Реализация дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности в рамках работы летнего лагеря дневного пребывания «Непоседы» «Опытно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста "
творческая работа учащихся по химии (8 класс)

Чесанова Татьяна Александровна

Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития опытно-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Химия – это не только научные книги и сложные химические термины, не только огромные лаборатории. Химия – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты. Химия – это фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные опыты всей семьей.

Самое главное, для химических опытов можно использовать любой подручный материал. Опыты повышают интерес к изучению химии, развивают мышление, учат применять теоретические знания для объяснения различных химических явлений, происходящих в окружающем мире.

При проведении опытов приходится не только составлять план его осуществления, но и определять способы получения некоторых веществ, самостоятельно собирать химическое оборудование и даже решать задачи.

Но, к сожалению, из-за перегруженности учебного материала на уроках окружающего мира занимательным опытам уделяется недостаточное внимание, большое внимание уделяется теории и наблюдениям за природой.

Поэтому было решено совместно с учителем химии и биологии организовать на базе ЛДП «Непоседы» химический кружок, в котором обучающиеся начального звена и будущие первоклассники попробуют себя в роли младших научных сотрудников химической лаборатории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himisha_probirkin_issledovatelskaya.docx98.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №9

Городского округа г. Выкса Нижегородской области

“Реализация дополнительной образовательной программы

естественнонаучной направленности

в рамках работы летнего лагеря дневного пребывания

«Непоседы»

«Опытно-исследовательская деятельность

детей младшего школьного возраста – «Приключение Химиши Пробиркина»”

Естественнонаучное отделение

Секция химическая

 

Работу выполнил:

Ученик 8 “Б” класса

Киселев Егор отчество

Научный руководитель:

Чесанова Татьяна Александровна

2022 год

Оглавление:

Введение …………………………………………………………………… …….3

Глава1 Теоретическая…………………… .............................................................4

1.1 Содержание программы …………………………………………………. ….7

1.2 Планируемые результаты ………………………………………..…………..8

1.3 Тематическое планирование………………………………………….. ……..8

Глава 2 Практическая...........................................................……….. …………….9

2.1. Критерии отбора опытов...........……………………….……………………..9

2.2. Проведение опытов …………………………………………....... ................10

2.3. Социальный эффект реализации программы…………….……………. …9

Выводы по работе ……………………………………………. …………………13

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемой литературы……………………………………………...15

Приложение…………………………………………….…………………… 17-26

Введение

Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

          Актуальность: Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития опытно-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Химия – это не только научные книги и сложные химические термины, не только огромные лаборатории. Химия – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты. Химия – это фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные опыты всей семьей.

Самое главное, для химических опытов можно использовать любой подручный материал. Опыты повышают интерес к изучению химии, развивают мышление, учат применять теоретические знания для объяснения различных химических явлений, происходящих в окружающем мире.

При проведении опытов приходится не только составлять план его осуществления, но и определять способы получения некоторых веществ, самостоятельно собирать химическое оборудование и даже решать задачи.

Но, к сожалению, из-за перегруженности учебного материала на уроках окружающего мира занимательным опытам уделяется недостаточное внимание, большое внимание уделяется теории и наблюдениям за природой.

Поэтому было решено совместно с учителем химии и биологии организовать на базе ЛДП «Непоседы» химический кружок, в котором обучающиеся начального звена и будущие первоклассники попробуют себя в роли младших научных сотрудников химической лаборатории, а поможет им проводить опыты «Химиша Пробиркин».

        Цель: способствовать развитию у детей младшего школьного возраста познавательного интереса и развитие научного мышления в рамках летнего лагеря дневного пребывания в МБОУ средняя школа №9 «Непоседы».

       Задачи:

-расширить представления об окружающем мире у детей младшего школьного возраста;

-развивать у детей познавательные способности (видеть проблему, выдвигать гипотезу, делать умозаключение и выводы);

-воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

-обучить правилам техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;

-обобщить и представить материалы педагогической общественности.

          Методы исследования: эмпирические: изучение разных источников информации; анализ полученных сведений. Теоретические: книги, научные пособия. Практические – эксперимент, проведение опытов.

          Объект исследования: программа дополнительного образования «Опытно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста – «Приключение Химиши Пробиркина»”

          Предмет исследования: блок занимательных опытов, соответствующих тематике кружка.

Глава 1 Теоретическая

  1. Содержание программы

Содержание данной программы ориентировано на развитие экологической составляющей образования обучающихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества, в частности роли химии в решении этих проблем.

Практическая значимость программы. Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у обучающихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Интересным является его практическая часть, дети в процессе проведения экспериментов учатся работать как в команде, так и индивидуально. Данная программа направлена больше на практическую часть – проведение эксперимента. Поэтому для данной программы используется метод детского экспериментирования.

Структура детского экспериментирования:

  1. Выделение и постановка проблемы.
  2. Выдвижение гипотезы.
  3. Поиск и предложение возможных вариантов решения.
  4. Проведение самого эксперимента.
  5. Обобщение полученных данных.

Срок реализации программы: 1 смена 2021 (период летнего лагеря дневного пребывания).

Содержание занятий программы:

Программа разделена на 4 блока:

  1. Химиша Пробиркин в стране химических элементов. На данном этапе основной задачей педагога является заинтересовать ребенка, для того чтобы он хотел заниматься исследовательской деятельности, мог самостоятельно поставить проблему и искать пути ее решения, а также научится работать в команде и соблюдать правила ТБ.
  2. Химиша в микромире знакомится с атомами и молекулами. На данном этапе главной задачей педагога является: развивать мышление и правильно выражать свои мысли, а также путем моделирования усвоить знания о строении молекул веществ.
  3. Пробиркин и тайна жемчужины Клеопатры. Главной задачей в данном блоке является: формировать у детей познавательные способности, а также привлекать обучающихся среднего звена в реализации опытов.
  4. Химиша Пробиркин на страже закона. Особенностью данного этапа – формирование творческих способностей и умение выступать перед аудиторией.

Формы работы: беседы, наблюдение, эксперимент.

Форма организации деятельности - фронтальная (со всей группой).

На данном этапе реализации использовались следующие элементы образовательных технологий:

- развивающее обучение;

- исследовательские методы в обучении;

- проектные методы обучения;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.   

Кружок реализован на небольшой группе детей, что способствовало удаления внимания каждому ребенку и более эффективному выполнению опытов.

1.2 Планируемые результаты

Обучающиеся должны научиться

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы.

В ходе работы могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи

Материально-техническое обеспечение:

Средства обучения: реактивы и оборудование: мерные цилиндры, пробирки, химические стаканы, палочки стеклянные, фильтры бумажные.

Техническое оснащение: необходимые составные реализации программы: занятия проводятся в кабинете химии, оборудование учебного кабинета (доска, методические таблицы, демонстрационные материалы, приборы и реактивы для практических работ).

1.3 Тематическое планирование

Название

Теоретическое

Практическое

Кол-во часов

(2 дня по 3 отряда)

1.        Химиша Пробиркин в стране химических элементов.

10 минут

20 минут

3

2.        Химиша в микромире знакомится с атомами и молекулами.

10 минут

20 минут

3

3.        Пробиркин и тайна жемчужины Клеопатры.

10 минут

20 минут

3

4.        Химиша Пробиркин на страже закона.

10 минут

20 минут

3

Глава 2 Практическая

Исследовательская работа проводилась по следующей схеме:

1) Постановка проблемы.

2) Изучение информации из разных источников по данной проблеме.

3) Выбор методов исследования и практическое овладение ими.

4) Сбор собственного материала – комплектование подручных материалов, проведение опытов.

5) Анализ и обобщение.

6) Формулировка выводов.

2.1. Критерии отбора опытов

При подготовке опытов необходимо учитывать следующее:

  • соблюдать меру вещества;
  • вещества должны быть доброкачественные;
  • прибор не должен иметь дефектов;
  • всё оборудование готовится заблаговременно;
  • необходим комплект нужного оборудования.

«Никогда не выносить на урок прибора, не испытав его заблаговременно, не проделав опыт предварительно. Испытание и проверка - самые верные гарантии успеха в классе» - «золотое» правило И.И.Никитинского.

Основные требования к постановке опытов:

  • ясная постановка цели;
  • чёткая инструкция по технике выполнения с показом технических приемов выполнения и с указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать;
  • проверка усвоения детьми хода предстоящей работы путем пересказа ими данной инструкции;
  • своевременная раздача на столы принадлежностей для опыта;
  • контроль со стороны учителя за самостоятельной работой учащихся;
  • уборка рабочего места;
  • выводы и обобщения;
  • повторение и закрепление выполненных опытов.

2.2 Проведение опытов

1.        Химиша Пробиркин в стране химических элементов.

 «НЕВИДИМЫЕ ЧЕРНИЛА»

Понадобится : половинка лимона, ватная            палочка, чашка       воды, лист    бумаги, настольная лампа.

Ход опыта: Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды. Обмакнем             спичку           или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включенной настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.

2.        Химиша в микромире знакомится с атомами и молекулами.

А. Проводится изготовление шаростержневой модели углекислого газа и кислорода.

Б.  «ЦВЕТОК НА ВОДЕ»

Понадобится: лист    бумаги, ножницы, ёмкость с водой.

Ход опыта: из бумаги вырезаем цветок, загибаем       лепестки       к центру цветка.  Кладём цветок в ёмкость с водой.

Результат: цветок постепенно раскрывается. Вода проникает в самые       маленькие             пустые пространства между волокнами бумаги        и          заполняет     их.       Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются    и цветок распускается.

Вывод: вода может подниматься вверх.  

3.        Пробиркин и тайна жемчужины Клеопатры.

«Жемчужина Нила»

Понадобится: полстакана уксуса и кусочек мела.
Ход опыта 1. Бросаем в стакан кусочек мела.
2. Уксус в стакане начинает бурлить от огромного количества пузырьков газа, выходящих из мела. Постепенно от него отваливаются мелкие кусочки, и в конце концов он полностью распадается.
Вывод: Мел — это известняк. При соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. Точно также, но гораздо медленнее разрушаются каменные статуи из-за слабого раствора кислоты, содержащегося в каплях дождя.

4.        Химиша Пробиркин на страже закона.

«Заметаем следы»

Понадобится: 10% аскорбиновой кислоты, р-р йода стакан, вода.

Ход опыта: Открываем пять ампул 10% аскорбиновой кислоты и выливаем ее в стаканчик, добавляем воду. Теперь смешиваем раствор йода и раствор аскорбиновой кислоты в одном стакане, он моментально обесцвечивается. Решили еще капнуть немного концентрированного йода. Капли йода, вступая в реакцию с аскорбиновой кислотой, создают на поверхности рисунок «бенгальских огней»

Вывод: Кислоты имеют свойства обесцвечивать вещества.

2.3. Социальный эффект реализации программы

После занятий по экспериментированию дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Осуществлялось совместное взаимодействие с обучающимися среднего звена, что способствовало углублению химических знаний и расширению кругозора. Наблюдениями и успехами они с удовольствием делятся между собой, заполняя день, проведенный в лагере приятными эмоциями и впечатлениями. Программа может быть реализована во время сезонных каникул, продленки для младших школьников, как модуль по предмету «Окружающий мир» в дошкольных, общеобразовательных и организациях дополнительного образования.

Социальный опрос среди обучающихся начальной школы:

Выводы по работе: мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. Организация данного кружка в летнем лагере получили 100% результат, обучающиеся оформили плакат благодарностей, отзывов и предложений на следующий год, получены благодарность от родителей и администрации школы. Обучающиеся обсуждали занятия после урока и не хотели расходится. А улыбки на их лицах – говорили, что все было сделано не зря.

Заключение

1) Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей;
  • повышение уровня развития познавательных процессов;
  • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами)
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими);

2) детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

3) достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

И, пожалуй самый главный вывод: Химия - «интереснейший» предмет, требующий огромного внимания и изучения!

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Список используемой литературы

  1. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей // Ответств. ред. Т.И. Бабаева, - РГПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  2. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000..
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.
  4. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии, 1991.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  6. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003
  7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  8. Смирнов Ю.И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  9. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 72с.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе летнего лагеря дневного пребывания детей "Город мастеров - 2015" на базе МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ №1"

Летний лагерь с дневным пребыванием детей является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, фи...

Отчет о работе летнего лагеря дневного пребывания "Легоград"

Представлен отчет о реализации программы научно-технического направления "Легоград" на базе МАОУДО "ЦДО"...

Программа групповых занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Гл...

Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Рабочая программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Глазовой Е. А., Москва, ...

Апробация проектно - исследовательской технологий на основе разработки интеллект карты (в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности «Земля у нас одна» )

В основе лежит создание  научного общества обучающихся на площадкеМБУ ДО «Еткульский РДДТ»Работа НОУ началась с организациигидрометеорологического поста на реке Чумляк(с.Калачево, Етк...

Программа по развитию исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста

Программа по развитию исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста затрагивает интересы младших школьников, которые характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к том...

Опыт проектирования и реализации сетевой дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности

Опыт работы по сетевой программе учреждения дополнительного образования и школы...