Методическая разработка урока химии по теме "Физические и химические свойства воды"
методическая разработка по химии (8 класс)

Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме "Физические и химические свойства воды" - 30-й урок раздела "Основные химические понятия". Обучение ведется из расчета 2 часа в неделю (68 часов в учебном году). Разработка урока составлена на основе авторской программы Н.Н.Гара "Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. Химия 8-9 классы".Содержание урока направлено на формирование у обучающихся представления о свойствах воды как химического вещества, способах очистки воды, о роли и значении процесса круговорота воды в природе.Актуальность представленного материала в том, что он обеспечивает овладение новыми знаниями через практическую деятельность. Методы и приемы, используемые в ходе урока, способствуют активизации познавательного интереса учащихся, формированию умения самостоятельно получать знания, анализируя различную информацию.Методическая разработка расчитана на следующие формы организации учебной деятельности: фронтальную, групповую и индивидуальную.Учебные задания развиваютинтеллектуальные и коммуникативныеспособности обучающихся, способствуют формированию УУД, повышают мотивацию к химическому самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._karta_uroka.docx25.34 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc145 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc133 КБ
Office presentation icon prilozhenie_3.ppt836.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35» Г.БЕЛГОРОДА

Технологическая карта урока

по учебному предмету «Химия»

в 8 классе

по теме «Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе»

Наименование УМК, автор: Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват организаций с прил. На электрон носителе (DVD) /  Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.- М.: Просвещение, 2014

 

Автор: Черных Вера Николаевна,

учитель химии,

образование: высшее,

стаж педагогической работы – 27 лет,

высшая квалификационная категория

2022г.

                                                                                                  Аннотация

        Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме «Физические и химические свойства воды» - 30 урок раздела «Основные понятия химии». Обучение по предмету ведется из расчета 2 часа в неделю (68 часов в учебном году). Разработка урока составлена на основе авторской программы Н.Н.Гара «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы».  

        Содержание урока направлено на формирование у обучающихся представления о свойствах воды как химического вещества, способах очистки воды, о роли и значении процесса круговорота воды в природе.

Актуальность представленного материала заключается в том, что он обеспечивает овладение обучающимися новыми знаниями через практическую деятельность. Методы и приемы, используемые в ходе урока, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, формированию у них умения самостоятельно добывать знания, используя различные виды информации.

Методическая разработка урока рассчитана на применение следующих форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальную, групповую и индивидуальную.

        Учебные задания, представленные учителем, развивают коммуникативные и интеллектуальные способности обучающихся, способствуют формированию УУД, повышают мотивацию учащихся к химическому самообразованию.

                              Технологическая карта (автор-составитель – Черных В.Н., учитель химии МБОУ СОШ№35)

Предмет

химия

Класс 8

Тема урока

Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе (30-ый урок раздела «Основные понятия химии»)

УМК  Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия  8 класс.

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

(типология уроков по Шамовой Т.В., Давыденко Т.М.)

Цели

Способствовать формированию:

  • а) представлений о свойствах воды как химического вещества, о круговороте воды в природе, умений преобразовывать химические свойства воды в знако –символическую форму химических уравнений;
  • б) условий для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развивая логическое мышление; активизировать познавательную деятельность школьников, развивая интереса к науке; находить ответы на поставленные вопросы;
  •  в) положительной мотивации обучения, интереса к знаниям, умения проводить самооценку; воспитывать чувство прекрасного;
  • г) представлений о единстве естественнонаучной картины мира, о взаимосвязи представлений формируемых на различных учебных предметах

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Изучить физические и химические свойства воды
  • Описывать химические реакции с участием воды с помощью химических уравнений.
  • Объяснять явление круговорота воды в природе, основываясь на научных представлениях

Познавательные УУД:

  • Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
  • Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.
  • Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.

Регулятивные УУД:

  • Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.
  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
  • Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.
  • Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.
  • Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками
  • Строить понятные для собеседника речевые  высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью
  • Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.
  • Оценивать свое видение изучаемой проблемы
  • Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки

Основные понятия, изучаемые на уроке

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока,

время

УУД

Деятельность

Демонстрационный, лабораторный эксперимент

(или виртуальный)

учителя

обучающихся

1

Мотивация

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Сообщает, что необходимо проанализировать стихи

Николай Наумов на наличие литературных гипербол

Ты можешь быть мягкой и жесткой,
Ты можешь дать жизнь и отнять,
Ты можешь, вращая турбины,
Полночную тьму разгонять.

Ты можешь согреть мегаполис
И льдами сковать полюса,
Ты сладостью душу напоишь
И солью прольешься в глаза…

Знакома от пара до снега,
Как солнце и воздух нужна
Природе, Земле, Человеку –
Живая, Святая Вода.

 

Приветствуют учителя.

Познакомившись с возникшей проблемой, формулируют понятие гиперболы и высказывают свое мнение о наличии литературных гипербол в стихах

2

Актуализация субъективного опыта

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Речь на уроке пойдет о воде.

Как и любое вещество, вода обладает чем?

На какие две группы в химии делятся свойства веществ?

Как называется природное явление, благодаря которому восполняются запасы пресной воды на Земле?

Формулируют вместе с детьми  тему урока

Какие цели мы должны поставить перед собой на сегодняшнем уроке

Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя. Помогают определить тему урока и цели.

3

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Объявляет, что работать на уроке будут малыми группами, их будет пять: «Краеведы», «Физики», «Химики», «Исследователи», «Экологи» и «Краеведы». Группам проблемный вопрос и предлагается «Маршрутный лист» деятельности.

Проблемные вопросы:

«Краеведы» Чем отличается природная вода от дистиллированной?

«Химики» Какие химические превращения протекают с участием воды?

«Исследователи»  Растворение веществ в воде процесс физический или химический?

«Физики» Можно ли круговорот воды в природе считать способом очистки природной воды?

«Экологи» Каким загрязнениям может быть подвержена природная вода и как  воду защитить?

Знакомятся с проблемами группы и изучают предложенную информацию и маршрут деятельности.

«Краеведы». Для сравнения воспользоваться информацией о физических свойствах воды из параграфа учебника и этикеткой питьевой воды из артезианских скважин Белгородской области «Родники белогорья». Результат деятельности оформить в таблицу слайда презентации.

«Химики». Согласно маршрутному листу познакомиться с химическими превращениями воды, выполнить предложенные опыты. Результат деятельности представить в виде  мастер – класса.

«Исследователи». Провести исследование согласно «Маршрутному листу». Результаты озвучить в публичном выступлении.

«Физики» Познакомиться с информацией по вопросу и оформить ответ в виде схемы круговорота с указанием, способа очистки и областей загрязнения.

«Экологи» Познакомиться с информацией по вопросу и представить ее в виде «Агитационного листа»

Слайды презентации

4

Первичная проверка понимания и первичное закрепление

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Предлагает представить в предложенной форме свой ответ на проблемный вопрос

Капитан группы или делегируемые им помощники отвечают на вопрос

5

Анализ

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Предлагает проанализировать строчки стихотворения на наличие литературных гипербол

Ты можешь быть мягкой и жесткой,
Ты можешь дать жизнь и отнять,
Ты можешь, вращая турбины,
Полночную тьму разгонять.

Ты можешь согреть мегаполис
И льдами сковать полюса,
Ты сладостью душу напоишь
И солью прольешься в глаза…

Знакома от пара до снега,
Как солнце и воздух нужна
Природе, Земле, Человеку –
Живая, Святая Вода.

Высказывают свое мнение по проблеме, изучив особенности воды

Таблицы, схемы по теме

6

Рефлексия

Регулятивные УУД

Личностные

 Вспомните цели нашего урока. Скажите, достигли ли мы их к концу урока?

Оцените  работу на уроке (оценка капитана и самооценка в оценочных листах).

Выставление отметок за урок.

Отвечают на вопрос о достижении целей.

Проводят взаимооценку  самооценку деятельности на уроке

Источники информации

1. Гаврусейко Н. П.  Проверочные работы по неорганической химии 8 Учебное пособие М.: «Просвещение»,1990

2. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс – М.: «ВАКО»,2007

3. Рудзитис Г.Е.,  Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. Учебник, М.: «Просвещение», 2008

4. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии. М.: «Новая волна», 2002



Предварительный просмотр:

Информационный лист по теме «Вода»

Вода – самое простое и привычное вещество на планете. Но в то же время вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде.

Вода – основа жизни. Все живые животные и растительные существа состоят из воды: животные – на 75%,  рыбы – на 75%,  медузы – на 99%,  картофель - на 76%, яблоки - на 85%, помидоры - на 90%, огурцы - на 95%, арбузы - на 96%. Даже человек состоит из воды. 86% воды содержится в теле у новорожденного и до 50% у пожилых людей.

Вода не только дарит жизнь, но может и отнимать ее. 85% всех заболеваний в мире передается с помощью воды.  Ежегодно 25 млн. человек умирает от этих заболеваний.

По данным ЮНЕСКО, самая чистая вода находится в Финляндии. Всего в исследовании свежей природной воды принимало участие 122 страны. При этом 1 млрд людей по всему миру вообще не имеет доступа к безопасной воде.

Без воды человек может прожить очень не долго. Потребность в воде стоит на втором месте после кислорода. Без еды человек может прожить около шести недель, а без воды – пять-семь суток. За всю свою жизнь человек выпивает примерно 35 т воды.

Если человек теряет 2% воды от массы своего тела, то у него возникает сильная жажда. Если проценты потерянной воды увеличатся до 10, то у человека начнутся галлюцинации. При потере в 12% человек не сможет восстановиться без помощи врача. При потере в 20% человек умирает.

Где больше всего воды? Ответ кажется очевидным: в Мировом океане. Однако на самом деле, в мантии Земли воды содержится в 10-12 раз больше, чем в Мировом океане. При этом почти вся имеющаяся на планете масса воды не пригодна для питья. Мы можем пить только 3% воды – именно столько у нас запасов пресной воды. Но даже большая часть этих 3% недоступна, так как содержится в ледниках.

Процесс растворения – физико-химический процесс.

Физический процесс растворения заключается в измельчении растворенного вещества и его диффузии между частицами растворителя, это сопровождается поглощением энергии – эндотермический процесс.

Химический процесс растворения заключается во взаимодействии частиц растворённого вещества с молекулами растворителя, что сопровождается выделением энергии –экзотермический процесс.

Таким образом, в целом процесс растворения веществ сопровождается выделением или поглощением энергии. Если на разрушение растворенного вещества затрачивается больше энергии, чем её выделяется при взаимодействии его частиц  с молекулами растворителя, то в процессе растворения энергия поглощается и наоборот. Например, с поглощением энергии идёт процесс растворения нитратов калия и аммония, хлорида натрия. С выделением энергии растворяется серная кислота, безводный сульфат меди (II), гидроксиды натрия, калия и др. вещества.

Химические свойства воды

Информация по данному вопросу предлагается на с.84-86 учебника химии 8 класс.

Экология воды.

Главным источником загрязнения пресных вод являются сточные воды предприятий промышленности, животноводческих комплексов и сельскохозяйственных полей. Самые распространенные загрязнители вод – нефтепродукты, аммонийные азотные удобрения, органические вещества. Недостаточно очищенные сточные воды могут сбрасываться в реки.  Весьма негативно на качестве воды в реках сказывается отсутствие в городах и поселках систем ливневого стока. В период выпадения ливневых дождей и во время весеннего паводка резко увеличивается содержание загрязняющих веществ в сточных водах. Основными загрязнителями подземных вод  являются промышленные предприятия, свалки, навозохранилища крупных животноводческих и птицеводческих комплексов, склады минеральных удобрений и ядохимикатов. Освоение месторождений полезных ископаемых может привести к снижению уровней подземных вод.

Не смотря на то, что в последние годы часто поднимается вопрос загрязнения водных ресурсов, качество природных вод ухудшается. Если сейчас не принять радикальных мер, то завтра можно совсем остаться без воды приемлемого для жизнедеятельности качества. Главная задача, связанная с охраной водных ресурсов  – это полный отказ от сброса даже очищенных сточных вод в реки и водоемы. Для того, чтобы решить эту задачу необходимо выполнить целый комплекс мер:

- снизить нормы расходования воды на единицу производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции;

- образующиеся промышленные сточные воды использовать в системах замкнутого оборотного водоснабжения, либо в пределах одного предприятия, либо в системе предприятий, не нуждающихся в чистой воде;

- городские сточные воды и стоки животноводческих комплексов обладают ценными удобрительными свойствами, поэтому их целесообразно использовать после соответсвующей обработки для удобрения сельскохозяйственных полей;

- ливневые воды и промышленные стоки целесообразно концентрировать в системе искусственно созданных прудов.

            Маршрутный лист группы «Краеведы»

Проблемный вопрос: Чем отличается дистиллированная вода от природной?

  1. Познакомиться с информационным листом по теме «Вода» и выбрать необходимую для вас информацию
  2. Познакомиться с составом предложенной природной питьевой воды по этикетке
  3. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика дистиллированной и природной питьевой воды»

Таблица «Сравнительная характеристика дистиллированной и природной питьевой воды

№ п/п

Критерии сравнения

Дистиллированная вода

Природная питьевая вода

1

Происхождение

2

Органолептические свойства: цвет, запах

3

Химический состав

4

Жесткость воды (общая минерализация)

5

Плотность

Результаты исследования оформите в виде слайда презентации и подготовьтесь о них доложить.

                           Оценочный лист группы «Краеведы»

Состав команды

№ п∕п

Ф.И. ученика

Оценка деятельности капитаном

Самооценка

1

                                                              (капитан)

2

3

4

5

6

Маршрутный лист группы «Химики»

Проблемный вопрос: Какие химические превращения протекают с участием воды

  1. Познакомиться с информацией по вашему вопросу в учебниках химии (с. 84-86). Выписать уравнения описанных реакций с комментариями к ним в рабочую тетрадь
  2. Практически осуществить два химических превращения

Опыт 1. Взаимодействие воды с активным металлом натрием.

Реакцию проводим в перчатках и защитных очках!

В кристаллизатор с водой добавить 2-3 капли раствора фенолфталеина и убедиться, что дистиллированная вода имеет нейтральный характер среды. Осторожно вскрыть ампулу с находящимся в ней металлическим натрием и поместить металл в кристаллизатор с водой. Натрий начнет активно перемещаться по воде, растворяясь в ней, а раствор окрасится в малиновый цвет, указывая, что в нем появилась щелочь.

Записать уравнение проделанной реакции. Подготовиться к мастер – классу по ней.

Опыт 2. Взаимодействие воды с оксидом

Реакцию проводим под вытяжкой!

В химический стакан с водой добавить несколько капель фиолетового лакмуса и сжечь над водой в металлической ложечке красный фосфор. Образовавшийся в виде белого дыма оксид фосфора (V) постепенно растворяется в воде и реагирует с ним. Это подтверждает фиолетовый лакмус, который по мере растворения в воде оксида фосфора (V) краснеет.

Таблица «Изменение цвета различных индикаторов в зависимости от характера среды в растворе»

Индикатор

Цвет индикатора в среде

кислой

щелочной

нейтральной

Лакмус

красный

синий

фиолетовый

Фенолфталеин

бесцветный

малиновый

бесцветный

                Оценочный лист группы «Химики»

Состав команды

№ п∕п

Ф.И. ученика

Оценка деятельности капитаном

Самооценка

1

                                                              (капитан)

2

3

4

5

6

Маршрутный лист группы «Исследователи»

Проблемный вопрос: Растворение веществ в воде процесс физический или химический?

  1. Познакомиться с информационным листом по теме «Вода» и выбрать необходимую для вас информацию
  2. Практически определить тепловой эффект процессов растворения в воде следующих веществ: нитрата аммония и гидроксида калия по следующему алгоритму:
  1. Измерить спиртовым термометром температуру в стакане дистиллированной воды. Для этого погрузить в стакан термометр и выдержать не менее 2-х минут.
  2. Перенести в стакан с водой предложенную порцию нитрата аммония, перемешать стеклянной палочкой до его растворения и снова погрузить термометр в раствор. Определить показания термометра в растворе.
  3. Проделать аналогичные действия сначала с дистиллированной водой в другом стакане, а затем с полученным раствором гидроксида калия.
  4. Объяснить полученные тепловые эффекты.

     3. Подготовиться к выступлению по проблеме. Проанализировать в выступлении результаты своей практической деятельности

План выступления

1. Ответить на проблемный вопрос

2. Назвать физическую и химическую составляющие процесса растворения

3. Озвучить в сравнении результаты практической деятельности.

                 Оценочный лист группы «Исследователи»

Состав команды

№ п∕п

Ф.И. ученика

Оценка деятельности капитаном

Самооценка

1

                                                              (капитан)

2

3

4

5

6

Маршрутный лист группы «Физики»

Проблемный вопрос: Можно ли круговорот воды в природе считать природным способом очистки воды?

  1. Познакомиться с информационным листом по теме «Вода» и выбрать необходимую для вас информацию
  2. Изобразить схему круговорота воды в природе. Указать какой переход воды способствует ее очистке. Определить в какой момент круговорота вода загрязняется.
  3. Ответить на предложенные вопросы теста.

 

Тест по теме «Физические свойства воды»

  1. Найдите в приведенном ниже списке характеристики и свойства дистиллированной (химически чистой) воды. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1. бесцветная
  2. при замерзании сжимается
  3. встречается в трех состояниях
  4. при нагревании сжимается
  5. обладает текучестью
  6. не имеет вкуса
  7. имеет запах
  8. прозрачная
  9. является растворителем

  1. Какими свойствами вода НЕ обладает

            а) хорошо сжимается

            б) является растворителем

            в) при замерзании увеличивается в объеме

            г) принимает любые формы

3. Какое свойство воды приводит к тому, что зимой иногда лопаются водопроводные трубы?

            а) плохо сжимается

            б) является растворителем

            в) при замерзании увеличивается в объеме

            г) обладает текучестью

4. Какой будет температура воды на дне глубокого озера, если температура воздуха

 -150С

           а) -150С

           б) +40С

           в) +150С

           г) 00С

5. Вода переходит в твердое состояние при температуре ниже

           а) 00С                                          в) +100С

           б) +40С                                        г)  -100С

6. Какое свойство воды проявляется в том, что в приморских районах климат мягче, чем в глубине суши: летом не так жарко, а зимой морозы слабее?

          а) при замерзании вода сжимается

          б) вода обладает текучестью                  

          в) вода в воздухе может находиться в состоянии водяного пара

          г) вода способна долгое время сохранять температуру

7. Почему реки покрываются льдом быстрее, чем моря?

           а) в морях проходят теплые течения

           б) соленая вода замерзает при более  низких температурах

           в) глубина рек меньше, чем глубина морей

           г) моря расположены в основном в южных широтах

      8. Установите соответствие

                             1. Испарение.                 А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.

                             2. Замерзание                 Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.

                             3. Конденсация.             В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.

                             4. Таяние                         Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое. 

   9. Почему неверно звучит утверждение «При кипячении воды из носика чайника выходит пар»

                     а) при кипячении воды пар не образуется

                     б) пар система невидимая

                     в) при кипячении воды образуется туман

                     г) при кипячении жидкая вода сохраняет свое состояние

10. Газированная вода получается посредством растворения в ней

                     а) угарного газа

                     б) углекислого газа

                     в) сероводорода

                     г) активированного угля

                  Оценочный лист группы «Физики»

Состав команды

№ п∕п

Ф.И. ученика

Оценка деятельности капитаном

Самооценка

1

                                                              (капитан)

2

3

4

5

6

Маршрутный лист группы «Экологи»

Проблемный вопрос: Каким загрязнениям может быть подвержена природная вода  и как воду защитить?

  1. Познакомиться с информационным листом по теме «Вода» и выбрать необходимую для вас информацию.
  2. Выпустить наглядный агитационный лист по теме: «Жизнь невозможна без чистой воды!»

Оценочный лист группы «Экологи»

Состав команды

№ п∕п

Ф.И. ученика

Оценка деятельности капитаном

Самооценка

1

                                                              (капитан)

2

3

4

5

6



Предварительный просмотр:

            Маршрутный лист группы «Краеведы»

Проблемный вопрос: Чем отличается дистиллированная вода от природной?

  1. Познакомиться с информационным листом по теме «Вода» и выбрать необходимую для вас информацию
  2. Познакомиться с составом предложенной природной питьевой воды по этикетке
  3. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика дистиллированной и природной питьевой воды»

Таблица «Сравнительная характеристика дистиллированной и природной питьевой воды

№ п/п

Критерии сравнения

Дистиллированная вода

Природная питьевая вода

1

Происхождение

2

Органолептические свойства: цвет, запах

3

Химический состав

4

Жесткость воды (общая минерализация)

5

Плотность

Результаты исследования оформите в виде слайда презентации и подготовьтесь о них доложить.

                           Оценочный лист группы «Краеведы»

Состав команды

№ п∕п

Ф.И. ученика

Оценка деятельности капитаном

Самооценка

1

                                                              (капитан)

2

3

4

5

6

Маршрутный лист группы «Химики»

Проблемный вопрос: Какие химические превращения протекают с участием воды

  1. Познакомиться с информацией по вашему вопросу в учебниках химии (с. 84-86). Выписать уравнения описанных реакций с комментариями к ним в рабочую тетрадь
  2. Практически осуществить два химических превращения

Опыт 1. Взаимодействие воды с активным металлом натрием.

Реакцию проводим в перчатках и защитных очках!

В кристаллизатор с водой добавить 2-3 капли раствора фенолфталеина и убедиться, что дистиллированная вода имеет нейтральный характер среды. Осторожно вскрыть ампулу с находящимся в ней металлическим натрием и поместить металл в кристаллизатор с водой. Натрий начнет активно перемещаться по воде, растворяясь в ней, а раствор окрасится в малиновый цвет, указывая, что в нем появилась щелочь.

Записать уравнение проделанной реакции. Подготовиться к мастер – классу по ней.

Опыт 2. Взаимодействие воды с оксидом

Реакцию проводим под вытяжкой!

В химический стакан с водой добавить несколько капель фиолетового лакмуса и сжечь над водой в металлической ложечке красный фосфор. Образовавшийся в виде белого дыма оксид фосфора (V) постепенно растворяется в воде и реагирует с ним. Это подтверждает фиолетовый лакмус, который по мере растворения в воде оксида краснеет.

Таблица «Изменение цвета различных индикаторов в зависимости от характера среды в растворе»

Индикатор

Цвет индикатора в среде

кислой

щелочной

нейтральной

Лакмус

красный

синий

фиолетовый

Фенолфталеин

бесцветный

малиновый

бесцветный

                Оценочный лист группы «Химики»

Состав команды

№ п∕п

Ф.И. ученика

Оценка деятельности капитаном

Самооценка

1

                                                              (капитан)

2

3

4

5

6

Маршрутный лист группы «Исследователи»

Проблемный вопрос: Растворение веществ в воде процесс физический или химический?

  1. Познакомиться с информационным листом по теме «Вода» и выбрать необходимую для вас информацию
  2. Практически определить тепловой эффект процессов растворения в воде следующих веществ: нитрата аммония и гидроксида калия по следующему алгоритму:
  1. Измерить спиртовым термометром температуру в стакане дистиллированной воды. Для этого погрузить в стакан термометр и выдержать не менее 2-х минут.
  2. Перенести в стакан с водой предложенную порцию нитрата аммония, перемешать стеклянной палочкой до его растворения и снова погрузить термометр в раствор. Определить показания термометра в растворе.
  3. Проделать аналогичные действия сначала с дистиллированной водой в другом стакане, а затем с полученным раствором гидроксида калия.
  4. Объяснить полученные тепловые эффекты.

     3. Подготовиться к выступлению по проблеме. Проанализировать в выступлении результаты своей практической деятельности

План выступления

1. Ответить на проблемный вопрос

2. Назвать физическую и химическую составляющие процесса растворения

3. Озвучить в сравнении результаты практической деятельности.

                 Оценочный лист группы «Исследователи»

Состав команды

№ п∕п

Ф.И. ученика

Оценка деятельности капитаном

Самооценка

1

                                                              (капитан)

2

3

4

5

6

Маршрутный лист группы «Физики»

Проблемный вопрос: Можно ли круговорот воды в природе считать природным способом очистки воды?

  1. Познакомиться с информационным листом по теме «Вода» и выбрать необходимую для вас информацию
  2. Изобразить схему круговорота воды в природе. Указать какой переход воды способствует ее очистке. Определить в какой момент круговорота вода загрязняется.
  3. Ответить на предложенные вопросы теста.

 

Тест по теме «Физические свойства воды»

  1. Найдите в приведенном ниже списке характеристики и свойства дистиллированной (химически чистой) воды. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1. бесцветная
  2. при замерзании сжимается
  3. встречается в трех состояниях
  4. при нагревании сжимается
  5. обладает текучестью
  6. не имеет вкуса
  7. имеет запах
  8. прозрачная
  9. является растворителем

  1. Какими свойствами вода НЕ обладает

            а) хорошо сжимается

            б) является растворителем

            в) при замерзании увеличивается в объеме

            г) принимает любые формы

3. Какое свойство воды приводит к тому, что зимой иногда лопаются водопроводные трубы?

            а) плохо сжимается

            б) является растворителем

            в) при замерзании увеличивается в объеме

            г) обладает текучестью

4. Какой будет температура воды на дне глубокого озера, если температура воздуха

 -150С

           а) -150С

           б) +40С

           в) +150С

           г) 00С

5. Вода переходит в твердое состояние при температуре ниже

           а) 00С                                          в) +100С

           б) +40С                                        г)  -100С

6. Какое свойство воды проявляется в том, что в приморских районах климат мягче, чем в глубине суши: летом не так жарко, а зимой морозы слабее?

          а) при замерзании вода сжимается

          б) вода обладает текучестью                  

          в) вода в воздухе может находиться в состоянии водяного пара

          г) вода способна долгое время сохранять температуру

7. Почему реки покрываются льдом быстрее, чем моря?

           а) в морях проходят теплые течения

           б) соленая вода замерзает при более  низких температурах

           в) глубина рек меньше, чем глубина морей

           г) моря расположены в основном в южных широтах

      8. Установите соответствие

                             1. Испарение.                 А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.

                             2. Замерзание                 Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.

                             3. Конденсация.             В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.

                             4. Таяние                         Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое. 

   9. Почему неверно звучит утверждение «При кипячении воды из носика чайника выходит пар»

                     а) при кипячении воды пар не образуется

                     б) пар система невидимая

                     в) при кипячении воды образуется туман

                     г) при кипячении жидкая вода сохраняет свое состояние

10. Газированная вода получается посредством растворения в ней

                     а) угарного газа

                     б) углекислого газа

                     в) сероводорода

                     г) активированного угля

                  Оценочный лист группы «Физики»

Состав команды

№ п∕п

Ф.И. ученика

Оценка деятельности капитаном

Самооценка

1

                                                              (капитан)

2

3

4

5

6

                   Маршрутный лист группы «Экологи»

Проблемный вопрос: Каким загрязнениям может быть подвержена природная вода  и как воду защитить?

  1. Познакомиться с информационным листом по теме «Вода» и выбрать необходимую для вас информацию.
  2. Выпустить наглядный агитационный лист по теме: «Жизнь невозможна без чистой воды!»

                   Оценочный лист группы «Экологи»

Состав команды

№ п∕п

Ф.И. ученика

Оценка деятельности капитаном

Самооценка

1

                                                              (капитан)

2

3

4

5

6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме: «Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе»

Слайд 2

Ты можешь быть мягкой и жесткой, Ты можешь дать жизнь и отнять, Ты можешь, вращая турбины, Полночную тьму разгонять. Ты можешь согреть мегаполис И льдами сковать полюса. Ты сладостью душу напоишь И солью прольешься в глаза… Знакома от пара до снега, Как солнце и воздух нужна Природе, земле, человеку- Живая,Святая … Николай Наумов

Слайд 3

Цели урока 1. Вспомнить физические свойства воды 2. Познакомиться с химическими превращениями, в которых участвует вода 3. Определить значение процесса круговорота воды в природе

Слайд 4

Таблица «Сравнительная характеристика дистиллированной и природной питьевой воды» № п ∕п Критерии сравнения Дистиллированная вода Природная питьевая вода 1 Происхождение 2 Органолептические свойства: цвет, запах 3 Химический состав 4 Жесткость воды (общая минерализация) 5 Плотность

Слайд 5

Есть ли литературные гиперболы в строках? Ты можешь быть мягкой и жесткой, Ты можешь дать жизнь и отнять, Ты можешь, вращая турбины, Полночную тьму разгонять. Ты можешь согреть мегаполис И льдами сковать полюса.

Слайд 6

Есть ли литературные гиперболы в строках? Ты сладостью душу напоишь И солью прольешься в глаза… Знакома от пара до снега, Как солнце и воздух нужна Природе, земле, человеку- Живая,Святая вода

Слайд 7

Домашнее задание 1. Параграф 28, с.84-86 2. Записать по 2 уравнения всех известных вам типов реакций с участием воды 3. Объяснить почему привычное для нас утверждение «При кипячении воды из носика чайника выходит пар» неверно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

Урок по химии 8 класс тема: " Химические свойства воды".

Данное пособие  рекомендовано при проведении  урока в 8 классе при изучении темы : «Вода. Химические свойства воды".  Адаптировано для уащихся со слабой успеваемостью. Химические свойст...

Методическая разработка урока химии в 8 классе "Химические уравнения"

Методическая разработка урока химии в 8 классе "Химические уравнения"...

Урок химии в 8 классе "Химические свойства воды. Применение"

Конспект урока и презентация могут быть использованы для проведения урока № 31 по химии в 8 классе. УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. ХИМИЯ 8 класс...