химия 11 класс "Реакции ионного обмена" Рудзитис
план-конспект урока по химии (11 класс)

химия 11 класс " Реакции ионного обмена" Рудзитис

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_11_klass_reaktsii_ionnogo_obmena.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  №21, 11-А класс                                                                                                              

Тема: Реакции ионного обмена

Цель урока: 

закрепить и расширить знания об особенностях и условиях протекания реакций ионного обмена, закрепить умения составлять ионные уравнения, формировать умение предвидеть вероятность протекания реакций в растворах, развивать и мыслить творчески и нестандартно. Формировать учебно-познавательные, информационные, коммуникативные компетентности.

Задачи:

  • совершенствовать навыки составления полных и сокращенных ионных уравнений реакций.
  • продолжать формировать умение анализировать полученную информацию, применять при высказывании суждений ранее полученные знания,
  • совершенствовать навыки решения практических задач;
  • воспитывать у учащихся организованность, самостоятельность, способствовать развитию безопасного и аккуратного выполнения химических опытов и бережного отношения к окружающей среде.

Реактивы и оборудование:

растворы CuSO 4; NaOH; HCl; Na 2CO3; H2SO4, пробирки.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос:

  1. Что такое электролитическая диссоциация?
  2. Что такое электролиты и неэлектролиты. Примеры
  3. По степени диссоциации какие бывают электролиты.
  4. На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты… (ионы водорода и ионы кислотного остатка)
  5. На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания?... (ионы металла и ионы ОН-1 групп)
  6. На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли? … (ионы металла и ионы кислотного остатка)

Задание «Куча мала».

На доске беспорядочно записаны формулы ионов: Ca2+; K+ ; CI- ; Mg2+; SO42-; CO32-; Fe3+; OH

Разложите их по двум папкам с названием «КАТИОНЫ» и «АНИОНЫ». Дайте названия всем ионам. К доске приглашается один учащийся. Проверяем правильность выполнения.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся

О чем же мы сегодня будем говорить? Ответы детей. Давайте сформулируем тему нашего урока. Тема нашего урока «Реакции ионного обмена».

Реакции ионного обмена – это реакции, протекающие между ионами в растворе или расплаве.

Для реакций ионного обмена составляют молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения.

При каких условиях реакции ионного обмена идут до конца?

  • если выпадает осадок
  • если образуется газ
  • если образуется малодиссоцииорованное вещество (вода)

Сегодня нам необходимо в этом убедится на практике.

Повторим технику безопасности.

Техника безопасности:

1. Наливать вещества можно только над специальным лотком.

2. Для опыта следует брать небольшое количество вещества.

3. При попадании на кожу растворов кислот или щелочей необходимо смыть их под сильной струей холодной воды.

4. При проведении эксперимента отложить на край стола тетради и учебники.

Учащиеся выполняют химический эксперимент по группам, пользуясь инструктивными карточками. В группах отвечают на вопросы, оформляют работу. После выступают с отчетом перед остальными учащимися.

Лабораторный эксперимент№1: Реакции, идущие с образованием нерастворимого вещества.

Сливаем раствор сульфата меди (голубого  цвета) и прозрачный гидроксид натрия.

CuSO+ 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Cu2+ +  SO42- + 2Na+ + 2OH- → Cu(OH)2 + 2Na+ + SO42-

Cu2+ +2OH→ Cu(OH)2

Беседа по вопросам:

  1. Какое вещество выпало в осадок?  (Ответ: гидрооксид меди)
  2. Составьте  уравнение реакции в молекулярном виде.
  3. Составьте  уравнение реакции в полном ионном виде.
  4. Составьте  уравнение реакции в сокращенном ионном виде.

Оформление отчета о проделанном опыте.

Лабораторный эксперимент№2: Реакции, идущие с образованием газа.

Задание: Проведем реакцию ионного обмена карбоната натрия Na2COс соляной кислотой HCl.

Na2CO+ 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2
2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl-  =  2Na+ + Cl- + H2O + CO2
CO 32- + 2H+ = H2O + CO 2

Беседа по вопросам:

1. Какой газ образовался?  (Ответ: оксид углерода (IV)

2. Составьте  уравнение реакции в молекулярном виде.

3. Составьте  уравнение реакции в полном ионном виде.

4. Составьте  уравнение реакции в сокращенном ионном виде.

Оформление отчета о проделанном опыте.

Лабораторный эксперимент№3: Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующего вещества.

Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой.

NaOH + HCl = NaCl + H2O

Na+ + OH + H+ + Cl = Na+ + Cl + H2O

OH + H+ = H2O

Беседа по вопросам:

1. Какое  малодиссоциирующее  вещество образовалось?  (Ответ: вода)

2. Составьте  уравнение реакции в молекулярном виде.

3. Составьте  уравнение реакции в полном ионном виде.

4. Составьте  уравнение реакции в сокращенном ионном виде.

Оформление отчета о проделанном опыте.

Выступления учащихся.

Вывод:

Реакции ионного обмена протекают до конца в следующих случаях:

1) если выпадает осадок;

2) если выделяется газ;

3) если образуется малодиссоциирующее вещество.

Во всех остальных случаях реакции ионного обратимы и значит в них устанавливается химическое равновесие.

  1. Закрепление знаний

Составьте уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде:

а) NaOH + H3PO4  =

б) Na2CO3 + H2SO4  =

в) AgNO3 + HCl =

г) NaOH + H2S =

д) AlCl3 + KOH =

е) MgCl2+NaOH =

ж) Na2SO4+ BaCl2  =

з) NaOH + FeCl3  =

и) ZnSO4 + NaOH =

к) CaCO3 +  HCl =

5. Домашнее задание: § 20, выполнить задание №2, №5 и тесты на стр. 91-92


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изучение влияния ионов Pb2+, Cu2+, Al3+ , Cl- и H+ на стартовые процессы прорастания семян фасоли". Исследовательская работа по химии.

Работа содержит не только интересный материал про кислотные дожди, но и результаты опытов....

Урок по химии в 8 классе по теме "Ионные уравнения реакций"

Урок проводится в течение двух занятий, на первом занятии дается теория, подкрепляемая лабораторными опытами, а на втором занятии проводится самостоятельная работа....

Реакции ионного обмена химия 9 класс

Интегрированный урок химия - информатика по теме: " Реакции ионного обмена"....

Методическая разработка урока по химии "Реакции ионного обмена"

Методическая разработка урока по дисциплине: "Химия" по теме "Реакции ионного обмена" для 1  курса НПО....

Дифференцированные задания текущий диагностический контроль знаний по теме “Ионная связь” Химия 8 класс, учебник О. С. Габриелян Самостоятельная работа (время выполнения: 10 минут)

Дифференцированные  заданиятекущий    диагностический контроль знанийпо теме “Ионная связь” Химия 8 класс, учебник О. С. ГабриелянСамостоятельная работа (время выполнения: 10...

План-конспект урока химии "Реакции ионного обмена" для учеников 9 класса

План-конспект урока по химии на тему "Реакции ионного обмена" соствлен для учеников 9 класса. Тип урока - изучение нового материала. На этапе актуализации знаний ребята кодируют учебный...

План -конспект урока по химии в 9 классе "Ионные уравнения" с презентацией

   Урок разработан с применением групповой исследовательской работы учащихся. Ребята в ходе эксперимента усваивают сущность ионного взаимодействия веществ, получают первоначальные пон...