). бесцветный б). малиновый в). Красный     (1б)

10). Вещество, изменяющее цвет в растворах кислот, называется:

а). катализатор б). ингибитор в). Индикатор   (1б)

Ответы высвечиваются на экране.

Взаимопрверка тетрадей.

Критерии выставления оценок на экране.

7.

Подведение итогов. Рефлексия.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Продолжите фразу:

  • сегодня на уроке я узнал(а)…
  • я научился (ась)…
  • мне было не понятно…
  • теперь я могу…
  • меня удивило…
  • для меня этот урок…
  • интерес вызвало то…
  • затруднения возникли, когда…

8.

Домашнее задание

д/з п. 21 стр.119 прочитать, выучить формулы и названия кислот. По итогам дискуссии составить «Кластер»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...