Конспект урока по теме:« Простые вещества – Металлы».
план-конспект урока по химии (9 класс)

Курносенкова Светлана Алексеевна

 Конспект урока по теме:« Простые вещества – Металлы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по предмету

                                      Класс:8, дата:26.10.2021г., предмет: химия.

           Тема урока:  « Простые вещества – Металлы».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Вид урока: Беседа, самостоятельная работа, лабораторная работа, рассказ.

Цели урока: Изучить физические свойства и области применения простых веществ - металлов на основе их строения.  

Планируемые образовательные результаты:

1. Личностные: формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация учащихся на получение новых знаний, формирование научного мировоззрения.

2. Метапредметные:

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, проводить наблюдение.

Регулятивные: формулировать цель урока; работать по плану; включающий описание наблюдения, его результатов, выводов.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.

3. Предметные: описывать положение элементов- металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы, характеризовать общие физические свойства металлов, устанавливать причинно-следственные связи между строением атома и химической связью в простых веществах-металлах.

Оборудование:

  • Периодическая система химический элементов Д.И.Менделеева.
  • Учебник: О.С.Габриелян, Химия, 8 класс,
  • Наборы коллекций металлов, инструктивная карта для проведения лабораторной работы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)Организационный этап.

А) - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Б) Беседа:

Вопросы: Какие явления существуют в природе, примеры?

На какие группы можно разделить все химические элементы?

Что такое атом?

 Из чего состоит атом?

Что такое металл?

Что такое неметалл?

 Какие виды химической связи вы знаете?

Как образуется металлическая связь?)

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

 Отвечают на вопросы.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Мы сегодня на уроке начинаем изучение новой темы, название которой вы попытаетесь озвучить после ответа на следующую загадку: Я – металл серебристый и легкий
Я зовусь “ самолетный металл”
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал
.
( Алюминий)

Девиз сегодняшнего урока: Жить - значит узнавать. ( Д.И.Менделеев)                          

 Металлы, заметьте, бывают везде:
На суше и в море, в воздушной среде.
Металлы мы "видим" в различных вещах,
В серёжках и кольцах, других мелочах.

   Что мы будем изучать сегодня на уроке?

Запишите тему урока в тетрадь.

Определите цель нашего сегодняшнего урока

Организует работу по формулировке цели учебной деятельности


Высказывают свое мнение, отвечают на вопрос.

Определяют тему урока: «Металлы».

Формулируют конкретную цель урока.

Записывают тему урока.


3) Актуализация знаний.

Что мы уже знаем о металлах.

Вспомним, выполнив задание. «Заполни пропуски в предложении» Учитель организует работу по выполнению задания на карточках.

Карточка.

Закончите предложения.

1. У металлов на внешнем энергетическом уровне …………..электрона.                            

2.  У всех металлов имеется  ………………………….блеск.

3. Все металлы по агрегатному состоянию………………………………….., за исключением……………..

4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………...

5. Все металлы проводят……………………………….6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.

7.  Определите тип химической связи: Н2………………………………………  Na…………………………………….,  KCl…………………………………… HCl…………………………………….

Выполняют задание на карточках, используя свои ответы, заполняют пропуски в тексте.

Выполняют взаимопроверку

4) Первичное усвоение новых знаний.

Посмотрите на изображения образцов металлов, представленных у вас.

Встречаем ли мы в повседневной жизни данные металлы?

Каково их положение в ПСХЭ.

Какими свойствами обладают металлы?: А теперь давайте познакомимся с физическими свойствами металлов на практике. Для этого проведём лабораторную работу. Работаем по инструктивной карте. Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы
"Физические свойства металлов"

Лабораторная работа «Физические свойства металлов»

Цель: Познакомиться с физическими свойствами металлов.

Оборудование: Лоток с набором образцов металлов, алюминиевая проволока, медная проволока.

Выполнение работы.

  1. Рассмотрите образцы металлов и определите есть ли у них блеск. Зафиксируйте результат.
  2. Определите являются ли образцы металлов прозрачными. Результат занесите в таблицу.
  3. Внимательно рассмотрите все образцы и установите: твердыми или жидкими являются металлы. Зафиксируйте результат.
  4. Рассмотрите образцы металлов и определите цвет каждого из них. Зафиксируйте результат.
  5. Несколько раз перегните образцы алюминия и меди и установите,  пластичны ли они? Зафиксируйте результат.
  6. Определите из жизненного опыта тепло и электропроводность алюминия и меди Результат занесите в таблицу.

Металл

Блеск

Прозрачность

Цвет

Твёрдость

Пластичность

Алюминий

Медь

Олово

Цинк

 

В группе (3-4 человека) работают с изображениями коллекции металлов.

Наблюдают, анализируют, отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу.

Совместно с учителем отвечают на вопросы, делают обобщение.

5) Первичная проверка понимания

Запись свойств в тетрадь:

  1. Металлический блеск.
  2. Непрозрачность.
  3. Цвет у большинства металлов светло-серый, исключения: медь – красновато-оранжевого, золото – желтого, цезий – светло-желтого цвета.
  4. Твердость (исключение: ртуть – жидкий металл).
  5. Пластичность.
  6. Теплопроводность.
  7. Электропроводность.
  8. Плотность и температура плавления различны.

Учащиеся проводят анализ рис. в учебнике ).

Учитель: На основании всего вышесказанного можно сделать вывод: Металлы – это ковкие, пластичные вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны. А как вы думаете, зачем нам нужны знания о металлах? 

 Вышеперечисленные физические свойства явились причиной широкой области применения металлов. Организует самостоятельную работу с учебником.

Учащиеся предлагают варианты ответа.

Индивидуально работают с учебником (смысловое чтение), выделяют главное, записывают в тетрадь.

Совместно с учителем отвечают на вопросы, делают обобщение.

6) Первичное закрепление.

Я предлагаю вам послушать химическую сказку. В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве в семиэтажном дворце поселились  коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах. Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были  бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.

Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверенны в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость».

Кем были жители этого Менделеевского царства?

Ответы учащихся: Металлы и неметаллы

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Прочитать параграф

задания на выбор 3-5 заданий.

Творческое задание: составить ребусы, загадки, кроссворд или синквейн по теме.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

На листочках перед вами анкеты.  

Закончите фразы:

1)Урок для меня показался… (коротким/ длинным)

2)Материал урока мне был… (понятен/ не понятен)

3)Теперь я умею………..

 4)Перепишите одно из предложенных утверждений:

“2” - я присутствовал на уроке;

“3” - я наблюдал, как работают другие;

“4” - я изучал учебник, своей работой на уроке я доволен (не доволен)

“5” - я изучал предложенную литературу; на уроке я работал активно

 Выставляются отметки за работу на уроке.  Всем спасибо за работу. Д. И. Менделеев сказал: «Жить - это значит узнавать!» Стремитесь к новым знаниям, открытиям и победам. Всего хорошего, до свидания!

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Литература:

1.Габриелян О.С. Химия: 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, С.А. Сладков  – М.: Дрофа, 2021.  

2. Поурочные разработки по химии, 8 класс / Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2017.    

3. Венецкий С.И. Рассказы о металлах. – М.: Металлургия, 1986.  

4.Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2002.    

5. Федотов Г.Я. Звонкая песня металла: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение. 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества - металлы»

Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества - металлы»Учитель химии...

Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"

Урок разработан с применением учебных структур Сингапурской методики...

Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"

Урок разработан с применением учебных структур Сингапурской методики...

Конспект урока по теме "Простые вещества"

Урок по химии в 8 классе  по теме "Простые вещества" является обобщающим....

Урок по теме: "Простые вещества - металлы и неметаллы" 8 класс

Презентация к уроку в 8 классе по теме: "Простые вещества - металлы и неметаллы". ознакомление тс физическими свойствами, аллотропные видоизменения металлов и неметаллов....

Открытый урок по химии "Простые вещества - металлы" конспект + презентация

Материал содержит конспект и презентацию открытого урока по химии в 8 классе по программе Габриелян О.С....

Конспект урока по теме «Простые вещества-металлы» (8 класс)

Цель: изучение особенностей металлов как простых веществ. Задачи: образовательные: -повторить особенности строения атомов металлов и металлическую химическую связь; -познакомить с общими физическими с...