Рабочая.программа эллективного курса по химии 11класс 2022-2023 уч. год
рабочая программа по химии (11 класс)

Курносенкова Светлана Алексеевна

Предварительный просмотр:

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

  • Закона РФ «Об образовании».
  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации .
  • Основной образовательной программы основного (среднего) общего образования МБОУ – Княгининской СОШ .
  • Учебного плана МБОУ - Княгининской СОШ 

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов: (1 час в неделю), соответствии с учебным планом школы. 

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

  • формирование и развитие следующих умений:
  • в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные  результаты:

  • использовать основные интеллектуальные операции: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  • уметь генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • уметь определять цели и задачи деятельности, выбирать: средства реализации цели и применять их на практике;
  • использовать различные источники для получения химической информации, понимать зависимость содержания и формы представления информации от целей коммуникации и а Регулятивные УУД:
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументирует их.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные результаты:

  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
  • использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно- исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
  • объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
  • устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний. 

Требования к уровню подготовки обучающихся:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных явлений окружающего мира;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту и на производстве, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Содержание учебного предмета

Тема I. Строение вещества (13ч.)

Атом – сложная частица. Состояние электронов в атоме Развитие

представлений о строении атома. Модели строения атома. Ядро и электронная оболочка. Элементарные частицы: протоны, нейтроны, электроны. Изотопы. Электронная оболочка атома. Электронный слой (энергетический уровень). Орбиталь, электронные облака. Особенности строение электронных оболочек атомов. Порядок заполнения электронами энергетических уровней и подуровней. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Периодический закон и строение атома. Биография Д.И. Менделеева. Открытие Периодического закона и создание Периодической системы. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Закономерности изменения свойств атомов в периодах и группах (главных подгруппах). Значение Периодического закона и Периодической системы Д.И. Менделеева.

Химическая связь. Благородные газы, особенности строения их атомов. Процессы восстановления и окисления. Катионы и анионы. Ионная химическая связь. Схемы образования веществ с ионной химической связью. Кристаллические решетки. Ионные кристаллические решетки. Примеры веществ с ионными кристаллическими решетками и их свойства. Классификация ионов: по составу (простые и сложные), по знаку заряда (катионы и анионы).

Ковалентная химическая связь. Ковалентная химическая связь. Схемы образования ковалентной химической связи. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность молекул. Механизмы образования ковалентной химической связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Примеры веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками и их свойства.

Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая решетка, физические свойства металлов: пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск. Металлические сплавы (бронза, чугун, сталь, дюралюминий).

Водородная связь. Механизм образования водородной связи. Внутримолекулярная и межмолекулярная водородная связь. Водородная связь в белках и нуклеиновых кислотах.

Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Пластмассы. Классификация полимеров по происхождению (биополимеры, искусственные и синтетические полимеры) и по отношению к нагреванию (термопласты и термореактопласты). Примеры пластмасс. Волокна. Природные волокна (животные, растительные и минеральные), химические волокна (искусственные и синтетические). Неорганические полимеры.

Агрегатные состояния веществ (газообразное, жидкое и твердое). Закон Авогадро. Молярный объем газов. Воздух и природный газ – природные газообразные смеси. Водород. Кислород и озон. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Углекислый газ. Аммиак. Этилен.

Жидкие вещества. Вода, ее биологическая роль. Круговорот воды в природе. Применение воды в промышленности, сельском хозяйстве и быту. Жесткость воды. Временная и постоянная жесткость воды и способы ее устранения. Кислые соли. Минеральные воды. Жидкие кристаллы, их использование.

Твердые вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Применение аморфных веществ.

Дисперсные системы. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию. Классификация дисперсных систем по размеру частиц фазы. Эмульсии. Суспензии. Аэрозоли. Использование оборудования «Точки роста»

.

Состав вещества. Закон постоянства состава вещества. Информация, которую можно получить из молекулярной формулы (формульной единицы). Смеси. Массовая и объемная доля компонента смеси. Массовая доля растворенного вещества. Массовая доля примесей. Массовая доля продукта реакции. Молярная концентрация.

Тема II. Химические реакции (9ч.)

Химические реакции, или химические явления. Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена, условия их протекания. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химической реакции. Термохимическое уравнение. Гомогенные и гетерогенные реакции. Использование оборудования «Точки роста»

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Правило Вант-Гоффа. Ферменты. Ингибиторы. Обратимость химической реакции. Необратимые и обратимые реакции. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Условия смещения равновесия в реакции синтеза аммиака. Выбор оптимальных условий.

Роль воды в химических реакциях. Растворение как физико-химический процесс. Электролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Кислоты, основания и соли в свете электролитической диссоциации. Водородный показатель (pH) раствора. Реакции гидратации. Гидролиз в органической и неорганической химии .Использование оборудования «Точки роста»

.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Электронный баланс. Электролиз. Электролиз расплава и раствора хлорида натрия. Получение алюминия. Применение электролиза в промышленности.

Тема III. Вещества и их свойства (9ч.)

Металлы. Химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, растворами кислот и солей, металлотермия. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Коррозия металлов. Химическая и электрохимическая коррозия. Способы защиты от коррозии.

 Неметаллы. Окислительно-восстановительные   свойства   типичных   неметаллов.

Водородные соединения неметаллов. Использование оборудования «Точки роста»

.

Кислоты. Классификация и химические свойства кислот. Особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты и азотной кислоты любой концентрации с металлами. Качественные реакции на анионы кислот.

 Основания. Классификация оснований. Химические свойства оснований.

 Соли. Классификация солей и важнейшие представители. Качественные реакции на катионы.

 Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетические ряды органических соединений.

Тема IV. Химия и современное общество - 3ч.

            Производство аммиака и метанола.

         Понятие о химической технологии. Химические реакции в производстве аммиака и метанола. Общая           классификационная характеристика реакций синтеза в производстве этих продуктов. Научные принципы,лежащиев основе производства аммиака и метанола.Сравнение этих производств.

             Химическая грамотность как компонент общей культуры человека.

            Маркировка упаковочных материалов, электроники и бытовой техники, экологичного товара, продуктов  питания, этикеток по уходуза одеждой.

                                                       Демонстрации.

             Модель промышленной установки получения серной кислоты.

              Модель колонны синтеза аммиака.

              Видеофрагменты и слайды о степени экологической чистоты товара.

                        Лабораторные опыты.

            Изучение маркировок различных видов промышленных и продовольственных товаров.

Основная тематика учебных проектов в 11 классе

Название темы/раздела

Название проекта

Вещества и их свойства

Сульфаты в шампунях

Вещества и их свойства

Исследование йода"

Химия и современное общество

Влияние компонентов косметики на организм человека

Химия и современное общество

Значение кофе и кофеина в жизни человека с точки зрения биохимика

Химия и современное общество

Эковата и ее влияние на здоровье человека

Химия и современное общество

Влияние газированных напитков на организм человека

Химия и современное общество

"Химия в чашке чая"

Тематическое планирование

№  урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

План.

Факт.

Тема 1. Строение вещества   (13ч)

1.

Строение атома. Электронная оболочка. Вводный инструктаж по ТБ.

1

08.09

2.

Особенности строения электронных оболочек переходных элементов. Орбиталиsи p

1

15.09

3.

Периодический закон и Периодическая система

химических элементов Д.И. Менделеева

1

22.09

4.

Химическая связь. Ионная связь.

1

29.09

5.

Ковалентная химическая сязь.

1

06.10

6.

Металлическая и водородная химические связи. Единая природа химических связей

1

13.10

7.

Полимеры органические и неорганические

1

20.10

8.

Газообразные вещества.

1

10.11

9.

Жидкие вещества.

1

17.11

10.

Твердые вещества.

1

24.11

11.

Дисперсные системы

1

01.12

12.

Состав вещества и смеси

1

08.12

13.

Зачёт по теме «Строение вещества»

1

15.12

Тема 2. Химические реакции 9 ч

14

Классификация химических реакций

1

22.12

15

Скорость химической реакции.

1

12.01

16

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

1

19.01

17.

Гидролиз органических и неорганических соединений. Среда водных растворов.

Водородный показатель.

1

26.01

18.

Гидролиз органических и неорганических соединений. Среда водных растворов.

Водородный показатель.

1

02.02

     19.

Окислительно- восстановительные реакции.

1

09.02

        20.

Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.

1

16.02

21.

 Решение экспериментальных задач по теме «Химические реакции».

1

23.02

22.

Зачёт №2  по теме «Химические реакции»

1

02.03

Тема 3. Вещества и их свойства 9 ч

23.

Металлы и их свойства

1

16.03

24.

Неметаллы и их свойства

1

23.03

25.

Неорганические и органические кислоты.

1

06.04

26

Неорганические и органические основания.

13.04

27.

Неорганические и органические амфотерные соединения.

20.04

28.

Соли органических и

неорганических кислот.

27.04

29.

Комплексные соединения.

04.05

30.

Обобщение и систематизация знаний по курсу химии.

11.05

31.

Решение экспериментальных задач по теме «Вещества и их свойства».

18.05

Тема 4. Химия и современное общество 3ч

32.

Химическая технология. Производство аммиака и метанола.

22.05

33.

Химическая грамотность как компонент общей культуры человека.

23.05

34.

Зачёт по курсу .

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт кабинета химии на 2022-2023 учебный год (МТБ кабинета)

Паспорт кабинета химии включает:Требования к кабинету химии как базы для успешного выполнения образовательной программыЦель, задачи и направления работы кабинетаНормативные документы, регламентирующие...

Анализ работы РМО учителей химии Пригородного района РСО – Алания за 1 полугодие 2022-2023 учебный год

Создание условий для развития профессиональной компетентности  учителя, способствующее повышению качества образования в условиях перехода на новые государственные  стандарты образования...