Рабочая программа дополнительного образования "Юный химик"
рабочая программа по химии (7, 8, 9 класс)

Степкина Светлана Юрьевна

Программа предназначена для развития представлений в есественнонаучной области познания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_yunyy_himik.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЯКОВЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Терновская ООШ»

______________ Тарасов Я.А.

Приказ № 128

«31» мая 2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Юный химик»

направленность естественнонаучная

(13-15 лет)

Срок реализации 1 год

«Рассмотрено»

на заседании МС МБОУ «Терновская ООШ»

Протокол № 10 от

«30» мая 2022 г.

«Согласовано»

заместитель директора МБОУ «Терновская ООШ»

__________ Степкина С.Ю.

«30» мая 2022 г.

«Принято»

на заседании

педагогического совета МБОУ «Терновская ООШ»

Протокол № 12  от

«31» мая 2022 г.

Составитель:

Степкина Светлана Юрьевна

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования «Юный химик» разработана в соответствии с Федеральными документами: Законом РФ «Об образовании», нормами СанПин 2.4.4., Конвенцией «О правах ребенка».

Данная программа поможет учащимся не только получить новые знания, но и научиться логически мыслить, чтобы находить ответы на достаточно сложные вопросы.

Программа является авторской и разработана на базе образовательной программы естественнонаучной и технологической направленности по химии с использованием оборудования центра «Точка роста».

В процессе изучения химии по данному курсу учащиеся совершенствуют свои практические умения и навыки, улучшают способность ориентироваться в мире разнообразных химических веществ и материалов, проявляют творчество.

Решение задач теории и практики связано, и это очень актуально в наше время.

Данный курс также очень может помочь в вопросах профориентации, когда выбор профессии будет осознанным и бесповоротным. Программа составлена для обучающихся 7 – 9 классов.

Цель:

Формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ, их способности превращаться в другие вещества.

Приобретение необходимых, уверенных умений и навыков при обращении с химическим оборудованием и реактивами.

Формирование понимания значения химии, как интегрирующей науки, имеющей огромное валеологическое значение.

Задачи:

Образовательная

  • Формирование навыков и умений научно–исследовательской деятельности.
  • Формирование навыков безопасного и грамотного обращения с химическими реактивами, оборудованием и другими веществами.
  • Формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента.
  • Приобретение в процессе практического изучения веществ знаний, ранее не известных, используя, анализ, синтез, логику.
  • Формирование в процессе деятельности устойчивой учебной мотивации.
  • Получение и реализация знаний и умений в учебном процессе на уроках химии.
  • Поиск пути решения и решение нестандартных задач.

Развивающая

  • Развитие аналитического мышления и логики
  • Развитие внимания, памяти и пространственного воображения
  • Развитие конструктивного мышления

Воспитательная

  • Воспитание чувства принадлежности к интересному предмету и его будущему.
  • Воспитание гордости за достижения России в становлении химии  как науки.
  • Воспитание чувства бережливости при обращении с веществами, школьным оборудованием и мебелью.
  • Воспитание таких качеств, как объективная самооценка, ответственность и самостоятельность

Формы и методы деятельности

Основными формами деятельности по своему преимуществу использования являются: групповая, индивидуальная и фронтальная работа.

При проведении лабораторных и практических работ используется, как правило, групповая работа, работа в парах.

При заложении опыта, составлении рационов, приготовлении презентаций применимы индивидуальные работы.

Фронтальная работа применяется при обсуждении проблемы, фильма, выяснении причинно - следственных связей, обнаружении причин, создании выводов и умозаключений, решении задач и т.д.

Методы достаточно насыщены практикой, т.е. в основном это практический, но также применяется и комбинированный.

Чисто наглядный или словесный применяется очень редко.

Ожидаемые результаты

По итогу проведенной работы, как правило, очень хорошо бывает видна разница в знаниях и отношении к предмету тех, кто посещал кружок ил просто осваивал материал программы на уроках химии.

Кто посещал кружок:

  • отличаются химической грамотностью,
  • разбираются в простейших теоретических вопросах,
  • знают химические формулы и умеют их преобразовывать,
  • заметно больше знают химических терминов и оперируют ими,
  • помогают учителю в постановке школьного эксперимента на уроках,
  • помогают одноклассникам в решении практических и теоретических задач,
  • как правило, автоматически соблюдают правила техники безопасности при обращении с оборудованием и реактивами
  • обладают расширенным кругозором
  • лучше воспринимают незнакомый материал,применяют логику и быстрее остальных делают собственные выводы.

Основное содержание курса

        Знакомство с природными источниками химических реактивов и материалов. Природа живая и неживая. Химическое сырье вокруг нас. Исследование среды растворов и изменение окраски основных индикаторов в разных средах. Органическая химия у нас дома. Меры безопасности. Домашняя аптечка. Неизвестное об известном. Химическое волшебство на кухне. «Бытовая химия». Каким должен быть шампунь? Опасен ли фтор в зубных пастах? Химические процессы в природе, оказывающие влияние на здоровье человека. Мы есть то, что мы едим. Составление меню и расчет рациона питания. «Правило тарелки». Чем вызваны некоторые виды аллергии и отравления. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях. Химия полимеров. Осторожно - ремонт!

Литература

  1. Программа по химии 8-9 класс.
  2. Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий./авт.- сост. Л.Г. Волынова и др. - Волгоград: Учитель, 2005
  3. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. - М.: Просвещение, 1976
  4. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л. Химия, 1978
  5. Урок окончен - занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост.Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение, 1992
  6. В.Н. Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение, 1995
  7. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение, 1993
  8. И.Н. Чертков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. - М.: Просвещение,1988
  9. Леенсон И.А. Занимательная химия. - М.: РОСМЭН, 1999

Приложение 1

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

К-во часов

Основная цель

Примечания

1

Знакомство с природными источниками химических реактивов и материалов. Природа живая и неживая. Химическое сырье вокруг нас. Меры безопасности при работе с химическими реактивами

1

Подготовить коллекцию и презентацию по теме. Практическая работа с минералами, горными породами и органическим сырьем

Работа по схеме: сырье - продукт

2

Исследование среды растворов и изменение окраски основных индикаторов в разных средах

1

Практика с описанием и выводами

3

Органическая химия у нас дома

1

Ознакомиться с известными веществами снова (уксус, сахар, целлюлоза, пластик и т.д...)

4

Домашняя аптечка. Неизвестное об известном

1

Изучение некоторых необычных свойств лекарств (аспирин, перекись водорода, аммиак...)

5

Химическое волшебство на кухне

1

Вкусные опыты. Изучение некоторых реакций, применяемых на кухне (дрожжи, спирты, сода, лимон и т. д.)

6

«Бытовая химия» Каким должен быть шампунь? Опасен ли фтор в зубных пастах?

1

Разбираемся с составом стирального порошка. Выяснить, чего не должно быть в составе шампуня и определение среды нескольких видов шампуней, в том числе и детского. Все о фторидах

Можно заменить на средство для мытья полов или посуды

7

Химические процессы в природе, оказывающие влияние на здоровье человека. Мы есть то, что мы едим. Составление меню и расчет рациона питания. «Правило тарелки»

1

Узнать об озоне и условиях его образования и разрушении, нарастании в атмосфере концентрации углекислого газа и т.д. Исследование некоторых самых распространенных продуктов питания Практическая работа. Составить недельное меню и рассчитать рацион. Внести свои рекомендации по сжиганию лишних калорий.

8

Чем вызваны некоторые виды аллергии и отравления. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях

1

Знакомство с некоторыми пищевыми красителями, видами белков, вызывающих аллергию.

9

Химия полимеров. Осторожно - ремонт!

1

Чем опасен современный ремонт? Практическое изучение некоторых едких веществ, и материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа в 8 химико-биологическом классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 8 «Д»класс. Профильный уровень(химико-биологический)...

Рабочая программа в 10 химико-биологическом классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 10 класс. Профильный уровень....

Программа дополнительных занятий "Химико-экологический кружок"

Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения ...

Рабочая программа кружка "Юный химик" 5 класс

С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Юный химик». Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особ...

Рабочая программа кружка" Юный химик " для 9 класса

Пояснительная записка              Рабочая программа кружка" Юный химик " для 9 класса разработана на основе Примерной  прог...

Рабочая программа курса «Юный химик»

Изучение вводного курса химии в 7 классе направлено на достижение следующих целей: 1. подготовить учащихся к изучению нового учеб¬ного предмета; 2. создать познавательную мотивацию к изучению нового...

Рабочая программа кружка "Юный химик"

Рабочая программа кружка "Юный химик" для учащихся 7-9 классов...