Технологическая карта урока: «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» (7 класс)
план-конспект урока по химии (7 класс)

Куземина Людмила Алексеевна

Данный урок даёт возможность учащимся приобрести опыт познания, имеющий универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятие решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pr.r._kuzemina_2017_g.docx67.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33

ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Технологическая карта урока:

«Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» (7 класс)

 

        

                                                                               

                                                                         Учитель химии

                                                                                     высшей квалификационной категории

                                                                                     Куземина Людмила Алексеевна

                                           

                                                                         

                                                Смоленск, 2022

Тема урока:  Приготовление раствора с заданной массовой долей вещества.

Предметная цель: сформировать у учащихся представление о растворах, их приготовлении и практическом применении.

Метапредметная цель: дать возможность учащимся приобрести опыт познания, имеющий универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятие решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков.

Задачи урока:

  • воспитательные  продолжать формирование мотивации учебной деятельности, культуры общения при работе в парах;
  • образовательные – активизировать знания учащихся о растворах, сформировать умения приготовления раствора определенной концентрации; продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием;
  • развивающие – способствовать развитию умений проводить химический эксперимент, решать проблемные задачи, делать умозаключения; составлять отчет о проделанной работе; продолжать развитие у учащихся умений осуществлять коммуникативную деятельность.

Тип урока: практическая работа

Технология проблемного обучения,

 информационно-коммуникационная технология

Планируемые результаты:

  • личностные – учащиеся осознают значимость химических знаний для их практического применения в повседневной жизни;
  • метапредметные – учащиеся осваивают  применение общелогических операций (анализ и обработка информации, умозаключение); использование различных способов коммуникативной деятельности;
  • предметные--  учащиеся повторяют понятия «раствор», «растворитель», «растворимое вещество», «массовая доля вещества в растворе»; а затем готовят раствор с заданной массовой долей растворенного вещества.

Используемые методы обучения:

  • частично-поисковый;
  • исследовательский.

Используемые средства обучения:

  • учебник (О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. Химия вводный курс. 7 класс. М.; Дрофа, 2019);
  • оборудование для проведения учебного эксперимента.

Оборудование и реактивы: (на столах учащихся):

  1. весы и разновесы,
  2. химический стакан,
  3. мерный цилиндр,
  4. стеклянная палочка,
  5. ложечка для насыпания твердых веществ,
  6. стакан с водой,
  7. поваренная соль.

Ход урока представлен в виде технологической карты.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

  1. Организационный момент

1 мин.

Учитель приветствует учащихся и проверяет их готовность  к уроку.

Готовность учащихся к уроку. Приветствуют учителя.

Планируемые результаты

Самоорганизация на работу

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

3 мин.

Сегодня на уроке мы будем работать с двумя веществами.  Давайте их определим:

  • о первом вы узнаете, если отгадаете загадку:

очень послушная,

 я мягкая, добродушная,

но когда я захочу

даже камень источу.

  • второе вещество вы обнаружите на кухне: оно твердое, кристаллическое, не имеет запаха, хорошо растворяется в воде; людям, страдающим гипертонией (повышенное артериальное давление), рекомендуют ограничить прием этого вещества.
  • Закончите фразу:

имея воду и соль можно…

  • А теперь сформулируйте тему урока: (внимание на доску)

Приготовление… с заданной массовой долей…  …

  • Определите цель, исходя из темы урока

Цель: научиться…

  • Где мы можем использовать данные знания в жизни?

Отгадывают загадку (вода)

Определяют вещество (поваренная соль)

Заканчивают фразу: приготовить раствор

Учащиеся формулируют тему урока, вставляя пропущенные слова

Учащиеся определяют цель урока, заканчивая фразу.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Планируемые результаты

Формирование стартовой мотивации для  дальнейшей работы на уроке.

  1. Операционно-исполнительный этап:

  • актуализация знаний

3 мин.

Переходим к следующему этапу урока, решаем ситуацию:

«Повторение – мать учения»

Поясните следующие записи:

  1. Компоненты раствора

  1. ω (в-ва) =                   · 100%
  2. m р-ра = ….  +  ….

m (Н2О) = ….  +  ….

  1. m            V

m (Н2О) =

  1. ρ (Н2О) =

     

Все готовы работать дальше?

Учащиеся комментируют записи на доске (идет работа во фронтальном режиме)

Планируемые результаты

Личностные УУД: оценивать собственную деятельность и деятельность своих

                                 одноклассников.

Метапредметные УУД: воспроизводить по памяти информацию, развивать свои мысли,              

                                          слышать других.

Предметные УУД: уметь характеризировать компоненты раствора, знать формулу для

                                  определения концентрации раствора.

  •  работа с тетрадью

8 мин.

Для дальнейшей работы вам потребуется тетрадь.

Запишите: - число

                  - практическая работа №

                  - тема работы

                  - оборудование

                  - ход работы

                  - таблица для отчета

Основание!

№ п\п

Мои действия

Наблюдаю

Вывод    

Учащиеся работают с тетрадью

Планируемые результаты

Личностные УУД: аккуратность при оформлении работы.

Метапредметные УУД: удерживать цель деятельности до получения результата.

  • выполнение расчетов

5 мин.

Тетради готовы?

 Приготовление раствора по числу ложечек на стакан воды – способ вполне приемлемый, но только для кухни. Трудно представить себе химика, приготавливающего раствор таким образом.

А мы уже с вами химики? Ваши предположения?

Задание – определите массу соли и объем воды, необходимые для приготовления

  1.  50 г  5% раствора;
  2.  70 г 4% раствора;
  3.  80 г 3% раствора

Ситуация «Рассчитай-ка»

Ученики записывают в таблицу:

  1. Выполнение расчетов

Дано:              Решение:

Далее ученики выполняют расчеты предложенных заданий (работа в парах)

Ожидаемый результат

Личностные УУД: проявлять желание больше узнать; применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные УУД: смысловое чтение, осознанно владеть общим приемом решения задачи, выстраивать последовательность необходимых операций.

Предметные УУД: закрепить умения производить расчеты по формуле массовой доли вещества.

  • эксперимент

10 мин.

10 мин

После выполнения расчетов переходим к эксперименту, соблюдая правила техники безопасности!

Ситуация «Готовим раствор»

Ситуация «Отчитайся»

Приступаем к составлению отчета; в этом нам поможет учебник.

Ученик на весах отмеряет соль и помещает её в химический стакан.

Другой ученик с помощью мерного цилиндра отмеряет воду и приливает её к соли в стакане.

Далее поочереди перемешивают содержимое стакана до полного растворения соли в воде.

Обучающиеся составляют в тетрадях отчет о проделанной работе.

Формулируют вывод (записывают в тетрадь):

« для приготовления раствора с заданной массовой долей вещества необходимо знать … … и … …»

  • контроль

2 мин

Ребята, а теперь давайте проверим, какой вывод вы записали в своих тетрадях.

Учащиеся сдают тетради

 на проверку.

Планируемые результаты

Личностные УУД: проявлять интерес к учебной деятельности, справляться с поставленной целью; соблюдение правил безопасного поведения во время проведения эксперимента.

Метапредметные УУД: распределять обязанности в паре, оценивать весомость приведенных рассуждений.

Предметные УУД: закрепить умения работать с лабораторным оборудованием.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

2 мин

Давайте подведем итог работы на уроке, используя глаголы, записанные на доске:

закрепил …

научился …

справился …

понравилось …

удивился …

Учащиеся подводят итог урока

Планируемые результаты

Личностные УУД: выражать собственные мысли и чувства правильно понимать себя, осуществлять самооценку.

Метапредметные УУД: осуществлять рефлексию, проводить анализ собственной работы,

оценивать уровень собственной деятельности.

  • домашнее задание

1 мин

§ 14

решить задачи

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

Личностные УУД: проявлять свое отношение к учебной деятельности.

Метапредметные УУД: реализовывать цель деятельности; выявлять особенности в            содержании текста, анализировать его.

Предметные УУД: умение выполнять предложенные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества"

Данный урок способствует развитию умения учеников применять полученные знания на практике. при приготовление растворов с заданной  массовой долей растворенного вещества ....

«Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества»

Цели: Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необх...

План урока "Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества"

План урока "Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества"...

Тема: Растворы. Массовая доля растворенного вещества. 11 класс (объяснение)

ПрезентацияТема:Растворы. Массовая доля растворенного вещества. 11 класс (объяснение), дается Классификация смесей веществ по степени дисперсности....

Инструктивная карта практической работы "Приготовление растворов с определенной массовой долей растворимого вещества"

Практическая работа "Приготовление растворов с определенной массовой долей растворимого вещества", 4  варианта. В заданиях предусматривается не только  приготовление раствора с опр...

Инструктивная карта практической работы "Приготовление растворов с определенной массовой долей растворимого вещества"

Практическая работа "Приготовление растворов с определенной массовой долей растворимого вещества", 4  варианта. В заданиях предусматривается не только  приготовление раствора с опр...

индивидуальные задания к практической работе "Приготовление раствора с определенной массовай долей растворенного вещества" 8 класс

Практическая работа расчитана на 1 урок. Выполняется индивидуально. Каждый ребенок получает индивидуальную карточку с заданием....