Разработка урока химии для 8 класса «Решение задач на вычисление массовой доли вещества в смеси»
план-конспект урока по химии (8 класс)

Латыпова Лилия Расильевна

Разработка урока химии для  8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_uroka_himii_v_8_kl_latypovoy_l.r.doc402 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока химии для  8 класса

«Решение задач на вычисление массовой доли вещества в смеси»

Латыпова Лилия Расильевна

учитель химии высшей квалификационной категории

МБОУ Иж-Бобьинской СОШ имени Братьев Буби

Агрызского муниципального района Республики Татарстан

          Цели урока: 

Содержательная: 

Закрепление материала по теме: «Массовая доля компонента смеси».

Открытие новых знаний-введение понятия молярная концентрация раствора, знакомство с другими видами концентраций раствора.

Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение  отвечать на действенные вопросы, аргументировать свои ответы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания).

 Задачи:

Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные пути решения практических задач на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении химии, используя разнообразные приемы деятельности; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Тип урока

-по дидактическим целям- урок совершенствования знаний, умений, навыков;

- по этапам формирования навыка – тренировочный;

- по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности - урок-практикум;

- уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса - урок работы в малых группах;

- по типу межпредметных связей - интегрированный урок (связь с физикой, математикой).

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, решение практических задач.                    

Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Оборудование: лабораторные весы с разновесами

Методические и дидактические материалы: презентация Power Point, маршрутные листы с заданиями и местом для самооценивания, бирки ювелирных изделий, монеты, карточки с заданиями.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент (1 мин);
  2. Этап постановки цели и задачей урока (4 мин);
  3. Этап первичного усвоения новых знаний (10 мин);
  4. Этап обобщения и закрепления материала через решение задач  (20 мин);
  5. Заключительный этап: итоги урока (3 мин);
  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин);
  7. Рефлексия (5 мин)

ХОД УРОКА

I. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя)

        Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга. И я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке.

II. Целеполагание и мотивация

        Перед Вами-черный ящик. Если Вы угадаете, что в нем, то поймете – о чем мы с Вами на уроке будем говорить.

Послушайте отрывок из письма «горе-студента» своей матери: «Дорогая мамочка, я всю жизнь мечтал учиться и работать  на химическом факультете данного университета. Я думал, что вскоре открою новый химический элемент, который занесут в Периодическую систему, я стану всемирно известным и, может быть, мне даже дадут Нобелевскую премию. Я так мечтал заниматься наукой, но вместо этого «ядовитый» профессор заставляет меня ежедневно заниматься рутинной работой: то собери ему несколько газов в один баллон, то прилей к одной соли-воду, к другой-спирт, то сплавь несколько металлов, кругом одни….».

-Чем занимается горе-студент? Что он готовит ежедневно?

-Правильно, растворы или смеси.

Откроем черный ящик. А почему в нем несколько предметов: пузырьки из аптечки (р-р йода, зеленки, нашатырного спирта, кольцо,  пустой пластиковый баллон).

-Правильно, медицинские препараты (растворы некоторых веществ), кольцо (сплав золота с медью), бутылка с воздухом (смесь газов).

-Как Вы думаете, о чем мы будем говорить?

-О смесях, растворах - гомогенных смесях.

-На последних уроках Вы научились вычислять массовую долю раствора. Не напомните формулу? А из чего получается раствор? А так ли это важно знать концентрацию раствора? Необходимо ли это в жизни?

-…….

-Давайте докажем это на практике, научимся решать подобные задачи и сами. Готовы? Тогда, вперед?

III. Этап первичного усвоения новых знаний

На экране, сказанная вами формула для вычисления w% раствора С подобными задачами Вы встречались и на уроках математики (задачи на проценты), видите в отчетах статистики в газетах, итоги выборов по телевизору и т.д. и т.п. 

        В последние дни по телевизору в честь годовщины Зимних олимпийских игр-2014 в г. Сочи показывают знаменательные события тех дней.

А сколько % золота интересно в Олимпийских медалях?

Состав олимпийских медалей в Сочи мало отличается от принятых стандартов, и тем не менее они - самые крупные и тяжелые в истории Игр. Комплект уникальных наград сочетает в себе оригинальный дизайн и инновационные технологии изготовления. Сочинские медали в полной мере передают многогранность и контрасты самобытной культуры России. Каждое изделие, изготовленное с высочайшей, до тысячной доли миллиметра точностью, имеет уникальную вставку из поликарбоната с нанесенным на нее «лоскутным одеялом» Олимпиады. Этот узор состоит из 16 орнаментов наиболее известных российских национальных промыслов. На аверсе медали изображены Олимпийские кольца, на реверсе – название вида соревнований и эмблема Олимпиады, на гурте (ребре) написано название Игр на русском, французском и английском языках. Состав олимпийских медалей в Сочи Золотая медаль изготовлена из сплава серебра и меди (92,5 и 6,16% соответственно). Медь необходима для усиления прочности. Покрытие – золото 999 пробы – составляет 1,34% от веса награды. В составе серебряной медали 93% серебра 960 пробы и 7% меди. Бронзовая медаль изготовлена из сплава меди с небольшой добавкой олова и цинка. Награды Сочинской Олимпиады войдут в историю Игр как самые инновационные, самые многочисленные, самые разнообразные, и, без лишней скромности, самые красивые. Они олицетворяют собой современную Россию. Это становится ясно при первом же взгляде на любую из медалей, ведь дизайн этих уникальных изделий опирается на любимые у нас и известные во всем мире орнаменты и символы. Заслуженные награды, навсегда остающиеся у спортсменов-победителей, будут напоминать им о России и незабываемых Олимпийских играх в Сочи. 

Для Олимпийских игр в Сочи будет изготовлено рекордное количество медалей — 1300 штук: 98 комплектов олимпийских и 72 комплекта паралимпийских медалей. Золотые олимпийские медали весят 531 грамм, серебряные — 525 грамм, бронзовые — 460 грамм. Диаметр медали составляет 100 мм, толщина — 10 мм. На производство наград ушло 3 кг золота, 2 тонны серебра и 700 кг бронзы. Все драгоценные металлы, использующиеся для производства Олимпийских наград и символов, добыты на территории России, а сами комплекты наград  делают исключительно российские специалисты. Компоненты, из которых состоит Олимпийская «бронза»: 97 % — медь, 2,5 % — цинк и 0,5 % — олово. Солиднее выглядит «серебряная» медаль. Оправдывая своё название, вторая по значимости медаль Олимпиады на 92,5 % состоит именно из серебра и ещё на 7,5 % — из меди. Схожий состав имеет и «золото» ХХII Олимпийских игр в Сочи: 92,5 % серебра, 6,16 % меди и чуть больше одного процента собственно золота высочайшей пробы - это примерно 6 г 999 пробы. Кристалл в центре олимпийской медали — это высокопрочный прозрачный поликарбонат. Он не должен потускнеть со временем, в отличие от других материалов, и всего в три раза дороже стекла.

У меня есть юбилейная коллекция монет «Сочи-2014», «Универсиады в Казани» - сплавы ведь тоже растворы (коллекция монет).

        Известно, что белые монеты делают из нейзильбера (20% меди, 35% никеля, 45% цинка), а желтые из сплавов меди и никеля (мельхиор), меди и цинка (латуни), алюминиевой бронзы (меди и алюминия).

-А сколько золота и серебра  в школьных медалях?

Толщина золочения медали — 5 микрон, толщина серебрения — 6 микрон. Для серебрения и золочения используется золото 999,9 пробы и серебро 999,9 пробы. Золотая медаль содержит 0,31 г золота, серебряная — 0,21 г серебра. Масса медалей примерно 24 грамма.

-Пробы серебра и золота также отражают массовую долю содержания данных драгоценных металлов в сплаве.

В современной России для изготовления ювелирных изделий используется золото 375, 500, 583, 585, 750, 958 и 996 пробы. Существует еще практически чистое золото 999,9 пробы, но для украшений оно совсем не подходит из-за своей мягкости и используется исключительно в космической промышленности. Состав сплава золота 585 пробы содержит 58.5% чистого золота и два основных лигатурных металла: медь (33.5%) и серебро (8%). Благодаря достаточному количеству чистого золота, изделия 585 пробы не тускнеют со временем

-Сегодня на уроке мы ответим на все поставленные вопросы, вы сами определите содержание компонентов в перечисленных изделиях.

-А вначале, познакомимся еще с одной-молярной концентрацией раствора –См (моль\л) Помимо данной концентрации существуют альтернативные способы определения содержания веществ в растворе-моляльная концентрация, титр раствора, эквивалентная (нормальная) концентрация. С ними Вы познакомитесь уже  в ВУЗах

 

IV. Этап обобщения и закрепления материала через решение задач

Ребята, организуем работу в группах-парах. У каждого из Вас есть - маршрутный лист (раздает учитель)

Маршрутный лист урока по теме

Решение задач на определение концентраций раствора

ученика 8  класса

ФИ ученика(цы)_______________________________________________________

1.Определение массы золота, серебра в ювелирном украшении по бирке-этикетке

Решение:                                                                    Оценка____________

2. Определение массы золота в олимпийских медалях, медалях за «Успехи в обучении»)

2а.Золотая олимпийская медаль Сочи-2014 массой 531 грамм содержит 6 г золота 999 пробы. Вычислите массовую долю золота в данной медали

2б.Серебряная  олимпийская медаль Сочи-2014 массой 525 грамм содержит 92,5%  серебра 999 пробы. Вычислите массу серебра в данной медали

2в.Золотая школьная медаль массой примерно 24 грамма содержит 0,31 г золота. Вычислите массовую долю золота в данной медали

2г.Серебряная  школьная медаль массой примерно 24 грамма содержит 0,21 г серебра. Вычислите массовую долю серебра в данной медали

Решение:                                                                    Оценка____________

3.Определение массы цинка и меди в денежных монетах

3а.Определите массу меди в монете (10 руб), если массовая доля меди в ней составляет  20%.

3б.Определите массу цинка в монете (2 руб), если массовая доля цинка в ней составляет 45% в составе сплава нейзильбера.

3в.Определите массу цинка в монете (5 руб), если массовая доля цинка в ней составляет 45% в составе сплава нейзильбера.

 Решение:                                                                   Оценка____________

                                                                                    Итоговая  оценка____________

Учащиеся, выполнившие задание, показывают учителю. Ученики вправе задавать вопросы, учитель корректирует, поправляет ответы, указывает на ошибки, но оценки выставляют сами учащиеся.

V. Подведение итогов урока

Поставьте оценки за выполненные  задания, выведите среднюю арифметическую оценку.

Я надеюсь, что оценка, полученная Вами за будущую контрольную работу,  будет выше сегодняшней. А что для этого нужно сделать?

Необходимо поднять по очереди несколько учеников с тем, чтобы каждый из них перед всем классом озвучил план дальнейших действий (например, прочитать параграфы, повторить формулы, повторить перевод единиц измерений и т.д.). Каждый ученик должен уйти с мыслью, что для успешного выполнения контрольной работы необходимо еще немного постараться, что каждый ученик в силах с ней справиться, что все зависит только от него самого!

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задание на дом:

1.выполнить тесты в Виртуальном факультативе по химии «Простейшие тесты для начинающих химиков» («Электронное образование») учителя химии Латыповой Л.Р.

2.придумать и написать на отдельном листочке по одной практической задаче из жизни по данной теме (по желанию). 

VII. Рефлексия

В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование, решать практические  задачи.

Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?».

Рефлексия учебных действий 

Учитель предлагает учащимся выбрать окончания фраз и подойти к тому углу, где висит вывеска с началом фразы:

 

Сегодня  я узнал…              

Было интересно…          

Было трудно…                    

Я научился…

Учащиеся разбились на 4 группы, уже можно сделать выводы о том, чему больше они научились, узнали и т.д.

Прослушивают высказывания нескольких учащихся (методика Конэрс из Сингапурской технологии).

Спасибо, ребята, за совместную работу. Я думаю, что урок был полезным для Вас, побудил к дальнейшим действиям. Вы сами себя оценили, наметили план мероприятий по ликвидации пробелов в знаниях. Вы поняли, что все в Ваших руках! До свидания (слайд 15).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 8 класс . Решение задач.

Урок химии 8 класс . Решение задач по уравнениям химических реакций....

Урок химии в 8 классе. Учитель: Яковлева Т.В. Массовая доля вещества в смеси и в растворе

Урок химии в 8 классе.Учитель: Яковлева Т.В.Массовая доля вещества в смеси и в раствореЦели урока. Предметные. Показать, что в качестве количественной характеристики смесей можно использовать массовую...

Решение расчётной задачи №27 (определение массовой доли вещества в растворе) в ЕГЭ по химии с использованием метода "Стаканов".

Представленный в презентации метод позволяет существенно сэкономить время на экзамене при расчёте задач на определение массовой доли вещества в растворе. Приведено несколько примеров: - расчёт ма...

Группа ПК2 Химия Тема "Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества" (29.10.2020)

Решите задачи (образец решения дан ниже)1. К раствору силиката калия массой 20,53 г и массовой долей 15% прилили избыток раствора нитрата кальция. Вычислите массу образовавшегося осадка.2. К...

Группа ПК2 Химия Тема "Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества" (02.11.2020)

Решите задачи:1. В 19 г соляной кислоты с массовой долей 5% поместили избыток цинка. Вычислите массу выделившегося газа.2. К 100 г раствора нитрата бария с массовой долей растворённого ...

Разработка урока по химии 8 класс "Решение задач на вычисление массовой доли вещества в растворе, массы растворенного вещества и массы воды"

Открытый урок-практикум в 8д классе, представленный на заседании городского методического объединения учителей химии г. Кызыл Республики Тыва по теме "Решение задач на вычисление массовой доли ве...

Урок физики 7 класс - "Решение задач на вычисление давления твердых тел"

Урок  "Решение задач на вычисление давления твердых тел" направлен на отработку понятия давления, умения вычислять давление твердых тел, анализировать физические ситуации и давать им об...