Генетическая связь между классами веществ
презентация к уроку по химии (8 класс)

Орлова Екатерина Александровна

Генетическая связь между классами веществ, 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geneticheskaya_vyaz.pptx244.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Генетическая связь между классами веществ 19.05.20 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» Составитель: Орлова Е.А. учитель химии и биологии Черногорск, 2020

Слайд 2

Ваша цель – обобщить знания о классификации веществ; сформулировать представления о генетических рядах металлов и неметаллов, генетической связи классов неорганических соединений. Ваши задачи: Сделать конспект по данной презентации Выполнить задание на закрепление материала !!!Данная тема очень важна, так как в дальнейшем почти на каждом уроке будут прорешиваться цепочки реакций.

Слайд 3

Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т.е. генезис веществ. Зная классы простых веществ, можно составить два генетических ряда: генетический ряд металлов и генетический ряд неметаллов.

Слайд 5

Генетический ряд металла состоит из простого вещества, оксида, гидроксида и соли: металл — основный оксид — основание — соль . Все металлы можно разделить на две группы: активные и неактивные. К активным относят металлы, реагирующие с водой при обычных условиях. Это 10 металлов: литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций , кальций, стронций, барий, радий. Их оксиды соединяются с водой с образованием растворимых гидроксидов — щелочей. Остальные металлы менее активны. Их оксиды не реагируют с водой, а основания в воде не растворяются. Поэтому из оксида получить основание можно только через соль. Для неактивных металлов генетический ряд выглядит так: металл — основный оксид — соль1 — основание — соль2 .

Слайд 6

Генетические ряды активных металлов: Ряд лития: Li→Li 2 O→LiOH→Li 2 SO 4 . Ряд кальция: Ca→CaO→Ca (OH) 2 →CaCO 3 . Ряд бария: Ba→BaO→Ba (OH) 2 →Ba 3 (PO 4 ) 2 . Составим уравнения для генетического ряда бария: 2 Ba+O 2 =2BaO , BaO+2H 2 O=Ba(OH) 2 , 3Ba(OH) 2 +2H 3 PO 4 =Ba 3 (PO 4 ) 2 ↓ +6H 2 O. Обрати внимание! Превращение гидроксида бария в фосфат можно осуществить также с помощью кислотного оксида или растворимой соли: 3Ba(OH) 2 +P 2 O 5 =Ba 3 (PO 4 ) 2 ↓+3H 2 O, 3Ba(OH) 2 +2Na 3 PO 4 =Ba 3 (PO 4 ) 2 ↓+6NaOH.

Слайд 7

Генетические ряды неактивных металлов: Ряд магния: Mg→MgO→MgCl 2 →Mg(OH) 2 →MgSO 4 . Ряд железа: Fe→FeO→FeSO 4 →Fe(OH) 2 →Fe(NO 3 ) 2 . Ряд меди: Cu→CuO→Cu (NO 3 ) 2 →Cu(OH) 2 →CuCl 2 . Составим уравнения реакций для ряда меди: 2 Cu+O 2 =2CuO, CuO+2HNO 3 =Cu(NO 3 ) 2 +H 2 O, Cu(NO 3 ) 2 +2NaOH=Cu(OH) 2 +2NaNO 3 , Cu(OH) 2 +2HCl=CuCl 2 +2H 2 O. Обрати внимание! В ряду неактивного металла получить соль из основания можно только с помощью кислоты.

Слайд 8

Генетический ряд неметалла состоит из простого вещества, кислотного оксида, кислородсодержащей кислоты и соли: неметалл — кислотный оксид — кислота — соль . Ряд углерода: C→CO 2 →H 2 CO 3 →CaCO 3 . Ряд серы: S→SO 2 →H 2 SO 3 →K 2 SO 3 . Ряд фосфора: P→P 2 O 5 →H 3 PO 4 →Na 3 PO 4 . Запишем реакции для ряда фосфора: 4 P+5O 2 =2P 2 O 5 , P 2 O 5 +3H 2 O=2H 3 PO 4 , H 3 PO 4 +3NaOH→Na 3 PO 4 +3H 2 O. Соль из кислоты можно также получить с помощью основного оксида или другой соли: 2 H 3 PO 4 +3Na 2 O→2Na 3 PO 4 +3H 2 O, 2H 3 PO 4 +3Na 2 CO 3 →2Na 3 PO 4 +3H 2 O+3CO 2 ↑.

Слайд 9

Ряд кремния несколько отличается, так как его оксид не реагирует с водой, а кислота нерастворима: Si→SiO 2 →K 2 SiO 3 →H 2 SiO 3 →CaSiO 3 . Si+O 2 =SiO 2 , SiO 2 +2KOH=K 2 SiO 3 +H 2 O, K 2 SiO 3 +H 2 SO 4 =H2SiO 3 ↓+K 2 SO 4 , H 2 SiO 3 +Ca(OH) 2 =CaSiO 3 +2H 2 O. Соль из кремниевой кислоты можно получить также с помощью основного оксида или другой соли: H 2 SiO 3 +CaO CaSiO 3 +H 2 O, H 2 SiO 3 +CaCO 3 CaSiO 3 +H 2 O+CO 2 ↑ .

Слайд 10

Закрепление материала 1. Выбери вещества, составляющие генетический ряд кальция: CaO , H 2 SO 3 , Ge , Ca (OH) 2 , Ca , Al(OH) 3 . 2. Выбери формулу вещества, с помощью которого можно осуществить превращение Ag 3 PO4→H 3 PO 4 : H 2 SO 4 , AgNO 3 , CH 4 , KOH 3. Выбери формулы веществ, необходимых для осуществления превращения K KOH KI AgI Cu(OH) 2 LiI AgNO 3 HI H 2 O


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Генетическая связь между классами неорганических веществ

Урок-игра используется в 8 классе по программе О. С. Габриеляна...

Генетическая связь между классами веществ

Цель: рассмотреть генетическую связь между классами неорганических и органических           веществ, дать понятие о «генетическом ряде веществ» и «ген...

Генетическая связь между классами веществ.

Коспект урока-игра по теме:   "Генетическая связь веществ" для 8 класса. Тип урока- закрепление знаний. Рассматривается входной контроль, мотивация,закперление все в игровой форме....

«КЛЮЧИ ОТ ФОРТА ГСМКВ» урок-игра по теме: «Генетическая связь между классами веществ»

«КЛЮЧИ ОТ ФОРТА ГСМКВ» урок-игра по теме: «Генетическая связь между классами веществ»(урок обобщающего повторения)....

Презентация к уроку химии по теме" Генетическая связь между классами веществ"

Материал данной презентации предназначен для учителей и учащихся работающих по УМК О.С. Габриеляна....

План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ».

План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ». Цель урока:усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде;обобщение и системат...

Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ (11 класс. ХИМИЯ, базовый уровень)

Задания разного уровня сложности: 6 тестовых заданий, установить соостветствие, осуществить цепочку превращений, составить генетический ряд....