План-конспект урока по химии "Наркомания-болезнь XXI века"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Егорова Екатерина

Наркомания – это почти всегда смерть в молодом возрасте!

Знать о своем враге почти все – уже часть победы над ним!

Знай это НЕ для того, чтобы потреблять, а того, чтобы НЕ потреблять!

Наркомания – это почти всегда смерть в молодом возрасте!

Знать о своем враге почти все – уже часть победы над ним!

Знай это НЕ для того, чтобы потреблять, а того, чтобы НЕ потреблять!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_himii_-narkomaniya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока химии «Наркомания-болезнь XXI века»

Цель: профилактика наркомании.

Задачи:

1.Дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье.

2. Формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам.

3.Ознакомить с уголовной ответственностью за распространение и употребление наркотиков.

4.Формирование коммуникативных навыков и умения сказать «нет!»

Девиз урока: Наркомания – это почти всегда смерть в молодом возрасте!

Знать о своем враге почти все – уже часть победы над ним!

Знай это НЕ для того, чтобы потреблять, а того, чтобы НЕ потреблять!

Форма: интегрированный урок-обобщение  с использованием компьютерных технологий.

Методы и приемы: урок с использованием презентации.

I. Вступительное слово. Что же такое наркомания?  (слайд)

1. Наркомания – болезненное пристрастие к какому-либо веществу, входящему в группу наркотических препаратов, вызывающему эйфорическое состояние или меняющему восприятие реальности. Проявляется неодолимой тягой к употреблению наркотика, увеличением толерантности, развитием физической и психической зависимости. Наркомания сопровождается постепенным ухудшением физического здоровья, интеллектуальной  и моральной деградацией.

2.Статистика наркозависимых в России (слайд)

Очень часто можно услышать выражения: “легкие наркотики”, «наркотики, которые не вызывают привыкания”, “ курить травку не вредно». А так ли это?  Откуда пришли к нам наркотики, какие они бывают и так ли они безобидны.

Наш урок проведем по следующему плану:

План урока.

1. История появления и распространения наркотиков.

2. Классификация наркотиков.

3. Влияние наркотиков на организм человека.

4.Признаки и симптомы употребления наркотиков.

5. Причины наркомании.

6. Симптомы наркомании.

7. Последствия применения наркотиков.

8. Уголовная ответственность.

9. Профилактические методы борьбы с наркоманией.

II.Основная часть.

1.История появления и распространения наркотиков (слайд).

Доклад ученика:

Знакомство человека с наркотиками состоялось тысячелетия назад. Люди каменного века знали гашиш, опиум, кокаин и использовали их для поднятия боевого духа перед боевыми действиями или на религиозных обрядах.

Шумерская цивилизация оставила на глиняных табличках (3500 г. до н.э.) самые ранние советы по приготовлению и употреблению опиума. Галлюциногенные грибы использовались  на религиозных ритуалах в Мексике, Скандинавии, Сибири. На стенах погребальных пещер индейцев Центральной Америки встречаются изображения людей, жующих листья коки (300 г. до н. э.).

Около 2700 года до н. э. в  Китае уже использовали коноплю в виде настоя или чая.

Египетский папирус (XVI в. до н. э.) рекомендовал в качестве лечебного средства мак.

 В Греции в VII в. до н. э. применялись настойки, в состав которых включались вино, мед и опиум. Аристотель, Геродот и Гален в своих трудах описывали действие наркотиков. Уже в древнеримские медики выяснили, что опиум может быть смертельным ядом.

В начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове возник ислам, священная книга которого Коран запрещала употребление алкоголя, в связи, с чем появились попытки заменить алкоголь опиумом. В конце XIII в. крестоносцы привезли с Ближнего Востока в Европу опиум как средство одурманивания. Но благодаря средневековой инквизиции использование опиума притормозилось на несколько веков. Только в XVI в. в медицинскую практику был введен опий (Парацельс – известный медиум).

В 1805 году удалось выделить морфин, а в 1856 году появились шприцы, и наркомания стала развиваться через уколы. В 1860 году немецкий химик Альберт Ниман получил активный алкалоид и назвал его кокаином.

В 1914 году немецкой фармацевтической компанией были разработаны экстази и МДА. Амфетамин был получен в 1887 году, но лишь с 1935 года его начали использовать в медицинских целях. Синтетический вариант ЛСД был изготовлен в 1938 году в Женеве химиком Альбертом Хоффманом в терапевтических целях.

В России издавна выращивались конопля и мак для производства многих вещей в хозяйстве. Распространение наркотиков началось в 60 – е годы, когда был снят “железный занавес”..

2.Классификация наркотиков (слайд)

А)Разделение по типу воздействия  на человека:

  • Тяжелые (Сильные) наркотики отличающиеся более быстрым формированием наркозависимости- к ним  относятся все опиаты и кокаин.
  • Легкие (Слабые) наркотики - эти средства которые  делают процесс более медленным- к ним относятся все производные каннабиса (вид однолетних растений семейства Конопляных).

Б)Классификация наркотиков по типам происхождения:

  • Наркотики естественного или природного  происхождения — они получены из различных видов растений и их соков, обладающие успокаивающим или возбуждающими действием.

 •  Наркотики синтетического происхождения  –это тип наркотических и психотропных веществ, которые могут изготавливаться как в крупных нарколабораториях, так и на дому. Основные из них это Метадон, Петидин, Героин, Морфин, Кодеин, Метадон, Трамадол, Дезоморфин, Фентанил), продукты переработки смолы и нефти. В свою очередь они имеют категории:

  • Спайсы
  • Соли
  • Курительные смеси
  • Ингалянты

В)В зависимости от типа действующего вещества различают такие виды наркотиков:

  • Амфетамины
  • Опиаты (Героин, Маковая соломка, Метадон, ацетилированный опий)
  • Каннабиноиды (Гашиш, Марихуана)
  • Лсд
  • Экстази
  • Кокаин
  • Спайсы
  • Соли
  • Лекарственные препараты

Г) Современные наркотики в свою очередь можно разделить на 4 основные группы:

  • Психостимуляторы -это Кокаин, Крэк, Амфетамин, Фенамин, Метамфетамин, Экстази, Первитин, Винт, Speed, Эфедр.
  • Галлюциногены -это Lsd, галлюциногенные грибы (Псилоцибин), Мескалин (Пейот кактус), Экстази и Кетамин.
  • Депрессанты-опиаты и опиоиды: Героин, Морфин, Кодеин, Метадон и Бупренорфин, Каннабис, Марихуана, Гашиш. В сильной концентрации, например, гашиш и смолы каннабиса, могут также выступать в качестве галлюциногена;
  • Наркотические анальгетики- транквилизаторы: Элениум, Сибазон, Феназепам, Валиум, Ксанакс, Элениум, Лоразепам, Напотон, Диазепам, Реланиум, Седуксен, Грандаксин, Диазепам, Медазепам, Оксазепам, Феназепам и др.), антидепрессанты (Коаксил, Циклодол, Кодеин и др.), разные снотворные, успокоительные, седативные и обезболивающие таблетки.

3.Влияние наркотиков на организм человека.

Все наркотики, независимо от пути введения в организм, в большей или меньшей степени обязательно повреждают:

  • нервную систему (в том числе головной мозг);
  • иммунную систему;
  • печень;
  • сердце;
  • легкие.

Конопля: ее курение вызывает хронический бронхит, рак легких, нарушение иммунитета, сердечно-сосудистую недостаточность, миокардит, сердечную аритмию, интоксикацию печени, тяжелое повреждение головного мозга.

Опиатные наркотики: ввиду их внутривенного введения риск заражения тремя опаснейшими заболеваниями: СПИДом, сифилисом и гепатитами. Гепатит у наркоманов вызывается сразу двумя вирусами, так называемый ассоциированный гепатит В и С, он отличается агрессивным течением и, как правило, становится хроническим. Итогом хронического гепатита В и С становятся: печеночная недостаточность и рак печени; снижается сопротивляемость заболеваниям и природный иммунитет, достигающий степени «химического СПИДа»; развиваются гнойно-инфекционные осложнения – сепсис, тромбофлебиты, флегмоны, воспаление легких и др.; гипертермическая реакция (так называемая «тряска»); энцефалопатия; заболевания костной и зубной тканей.

4.Признаки и симптомы употребления наркотиков (слайд)

5. Причины наркомании (слайд)

Среди причин наркомании обычно выделяют три группы: психологические, социальные и физиологические.

К первой группе относят:

  •  Проблемы в семье;
  • Обычное любопытство или скука;
  • Тяга к достижению творческого и интеллектуального успеха;
  • Протест против устоев общества или своей семьи;
  • Отсутствие внутренней дисциплины;
  • Отсутствие чувства ответственности за свои действия и поступки;
  • Отсутствие или деформация моральных качеств;
  • Некоторые внутренние конфликты;
  • Неудовлетворенность самим собой или неуверенность в себе;
  • Страхи, чувство незащищенности, тревожность;
  • Подражание сверстникам, значимым людям или кумирам.

Ко второй группе причин относят:

  • Кризис моральных ценностей в нынешнем социуме;
  • Культурные веяния запада;
  • Отсутствие цензуры в средствах массовой  информации, превалирование аморальности;
  • Отсутствие системы организаций для обеспечения досуга детей и спортивных секций в свободном доступе;
  • Отсутствие эффективной модели пропаганды здорового образа жизни.

К третьей группе причин относят:

  • Формирование беспокойства, неуверенности, депрессивного поведения основано на чрезмерном или неполном образовании нейромедиаторов. Это специфические клетки, которые принимают участие в биохимическом обмене. Таким образом, человек неосознанно пытается освободиться от состояния, при котором он чувствует себя эмоционально некомфортно, от состояния психического дисбаланса, прибегая к помощи наркотических веществ.

6. Симптомы наркомании (слайд)

Симптомы наркомании делят на две большие группы: косвенные признаки и специфические признаки злоупотребления наркотическими препаратами.

Специфические признаки - злоупотребления наркотиками могут по-разному проявляться в зависимости от препаратов, которые принимает индивид. Например, предположить употребление некоторых видов наркотиков можно по признакам интоксикации, а некоторых – только по признакам абстиненции.

К косвенным относят:

  • Манеру одеваться – одежда с длинными рукавами, в независимости от обстоятельств и погоды;
  • Зрачки неестественно широкие или узкие в независимости от освещения;
  • Отсутствующий взгляд;
  • Довольно часто неопрятный внешний вид, волосы, склонные к сухости, на кистях рук отеки;
  • Крошащиеся, темного цвета зубы;
  • Часто сутулая осанка;
  • Малопонятная речь;
  • Неловкие и заторможенные движения, при этом запах алкоголя изо рта отсутствует;
  • Раздражительность, грубость и неуважительность в общении;
  • Часто, после прихода таких «Гостей» в доме пропадают вещи.

7. Последствия применения наркотиков

  • Изменение сознания, провоцирующего на самоубийство;
  • Ломка и галлюцинации, приводящие к случайной гибели;
  • Возникновение тяжелых хронических патологий, часто смертельных;
  • Заражение Вич-инфекцией от применения нестерильных шприцев;
  • Связь с криминальным миром и насильственной смерти.

Люди, систематически принимающие даже легкие наркотики, живут не больше 6 лет. Прием ЛСД сокращает этот срок до 3-4 лет. Употребление героина дает шанс прожить один год, переживая жестокую ломку.

8.  Уголовная ответственность (слайд).

Уголовный кодекс РФ содержит следующие статьи, имеющие отношение к наркотикам:

Ст. 228. Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.

Ст. 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств, либо психотропных средств.

Ст. 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ.

Ст. 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества.

Ч. 5 ст. 73 – о лечении от наркомании.

9. Профилактические методы борьбы с наркоманией

Программа профилактических мероприятий должна соединить в себе несколько рабочих моделей:

Образовательная модель должна включать просветительскую деятельность по раскрытию вреда от наркотиков, формировать принципы здорового образа жизни.

  • Психосоциальная – вырабатывать устойчивость к давлению окружающей среды, навыки в принятии правильного решения в сложных конфликтных ситуациях.
  • Медицинская модель – знакомить с физическими и социальными последствиями от употребления наркотиков, их влияния на организм человека.
  • Государством должна быть организована жесткая борьба с наркоторговлей.
  • Важную роль сыграло бы и принудительное лечение наркозависимых. В основе информационной стратегии должна быть ориентация на сохранение здоровья в качестве основы личного благополучия.

10. Заключение (слайд)

Наркомания в широком смысле этого слова порок. Человек, идущий по пути наркомана:

  • постепенно уничтожает свои лучшие нравственные качества;
  • становится психически не вполне нормальным;
  • теряет друзей, потом семью;
  • не может приобрести профессию или забывает ту, которой раньше владел;
  • остается без работы;
  • вовлекается в преступную среду;
  • приносит бездну несчастий себе и окружающим;
  • и, наконец, медленно, но верно разрушает свое тело.

Такова наркомания с ее истинным лицом. Поэтому не пробуйте наркотики! Если уже попробовали, не повторяйте этот опасный эксперимент над собой. В жизни можно найти достаточно «кайфа», чтобы обойтись без его химического стимулятора. Дайте себе этот шанс, не связывайтесь с дурманом! Физкультура и спорт могут стать эффективным средством предотвращения наркомании среди молодежи. Заниматесь спортом-любите и выбирайте жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План конспект открытого урока в 6 классе по теме «Еда и напитки» по системе Преобразования обучения в XXI веке

План конспект открытого урока в 6 классе по теме «Еда и напитки» по системе Преобразования обучения в XXI веке...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План-конспект обобщающего урока по курсу истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра

План-конспект обобщающего урока по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра...

План-конспект открытого урока по теме: «История России конца XVII в. первой четверти XVIII века» Петр I: реформы, войны

Российская история XVIII века, реформы, начатые Петром I-одна из интереснейших тем для изучения. Имя Петра связано с Рыльском: он был в городе, возвращаясь с Полтавской битвы, в городе есть улица, наз...