Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии», 10 класс
календарно-тематическое планирование по химии

Ильина Людмила Ивановна

Рабочая программа элективного курса   «Системное повторение курса химии», 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_himiya_10_kl.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

среднего  общего образования ( для 10 – 11 кл)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ватинская общеобразовательная средняя школа»

Рабочая программа

элективного курса

 «Системное повторение курса химии», 10 класс

2021 -2022 учебный год

Предмет: Химия

Уровень: общеобразовательный

Учитель: Л.И. Ильина

2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии»,» для обучающихся  11 класса составлена в соответствии :

-с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе:Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12. 2014, с изм. от 02.05. 2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31. 03. 2015);

- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);  

  • программы среднего полного  общего образования по химии 10-11 классы под руководством О.С. Габриеляна, М.: Дрофа, 2013г. ,
  • Положения о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Ватинская общеобразовательная средняя школа»

В соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом МБОУ «Ватинская ОСШ» на 2021-2022 учебный год на изучение химии в 10 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 часа в год.  

Цели элективного курса:

- развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения;

- развитие творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить;

- закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии;

- обучение обучающихся основным подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному решению практических задач.

Задачи элективного курса:

- подготовить выпускников к единому государственному экзамену по химии;

        - развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов;

         - выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии;

- научить обучающихся приемам решения задач различных типов;

- закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса общей, неорганической и органической химии;

- способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии;

- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные:

  • формировать чувства гордости за российскую химическую науку и уважения к истории ее развития;
  • уважать и принимать  достижения  химии в мире;
  • уважать окружающих (учащихся, учителей, родителей и др.);
  • уметь  слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • признавать  ценность здоровья (своего и других людей);
  • осознавать готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
  • осознавать готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим по ступкам;
  • уметь устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами);
  • выполнять прогностическую самооценку, регулирующую активность личности на этапе ее включения в новый вид деятельности, связанный с  изучения  учебного предмета — химии;
  • выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых корректив, соответствующих этапам и способам изучения курса химии;
  • строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
  • осознавать собственные ценности и их соответствие принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
  • выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами;
  • в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Предметные:

В результате изучения элективного курса «Решение химических задач» на уровне среднего общего образования:

Ученик 10 класса на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
  • называть изученные вещества по «тривиальной» и систематической номенклатуре;
  • определять валентность и степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
  • раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
  • понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
  • объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
  • составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
  • характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
  • прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
  • использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
  • приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
  • проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
  • владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием
  • проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

Ученик 10 класса на базовом уровне получит возможность научиться:

  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
  • использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
  • устанавливать генетическую связь между классами органических веществ, для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
  • использовать полученные знания в повседневной жизни.

Содержание элективного курса

«Органическая химия в вопросах и задачах»

Введение (1 ч)

Цели и задачи курса, его структура.

Алгоритмы решения всех типов задач за курс основной школы.

Тема 1. Теория строения органических соединений. (7 ч)

Строения атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода.

Гибридизация орбиталей на примере атома углерода. Виды гибридизации. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них: направленность, длина, энергия и кратность углерод - углеродных связей. Особые виды связи в органических веществах: σ – связь и π – связь.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории строения органических соединений.

Классификация, номенклатура органических веществ. Изомерия. Изомеры.

Алгоритм решение задач на вывод формул веществ по массовым долям элементов.

Тема 2.  Углеводороды (8 ч).

Алканы. Циклоалканы. Алкены. Алкины. Особенности строения молекул веществ данных гомологических рядов и их свойств, обусловленных этим строением. Взаимное влияние атомов в молекулах углеводородов, обусловленное наличием в молекулах кратных связей и более электроотрицательных элементов.

Решение задач на нахождения молекулярных формул органических веществ по продуктам сгорания.

Бензол. Производные бензола. Ориентанты первого рода и взаимное влияние атомов друг на друга в молекуле толуола. Генетическая связь углеводородов.

Решение расчетных задач.

Тема 3. Кислородсодержащие органические вещества (11 ч).

Кислородсодержащие органические вещества. Функциональные группы (гидроксогруппа, карбонильная, карбоксильная). Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ, содержащих кислород.

Спирты. Предельные, непредельные и ароматические спирты. Простые эфиры.

Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны.

Предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Взаимное влияние атомов в молекулах кислот и свойства, обусловленные этим влиянием.

Непредельные, двухосновные и ароматические кислоты.

Задачи на вывод молекулярных формул органических веществ, содержащих кислород.

Задачи на генетическую связь карбоновых кислот с органическими веществами других гомологических рядов.

Сложные эфиры. Жиры. Углеводы.

Решение расчетных задач.

Тема 4. Азотсодержащие органические соединения (5 ч).

Амины. Основность аминов, обусловленная особым строением аминогруппы.

Аминокислоты – Амфотерные органические соединения. Взаимное влияние двух функциональных групп друг на друга.

Белки как природные полимеры. Пространственные структуры белка.

Решение расчетных задач на вывод молекулярных формул органических веществ, содержащих азот.

Тема 5. Химия в жизни человека (3 ч).

Химия в жизни человека. Химическая экология.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение.

1

2

Теория строения органических соединений.

7

3

Углеводороды.

8

4

Кислородсодержащие органические соединения.

11

5

Азотсодержащие органические соединения.

5

6

Химия в жизни человека

3

35

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Форма занятия

Дата

план

факт

Введение (1 ч.)

1

Цели и задачи курса, его структура.

Алгоритмы решения всех типов задач за курс основной школы.

Лекция

2.09

Тема 1. Теория строения органических соединений (7 ч.)

2

История зарождения и развития органической химии

Лекция

9.09

3

Современные представления о строении органических соединений.

Лекция

16.09

4

Жизнь, научная и общественная деятельность А.М. Бутлерова.

Семинар

23.09

5

Классификация, номенклатура органических соединений.

Практикум

30.09

6

Изомерия органических соединений.

Практикум

7.10

7

Решение задач на вывод формул веществ по массовым долям элементов.

Практикум

14.10

8

Расчетные задачи на вывод формул органических соединений по продуктам сгорания.

Практикум

21.10

Тема 2. Углеводороды (8 ч.)

9

Предельные углеводороды (алканы)

Практикум

28.10

10

Непредельные углеводороды. Алкены.

Практикум

11.11

11

Непредельные углеводороды. Алкины.

Практикум

18.11

12

Непредельные углеводороды. Алкадиены.

Практикум

25.11

13

Расчетные задачи на вывод формул органических соединений.

Практикум

2.12

14

Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце (ориентанты первого и второго рода)

Лекция

9.12

15

Генетическая связь углеводородов.

Практикум

16.12

16

Решение расчетных задач.

Практикум

23.12

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения (11 ч.)

17

Спирты. Производство метанола и этанола.

Лекция

18

Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье.

Семинар

19

Решение расчетных задач

Практикум

20

Альдегиды.

Практикум

21

Карбоновые кислоты. Производство уксусной кислоты.

Практикум

22

Краткие сведения о некоторых двухосновных, ароматических и прочих карбоновых кислотах.

Лекция

23

Генетическая связь между разными классами органических соединений.

Практикум

24

Жиры в жизни человека и человечества.

Лекция

25

Углеводы и роль фотосинтеза в их образовании.

Семинар

26

Краткие сведения о некоторых моно- и олигосахаридах.

Лекция

27

Решение расчетных задач.

Практикум

Тема 4. Азотсодержащие органические соединения (5 ч.)

28

Распространение аминокислот в природе, их применение.

Лекция

29

Пептиды и полипептиды. Нахождение в природе и биологическая роль.

Лекция

30

Нуклеиновые кислоты и их биологическая роль.

Лекция

31

Решение комбинированных задач

Практикум

32

Решение комбинированных задач

Практикум

Тема 5. Химия в жизни человека (3 ч.)

33

Табакокурение и наркомания – угроза жизни человека.

Семинар

34

Химическая экология в системе экологической науки. Углеводороды, вредные для здоровья человека и окружающей среды.

Лекция

35

Влияние на окружающую среду производных углеводородов.

Лекция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии»

Данный элективный курс направлен на расширение и углубление знаний учащихся по органической химии, формированию умений выполнять различные  задания: решать задачи, цепочки превращений органически...

Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 10 класс

Элективный курс «Решение задач по органической химии»  составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, предназначен для учащихся 10 класса, ...

Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 11 класс

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначен для учащихся 11-х классов и  рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Основной акцент при разработке программы курса делается на решении зад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии в 9 классе «Химия в задачах» на 2017 – 2018 учебный год

Программа курса: « Химия в задачах»  способствует  формированию основ химических знаний, является фундаментом для   дальнейшего совершенствования химических знаний в ст...

Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии», 11 класс

Рабочая программа элективного курса   «Системное повторение курса химии», 11 класс...