Урок химии в 8 классе "Окислительно-восстановительные реакции"
методическая разработка по химии (8 класс)

Тема "Окислительно-восстановительные реакции" изучается в 8 классе в конце учебного года. На данную тему отводится два урока. Я представляю технологическую карту и презентацию к первому уроку, где формируется понятие об окислительно-восстановительных реакциях, формируется умение составлять электронный баланс и расставлять коэффициенты методом электронного баланса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку

Тема урока: «Окислительно-восстановительные реакции»

Дата:

Учитель: Новикова Елена Владимировна

Цель:

Содержательная: формирование понятия об окислительно-восстановительных реакциях

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знаний

Задачи урока:

Обучающие:

рассмотреть сущность окислительно-восстановительных процессов;

создать условия для самостоятельного решения учебных и познавательных задач (понимания процессов окисления и восстановления, их взаимосвязи);

формировать умения анализировать, планировать, делать выводы;

закрепить навыки в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Развивающие:

совершенствовать умения высказывать суждение о типе химической реакции, анализируя степень окисления атомов в веществах;

продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету.

Воспитательные:

формировать потребность в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям, совершенствовать трудовые навыки;

научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу;

воспитать культуру общения через работу в парах "ученик - ученик", "учитель - ученик".

Планируемые образовательные результаты:

Предметные - сформировать умение определять окислительно-восстновительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, используя метод электронного баланса.

Метапредметные - формирование умения использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов «окисления» и «восстановления»; умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы.

Личностные - понимание единства естественнонаучной картины мира. Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач.

Формируемые УУД:

личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка;

регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;

познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы.

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в паре.

Тип урока: открытия нового знания

Методы:

По источнику передачи и восприятия учебного материала – объячнительно-иллюстративный

По способам мыслительной деятельности - частично-поисковый

По логике построения материала – индуктивные

Формы работы на уроке: парная, фронтальная и индивидуальная

Образовательные технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии

Оборудование: реактивы (магний, соляная кислота, сульфата магния, гидроксид калия.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивационный

Цель: создать нужную мотивацию

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Дыхание у человека – это одна из главных загадок жизни человека, ключ к множеству факторов жизни: здоровью, продолжительности жизни, развитию необычных высоких способностей человека.

Человек может прожить неделю без воды, месяц - без пищи, несколько дней - без сна, но через 5 – 7 минут он умрёт, если не будет дышать.

 У человека 100 триллионов клеток и все они должны дышать.

А что использует для дыхания человек? (ответ учеников: - Кислород).

Какую степень окисления почти всегда имеет кислород – (-2).

А какие организмы является его главным поставщиком кислорода в воздух? – (Растения).

Как называется процесс, протекающий в зеленых частях растений? – (Фотосинтез).

Дыхание, фотосинтез, горение – это окислительно-восстановительные реакции.

Мы подошли к теме сегодняшнего урока.

Тема урока «Окислительно-восстановительные реакции»

Что вы хотели бы о них узнать?

Учащиеся записывают уравнения реакций

Учащиеся формулируют тему урока и цели

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: умение правильно сформулировать свои мысли

  1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний по данной теме

Учитель начинает урок с демонстрационного опыта:

взаимодействие магния с соляной кислотой, взаимодействие сульфата магния с гидроксидом калия.

Задание: определите, как изменяется степень окисления химических элементов в первой и во второй реакции.

Реакции, идущие с изменением степени окисления относятся к окислительно-восстановительным.

Фронтально: повторить правила определения степени окисления

Задание 1. Определите степени окисления химических элементов в соединениях:

H2S, Н2, РH3, HNO3, K2Cr2O7

Задание 2. Из написанных уравнений выберите окислительно-восстановительные

4P + 5O2 = 2P2O5

Na2S + 2HCl = 2NaCl + H2S

H2S + Cl2 = 2HCl + S

Учащиеся отвечают

Учащиеся выполняют задание в тетради

Учащиеся отвечают

Регулятивные: анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения

Коммуникативные: обсуждать ответы, приходить к общему мнению

Познавательные: умение делить уравнения реакций на группы по определенному признаку

  1. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации

(первичное усвоение новых знаний)

Цель: направить учеников на получение новых знаний, предложить путь решения проблемы

Возвращаемся к уравнению реакции

Mg+  HCl =MgCl2 + H2

Mg0 – 2 e-----Mg+2

Процесс отдачи электронов называется окислением.

+1+1е*2 -----Н02

Процесс принятия электронов называется восстановлением.

Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны, называют окислителями

Атомы, ионы или молекулы, отдающие электроны, называются восстановителями.

Задание 3. Определите название процесса (окисление или восстановление) и количество отданных или принятых электронов

а) 2H+1       H20;      б) P0           P+5;

 в) S-2          S+4;    г) Cr+6            Cr+3;

 д) N-3         N+2;     e) Fe+3        Fe+2;

ж) 2Cl-1      Cl20.

Рассмотрим ок-вос реакцию взаимодействия хлорида меди с алюминием

3CuCl2+  2Al ------2AlCl3 + 3Cu

3/Cu+2 + 2e----------Cu0 / вос-е/ок-ль

2/Al0 – 3e -------Al+3 / ок-е / вос-ль

В ок-вос реакциях число электронов, отдаваемых восстановителем, равно числу электронов, принимаемых окислителем, т.е. соблюдается электронный баланс. Метод электронного баланса применяют для записей электронных процессов окисления и восстановления, а также для расстановки коэффициентов.

Учащиеся работают в парах. Отвечают на вопросы. Выполняют задания.

Учащиеся готовят ответ у доски. По очереди выступают.

Учащиеся записывают в тетрадь

Регулятивные:

анализировать данные, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы, определять затруднения и находить средства их устранения

Коммуникативные: умение работать в паре, прислушиваться к точке зрения напарника.

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью

Познавательные:

Умение составлять электронный баланс, определять процессы окисления и восстановления

  1. Первичное закрепление знаний

Цель: определить уровень усвоения нового материала

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель:

Mg + N2 = Mg3N2

Al+O2=

P+O2=

Zn+H2SO4=

Один ученик у доски, остальные в тетрадях

Регулятивные: умение применять знания на практике

Коммуникативные: диалог учитель-ученик

  1. Закрепление

Цель: закрепить полученные знания

Выполнение заданий из рабочей тетради

Al+Cl2=

Li+N2=

Регулятивные: умение работать самостоятельно, выбирать одно решение из предложенных вариантов

  1. Информация о домашнем задании

Параграф 44 №1,2

Регулятивные: умение правильно оценивать свои результаты

  1. Рефлексия

Цель: подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся

Итак, подведем итоги и сделаем выводы:

окислительно-восстановительные реакции – это единство двух противоположных процессов окисления и восстановления;

сутью окислительно-восстановительных реакций является переход электронов от одних атомов, молекул и ионов к другим;

окислительно-восстановительные реакции играют огромную роль во всех жизненных процессах, поэтому очень важно научиться грамотно их составлять.

- Тема сегодняшнего урока вам показалась трудной?

- Что было совсем непонятно?

Учащиеся оценивают себя сами

Регулятивные: умение правильно оценивать свои результаты


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окислительно-восстановительные реакции

Слайд 2

Задание: определите, как изменяется степень окисления химических элементов в первой и во второй реакции. Демонстрационный опыт: взаимодействие магния с соляной кислотой, взаимодействие сульфата магния с гидроксидом калия.

Слайд 3

Окислительно-восстановительные реакции – это реакции, идущие с изменением степени окисления химических элементов

Слайд 4

Задание 1. Определите степени окисления химических элементов в соединениях H 2 S, Н 2 , Р H 3 , HNO 3 , Р 2 О 5 , K 2 S O 4

Слайд 5

Проверь себя H +1 2 S -2 Н 0 2 Р -3 H +1 3 H +1 N +5 O -2 3 +1 + 6 -2 Р +5 2 О -2 5 K 2 SO 4

Слайд 6

Задание 2. Из написанных уравнений выберите окислительно-восстановительные P + O 2 = P 2 O 5 Na 2 S + 2HCl = 2NaCl + H 2 S H 2 S + Cl 2 = 2HCl + S

Слайд 7

Возвращаемся к уравнению реакции Р+ О 2 = Р 2 О 5

Слайд 8

Р 0 – 5 e- ---- Р +5 Процесс отдачи электронов называется окислением.

Слайд 9

О 2 0 +2е*2 -----2О -2 Процесс принятия электронов называется восстановлением .

Слайд 10

Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны, называют окислителями. Атомы, ионы или молекулы, отдающие электроны, называются восстановителями.

Слайд 11

Задание 3. Определите название процесса (окисление или восстановление) и количество отданных или принятых электронов а) 2 H +1 ⟶ H 2 0 ; б) P 0 ⟶ P +5 ; в) S -2 ⟶ S +4 ; г) Cr +6 ⟶ Cr +3 ; д) N -3 ⟶ N +2 ; ж) 2 Cl -1 ⟶ Cl 2 0 .

Слайд 12

Рассмотрим окислительно-восстановительную реакцию взаимодействия хлорида меди с алюминием

Слайд 13

Задание 5 . по описанию процессов необходимо составить уравнения реакций, расставить коэффициенты методом электронного баланса. В промышленности аммиак получают синтезом из азота и водорода. Аммиак используется для производства удобрений, медицине.

Слайд 14

Задание 5 . по описанию процессов необходимо составить уравнения реакций, расставить коэффициенты методом электронного баланса Второй стадией производства серной кислоты является процесс окисления сернистого газа ( SO 2 ) кислородом под действием катализатора (V 2 O 5 )

Слайд 15

Задание 5 . по описанию процессов необходимо составить уравнения реакций, расставить коэффициенты методом электронного баланса. Во влажном воздухе железо подвергается коррозии. Ежегодно из-за коррозии теряется около четверти всего произведенного в мире железа .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по химии по теме: "Химические реакции.Реакции разложения"

Методическая разработка данного урока может применяться  для работы по прогамме О. С. Габриеляна и Г. Е. Рудзитиса....

Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

Полипредметный урок (химия, география, информатика) «Химические реакции в производстве чугуна и стали» с использованием технологии сетевого взаимодействия Web2.0.

При изучении темы «Химические реакции в производстве чугуна и стали» применялись знания учащихся по географии об основных технологических стадиях металлургического производства. Для луч...

Урок химии 8 класс Ионные реакции

Разработка урока химии ф рамках вхождения в новые стандарты образования...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Урок химии по теме "Типы реакций"

Урок открытия новых знаний в 8 классе по теме "Типы химических реакций"...