РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии (занятия внеурочной деятельности) «Химический калейдоскоп» 5 класс
рабочая программа по химии (5 класс)

Подольная Оксана Анатольевна

 Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. Данная программа реализуется в рамках основного общего образования, имеет естественнонаучную  направленность общеинтеллектуального развития личности. При работе с химическими реактивами выбираются те практические работы, которые могут сделать кружковцы с учетом своих способностей при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж с учащимися по соблюдению техники безопасности при проведении эксперимента, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Задания могут быть индивидуальными и групповыми. В случае выполнения группового задания следует предусмотреть четкое распределение обязанностей между членами группы. Возраст обучаемых 9–10лет.. В ходе обучения учащиеся осваивают межпредметные связи между естественно-научными дисциплинами. Изучают их структуру и взаимосвязь с окружающей средой. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_himicheskiy_kaleydoskop_5_klass.docx50.4 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Общая характеристика курса

         Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. Данная программа реализуется в рамках основного общего образования, имеет естественнонаучную  направленность общеинтеллектуального развития личности. При работе с химическими реактивами выбираются те практические работы, которые могут сделать кружковцы с учетом своих способностей при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж с учащимися по соблюдению техники безопасности при проведении эксперимента, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Задания могут быть индивидуальными и групповыми. В случае выполнения группового задания следует предусмотреть четкое распределение обязанностей между членами группы. Возраст обучаемых 9–10лет.. В ходе обучения учащиеся осваивают межпредметные связи между естественно-научными дисциплинами. Изучают их структуру и взаимосвязь с окружающей средой. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.

Актуальность программы: воспитание поколения, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной частички нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия. Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете химии.

Методы и приемы, используемые при изучении курса:

- химический эксперимент, начинающийся со знакомства с препаративной химией;

- прикладные занятия, позволяющие взглянуть на окружающий мир глазами химика;

- раскрытие места химии как интегрирующей науки через усиление межпредметных связей с другими предметами;

-занимательность;

-раскрытие значения химии в обеспечении экологической безопасности;

Рабочая программа кружка в 5 классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
  4. Учебный план  ГБОУ СОШ №81 Калининского района г. Санкт-Петербурга на 2017-18  учебный год.

        Психолого-педагогическая цель: развитие и дальнейшее формирование общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений, творческих задатков и способностей. Ликвидация дискомфортных состояний учащихся, обеспечение ситуаций успеха.

        Общекультурная цель: формирование основ гигиенических и экологических знаний, воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.

        Задачи:

Образовательные:

        Определить роль химии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями химии;

        Сформировать интерес к естественно-научным предметам  путем использования различных видов деятельности (рассказ, беседа, активные и пассивные (настольные) химические игры, соревнования, экспериментирование).

Воспитательные:

Прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Способствовать развитию у кружковцев ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе;  мотивации украшать комнатными растениями квартиры и школьный интерьер.

Развивающие:

Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе изучения химии.

Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов, вести дискуссию.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом ГБОУ №81 Калининского района г. Санкт-Петербурга занятия проводятся 1 раз в неделю – 34 часа в год. Программа предназначена в качестве курса по выбору внеурочной деятельности для учащихся 3-4 классов, не начавших изучать химию в рамках школьных программ.

Направленность: пропедевтика преподавания химии.

Требования к уровню подготовки учащихся

В ходе освоения программы курса выпускники 5 классов научатся:

использовать на практике простейшее химическое оборудование и химическую посуду (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.)

 выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкциям

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);

описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа);

проводить наблюдение за химическим явлением , вести лабораторный журнал.

В ходе освоения программы курса выпускники 5 классов смогут научиться:

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

 Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:

● Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

● Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

● Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

        ● Осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

          ● Умение обращаться с простейшим химическим оборудованием.

        ● Знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами

● Знание научной терминологии и ее правильное применение

● Умение вести журнал лабораторных исследований

        ● Умение описывать признаки химических реакций и приводить примеры химических реакций в быту и окружающей природе.

Метапредметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

Познавательные:

● Сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в различных условиях

● Работать с дополнительной литературой

Представлять полученные результаты в виде таблиц, рисунков, схем

Систематизировать полученные данные и оценивать достоверность полученных результатов

Регулятивные:

● Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

● Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Осуществлять контроль при наличии эталона

Коммуникативные:

● Знакомство с основными ролями участников группы сотрудничества

● Освоение форм взаимодействия людей в работе, способов сотрудничества и конкуренции;

Формирование умений слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества.

Строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Лабораторные работы

1.

Вводное занятие « Её величество –Химия»

1

1

2.

«Я наблюдаю вещества»

1

3

«Химическая кухня», или Лаборатория юного химика

1

1

4,5

Правила, которые нужны химику

2

1

6,7

Химия съедобная и несъедобная

2

1

8

Час осторожности. Ушибы, порезы, ожоги

1

9

Растение – клетки, вещество – атомы

1

10

Как выглядят вещества? Форма веществ в разных агрегатных состояниях

1

11

Признак химических явлений – изменение цвета

1

12.

Признаки химических явлений – образование осадка в растворе

1

1

13

Признаки химических явлений – образование газов и изменение запахов

1

1

14

Химический Новый год

1

15

Лекарство от простуды. Самодельные лекарства

1

1

16

Физические свойства веществ. Как выглядит воздух? Физические свойства воздуха

1

17

Из чего состоит воздух? Частички, которые образуют воздух. Получаем кислород

1

1

18

Получение углекислого газа

1

1

19

Чудесная жидкость – вода

1

20

Разновидности воды. Вода без примесей (дистиллированная), питьевая, речная, морская

1

1

21

Растворы

1

1

22

Загрязнение воды. Очистка воды выпариванием, фильтрованием

1

1

23

Смеси в жизни человека

1

24

«Да здравствует мыло душистое!»

1

1

25

«Госпожа Ржавчина, извольте удалиться!»

1

26,27

Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы. Кирпичики, из которых состоит мир

2

28.

 Съедобная химия. Из чего состоит пища

1

29

Съедобная химия. Жиры

1

1

30

Съедобная химия. Белки

1

1

31,32

Съедобная химия. Углеводы – сахар, крахмал

2

1

33.

Известь, пятна, ржавчина и чистящий порошок

1

1

34.

«Вот и мне медаль на грудь».Итоговое занятие.

1

35

Итого:

34

17

                                                           Содержание курса

1. Вводное занятие «Ее величество - Химия!» (1 ч).

        Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? (вступительное слово ведущего). Химия – творение природы и рук человека. Коллекция «Чудеса химии» – примеры нерукотворной и рукотворной химии (демонстрация экспонатов коллекции). Химик – преданный и послушный ученик химии. Неожиданности на каждом шагу, или Аптечка на всякий случай. Для химика безвыходных ситуаций не бывает: удаление йодного пятна при помощи чудо-жидкости. Лабораторная работа 1: «Взаимодействие раствора тиосульфата натрия с йодом».

2. «Я наблюдаю вещества» (1 ч).

        Способы познания окружающего мира и веществ – наблюдение, опыт, теория (рассказ ведущего). Распознавание веществ по описанию их внешнего вида. В чем сходство и отличие веществ (портрет вещества: форма, размер, цвет, запах). Описание физических свойств веществ – сахара, соли, кофейного порошка (беседа с учениками).

3. «Химическая кухня», или Лаборатория юного химика (1 ч.).

        Лабораторная работа 2: «Знакомство с химической посудой и оборудованием» Химический стакан, колба, пробирка, пипетка, шпатель, фарфоровая чашка, воронка, штатив.

4, 5.Правила, которые нужны химику (2 ч).

        Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой, реактивами; принцип экономии веществ, с которыми работает химик: «Все хорошо в меру». Лабораторная работа: 3: «Правила обращения с жидкими и сыпучими веществами» (Заполнение емкости водой, добавление сыпучих веществ в химическую посуду).

6, 7.Химия съедобная и несъедобная (2 ч).

        Для чего человеку язык? Язык как средство общения и орган вкуса. Что есть на кухне? Настольная игра «Кухонный шкафчик» (аппликация из бумаги). Волшебные жидкости – вещества-определители. Демонстрационный опыт: «Изменение окраски смородинового определителя в лимонной кислоте и соде». Как определить вкус продуктов, не пробуя их? Домашний эксперимент по определению кислой и содовой среды в неокрашенных продуктах питания и растворах бытовой химии – мыльной воде, растворе зубной пасты, растворе стирального порошка, средстве для мытья посуды и т.д. Обсуждение результатов домашнего опыта с его демонстрационным повторением. Лабораторная работа 4: «Наблюдение за изменением окраски вещества-определителя в мыльной воде, лимонаде».

8. Час осторожности. Ушибы, порезы, ожоги (1 ч).

        Источники опасности. Первая помощь при повреждениях в химической лаборатории. Предупреждение опасности. Отработка навыков пользования химической посудой, приборами, реактивами.

9. Растение – клетки, вещество – атомы (1 ч).

        От большего к меньшему: вещество – молекула – атом. Тело – вещество – частица. Атом – частица молекулы и вещества. Из чего «сшиты» вещества? Демонстрация растительных клеток под микроскопом.

10. Как выглядят вещества? Форма веществ в разных агрегатных состояниях (1 ч).

        Ученический эксперимент с растительным маслом и водой по изучению формы жидкостей и лепка из пластилина фигур различной формы: куб, шар, пирамида (заполнение таблицы). Из чего построены растения? Из чего состоят вещества? (Беседа с учениками.). Как расположены частички в газах, жидкостях и твердых веществах? Игра «Агрегатные состояния».

11. Признак химических явлений – изменение цвета (1 ч).

        Изменение цвета твердого вещества и жидкости (раствора) при взаимодействии его с другим веществом или при нагревании; изменение окраски индикатора (вытяжка сока ягод) при действии кислоты и соды. Демонстрация растворения и изменения окраски безводного сульфата меди в воде.

12. Признаки химических явлений – образование осадка в растворе (1 ч).

        Демонстрационный опыт «Гашеная известь + углекислый газ». Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор гашеной извести. Лабораторная работа 5: «Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор гашеной извести.»

13. Признаки химических явлений – образование газов и изменение запахов (1 ч).

        Правила умелого определения запаха вещества. Взаимодействие пищевой соды с лимонной и уксусной кислотами и образование углекислого газа как признак химической реакции. Следы углекислого газа в хлебе, блинах, сыре, лимонаде. Лабораторная работа 6: «Приготовление лимонада».

14. Лекарство от простуды. Самодельные лекарства (1 ч).

        Почему болеет человек? Микробы – вред и польза здоровью человека. Лекарство от простуды. Лабораторная работа 7: «Изготовление напитков для лечения простуды» (чай с лимоном или с малиновым вареньем, молоко с медом, шипучий напиток из пищевой соды, лимонной кислоты, сахара и аскорбиновой кислоты).Химический Новый год (1ч).

15. Химический Новый год (1ч).

        Представление участников новогоднего занятия (рассказ ведущего). Конкурсы «Почемучка», «Рассуждалки», «Загадки». Демонстрационные опыты «Химическая елка», «Замерзающая и оживающая гвоздика», «Загадки», «Химический снег», «Метель из бутылки». Награждение участников команд.

16. Физические свойства веществ. Как выглядит воздух? Физические свойства воздуха (1 ч).

        Агрегатные состояния веществ – газообразное, жидкое, твердое. «Что к чему?» – дидактическая игра на определение агрегатного состояния веществ. Физические свойства газов. Что представляет собой воздух? Бесцветный, прозрачный, не имеющий формы, сжимаемый, упругий, легкий – демонстрация экспериментов, подтверждающих перечисленные свойства воздуха. Очень умелые ручки химиков – изготовление воздушных весов.

17. Из чего состоит воздух? Частички, которые образуют воздух. Получаем кислород (1 ч).

        Из чего состоит воздух? (Беседа с учениками.) Зачем нужен кислород? Кислород – источник жизни на Земле. Демонстрационный опыт «Горение свечи на воздухе». Кислород-невидимка. Как обнаружить кислород? Лабораторная работа 8: «Изучаем свойства кислорода» (Окисление свежей картофельной или яблочной дольки на воздухе, воспламенение тлеющей лучины в кислороде, полученном из пероксида водорода).

18. Получение углекислого газа (1 ч).

        Что мы знаем об углекислом газе и где его можно встретить? Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания (беседа с учениками). Демонстрационный опыт «Углекислый газ Лимонада Лимонадыча» – получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием и сбор газа в воздушный шар. Лабораторная работа 9: «Получение углекислого газа из питьевой соды и лимонной кислоты». Запись проведенной химической реакции.

19. Чудесная жидкость – вода (1 ч).

        Какая она – вода? Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Вода в природе, откуда она берется и куда исчезает (круговорот воды на Земле). А только ли жидкость? Агрегатные состояния воды при разных условиях.

20. Разновидности воды. Вода без примесей (дистиллированная), питьевая, речная, морская (1 ч).

        Что такое чистая вода? Чистота воды из лужи, реки, моря, водопроводного крана. Вода, которой мы утоляем жажду. Лабораторная работа 10:  «Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета».

21. Растворы (1 ч).

        Исчезновение растворяемых веществ. Сладкий, соленый, горький и кислый вкусы воды как признаки присутствия в ней посторонних веществ. Опасность пробы на вкус незнакомых веществ и растворов. Растворы в жизни человека: приготовление пищи, лекарств. Лабораторная работа 11:  «Химия в стакане – растворение сахара и соли в горячей и холодной воде».

22. Загрязнение воды. Очистка воды выпариванием, фильтрованием (1 ч).

        Источники загрязнения воды. Лабораторная работа 12: «Очистка воды фильтрованием» и выпариванием (демонстрация)».

23. Смеси в жизни человека (1 ч).

        Воздух – смесь газообразных веществ, молоко – смесь пищевых компонентов (белки, жиры, углеводы, вода), гранит – смесь веществ. Демонстрационный опыт «Осаждение веществ, содержащихся в молоке, раствором лимонной кислоты».

24. «Да здравствует мыло душистое!» (1 ч).

        Когда мыло в воде мылится, а когда – нет. Мягкая и жесткая вода. Как устранить жесткость воды. Лабораторная работа 13: «Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде».

25.«Госпожа Ржавчина, извольте удалиться!» (1 ч).

        Ржавчина – химическое изменение вещества. «Болезнь» и защита железа и других веществ (медь, олово) от разрушения. Демонстрационный опыт «Превращение железа в ржавчину под действием воздуха и влаги».

27, 28. Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы. Кирпичики, из которых состоит мир (2 ч).

        Таблица Д.И.Менделеева. Сон в зимнюю ночь: как Менделеев привел в порядок дом, в котором живут химические элементы. Игра «Где эта улица, где этот дом?». Поиск химических элементов по их порядковому номеру (номер квартиры), номеру группы (номер подъезда), номеру периода (номер этажа). Ознакомление с символами и названиями некоторых элементов (водород, углерод, азот, кислород, сера).

28. Съедобная химия. Из чего состоит пища (1 ч).

        Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу.

29. Съедобная химия. Жиры (1 ч).

        Какие продукты питания содержат жиры? Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека.  Лабораторная работа 14: «Обнаружение жира в семечках и чипсах»

30. Съедобная химия. Белки (1 ч).

        Где в продуктах питания искать белки? Распознавание белков. Значение и применение белков. Белки растительного и животного происхождения. Химический эксперимент «Окрашивание раствора сульфата меди(II) в белке куриного яйца». Лабораторная работа 15: «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании, сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты – приготовление творога»

31,32 Съедобная химия. Углеводы – сахар, крахмал (2ч).

        Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал? Лабораторная работа 16: «Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом».

33. Известь, пятна, ржавчина и чистящий порошок (1 ч).

        Составные компоненты чистящих средств. Лабораторная работа 17: «Удаление ржавчины, варенья, йодного и жирного пятен со скатерти».

34. Вот и мне медаль на грудь (1 ч.).

        Подведение итогов занятий химического кружка. Награждение членов кружка медалями из соленого теста и вручение похвальных грамот и удостоверений постоянным участникам занятий

Научно-методическое обеспечение программы

1. Груздева Н.В, Лаврова В.Н.,. Муравьев А.Г. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию.- СПб: Крисмас+, 2006.- 105 с.

2. Ольгин О.М. Опыты без взрывов - 2-е изд.-М.: Химия,1986.- 147с

3. Ольгин О. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии. – М.: «Детская литература», 2001.- 175с

4. Смирнова Ю.И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Санкт-Петербург, "МиМ-экспресс",1995 год.- 201с

5. Рюмин В. Рюмин В. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия- 8-е изд.- М.: Центрполиграф, 2011.- 221с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.htm
  2. http://kvaziplazmoid.narod.ru/praktika/
  3. http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/op/op1.html
  4. http://znamus.ru/page/etertainingchemistry
  5. http://www.alhimikov.net/op/Page-1.html

Материально-техническое оснащение

Печатные пособия

  • Комплект портретов ученых-химиков
  • Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).
  • Серия инструктивных таблиц по химии
  • Серия таблиц по неорганической химии

Информационно-коммуникативные средства

  • Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии
  • Электронные библиотеки по курсу химии  

 Технические средства обучения  

  •  Компьютер  
  • Мультимедийный проектор
  • Экран проекционный

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента

  • Весы  
  • Нагревательные приборы  - спиртовки
  • Доска для сушки посуды
  • Набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по
  • химии
  • Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по
  • химии
  • Модели
  • Натуральные комплекты, коллекции
  • Наборы реактивов

Календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся (УУД)

Дата

план

факт

1.

Вводное занятие « Её величество –Химия»

(урок открытия нового знания)

1

Знакомятся с новой наукой. Работают в группах. Выполняют лабораторную работу

2.

«Я наблюдаю вещества»

(урок комплексного применения знаний)

1

Наблюдают различные химические вещества. Характеризуют и описывают свойства веществ.

Прогнозируют применение веществ в соответствии с проявляемыми свойствами.

3

«Химическая кухня», или Лаборатория юного химика

(урок комплексного применения знаний)

1

Знакомятся с химическим оборудованием и посудой. Осваивают приемы работы с химическим оборудованием.

4

Правила, которые нужны химику

(урок открытия новых знаний)

(урок закрепления знаний)

2

Знакомятся с правилами ТБ при работе в химической лаборатории.

Комментируют и объясняют правила ТБ

Работают в группах.

5

6

Химия съедобная и несъедобная

(урок открытия новых знаний)

(урок закрепления знаний)

2

Представляют видеоматериал и презентации о съедобных и несъедобных веществах.

Обсуждают и комментируют теоретический материал.

Выполняют аппликации из бумаги. Наблюдают за химическим экспериментом. Выполняют лабораторную работу.

7

8

Час осторожности. Ушибы, порезы, ожоги

(урок обобщения и систематизации знаний)

1

Представляют презентации об источниках опасности.

Отрабатывают навыки пользования химической посудой, приборами, реактивами.

9

Растение – клетки, вещество – атомы

(урок открытия новых знаний)

1

Знакомятся с моделями молекул некоторых веществ.

Наблюдают  растительные клетки под микроскопом

10

Как выглядят вещества? Форма веществ в разных агрегатных состояниях

(урок открытия новых знаний)

1

Наблюдают за экспериментом. Лепят из пластилина фигуры различной формы.

Беседуют о частичках вещества. Играют в игру: «Агрегатные состояния».

11

Признак химических явлений – изменение цвета

(урок открытия новых знаний)

1

Наблюдают за экспериментом. Анализируют и обсуждают результаты с выделением существенных и несущественных признаков

12.

Признаки химических явлений – образование осадка в растворе

(урок открытия новых знаний)

1

Наблюдают за экспериментом. Анализируют и обсуждают результаты с выделением существенных и несущественных признаков

13

Признаки химических явлений – образование газов и изменение запахов

(урок открытия новых знаний)

1

Наблюдают за экспериментом. Анализируют и обсуждают результаты с выделением существенных и несущественных признаков.

Выполняют эксперимент, согласно инструкции

14

Лекарство от простуды. Самодельные лекарства

(урок комплексного применения знаний)

1

Беседуют о причинах и профилактике простудных заболеваний.

Готовят и проводят презентацию напитка от простуды.

15

Химический Новый год

1

Наблюдение экспериментов. Разгадывание кроссвордов и ребусов. Участие в конкурсах.

16

Физические свойства веществ. Как выглядит воздух? Физические свойства воздуха

1

Знакомство с теоретическим материалом. Характеристика свойств воздуха. Наблюдение за экспериментом.

17

Из чего состоит воздух? Частички, которые образуют воздух. Получаем кислород

1

Знакомство с теоретическим материалом. Выполнение практической работы, согласно инструкции.

18

Получение углекислого газа

1

Выполнение практической работы. Обсуждение и оформление полученных результатов

19

Чудесная жидкость – вода

1

Знакомство с теоретическим материалом. Представление презентаций о воде.

20

Разновидности воды. Вода без примесей (дистиллированная), питьевая, речная, морская

1

Знакомство с разновидностями воды. Выполнение практической работы, оформление результатов.

21

Растворы

1

Наблюдение за приготовлением растворов. Беседа о растворимости веществ. Выполнение практической работы

22

Загрязнение воды. Очистка воды выпариванием, фильтрованием

1

Знакомтсво с теоретическим материалом, обсуждение полученной информации. Выполнение практической работы.

23

Смеси в жизни человека

1

Знакомство с теоретическим материалом. Наблюдение за экспериментом. Обсуждение результатов

24

«Да здравствует мыло душистое!»

1

Знакомтсво с теоретическим материалом. Выполнение практической работы. Оформление результатов.

25

«Госпожа Ржавчина, извольте удалиться!»

1

Знакомство с теоретическим материалом. Наблюдение за экспериментом. Обсуждение результатов

26

Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы. Кирпичики, из которых состоит мир

2

Знакомтсво с ПСХЭ Д.И.Менделеева. Игра по поиску элементов в таблице. Знакомство с символами химических элементов.

27

28.

 Съедобная химия. Из чего состоит пища

1

Представление и обсуждение теоретического материала о составе пищи. Дискуссия о вредной и полезной пище.

29

Съедобная химия. Жиры

1

Дискуссия о вреде и пользе жиров. Знакомство с теоретическим материалом. Выполнение практической работы.

30

Съедобная химия. Белки

1

Знакомство со свойствами и функциями белков. Выполнение практической работы. Оформление результатов.

31

Съедобная химия. Углеводы – сахар, крахмал

2

Дискуссия о пользе углеводов. Представление полезных и вредных углеводов. Выполнение практической работы. Оформление результатов.

32

33.

Известь, пятна, ржавчина и чистящий порошок

1

Выполнение практической работы, обсуждение и оформление результатов.

34.

«Вот и мне медаль на грудь».Итоговое занятие.

1

Подведение итогов занятий химического кружка. Награждение членов кружка медалями из соленого теста и вручение похвальных грамот и удостоверений постоянным участникам занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 1 класс

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта  второго поколения начального общего образов...

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 2 класс

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 2 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта  второго поколения начального общего образов...

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 3 – 4 класс

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 3 -4  класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего обра...

Рабочая Программа по английскому языку внеурочной деятельности для 7 класса

Рабочая Программа по английскому языку внеурочной деятельности для 7 класса...

Рабочая Программа воспитательной работы и внеурочной деятельности 6 «А» класса на 2019-2020 учебный год

Приложение к  Программе  духовно-нравственного развития,  воспитания и социализации обучающихся...

Рабочая программа по английскому языку (внеурочная деятельность) для 11 классов Уровень базовый

Основной целью обучения английскому языку является формирование коммуникативной и лингвострановедческой компетенции. На старшей ступени средней школы вводиться разноуровневое обучение (на базовом и пр...