Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических занятий
учебно-методический материал по химии

Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических и лабораторных занятий по учебной дисциплине  ПД.02.  Химия для специальностей 31.02.02 Акушерское дело (базовая подготовка), 31.02.03 Лабораторная диагностика (базовая подготовка), 33.02.01 Фармация   (базовая подготовка)

34.02.01 Сестринское дело  (базовая подготовка).

Практические и лабораторные занятия проводятся после изучения соответствующих тем учебной дисциплины ПД.02.  Химия и относятся к основным видам учебных занятий, направленных на экспериментальное подтверждение теоретических знаний и формирование учебных и профессиональных практических умений, составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendatsii_k_prakt._i_lab._rabotam.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

 «Чебоксарский медицинский колледж»

Министерства здравоохранения Чувашской Республики

Методические рекомендации

по выполнению практических и лабораторных занятий

по учебной дисциплине  ПД.02.  Химия

для специальностей

31.02.02 Акушерское дело (базовая подготовка)

31.02.03 Лабораторная диагностика (базовая подготовка)

33.02.01 Фармация   (базовая подготовка)

34.02.01 Сестринское дело  (базовая подготовка)

Чебоксары, 2021

Разработчик:

Зайцева И.В., преподаватель БПОУ «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии

Рецензент

Алексеева Г.Ф., преподаватель высшей квалификационной категории, БПОУ «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии

Пояснительная записка

        Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических и лабораторных занятий по учебной дисциплине  ПД.02.  Химия для специальностей 31.02.02 Акушерское дело (базовая подготовка), 31.02.03 Лабораторная диагностика (базовая подготовка), 33.02.01 Фармация   (базовая подготовка)

34.02.01 Сестринское дело  (базовая подготовка).

Практические и лабораторные занятия проводятся после изучения соответствующих тем учебной дисциплины ПД.02.  Химия и относятся к основным видам учебных занятий, направленных на экспериментальное подтверждение теоретических знаний и формирование учебных и профессиональных практических умений, составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

Цель методических рекомендаций

        Цель методических рекомендаций - оказание помощи обучающимся в изучении и закреплении теоретических знаний по химии, выполнении эксперимента самостоятельно под руководством преподавателя.

Лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.

Практическое занятие — это форма организации учебного процесса, направленная на выработку у обучающихся практических умений и навыков для изучения последующих дисциплин (модулей) и для решения профессиональных задач.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных (выполнять определенные действия, операции) или учебных (решать задачи, упражнения, производить расчеты и др.).

На практических занятиях формируются следующие практические умения:

  • пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, лабораторной посудой;
  • работать с нормативными документами и справочниками;
  • решать разного рода задачи, упражнения;
  • выполнять вычисления;
  • определять характеристики различных веществ, предметов, явлений.

Лабораторное занятие — это форма организации учебного процесса, когда обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя самостоятельно проводят опыты, элементарные исследования на основе специально разработанных заданий в условиях учебной лаборатории.

Ведущей дидактической целью лабораторного занятия является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений; а также овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опыта.

На лабораторных занятиях формируются следующие практические умения:

  • владеть техникой эксперимента;
  • решать конкретные задачи путем постановки опыта;
  • обращаться с различными приборами, оборудованием, аппаратурой и пользоваться различными приёмами измерений, которые могут составлять часть профессиональной деятельности;
  • оформлять результат в виде таблиц, схем и т.п.
  • наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, оформлять результаты.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

  • обобщить, систематизировать, углубить, закрепить полученные теоретические знания по конкретным темам дисциплины «Химия»;
  • обучить решению типовых химических задач;
  • соблюдать правила техники безопасности и охраны труда в химической лаборатории;
  • сформировать навыки самостоятельного описания проводимых опытов планирования эксперимента, использования химического оборудования, работы с химическими реактивами;
  • развить интерес к исследовательской деятельности.

Место проведения лабораторного и практического занятия

Практические занятия проводятся в учебных кабинетах с использованием специально разработанных материалов для их проведения.

Лабораторные занятия проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях с использованием специального лабораторного оборудования, приборов.

 

Характер деятельности обучающихся на лабораторных и практических занятиях  может носить: 

- репродуктивный характер, при проведении которых обучающиеся пользуются подробными инструкциями, и в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература;

- частично-поисковый характер, при проведении которых обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и которые требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.;

- поисковый характер, при проведении которых от обучающихся требуется решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

Формами организации деятельности обучающихся на лабораторных и практических занятиях являются:

- фронтальная, при которой все обучающиеся самостоятельно или под руководством преподавателя выполняют одновременно одно и то же задание;

- групповая, при которой одно и то же задание выполняется группой по 2 - 5 человек самостоятельно или под руководством преподавателя;

- индивидуальная, при которой  каждый обучающийся самостоятельно выполняет индивидуальное задание.

Содержание методических рекомендаций

  • тема практического или лабораторного занятия;
  • цель работы;
  • продолжительность занятия;
  • оснащение и оборудование;
  • краткая теория;
  • общие правила работы и техники безопасности в химической лаборатории;
  • задания;
  • порядок и методика выполнения заданий;
  • отчет;
  • контрольные вопросы;
  • критерии оценивания.

Результаты наблюдений записываются в тетради для лабораторных и практических работ в определенной последовательности:

  • дата выполнения, название практической работы;
  • цель работы;
  • продолжительность занятия;
  • краткие теоретические сведения, касающиеся данной работы;
  • решение задач оформляется согласно требованиям, изложенным в теоретической части практических работ;
  • результаты опытов должны быть внесены в таблицу, содержащую графы: «Что делали», «Что наблюдали», «Выводы».

В графу «Что делали» записывается кратко ход выполняемого опыта.

В графе «Что наблюдали» ход опыта поясняется следующими обозначениями: образование осадка↓, указывается цвет осадка и его характер (мучнистый, творожистый, студенистый); выделение газообразного вещества ↑, указывается цвет газа, запах; изменение цвета.

  • уравнения реакции (при необходимости), выводы (должны соответствовать условиям задач, опытов быть полными и обоснованными).

Правила оформления отчёта по лабораторной работе

1) Запишите название номер и тему лабораторной работы.

Лабораторная работа №__.
Тема:_______________________________________________________________.
Цели работы: _______________________________________________________.
Реактивы и оборудование: ___________________________________________.

2) Ознакомьтесь самостоятельно с целями работы и списком оборудования и реактивов.

3) Запишите номер и название опыта из методической рекомендации. Самостоятельно определите его цель и содержание эксперимента.

Опыт № __. __________________________________________________________.

4) Проведите запланированный эксперимент, и кратко запишите всё, что вы делали и что при этом наблюдали, то есть опишите условия протекания и признаки химических реакций.

5) Напишите уравнение реакций, которые вы провели. Если в ходе опыта протекало несколько химических реакций, для каждой запишите уравнение. Не забудьте расставить коэффициенты.

6) Сделайте вывод после каждого опыта (или работы).

7) Ответьте на вопросы и выполните все задания.

1. Что делали?

2. Что наблюдали?

                 3. УХР и выводы

Проба № 1

                    

 

 

Проба № 2

 

 

 

Проба № 3

 

 

 

Общие правила работы в лаборатории и техника безопасности

в химической лаборатории

При выполнении лабораторных и практических работ необходимо строго соблюдать правила работы в лаборатории и правила техники безопасности.

К работе допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж.

Правила работы в лаборатории

  1. Обучающемуся в лаборатории отводится постоянное место, и он обязан поддерживать его в полной чистоте и порядке.
  2. Необходимые для работы реактивы выставляются в штативы для реактивов, находящиеся на лабораторных столах, или на специальные полки. Исключение составляют концентрированные кислоты и щелочи, а также пахучие вещества, которые хранятся в вытяжных шкафах.
  3. Каждый прибор и реактив сразу же после использования нужно ставить на принадлежащее ему место.
  4. Реактивы должны содержаться в чистоте. Для этого необходимо:
  • склянки и банки с реактивами после использования закрывать соответствующими пробками;
  • крышки и пробки от реактивных банок класть на стол поверхностью, не соприкасающейся с реактивом;
  • растворы наливать в чистые пробирки, а сухие реактивы брать чистым шпателем или специальной ложечкой;
  • при наливании растворов из склянок следует держать последние таким образом, чтобы этикетка была повернута вверх (во избежание ее загрязнения);
  • излишки реактивов не переливать (не пересыпать) обратно в склянку, а выливать их как отработанный реактив.
  1. Для проведения опытов пользоваться растворами только тех концентраций и в таком количестве, которые указаны в методике. Если в руководстве не указано, какое количество вещества необходимо взять, предлагается брать сухое вещество в количестве, закрывающем дно пробирки, раствор – 2 - 3 капли.
  2. Отработанные ядовитые или дорогие реактивы (соединения ртути, мышьяка, серебра, фосфор и т.д.), а также концентрированные растворы кислот и щелочей нельзя выливать в раковины, их необходимо сливать в специальные склянки.
  3. Вся посуда должна быть чистой. Загрязненную посуду моют при помощи ершика. Если посуда загрязнена нерастворимыми в воде веществами, то ее следует промыть раствором хлороводородной кислоты, а потом водой. Жирную посуду моют горячим раствором мыла или соды. Посуду нужно мыть сразу же после опыта, а не откладывать это до окончания всей работы.
  4. Запрещается бросать в раковины кусочки карбида кальция, сливать эфиры, жиры, вязкие растворы. Их нужно помещать в специальную посуду, указанную преподавателем.
  5. Категорически запрещается без разрешения преподавателя выполнять опыты, неописанные в руководстве.
  6. Обучающийся в лаборатории должен работать в рабочем халате.
  7. Запрещается принимать пищу в химической лаборатории.

Правила техники безопасности

  1. Нельзя брать вещества руками и пробовать их на вкус. Не следует вдыхать пахучие вещества, в том числе и выделяющиеся газы, близко наклоняясь к сосуду с этими веществами; нужно легким движением руки направить струю воздуха от отверстия сосуда к себе и осторожно вдохнуть.
  2. Все опыты с ядовитыми, неприятно пахнущими веществами, а также упаривание кислот, кислых и щелочных растворов, следует производить только в вытяжном шкафу; с легко воспламеняющимися веществами вдали от огня.
  3. На открытом пламени или электроплитке можно проводить нагревание веществ в фарфоровой посуде (чашечке или тигле), а также кратковременное нагревание растворов или кристаллов в пробирке. Стаканы, плоскодонные колбы нагревать только на асбестированной сетке.
  4. Горячие чашки и тигли ставить только на асбестированную сетку. Не выливать воду в накаленную чашку или тигель. Стеклянную посуду (пробирки, колбы) с горячей водой или раствором можно охладить в струе холодной воды под краном.
  5. При нагревании растворов в пробирке всегда следует держать ее таким образом, чтобы отверстие пробирки было направлено в сторону от себя и соседа по рабочему столу.
  6. Пробирку держать в наклонном положении и перемещать над плитой или пламенем для равномерного обогревания ее. Нельзя наклоняться над нагреваемой жидкостью.
  7. Проводить работу с эфиром, бензолом, спиртом и другими легковоспламеняющимися веществами следует обязательно вдали от огня, и не нюхать их пары.
  8. При разбавлении концентрированных кислот, особенно серной, вливать кислоту в воду, а не наоборот.
  9. При переливании реактивов не наклоняться над отверстием сосуда во избежание попадания брызг на лицо и одежду.
  10. Случайно пролитые на стол реактивы следует убрать немедленно.
  11. При работе с металлическим натрием и другими щелочными металлами следует остерегаться воды. Брать их нужно пинцетом и вводить в реакцию небольшими порциями. Остатки щелочных металлов надо сдавать лаборанту.
  12. При работе с твердыми щелочами надо обязательно надевать защитные очки. Брать щелочь разрешается только шпателем или пинцетом. Необходимо тщательно убирать остатки щелочи с рабочего места. Те же меры предосторожности следует соблюдать при работе с фосфорным ангидридом и фенолом.

     При всех несчастных случаях немедленно обратиться к лаборанту или преподавателю.

Первая помощь при несчастных случаях

  1. При попадании брызг кислоты или щелочи на лицо и руки надо быстро смыть их водой. Если попали капли крепкой кислоты, то после обмывания водой следует промыть пораженный участок раствором гидрокарбоната натрия (ω=2%) или разбавленным раствором аммиака. Щелочь нужно смывать водой до тех пор, пока участок кожи перестанет быть скользким, а затем промыть раствором уксусной или лимонной кислоты (ω=2%).
  2. При попадании кислоты или щелочи в глаза необходимо промыть их большим количеством воды комнатной температуры, после чего сразу же обратиться к врачу.
  3. При термических ожогах пораженные места нужно смочить раствором танина в спирте или раствором перманганата калия. Затем смазать обожжённое место глицерином или мазью от ожогов.
  4. При отравлении хлором, бромом, сероводородом, оксидами азота, оксидом углерода (II) пострадавшего необходимо вынести на свежий воздух.
  5. При ожоге фосфором нужно наложить на обожженное место повязку, смоченную раствором сульфата меди (ω=2%).
  6. При ранении стеклом необходимо убедиться в отсутствии в ранке стекла, обмыть кожу вокруг ранки и ранку раствором пероксида водорода (ω=2%), смазать йодом, забинтовать пораненное место.
  7. Если загорелась одежда, нужно быстро укутать пострадавшего одеялом или халатом и не допускать его перемещений по лаборатории.

        

Критерии оценки практических и лабораторных работ

Оценка «5» - работа выполнена в полном объеме и без замечаний.

Оценка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.

Оценка «3» - работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Оценка «2» - допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые обучающиеся не может исправить даже по требованию преподавателя или работа не выполнена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы "Тепловые эффекты при растворении веществ" с использованием электронной лаборатории MultiLab

Лабораторная работа «Тепловые эффекты при растворении веществ» (8 класс «Теория электролитической диссоциации. Растворение веществ»)....

Методические рекомендации для выполнения лабораторно-практических работ по дисциплине "Химия" ( технический профиль)

Рекомендации по составлению письменного отчета. Перечень лабораторно-практических работ. Раздел 1. Общая и неорганическая химия. Раздел 2. Органическая химия. Правила техники безопасности. Оказания пе...

Методические рекомендации для выполнения лабораторных работ

В данном пособии представлены методические рекомендации для выполнения лабораторных работ по дисциплине Основы алгоритмизации и программирование. Каждая работа включает теоретичексий материал, задания...

Методические рекомендации к выполнению лабораторной работы №2 по Visual Basic 6.0. "Разработка программного кода"

Методические рекомендации для студентов по проведению лабораторных занятий по учебной дисциплине «Информатика и информационные коммуникационные технологии». Среда программирования Visual Basic 6.0....

Методические рекомендации к выполнению лабораторной работы №1 по Visual Basic 6.0 "Создание экранной формы (разработка интерфейса)"

Методические рекомендации для студентов по проведению лабораторных занятий по учебной дисциплине «Информатика и информационные коммуникационные технологии». Среда программирования  Visual Basic 6...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по ОБЖ

Настоящий сборник практических работ предназначен в качестве методического пособия при проведении  практических работ по программе дисциплины: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Методические указания по выполнению лабораторных и практических работ учебной дисциплине «Химия» для СПО

В методических указаниях для выполнения практических и лабораторных работ по дисциплине Химия представлен материал, охватывающий все основные вопросы курса, общее понятия и законы химии, свойства дисп...