Методическая разработка мероприятия "Михаил Васильевич Ломоносов"
методическая разработка по химии (8 класс)

Сценарий мероприятия городского клуба "Юный химик" на тему "Михаил Васильевич Ломоносов"
Цель: привлечь внимание школьников к выдающейся роли М.В. Ломоносова в развитии отечественной и мировой науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_kluba_yunyy_himik_lomonosov_m.v._glazer_a.e.doc350 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №49»

Методическая разработка мероприятия

городского клуба «Юный химик»

на тему: «Михаил Васильевич Ломоносов»

                                                                Составитель:            

Глазер Анастасия               Евгеньевна,

                                        учитель химии,

                                        высшая

                 квалификационная

   категория.

Новоуральский городской округ

2021г.


Цель: привлечь внимание школьников к выдающейся роли М.В. Ломоносова в развитии отечественной и мировой науки.

Задачи

Планируемый результат

Обучающие:

Предметные УУД

  • способствовать усвоению закона сохранения массы веществ
  • усвоение закона сохранения массы веществ  

Развивающие:

Метапредметные УУД

  • развивать  внимательность, наблюдательность,  пытливость, инициативу,  выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде;
  • развивать умение и навыки интеллектуального труда, экспериментальной деятельности;
  • обеспечить активную деятельность каждого ученика в течение всего мероприятия

Коммуникативные УУД:

  • инициативное сотрудничество в сборе информации;
  • умение слушать и вступать в диалог; построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Регулятивные УУД:

  • планирование и прогнозирование деятельности;
  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение информации, и её структурирование;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Воспитательные:

Личностные УУД

  • развивать  умения управлять своей учебной деятельностью;
  • поддерживать  достаточно высокий уровень мотивации к изучению химии;
  • воспитывать положительное отношение к знаниям, к способности оценивать свои достижения;
  • воспитывать патриотизм
  • формирование готовности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками;
  • овладение разносторонними знаниями.

План проведения мероприятия

  1. Организационный момент
  2. Вступление
  3. Детство М.В.Ломоносова
  4. Побег
  5. Обучение
  6. Научная деятельность
  7. «Диссертация о рождении и природе селитры»
  8. Открытие московского университета
  9. Инсценирование: «История о том, как искал секрет горения и о том, как много сделал для науки Великий ученый М.В. Ломоносов»
  10. Закон сохранения массы веществ
  11.  Заключение
  12.  Игра – «Путешествие на яхте Ломоносова»
  13. Подведение итогов

Оформление:

  1. Выставка книг, посвящённая  Ломоносову М.В.
  2. Презентация

Оборудование:

  1. Глобусы
  2. Весы и разновесы
  3. Прибор для демонстрации ЗСМ
  4. песочные часы

 Реактивы:

  1. нитрат калия
  2. сера
  3. уголь
  4. сульфат меди
  5. гидроксид натрия
  6. желтая кровяная соль
  7. хлорид железа (III)
  8. фенолфталеин
  9. нитрат серебра
  10. иодид калия
  11. хлорид бария
  12. серная кислота
  13. железо, свинец

1. Организационный момент

Встреча гостей

Формируются группы учащихся. Жеребьевка – 5 команд по 5 человек

  1. Cu – медь - Венера
  2. Au – золото - Солнце
  3. Ag – серебро - Луна
  4. Fe – железо - Марс
  5. Hg – ртуть - Меркурий

Ребята вытягивают знак химического элемента и им необходимо найти свой стол, для этого надо сопоставить символ металла с планетой (Приложение №6)

Семь металлов создал свет

 По числу семи планет

 Дал нам космос на добро

 медь, железо, серебро,

 злато, олово, свинец.

 Сын мой, сера - их отец

 И спеши мой сын узнать,

 Всем им ртуть - родная мать


2.  Вступление

(1 ученик)

«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова»  Б. Шергин (слайд №1)

Первая  наша встреча заседание клуба юного химика посвящена М.В. Ломоносову.

      Сын простого рыбака из захудалой деревни на дальней северной окраине России, простолюдин и мужик, стал членом Российской и Шведской академий наук, дворянином, учёным, признанным в России и всей Европе. За всю историю России ни один крестьянин не прошёл такой путь. (слайд №2)

  1. Детство

(2 ученик)

          310 лет назад в деревне Мишанинской возле Холмогор Архангельской губернии (около середины ХVIII в. она слилась с соседней деревней Денисовкой, которая и стала ошибочно считаться его родиной. В настоящее время Денисовка и другие слившиеся с ней деревни образовали село Ломоносово), на севере России, рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой Ломоносовым. (слайд №3)

Михаил Васильевич родился в семье крестьянина –помора Василия Дорофеевича Ломоносова, (слайд №4) имевшего большой земельный надел и занимавшегося морским промыслом на собственных судах. (слайд №5)  С весны до поздней осени подросший Михаил рыбачил с отцом в Белом и Северном морях. Михаил был единственным сыном в семье. Мать Елена Ивановна Сивкова умерла в 1720г., в 1721г. отец женился на Федоре Михайловне Усковой, которая в 1724г. умерла. В 1724г. отец женился в третий раз на вдове Ирине Семёновне Корельской, которая для 13-летнего Миши оказалась  «злой мачехой». Отец хотел, чтобы сын продолжил его дело и стал промышленным человеком. Но Михаил стремился к знаниям. Украдкой от «злой мачехи» он обучался грамоте у сельского дъячка Семёна Никитича Сабельникова.  А арифметику Ломоносов изучал самостоятельно без учебника.

       В 1724г. сосед Дудин отдаёт Михаилу книги, которые Ломоносов назвал «вратами своей учености».  (слайд №6)  Это 1) старинная славянская грамматика Мелетия Смотрицкого;2) арифметика Леонтия Магницкого. Дальние плавания к Новой Земле и Шпицбергену на промысел тюленя, моржа и нерпы, зародили в юноше любовь к географии, к Северному Ледовитому океану. И 3-я книга, которая произвела на Ломоносова (слайд №7)  огромное впечатление «Псалтырь» Симеона Полоцкого, которая, наверное, сподвигла Ломоносова бежать в Москву, т.к. выучить латинский язык-источник всех знаний и научиться стихосложению можно было только в Москве и в Киеве.

   Отец  Василий Дорофеевич в 1741г. (в возрасте 60 лет) трагически погиб. Его не могли долгое время найти. А Михаилу Васильевичу приснился сон: где это произошло. Благодаря нему нашли тело отца.

  1. Побег

(3 ученик)

    В декабре 1730 г. в возрасте 19 лет Ломоносов тайно, ночью с двумя своими драгоценными книгами ушел из дому вслед за обозами с мороженной рыбой, который отправился в Москву. (слайд №8)  На третий день он догнал обоз. Тысячу верст шел Ломоносов пешком с обозом. Через три недели он увидел золотые купола церквей и храмов белокаменной Москвы. Через два месяца, в январе 1731 года., выдав себя за сына дворянина, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. (слайд №9,10)  Позже Ломоносов вспоминал, …имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитания в день больше, чем на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом я жил 5 лет и наук не оставил.( алтын-3 коп., денежка-пол копейки)

  1. Обучение

(4 ученик)

      Чаще всего судьба бывает благосклонна к трудолюбивым и честным людям. В 1735 году в 24 года Ломоносова отправили как наиболее отличившегося ученика в Петербург для обучения в Академическом университете. (слайд №11)  Здесь он обнаружил особую склонность к физике, химии и минералогии. За короткое время он показал такие успехи, что начальство Академии наук решает послать его за границу в Германию для совершенствования в науках. (слайд №12)  В Марбурге Ломоносов жил в семье Цильх, пивовара и члена городской думы. На его дочери Елизавете-Христиане Цильх в 1738 году он тайно по любви женился, т.к. по законам Российской Империи, православным вступать в Брак с лицами другого вероисповедания запрещалось. Но Ломоносов добился официального разрешения и обвенчался ( Елизавета Андреевна приняла христианство). По неуточненным данным в их семье рождалось 8 детей, но все умирали еще в младенчестве, кроме дочери Елены. Елена Михайловна прожила короткую жизнь-24 года.

  1. Научная деятельность

(5 ученик)

    По возвращению в Петербург, Ломоносов начинает самостоятельно заниматься научной деятельностью.  (слайд №13,14,15)

В 1741 году (в 30 лет) в « Элементах математической химии» Ломоносов дает краткое и точное определение химии: « Химия- наука об изменениях, проходящих в смешанном теле, поскольку оно смешанное»

В 1741-1742гг.- «276 заметок по физике и корпускулярной теории»

В 1743г.- пишет «Диссертацию о действии химических растворителей вообще», в которой он объяснил, почему при растворении многих солей в воде  температура понижается.

В этом же году по настоянию его иностранных коллег почти на полгода Ломоносова заключили под стражу. В заключении Ломоносов написал учебник «Риторика».

В 1744г. были написаны «Размышления о причине теплоты и холода», в которой он опроверг теорию теплорода.

В1745г. (в 34 года) Ломоносов стал первым русским профессором химии и академиком Петербургской академии наук.

В 1746г. Ломоносов читает лекции по физике на русском языке.

В 1748г. в Петербурге закладывается первый камень фундамента химической лаборатории, которая в 1793 году была полностью разрушена, новое здание построено лишь в 1867 году.

В 1748г. Ломоносов впервые сформулировал в письме к Л.Эйлеру принцип сохранения материи и движения.

  1. Диссертация о рождении и природе селитры

(6 ученик)

      В 1749г. (в 38 лет) Ломоносов написал «Диссертация о рождении и природе селитры» (слайд №16)

Вы летом гуляли по полю, на котором пасли стадо? Вы видели круглые лепешки навоза? Не обратили ли Вы внимание, что слегка подсушенные лепешки покрыты белым налетом? Как Вы думаете, какое это вещество, что входит в состав этого белого налета? Селитра.

       В наше время селитрами называют нитраты К, Nа, Са, Мg. Раньше селитрой называли нитрат калия КNО3, который использовался для изготовления пороха и фейерверков.

      В своих трудах "Диссертация о рождении и природе селитры" и "О природе пороха" Михаил Васильевич Ломоносов изложил научные основы пороходелия и предложил наивыгоднейший состав компонентов дымного пороха: калиевая селитра-75%, древесный уголь-15%, сера-10%. (слайд №17)

     Каждый компонент пороховой смеси играл свою роль. Селитра предназначалась для выделения кислорода, который способствовал сжиганию угля и образованию раскаленных газов. Сера повышала твердость зерен пороха и уменьшала его способность к отсыреванию.

Демонстрация (учитель)

  1. Разложение селитры

2KNO3     =   2KNO2 +O2

C + O2      =    CO2

S + O2     =    SO2

2.Бегущий огонь

8. Открытие Московского университета.

(7 ученик)

         В 1755 году по проекту и инициативе Ломоносова был организован и открыт Московский университет, в настоящее время носящий его имя. Университет был основан указом императрицы Елизаветы Петровны 25 января 1755 года по «доношению в Сенат» графа И.И.Шувалова. (слайд №18)

    Вспомните, когда празднуют студенты Татьянин день. Почему Татьяны?

Обратимся к статье «Две судьбы святой Татьяны».

       Святая Татьяна. Исторических доказательств реального ее существования нет. Но бесспорно одно - в знатных семьях Римской империи чаще женщины проявляли искреннюю верность новой религии при гонениях на нее.

Родилась Татьяна в семье состоятельной и знатной примерно в 212г. Рим в это время испытывал кризис. Издается приказ о насильственном обращении сторонников Христа в римскую веру. А отец Татьяны тайно принял христианство и в его духе воспитывал дочь, которая отказалась от замужества и все свои силы отдала работе в общине. Схвачена была и Татьяна, ее пытались сломить - истязали, били, выкололи ей глаза, травили дикими зверями, Но Бог покровительствовал ей, отводил удары, исцелял увечья. Смирить ее не удалось, и суд приговорил ее и отца к смерти. Так жития рассказывают о судьбе святой мученицы. Однако сведений о покровительстве студентов святой Татьяной нет.

        А теперь перейдем к другой истории – 12 января 1755года Пикуль «Фаворит».

        Указ об основании Императорского Московского университета И.И. Шувалов подал на подпись императрице Елизавете Петровне 12(25) января 1755года. Это было не случайно. Шувалов хотел сделать подарок не только родной Москве и Отечеству, но и любимой матушке Татьяне Петровне Шуваловой в день ее именин.

       Итак, волей случая святая мученица Татьяна стала покровительницей студентов Московского университета. Эпиграфом этого дня могут служить слова Омара Хайяма:

От неверия до веры расстоянье – вздох один.

От сомненья и исканья до познанья – вздох один

Проведи в веселье это драгоценное мгновенье,

Ибо наш расцвет и наше увяданье – вздох один.  (слайд №19)

  1. Инсценирование: «История о том, как искал секрет горения и о том, как много сделал для науки Великий ученый М.В. Ломоносов»

Роли: автор, Ломоносов, ученый 1,  ученый 2.

А:   Ломоносовым подан рапорт:

 Л: «Мне потребно десяток реторт, соли пуд, купоросу, угля – все химических опытов для. И дубовых досок для полов».

А:  Отпустили…пятнадцать рублей! И вставал он ни свет ни заря, ни минуты потраченной зря. Только опыт, да точный расчет. В канцелярию подал отчет: Что потратил в отчете есть, а что сделал – потомкам  не счесть.

Было ложное ученье

Был неправильный закон:

«Что подвержено горенью,

То содержит – флогистон.

Флогистон – горючий значит

Он из печки в небо скачет

Если дым со всех сторон

Разгулялся флогистон».

Санкт-Петербург 1750г.

Собирались мужи ученые,

Занимали кресла точеные

Рукава белели манжетами

А на шеях цепочки с лорнетами.

Говорили все речи мудрые,

Обсуждали вопрос горения

Почернения веществ, побурения.

Произнес один:

У1: В полной мере я  сожалею, что огонь-материал

Теплород-флогистон по-научному.

А: Рады слову все благозвучному.

У1: Флогистон объясняет горение

А: Все кивнули в знак одобрения.

Говорит другой:

 У2: Я поверю Вам

Все видали горение дерева

Потемнеет оно или скрючится

Флогистон из него улетучится

  Флогистон объясняет горение.

А: Все кивнули в знак одобрения.

Вдруг Ломоносов входит в зал

О фартук вытер руки:

Л: Я все проверил, доказал

Прошу мужи науки

    Куда?

А: По залу сразу шум

Л: В лабораторию прошу

 : Зачем?

 Л: Я ставлю опыт

А: А за спиной шепот:

У1:Мужик!

У2: Невежа!

У1:Что за тон!

Л: Смотрите и не спорьте

У1:Но всем известно, флогистон…

Л: В запаянной реторте

Свинец я грею. Отчего

Металла потемненье?

У2:Забрался флогистон в него

С теплом проник он сквозь стекло.

Л: Не в этом суть горенья

 Реторту запаял я сам

 Ничуть не изменился вес

Реторты раскаленной      

 Нет сквозь стекло он не пролез

Ваш флогистон хваленный!

А: Молчат ученые мужи: «Ты им попробуй, докажи».

У2: А все ж свинец темнее стал

Л: Часть воздуха вошло в металл, и от того он черный

А: Не знали слово «кислород», но видел далеко вперед

Великий наш ученый!

  1. Закон сохранения массы веществ (1756г.)

 (учитель)

В 1756 г. Ломоносов сказал: « …славного Роберта мнение ложно».

Приложение №1 (слайд №20)

Опыт Бойля (знаменитого английского химика 1673г.)

В запаянной стеклянной реторте ученый обжигал заранее взвешенные кусочки свинца, часть которого при этом переходила в окалину светло-серого цвета. По окончании опыта реторта вскрывалась, ее содержимое снова взвешивалось.

Опыт Ломоносова.

Ученый производил обжиг свинца в закрытых сосудах. Не вскрывая реторту, он взвешивал ее вместе с содержимым до и после опыта.

Сравните два опыта, сделайте вывод: Что произошло с массой веществ в опыте Бойля? В опыте Ломоносова? И почему?

Закон сохранения массы веществ. (слайд №21)

Масса веществ, вступивших в химическую реакцию равна массе веществ образовавшихся в результате нее.

На основе этого закона составляются уравнения реакций.

  1. Заключение

(8 ученик)

      Весной 1756 г. Ломоносов простудился и 4 (15) апреля скончался в возрасте 54г. Ломоносов похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт –Петербурге. (слайд №22)

     Ломоносов оставил огромный вклад в истории. Радищев написал в 1780 г. «Слово о Ломоносове» и поместил это сочинение в конце своей книги «Путешествие из Петербурга в Москву в главу «Черная грязь». Он сказал: « В стезе российской словесности Ломоносов есть первый».

     Он занимался исследованиями по химии, математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории. (слайд №23)

Любимая наука – химия (слайд №24,25)

Открытия в области химии

  • Открыл первую химическую лабораторию в России
  • Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс
  • Разработал принципы новой науки «Физической химии» (слайд №26)

Открытия в области физики

  • Открыл закон сохранения материи
  • Сконструировал термометр (слайд №27)

Открытия в области астрономии

  • Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной», прибор «для сгущения света»
  • Открыл атмосферу на Венере (слайд №28)

Открытия в области поэзии и литературы

  • Разработал правила русского языка, составил книгу «Русская грамматика»;
  •    В 1751году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова». (слайд №29)

Открытия в области истории

  • Написал 1-ый том Российской истории
  • Составил «Краткий Летописец с родословием» (слайд №30)

Открытия в области географии

  • составил «Полярную карту»;
  • разработал приборы для морского кораблевождения;
  • доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды);
  • доказал возможность Северного морского пути в Индию(слайд №31)

Металлург, геолог

Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Михаил Васильевич составил каталог минералов России  (слайд №32)

Открытия в области геологии

  • Теория возникновения минералов и металлов
  • О причине землетрясений (слайд №33)

Ломоносов - художник

  • Открыл секрет изготовления смальты
  • Изготовил 40 мозаичных картин
  • Избран почетным членом Петербургской Академии художеств
  • Открыл мозаичную мастерскую (слайд №34)

НАГРАДЫ – Орден Ломоносова 

Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства (слайд №35)

Историк, Химик, Механик, Геолог, Художник и Стихотворец,

 он всё испытал и всё прошёл (слайд №36)

               А.С.Пушкин

   А.С. Пушкин в « Путешествии из Москвы в Петербург» писал: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он лучше сказать, сам был первым нашим университетом»

12. Игра – Путешествие на яхте Ломоносова

(слайд №37, Приложение №2)

1 станция – биографическая (слайд №38)

Когда и где родился М.В.Ломоносова?

2 станция -  музыкальная (слайд №39)

Какую из этих колыбельных песен мог слышать в детстве Михайло Ломоносов?

3 станция – географическая (слайд №40)

Имя Ломоносова на карте Мира

Именем великого ученого названы улицы, учебные заведения, село, город, вулкан и многое другое (см. приложение 3). Отметьте на глобусе примерное местонахождение выделенных в списке объектов.

4  станция – историческая (слайд №41,42)

Люди творят эпоху, эпоха накладывает свой отпечаток на её творцов. XVIII век – век дворцовых переворотов, для нашей страны имел особое значение. За неполные 54 года жизни Ломоносова на троне сменилось много императоров, жизнь и деятельность которых отложила свой отпечаток на жизнь и деятельность М.В. Ломоносова.

При каких императорах жил  М.В. Ломоносова? (см. приложение 4).

5 станция – филологическая (слайд №43)

Сколько и какие языки знал М.В. Ломоносов?

6 станция – чёрный ящик ЛФЗ (слайд №44)

Что находиться в чёрном ящике? Какую связь можно установить между этими предметами (цветные стекла, фарфор) и работами Ломоносова?

7 станция - Синквейн (слайд №45) Приложение №5

1существительное

Ломоносов

2 прилагательных

3 глагола

 Фраза из четырёх слов (отношение к теме)

Синоним (одно слово)

13. Подведение итогов

Выступление команд. Выступление членов жюри.

Приложения

 Приложение №1

Закон сохранения массы веществ (1756г.)

В 1756 г. Ломоносов сказал: « …славного Роберта мнение ложно».

Опыт Роберта Бойля (английского химика 1673г.)

Опыт Ломоносова. (1756г.)

В запаянной стеклянной реторте ученый обжигал заранее взвешенные кусочки свинца, часть которого при этом переходила в окалину светло-серого цвета. По окончании опыта реторта вскрывалась, ее содержимое снова взвешивалось.

Ученый производил обжиг свинца в закрытых сосудах.

Не вскрывая реторту он взвешивал ее вместе с содержимым до и после опыта.

Сравните два опыта, сделайте вывод:  что произошло с массой веществ в опыте Бойля? В опыте Ломоносова? И почему?

m веществ до реакции     ***         m  веществ после реакции

m веществ до реакции     ***          m веществ после реакции

Проведите эксперимент.

На уравновешенных весах находятся два реактива отдельно друг от друга. Смешайте их. Что произошло с массой?

m в-в до реакции     ***          m в-в после реакции

Сформулируйте закон сохранения массы веществ


Приложение №2 

Путешествие на яхте Ломоносова

Конкурс

Вопрос

Ответ

Баллы

1

библиографический

Когда и где родился М.В.Ломоносова?

2

музыкальный

Какую из этих колыбельных песен мог слышать в детстве Михайло Ломоносов?

3

географический

Имя Ломоносова на карте Мира

4

исторический

При каких императорах жил М.В. Ломоносова?

5

филологический

    Какие языки знал М.В. Ломоносов?

6

 чёрный ящик ЛФЗ

Что находиться в чёрном ящике? Какую связь можно установить между этими предметами (цветные стекла, фарфор) и работами Ломоносова?

7

синквейн

Итого


Приложение №2

Путешествие на яхте Ломоносова  (ответы)

Конкурс

Вопрос

Ответ

Баллы

1

библиографический

Когда и где родился М.В.Ломоносова?

 8(19) ноября 1711г. в деревне Мишанинской возле Холмогор Архангельской губернии (около середины ХVIII в. она слилась с соседней деревней Денисовкой, которая и стала ошибочно считаться его родиной. В настоящее время Денисовка и другие слившиеся с ней деревни образовали село Ломоносово), на севере России.

2

2

музыкальный

Какую из этих колыбельных песен мог слышать в детстве Михайло Ломоносов?

2

3

географический

Имя Ломоносова на карте Мира

  • Подводный хребет Ломоносова (1800км. остров Новая Земля)
  • Возвышенность Ломоносова (о. Зап. Шпицберген, Норвегия)
  • Полуостров Ломоносова — полуостровов в Приморье, находится на западном побережье Амурского залива и разделяет бухты Перевозная и Нарва. На полуострове находится мыс Ломоносова (самая восточная точка полуострова).
  • Вулкан Ломоносова на Курильских островах
  • Город Ломоносов в составе Петродворцового района Санкт-Петербурга
  • Село Ломоносово (Денисовка и Мишанинская) — село в Холмогорском районе Архангельской области, на острове Куростров, на реке Северная Двина, родина М. В. Ломоносова
  • Течение Ломоносова — холодное течение, подповерхностное противотечение в Атлантическом океане (Азорские острова)

7

4

исторический

При каких императорах жил М.В. Ломоносова?

  1. Пётр I (1682-1725)
  2. Екатерина I - жена Петра I (1725-1727)
  3. Пётр II - внук Петра I (1727-1730)
  4. Анна Ивановна – племянница Петра I (1730-1740)
  5. Анна Леопольдовна (1740-1741)
  6. Елизавета Петровна – дочь Петра I(1741-1761)
  7. Пётр III - внук Петра I (1761-1768)
  8. Екатерина II - жена Петра III (1762-1796)

8

5

филологический

Какие языки знал М.В. Ломоносов?

  • русский
  • латинский
  • немецкий
  • французский
  • греческий
  • церковно-славянский
  • английский
  • испанский
  • польский
  • итальянский

10

6

 чёрный ящик ЛФЗ

Что находиться в чёрном ящике? Какую связь можно установить между этими предметами (цветные стекла, фарфор) и работами Ломоносова?

ЛФЗ – Ломоносовский фарфоровый завод

Цветное стекло и фарфор

Ломоносов создал Усть-Рудицкую фабрику цветных стекол и тем самым заложил основы для новой промышленности – отрасли русского производства цветных стекол.

3

7

синквейн

8

Итого

40

Приложение №3

Именем Ломоносова названы:

Учреждения науки, образования и культуры:

  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук
  • Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова
  • Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова
  • Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Архангельский городской лицей имени М. В. Ломоносова
  • Гимназия Ломоносова в Риге
  • Лицей им. М. В. Ломоносова в Йошкар-Оле
  • Самарская средняя школа № 6 им. М. В. Ломоносова
  • Гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия» в Санкт-Петербурге
  • Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова» в Москве
  • Национальный горный университет им. М. В. Ломоносова в Днепропетровске
  • Ломоносовская школа

Предприятия:

  • Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова — Ломоносовский фарфоровый завод /ЛФЗ/ (1925—2005 гг.)

Географические объекты:

  • Подводный хребет Ломоносова (1800км. остров Новая Земля)
  • Возвышенность Ломоносова (о. Зап. Шпицберген, Норвегия)
  • Полуостров Ломоносова — полуостровов в Приморье, находится на западном побережье Амурского залива и разделяет бухты Перевозная и Нарва. На полуострове находится мыс Ломоносова (самая восточная точка полуострова).
  • Кратер Ломоносов на Луне
  • Кратер Ломоносов на Марсе
  • Вулкан Ломоносова на Курильских островах

Населенные пункты, улицы, площади, станции метро, мосты:

  • Город Ломоносов в составе Петродворцового района Санкт-Петербурга
  • Село Ломоносово (Денисовка и Мишанинская) — село в Холмогорском районе Архангельской области, на острове Куростров, на реке Северная Двина, родина М. В. Ломоносова
  • Ломоносовский проспект в Москве
  • Площадь Ломоносова в Санкт-Петербурге
  • Площадь Ломоносова в Северодвинске
  • Проспект Ломоносова в Архангельске
  • Проспект Ломоносова в Саратове
  • Улица Ломоносова в Альметьевске
  • Улица Ломоносова в Арсеньеве
  • Улица Ломоносова в Барнауле
  • Улица Ломоносова в Березниках
  • Улица Ломоносова в Благовещенске
  • Улица Ломоносова в Вельске
  • Улица Ломоносова в Виннице
  • Улица Ломоносова в Владимире (до 1923 г. — ул. Малая Сретенская)
  • Улица Ломоносова в Воронеже
  • Улица Ломоносова в Воркуте
  • Улица Ломоносова в Волгограде
  • Улица Ломоносова в Великом Новгороде
  • Улица Ломоносова в Донецке
  • Улица Ломоносова в Дубоссарах
  • Улица Ломоносова в Екатеринбурге
  • Улица Ломоносова в Жуковском
  • Улица Ломоносова в Ижевске
  • Улица Ломоносова в Кеми
  • Улица Ломоносова в Киеве
  • Улица Ломоносова в Кирове
  • Улица Ломоносова в Кинешмае
  • Улица Ломоносова в Кишинёве
  • Улица Ломоносова в Кольчугине
  • Улица Ломоносова в Коряжме
  • Улица Ломоносова в Красноярске
  • Улица Ломоносова в Краснодаре
  • Улица Ломоносова в Луганске
  • Улица Ломоносова в Мурманске
  • Улица Ломоносова в Нижнем Новгороде
  • Улица Ломоносова в Новороссийске
  • Улица Ломоносова в Новосибирске
  • Улица Ломоносова в Орле
  • Улица Ломоносова в Раменском
  • Улица Ломоносова в Риге
  • Улица Ломоносова в Санкт-Петербурге
  • Улица Ломоносова в Северодвинске
  • Улица Ломоносова в Симферополе
  • Улица Ломоносова в Смоленске
  • Улица Ломоносова в Ставраполе
  • Улица Ломоносова в Сочи
  • Улица Ломоносова в Таганроге
  • Улица Ломоносова в Таллине (1950—1991)
  • Улица Ломоносова в Харькове
  • Улица Ломоносова в Череповце
  • Улица Ломоносова в Шадринске
  • Улица Ломоносова в Шенкурскe
  • Улица Ломоносова в Энгельсе
  • Станция метро Ломоносовская в Санкт-Петербурге
  • Cуперсовременный компьютер "Ломоносов"
  • Мост Ломоносова через Фонтанку. Санкт-Петербург
  • Большая золотая медаль имени М.В. Ломоносова
  • Орден М.В. Ломоносова
  • Юбилейная монета 100 руб. Золото. 1992 г.

Имя М. В. Ломоносова в естествознании

Морское течение

  • Течение Ломоносова — холодное течение, подповерхностное противотечение в Атлантическом океане (Азорские острова)

Биологический вид:

  • Stygiopontius lomonosovi (вид ракообразных)

Астрономический эффект

  • Явление Ломоносова

Геологическая порода

  • Минерал Ломоносовит

и другие явления, объекты и т. д

Приложение №4

«Родословное древо Романовых» 

Приложение №5

 Синквейн

1существительное

Ломоносов

2 прилагательных

3 глагола

 Фраза из четырёх слов (отношение к теме)

Синоним (одно слово)

Синквейн

1существительное

Ломоносов

2 прилагательных

3 глагола

 Фраза из четырёх слов (отношение к теме)

Синоним (одно слово)

Синквейн

1существительное

Ломоносов

2 прилагательных

3 глагола

 Фраза из четырёх слов (отношение к теме)

Синоним (одно слово)

Синквейн

1существительное

Ломоносов

2 прилагательных

3 глагола

 Фраза из четырёх слов (отношение к теме)

Синоним (одно слово)

Синквейн

1существительное

Ломоносов

2 прилагательных

3 глагола

 Фраза из четырёх слов (отношение к теме)

Синоним (одно слово)


Приложение №6

«Семь металлов создал свет, по числу семи планет...»

Cu

Cu

Cu

Cu

Cu

Ag

Ag

Ag

Ag

Ag

Au

Au

Au

Au

Au

Fe

Fe

Fe

Fe

Fe

Hg

Hg

Hg

Hg

Hg


СОЛНЦЕ

ЛУНА


МЕРКУРИЙ

ВЕНЕРА

МАРС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711- 4(15)апреля 1765 ) Краткая биография....

Михаил Васильевич Ломоносов

Презентация жизни и деятельности Ломоносова для элективного курса "История химии как история химических открытий"...

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов...

Презентация "Михаил Васильевич Ломоносов" (посвящается 300 - летию со дня рождения))

В 2011 году 19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика М.В. Ломоносова.Это был один из образованнейших русских людей 18 века. Сложно назвать область науки, техники и к...

Михаил Васильевич Ломоносов

Эта презентация поможет и на уроках, и во внеклассной работе. Биография и основные этапы жизни Ломоносова....

Михаил Васильевич Ломоносов.

В разработке представлена презентация и текст в соответствии с последовательностью слайдов. Может быть использована как на уроках, так и во внеурочной деятельности....

Михаил Васильевич Ломоносов, литературная газета

Цель : осветить  жизнь, творчество, научную деятельность, гражданскую позицию Ломоносова; рассказать о Ломоносове как реформаторе русского языка,  о его реформаторской деятельности...