Открытый урок Химии 8 класс тема "Соли"
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Белова С.А.

 

Нас окружает много объектов живой и неживой природы. Из чего они состоят? (из веществ). На какие группы делятся все известные вам вещества? (на простые и сложные). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soli.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:Соли.

Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные задачи: 

  • Познакомить со строением, номенклатурой и свойствами солей.
  • Дать классификацию солей.
  • Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.
  • Выявить уровень знаний о классификации и свойствах оксидов.
  • Отработка умений работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.

Воспитательные задачи: 

  • Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.

Развивающие задачи: 

  • Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
  • Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов.
  • Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).

Методы обучения: 

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Практические.
  • Исследовательский эксперимент.
  • Проблемный эксперимент.

Реактивы и оборудование:

- сульфат меди (II)

- железный гвоздь

- соляная кислота

- карбонат натрия

- гидроксид натрия

- пробирки

Нас окружает много объектов живой и неживой природы. Из чего они состоят? (из веществ). На какие группы делятся все известные вам вещества? (на простые и сложные). Какие вы знаете простые и сложные вещества? С тремя классами сложных веществ вы уже знакомы, это оксиды, основания, кислоты. Сегодня мы познакомимся с четвёртым

классом неорганических веществ. Чтобы узнать, что это за класс, нужно пройти этап проверки домашнего задания, а на прошлом уроке мы что изучили?- оксиды: состав, строение, свойства.

 (для работы паре учеников даётся распечатанная тематическая карта с заданиями)

Задания для проверки:

  1. Составить схему классификации оксидов (работа учащегося у доски с последующей проверкой и взаимопроверкой);

2. Определите ряд формул, состоящих только из кислотных (основных) оксидов- выбор пояснить:

  1. Na2O, N2O, CuO;
  2. CO2, P2O5, Cl2O7;
  3. MgO, BaO, ZnO;
  4. Li2O, CaO, CO.

  1. Составить формулы оксидов, определить их тип – «химические крестики- нолики»:

Аl+3

С+2

?

N+4

О-2

?

Na+1  

?

?

  1. Химические свойства оксидов- дописать уравнения реакций /но перед этим: «С чем реагируют оксиды?»/:

Р2О5 + КОН =

SO3 + Н2О =

СаО + Н2О =

MgO + HNO3 =

Na2O + СО2 =

Изучение нового материала:

Мы уже встречались с классом солей как на уроках химии так вы встречались и в быту. Какие соли вам известны, как их применяете, зачем их изучать???

Несколько советов по применению поваренной соли (NaCl) в хозяйстве:

  • Застарелую ржавчину и чернильные пятна на белье можно вывести солью, растворённой в лимонном соке, затем их следует подвергнуть воздействию солнечного света. После первого раза пятна сильно побледнеют, а после неоднократного повторения окончательно исчезнут;

  • Батистовые носовые платки приобретут первоначальную белизну, если перед стиркой вы замочите их в солёной воде;
  • Чтобы мутное подсолнечное масло стало прозрачным, добавьте на 1л масла чайную ложку соли. Через три дня перелейте его в другую бутылку;
  • Если положить в хлебницу кусочек очищенного картофеля и немного соли, то хлеб будет дольше оставаться мягким и не заплесневеет.
  • Чтобы нарезанные яблоки не потемнели, их можно залить слегка подсоленной водой.

Назовите любые две формулы солей /например/:

Na │ CI        ;         Ca  │ CO3

1. Это простые или сложные вещества?- сложные

2. Что на первом месте?- ион металла

3. Что на втором месте?- анион кислотного остатка

Теперь на основании полученных данных, дайте определение солям.

Вывод (делают ученики): (Соли – сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов и кислотные остатки).

Переходим к следующему разделу: Классификация солей

Мы будем чаще работать в курсе 8 класса со средними солями (остальные в старших классах), именно на их примере и разберём характерные химические свойства- практическая часть урока:

Алгоритм опыта

1. взяли

2. добавили

3. наблюдали

4. вывод

I. С металлами (растворимые соли) обратить внимание на ряд Бекетова!!!

А) сульфат меди (II) и железо

Б) сульфат железа (II) и медь

II. С основаниями (щелочами)

А) сульфат меди (II) и гидроксид натрия

III. С кислотами

А) карбонат натрия и соляная кислота

IV.  Нерастворимые соли при нагревании разлагаются

Нагревание карбоната кальция

Закрепление:

Игра “Третий лишний”

Определите вещество, которое является лишним в каждой строчке.

CuO   HCI   AI2O3

HCI   H2SO4   NaCI

NaOH   HNO3   H3PO4

Na2SO4   K2SO4    BaSO4

Химическая задача №1

Ученику потребовалось определить растворяются ли в воде следующие соли: ВаСI2 KNO3 MgSO4 CuS. Но в наличие у него их нет. Как можно ему помочь?

Химическая задача №2(резерв)

Объясните, почему в паровой утюг не рекомендуется наливать водопроводную или речную воду, а необходимо наливать дистиллированную?

Закончить уравнения реакций, если они осуществимы:

СаСО3 + НNO3—>

P + NaCI—>

Cu + FeSO4—>

ZnCI2 + NaOH—>

CaCO3—>

Домашнее задание:

§ 41, стр. 226 № 3

Знать: определение, номенклатуру и свойства солей;

Уметь: записывать соответствующие уравнения реакций.

Подведение итогов урока:

  • обращать внимание учащихся на неточности и недочёты при ответах.
  • ученик сам оценивает свою деятельность на уроке /высокий или низкий уровень активности, интерес к изучению нового, допущенные ошибки в работе/.    
  • Оценка учителем ученика.  
  • Выставление итоговой оценки за урок.                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку химии "Самородные металлы". 8 класс.

Данная презентация сопровождает изучение учебного материала на уроке химии в 8 классе по теме: "Самородные металлы"....

открытый урок химии в 8 классе "Кислоты, их состав, классификация и значение"

Открытый урок химии в 8 классе по теме  "Кислоты, их состав, классификация и значение" с мультимедийной презентацией предолагает первое знакомство с кислотами. Разработан по программе О.С. Г...

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ система Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА. ОТКРЫТЫЙ УРОК ХИМИЯ 8 класс

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ система Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА. ОТКРЫТЫЙ УРОК   ХИМИЯ 8 класс...

Открытый урок химии в 8 классе по теме: "Свойства кислорода. Оксиды."

Тема: Свойства кислорода. Оксиды. Цель урока: Изучить физические и химические свойства кислорода. Уметь записывать уравнения реакций кислорода с фосфором, серой, железом. Дать понятие об оксидах. Умет...

Открытый урок химии в 8 классе "Путешествие в мир кислот"

Урок- знакомсто  с новым материалом...

Открытый урок химии в 8 классе по теме: «Покорение вершины «Количество вещества»

Цель урока: закрепить знания по теме «Количество вещества». Задачи урока:  Образовательные:продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро, молярны...