Методическая разработка урока химии для 11 класса по теме "Кислотно-основное титрование"
методическая разработка по химии (11 класс)

Малах Галина Александровна

Роль урока определяется тем, что он обеспечивает возможность убедиться в значимости полученных знаний, в необходимости их использования в реальной жизни. Учащимся предстоит определить кислотность молока методом кислотно-основного титрования. Практическая направленность урока делает его привлекательным для учащихся, вызывает положительные мотивы. Элементы ролевой игры способствуют на время стать сотрудниками экспресс-лаборатории. Такой подход стимулирует умственную работу учащихся, дальнейшее развитие навыков самостоятельного экспериментирования.

   Тип урока (по ФГОС): Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности), по ранней типологии - урок комплексного применения знаний и способов действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока Малах Г.А.,

учителя химии МБОУ СШ № 75города Ульяновска

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии»

   Тема учебного занятия: Практическая работа по теме «Кислотно-основное титрование», 11 класс (учебник О.С.Габриеляна, 3ч. в неделю, углубленный уровень)

Форма проведения урока – практическая работа.

Роль урока определяется тем, что он обеспечивает возможность убедиться в значимости полученных знаний, в необходимости их использования в реальной жизни. Учащимся предстоит определить кислотность молока методом кислотно-основного титрования. Практическая направленность урока делает его привлекательным для учащихся, вызывает положительные мотивы. Элементы ролевой игры способствуют на время стать сотрудниками экспресс-лаборатории. Такой подход стимулирует умственную работу учащихся, дальнейшее развитие навыков самостоятельного экспериментирования.

   Тип урока (по ФГОС): Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности), по ранней типологии - урок комплексного применения знаний и способов действия.

   Планируемые предметные результаты обучения: овладение учащимися умениями применять понятия «электролитическая диссоциация», «реакции нейтрализации», «молярная концентрация», составление уравнения реакции нейтрализации и проведение по нему расчетов; специфические для химического образования предметные умения: выполнение химического эксперимента, работа с лабораторным оборудованием, химической посудой и реактивами.

Метапредметные результаты: организация учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в парах, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, использование различных источников для получения химической информации, готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Этапы занятия с описанием учебных заданий, формы работы на разных этапах учебного занятия, примеров индивидуализации учебных заданий. Приемы и техники «деятельностной» технологии для достижения планируемых предметных и метапредметных результатов. Примеры заданий для оценивания

Формы контроля и оценивания

1 этап Организационный

 Цель этапа:

Обеспечить организованное начало урока комфортную  обстановку и эмоциональный настрой учащихся на работу, на восприятие учебного материала, вызвать заинтересованность, положительный мотив к предложенной теме.

«Изюминка»: нестандартный вход в урок путем подачи фрагмента служебной записки руководителя молочного предприятия (текст выводится учителем на экран). 

Учитель: Сообщает тему урока «Кислотно-основное титрование» и настраивает учащихся на возможность в очередной раз убедиться в том, как глубоко связана химия с нашей повседневной жизнью и как реально можно применить полученные знания на практике.

Учитель: озвучивает фрагмент, выведенный на экран. ''Срочно! В экспресс-лабораторию. В связи с неисправностью транспортных средств и дефицитом горючего, молоко доставлено на предприятие со значительным опозданием – от десяти до тридцати часов…''

А дальше руководитель не дописал, торопясь на совещание. Какую задачу хотел поставить директор перед сотрудниками? Вам предлагается роль юных практикантов лаборатории. Сформулируйте цель вашей дальнейшей работы.

Целеполагание. Прием «корзина идей». Фронтально.

Слушаются предложения учащихся.

Учащиеся: предлагают формулировку цели работы. Возможные варианты: определить кислотность молока, содержание молочной кислоты по установленным методикам, сравнить содержание кислоты с допустимым по стандарту, найти способ уменьшить кислотность в случае превышения нормативной. Совместно с учителем формулируется цель предстоящей работы: Определить молярную концентрацию молочной кислоты в молоке и сделать вывод о его качестве в соответствии с нормативными требованиями.

II этап

Актуализация комплекса знаний и способов деятельности (работает на основной этап)

Цель: Обеспечить теоретическую подготовку учащихся для проведения практической части занятия.

Прием «вопросительные слова»

Учащимся предлагается таблица для сопоставления вопросов и терминов. Работа самостоятельная на репродуктивном уровне.

Самостоятельная работа по выведению расчетной формулы, сравнение с эталоном

Учитель классу: Для выполнения практической работы необходимо повторить понятия, которые были изучены ранее. Задание: на экране таблица, в которой в первой графе ряд изученных понятий (раствор, способы выражения концентрации растворов, реакция нейтрализации, ее сущность с точки зрения реакции ионного обмена, окраска индикаторов в зависимости от характера среды, диссоциация органических кислот на примере молочной кислоты, титрование). Во второй графе определения этих понятий. Необходимо привести в соответствие понятия и определения к ним. Учащиеся выполняют задание на сопоставление понятий и определений к ним. Определений больше, чем понятий. Среди них новое понятие «титрование».

Для конкретизации понятия «кислотно-основное титрование» учитель дает задание: Вспомните и напишите, каким образом связаны молярные концентрации реагирующих веществ с объемами вступивших в реакцию их растворов.  

Учащиеся выполняют задание на выведение формулы для расчета молярной концентрации молочной кислоты на основании составленного уравнения реакции нейтрализации гидроксидом натрия известной молярной концентрации (0,1 моль/л), и известного объема кислоты и  щелочи. Слушаются ответы учащихся.

Взаимопроверка по ключу

Самопроверка по эталону

III этап

Практическое применение знаний и способов действия в новой ситуации

Цель: Выработать умение самостоятельно применять полученные знания в комплексе, переносить их в новые условия.

Работа в парах. Исследовательский метод.

Работа по инструкции (смысловое чтение)

Требования к отчету включают запись уравнения химической реакции, расчет, указание соответствующих надписей на рисунке, вывод о соответствии кислотности молока требованиям стандарта, решение проблемной задачи. Для этого  выдан бланк  ''протокол-отчет'', подобный тому, который заполняется в экспресс-лаборатории. В ходе работы  в нем заполняются графы контрольной таблицы.

Во время практической работы учитель следит за соблюдением правил ТБ, фиксирует правильность действий, оказывает дозированную помощь тем ученикам, которые имеют слабые навыки экспериментирования.

Контроль учителя за ходом практ. работы

       IV этап

Контроль знаний учащихся и самопроверка

Цель: Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, получить достоверную информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

Вызывается ученик для сбора и обобщения результатов.

Учитель классу:

В сводной таблице мы видим результаты ваших исследований (Анализируются и обобщаются полученные результаты. На их основе делается общий вывод). Дается ключ  к контрольным вопросам, критерии оценивания.

Примечание: принять допустимую молярную концентрацию молочной кислоты в молоке 0,021 моль/л.

Самопроверка по ключу, оценивание по обозначенным критериям

V этап

Коррекция знаний

Цель: Выяснить допущенные ошибки и предложить учащимся дать путь их  исправления.

Учащиеся озвучивают ошибки, допущенные в ходе работы (неправильное обращение с лабораторным оборудованием, ошибки в записи уравнения диссоциации молочной кислоты и пр.) и предлагают способ их устранения.

Контроль и итоговое оценивание учителем после сдачи письменного протокола-отчета

VI этап

Рефлексия

Цель: Развивать у учащихся способность к рефлексии, умение осмыливать свои действия и давать самооценку проделанной работе.

Фронтально.

В чем заключается сущность кислотно – основного титрования?

Предложите способ нейтрализации кислоты в молоке?

Знания каких понятий вам потребовалось при выполнении работы?

В каких еще случаях можно использовать метод титрования (в медицине, сельском хозяйстве, в санитарном надзоре).

VII этап

Информация о домашнем задании.

Цель: Обеспечить понимание цели,  содержания и способов выполнения домашнего задания.

Индивидуализация домашнего задания (на выбор)

Вопросы:

1.Как согласуется информация учителя о допустимой молярной концентрации кислоты в молоке с градусами Тернера, по которым определяется пригодность молока для реализации в торговой сети?

2. Какие упрощения при исследовании кислотности молока допущены в рамках урока в сравнении с производственными?

3. Дома рассчитайте массовую долю молочной кислоты в молоке, если при плотности 1,07 г/мл молярная концентрация С=0,021моль/л.

Инструкция

к выполнению практической работы

''Определение содержания молочной кислоты в молоке методом

кислотно-основного титрования''.

Цель: Исследовать молоко на содержание в нем молочной кислоты. На основании данных количественного анализа сделать вывод о качестве молока.

Оборудование и реактивы: лабораторный штатив, бюретка, мерная пипетка,

                                               коническая колба, белая бумага,  фенолфталеин,

                                               раствор  NaOH, 0.1М, дистиллированная вода,

                                               исследуемое молоко.

                                  Выполнение работы.

  1. Соберите установку для титрования.
  2. Отмерьте при помощи градуированной пипетки  10 мл молока и вылейте его в коническую колбу.
  3. Добавьте в коническую колбу 20 мл дистиллированной воды. Туда же внесите 3 капли фенолфталеина.
  4. Налейте в бюретку 0.1М раствор NaOH.
  5. Спускайте из бюретки небольшими порциями раствор NaOH (примерно по 0.5 мл) в исследуемое молоко, непрерывно помешивая легкими круговыми движениями  

     колбочки.

  1. Область, в которую попадает щелочь, окрашивается в розовый цвет, исчезающий при взбалтывании. Когда розовый цвет начинает медленно исчезать, спускайте раствор NaOH по одной капле и так продолжайте до тех пор, пока от одной капли не появится слабая, но устойчивая розовая окраска.
  2. Отметьте по делениям бюретки с точностью до 0,05 мл объем раствора NaOH, израсходованного на нейтрализацию молочной кислоты, содержащейся в молоке.

                       Правила техники безопасности.

  1. При сборке прибора во избежание порезов аккуратно обращайся со стеклом.
  2. Не пробуй вещества на вкус.
  3. Осторожно обращайся с раствором щелочи. Не допускай попадания щелочи в глаза. В случае попадания щелочи на кожу ее необходимо смыть обильной струей воды.

                      Оформление результатов работы.

  1. В бланке ''Протокол – отчет'' укажите номер пробы исследуемого молока (их будет 3), объем 0.1М  NaOH, пошедший на титрование (мл).
  2. Рассчитайте молярную концентрацию молочной кислоты в молоке по формуле

С кислоты = С NaOH х VNaOH/Vмолока  . Вычислите среднее значение по результатам трех измерений.  Значение молярной концентрации кислоты запишите в соответствующей графе бланка ''Протокол – отчет''. Сравните ваш результат с предложенным учителем. Сделайте вывод о качестве молока.

  1. Запишите уравнение реакции нейтрализации молочной кислоты гидроксидом натрия.
  2. Дайте ответ на вопрос: Как нейтрализовать молочную кислоту в молоке в домашних условиях? Запишите уравнение предложенной реакции. Ответ запишите в дополнительной графе отчета.

Протокол – отчет

исследования кислотности молока

методом кислотно – основного титрования.

Цель исследования: Определить содержание молочной

кислоты в молоке, сделать вывод о

качестве молока.

Данные исследования

1  

№ пробы исследуемого молока

2.

Объем раствора 0.1М NaOH, пошедшего на титрование (мл)

3

Молярная концентрация молочной кислоты в исследуемом молоке (моль/л)

4

Уравнение реакции взаимодействия молочной кислоты с гидроксидом натрия

5

Вывод о соответствии кислотности молока стандарту

(соответствует, не соответствует)

Примечание: Допустимая молярная концентрация молочной кислоты в  

                       молоке составляет 0,021 моль/л.

Дополнительное задание.  Дайте ответ на вопрос: Как нейтрализовать молочную кислоту в молоке в домашних условиях? Запишите уравнение предложенной реакции.

Работу выполнил (а)___________________       Дата исследования_______________ Оценка_______                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....

Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.

Данное занятие  может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов  ТРКМ (Технологии развития...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"

Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Методическая разработка урока химии 8 класс по теме: "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач...