Мастер класс Волшебная химия цвета
учебно-методический материал по химии (11 класс)

Балдан Азияна Семис-ооловна

Мастер класс Волшебная химия цвета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_volshebnaya_himiya_tsveta.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ НАРОДНОГО УЧИТЕЛЯ СССР А.А.АЛДЫН-ООЛА»  ГОРОДА  КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, 1 shkola2_kyzyl@mail.ruтел (факс) 8(394)22 -  3-04-26

Региональный этап

Всероссийского конкурса

«Мой лучший урок»

Подготовила: учитель химии

Балдан Азияна Семис-ооловна

Кызыл-2022

Мастер класс:«Волшебная химия цвета».

Цель: создание условий для полноценного проявления и развития мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

Задачи:

передавать детям своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

совместная отработка методических приемов решения поставленной в теме детям проблемы;

рефлексия собственного мастерства участниками мастер-класса.

Методы обучения: репродуктивный, практический, словесный, наглядный.

Методические приемы: эксперимент, наблюдение, сравнение, логическая цепочка по знакам правил техники безопасности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, буклеты.

Информационное обеспечение: видео презентация, выступление.

Вещества для приготовления основы: мука, соль, клей ПВА, вода.

Химические реактивы:оксид железа (III)Fe2O3, дихромат калия K2Cr2O7,борная кислотаH3BO3,перманганат калияКMnO4, хромат калия К2Cr04,малахит (комплексное соединение карбоната и гидроксида меди CuCO3•Cu(OH)2), дихромат аммония (NH4)2Cr2O7, хлорид железа (III) FeCl3, хромат калия K2CrO4, роданид аммония NH4CNS, этиловый спиртCHOH.

Химические посуды:фарфоровые чашки, фарфоровые ступки с пестиками, асбестовая сетка.

Планируемый результат:развитие профессиональной компетентности.

Посетив мастер-класс участники:

1. Познакомятся с минералами, используемыми в живописи и иконописи в качестве природных пигментов: малахитом, азуритом, охрой, лазуритом и другими минералами.

2. Изучат технологию приготовления акварельных красок и самостоятельно смогут приготовить их. Участники измельчат и перетрут в ступке минералы и реактивы, превратив их в мелкодисперсный порошок. На основе полученных сухих пигментов изготовят краску, смешав их со связующим веществом.

3. Попробуют свои силы в живописи с применением собственноручно приготовленных красок.

Этапы мастер-класса:

  1. Организационный этап (обучающимся сообщается тема мастер-класса, его цели, задачи). Сообщается о том, что сегодня мы должны выполнить практическую работу по теме «Волшебная химия цвета», но пройдет она немного не обычно. В качестве домашней работы обучающимся было предложено самостоятельно найти и приготовить небольшие сообщении о красках из химических веществ.
  2. Изучение нового материала. Первым этапом обучающиеся выступают с небольшими сообщениями, которые они самостоятельно нашли в интернете. При выступлении на экран проецируются слайды презентации «О красках из химических веществ». Формируется эстетический образ краски. Проводится физкультминутка. Вторая часть урока отводится на выполнение практической работы.
  3. Заключительный этап. Подводится итог практической работы. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

1.Организационный этап

Приветствие. Обозначение проблемной ситуации.

Учитель:Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь! Сегодня у нас мастер класс по внеурочной деятельности. Давайте начнем с хорошего настроения!

(Слайд 1) Эпиграфом к нашему мастер классу я взяла слова А.Е.Арбузова: «Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи и с хорошей музыкой, вряд ли он создаст что-то значительное в своей области».

(Слайд 2). Посмотрите на слайд и подумайте, о чем пойдет речь? (Предположительный ответ: о красках из химических веществ».Да, это действительно так).

(Слайд 3). Тема нашего мастер-класса «Волшебная химия цвета».Не случайно я выбрала эту тему. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается практическая деятельность.  

2.Изучение нового материала.

2.1. Выступление учащихся (ребята подготовили сообщении):

(Слайд 4). Радость от восприятия цвета – одно из старейших культурно-эстетических чувств человечества.Сколько помнит мир, люди рисовали всегда. Во все времена люди старались украсить своё жилище. Эта традиция сложилась ещё в доисторическую эпоху. Первобытные художники оставляли на стенах пещер многочисленные изображения животных и сцен из их жизни. Самые первые рисунки первобытных охотников выполнены древнейшим красителем- сажей.Уже З тыс. лет назад нашим предкам были известны мел и охра. Примерно 6 тыс. лет назад художники начали применять в качестве пигментов малахит, лазурит, киноварь. В 5 веке до н.э. к ним добавились свинцовые белила, сурик, глёт.

Первоначально рисунки создавались только с помощью пигментов мелко истолчённых твёрдых окрашенных веществ. Позднее в их состав стали вводить связующие вещества - кровь животных, яичный желток, крахмальный клейстер, масло льняное, оливковое, смолы.

Так получили краски. Благодаря долговечности минеральных красок, до наших дней дошли изображения, возраст которых исчисляется сотнями и тысячами лет.

(Слайд 5). Древние иконописцы, виртуозно владея техникой рисования и знанием красок, создавали восхитительные фрески в храмах. Старинные иконы смотрят на нас, поражая глубиной образов и нетленными красками.

(Слайд 6). В замках, церквях и дворцах солнце, льющееся сквозь кружево витражей, погружает нас в фантастический мир цвета.

(Слайд 7). Со стен музеев смотрят на нас полотна старых мастеров, знакомые и близкие сюжеты картин наших современников.

(Слайд 8). Пигменты ещё несколько десятилетий назад называли обычно минеральными красками, подчёркивая их происхождение: многие природные пигменты получали измельчением окрашенных материалов. И сейчас поступают порою так же, особенно если надо приготовить яркие, сочные, стойкие краски для живописи. Но гораздо чаще в наши дни используют синтетические пигменты всевозможные оксиды и соли металлов. Если же пигменты имеют органическую природу, то их чаще называют красителями; пожалуй, главная область их применения — изготовление акварельных красок.

Волшебник:Что же нужно нам, чтобы ощутить себя художником?Карандаши, кисти, бумага, вдохновение и краски…Сейчас у нас есть все, кроме красок…Не волнуйтесь! Химия нам поможет! Ведь природа нам подарила столько красок!

– Сейчас мы с вами, используя химические вещества природных минералов и горных пород, получим акварельные краски.

2.2.Практическая часть

Учитель:Вначале мы приготовим с вами основу, которую будем добавлять во все вещества.

Староста класса:

Инструкция по приготовлению основы.

Смешайте 4 ч. л. муки, 2 ч. л. соли, влейте воду до образования массы чуть гуще, чем блины, затем добавьте2ч. л. ПВА и все хорошенько разотрите в ступке пестиком.  

Учитель:Теперь приступайте к изготовлению красок. Для этого вы делитесь на 3 группы и каждой группе предоставляется получить свои цвета.

Карточка для 1 группы.

  1. Получение коричнево-красной краски.

        В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.

  1. Получение черной краски.

        В фарфоровую чашечку насыпьте немного угля, разотрите его пестиком до состояния пудры, добавьте основу и снова разотрите.

  1. Получение оранжевой краски.

В ступке смешайте в одинаковой пропорции дихромат калия (K2Cr2O7) и борную кислоту (H3BO3). Хорошенько разотрите пестиком, добавьте основу и вновь разотрите.

  1. Получение малиново-коричневой краски.

Разотрите в ступке марганцовку (КMnO4), добавьте основу и вновь разотрите.

Карточка для 2 группы.

  1. Получение коричнево-красной краски.

В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.

  1. Получение желтой краски.

В фарфоровой ступке при помощи пестика измельчите жёлтый порошок хромата калия К2Cr04, добавьте связующего вещества и разотрите.

  1. Получение белой краски.

В фарфоровую чашечку насыпьте немного мела и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и снова хорошенько разотрите.

  1. Получение зеленой краски.

В качестве зеленой краски на Руси часто использовали мелко истертый, хорошо известный как поделочный камень – малахит. Малахит – комплексное соединение карбоната и гидроксида меди CuCO3•Cu(OH)2.

Для приготовления искуственного малахита возьмите немного карбоната меди CuCO3, добавьте немного гидроксида натрия (NaOH) и затем немного сульфата меди (II) (CuSO4). Все истолките в ступке, а затем тщательно разотрите с основой.

Карточка для 3 группы.

  1. Получение коричнево-красной краски.

В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.

  1. Получение темно-зеленой краски.

Сейчас зеленые краски в основном получают синтетическим путем. Многие из них в основе своего красящего пигмента содержат оксид хрома(III) Cr2O3, называемый еще хромовой зеленью. Очень редкий минерал, содержащий в своем составе до 30% оксида хрома (III) Cr2O3волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков – от темно-зеленого до ярко-зеленого.

Такой пигмент мы можем сейчас получить с помощью несложного, но эффектного опыта.

Проведем опыт «Извержение вулкана» по уравнению реакции:

(NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O

Для этого насыпьте на асбестовую сеточку немного дихромата аммония ((NH4)2Cr2O7), добавьте 2-3 капли спирта и подожгите. После прохождения реакции смесь нужно охладить, хорошо растереть в ступке, добавить основы.

  1. Получение «Железной» желтой краски.

 «Железную» желтую акварельную краску можно получить при помощи соли трехвалентного железа FeCl3, которую смешиваем с раствором хромата калия K2CrO4. Мгновенно образуется желтый осадок Fe2(CrO4)3.

2FeCl3 + 3K2CrO4 ═ Fe2(CrO4)3↓ + 6KCl.

Полученное вещество истолките в ступке, а затем тщательно разотрите с основой.

  1. Получение красной краски.

В фарфоровой чашечкесмешайте немного хлорида железа (III)- FeCl3 и роданид аммония NH4CNS. Добавьте основу и хорошенько разотрите.

Волшебник:Итак, краски готовы, можно приступать к созданию  рисунков. (Ребята нарисуют рисунки)

Учитель:Продемонстрируйте свое творчество другим группам. Молодцы!

3.Заключительный этап.

Создаёт условия для заключительной рефлексии:

-Сегодня на мастер-классе я научилась(ся)…

-Сегодня на мастер-классе я узнал(а)…

-Неожиданностью для меня явилось то, что….

-Сегодня на мастер-классе я понял(а), что..

-Особенно интересным было…

Оценивают свои знания, эмоциональное состояние.

(Слайд 9)

Волшебник:Разукрашу жизнь яркими красками,

И улыбку вам всем подарю,

Пусть реальность красивою сказкою,

Где все счастливы я сотворю!

А попробуй и сам! Получается?

Ну не бойся, палитру бери!

Не волнуйся, они не кончаются,

И смелее! Твори же, твори!

Учитель:Итак, заканчивается наш мастер-класс, на котором вы выступили не только в роли художников, творцов прекрасного, но и в роли мастеров, которые смогли создать краски. Научные знания химической лаборатории соединились с мастерскойхудожника.

Спасибо за мастер-класс! До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация- мастер класс "Волшебное искусство ОРИГАМИ"

Эта презентация расскажет вам об искусстве создания поделок из бумаги ОРИГАМИ...

мастер-класс " Эти летающие цветы"

Мастер-класс по биологии по теме " Насекомые"...

Мастер класс"Волшебный мир песка"

Конспект мастер класса  и фотоотчет  практического занятия по работе с песком....

Мастер - класс "Волшебный квиллинг"

Цель: повышение профессионального уровня и обмена опытом по технике квиллинг. Задачи:1. Ознакомить педагогов с программой кружка «Волшебная мастерская» по теме «Волшебный квиллинг».  2....

Мастер - класс: «Сказочные весенние цветы. Подснежник»

Цель: повышение профессионального уровня и обмена опытом по технике квиллинг.Задачи:Ознакомить педагогов с работой кружка «Страна мастеров» по теме «Квиллинг»Образовательные:закреплять  и расширя...

Мастер класс: «Волшебная химия цвета».

Цель проведения мастер-класса для педагогов: создание условий для полноценного проявления и развития мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмен...

Мастер - класс "Волшебная химия цвета"

Открытый урок в 10-11 классах, с целью обмена опытом....