Технологическая карта урока по теме "Получение, свойства и применение алкенов"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Аржана Олеговна Саак

Технологическая карта разработана для проведения урока по химии в 10 классе по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alkeny.docx50.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Чадана Дзун-Хемчикского района Республики Тыва

Методическая разработка урока

по органической химии

«Получение, свойства и применение алкенов»

Выполнил: учитель химии

МБОУ СОШ № 1 г. Чадан

Саак Аржана Олеговна

2020-2021 учебный год

Технологическая карта урока

Класс: 10

Предмет: химия

Учитель: Саак Аржана Олеговна

Тема: Получение, свойства и применение алкенов

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: научатся: пользоваться химической терминологией и символикой; называть алкены по структурной формуле и строить структурные формулы по названию; писать уравнения химических реакций.

Личностные: учатся использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности

Метапредметные:

Познавательные УУД: анализируют зависимость свойств алкенов от их строения и изомерии

Коммуникативные УУД: планируют цели и способы взаимодействия; понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; умеют обмениваться мнениями  и слушать и слышать друг друга

Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата;  осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности                                                    

Материально-техническое и дидактическое оснащение: учебник по органической химии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана, мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

Оборудование:  прибор для получения газов, раствор КМnO4, этиловый спирт, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, песок, таблицы «Строение молекулы этилена», «Основные химические свойства алкенов».

Ход урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап, проверка домашнего задания (1 мин)

Приветствует, организует класс, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих и проверяет выполнение домашнего задания.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, готовят рабочие места.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

(2 мин)

Спрашивает тему предыдущего урока и продолжают изучение алкенов.

  • Что еще мы рассматриваем при изучении классов органических соединений, кроме строения, гомологии, изомерии и номенклатуры? (возможный ответ учащихся: Получение, свойства и применение алкенов)

Итак, тема урока: «Получение, свойства и применение алкенов».

Вместе определяют цели и задачи урока.

  • Как мы рассматриваем получение? (возможный ответ учащихся:  в лаборатории и промышленности).
  • Какие свойства веществ изучаем? (возможный ответ учащихся: физические и химические).
  • Для чего знакомимся с применением данных веществ? (возможный ответ учащихся: чтобы знать, где вещества используются и что они для нас представляют)

Отвечают на вопросы учителя, определяют тему, цели, задачи урока.

3. Актуализация знаний (5 мин)

Производит фронтальный опрос класса:

  • Какой класс соединений мы начали изучать на прошлом уроке? (возможный ответ учащихся: алкены).
  • Что такое алкены? Дайте определение (возможный ответ учащихся: алкены – это углеводороды с общей формулой CnH2n, в молекулах которых между атомами углерода имеется одна двойная связь).
  • Простейший представитель алкенов? (возможный ответ учащихся: этилен C2H4).

Выдает задания на повторение предыдущих тем на карточках (проверяют взаимопроверкой):

  • Чтобы освежить в памяти основные моменты, предлагаю выполнить следующее задание (Приложение 1, карточка 1).

Отвечают на вопросы фронтального опроса.

Выполнив задания на карточках обмениваются соседом по парте.

4. Первичное усвоение новых знаний (15-20 мин)

Сначала даёт разъяснение темы урока (презентация)

  1. Способы получения алкенов:
  • Составить уравнения реакций, подтверждающих способы получения алкенов:

– крекинг алканов C8H18 ––> C4H8 + C4H10; (термический крекинг при 400-700 oС)
– дегидрирование алканов C
4H10 ––> C4H8 + H2; (t, Ni)                                       бутан      бутен водород
– дегидрогалогенирование галогеналканов C
4H9Cl  +  KOH ––>  C4H8  +   KCl  +  H2O;
– дегидратация спиртов С
2Н5ОН ––> С2Н4 + Н2О (при нагревании в присутствии концентрированной серной кислоты)
Запомните! При реакиях дегидрирования, дегидратации, дегидрогалогенирования и дегалогенирования нужно помнить, что водород преимущественно отрывается от менее гидрогенизированных атомов углерода (правило Зайцева, 1875 г.)

2. Химические свойства алкенов

  • Характер углерод – углеродной связи определяет тип химических реакций, в которые вступают органические вещества. Наличие в молекулах этиленовых углеводородов двойной углерод – углеродной связи обуславливает следующие особенности этих соединений:
    – наличие двойной связи позволяет отнести алкены к ненасыщенным соединениям. Превращение их в насыщенные возможно только в результате реакций присоединения, что является основной чертой химического поведения олефинов;
    – двойная связь представляет собой значительную концентрацию электронной плотности, поэтому реакции присоединения носят электрофильный характер;
    – двойная связь состоит из одной сигма- и одной пи- связи, которая достаточно легко поляризуется.

 Для наглядного примера учащиеся проводят лабораторный опыт « Получение этилена и изучение его свойств»  (инструкция на столах учащихся, приложение 2), доказывающий свойства алкенов, на примере этилена. 

Запомните главное!

1. Непредельные углеводороды активно вступают в реакции присоединения.
2. Реакционная активность алкенов связана с тем, что пи- связь под действием реагентов легко разрывается.
3. В результате присоединения происходит переход атомов углерода из sp
2 – в sp3- гибридное состояние. Продукт реакции имеет предельный характер.
4. При нагревании этилена, пропилена и других алкенов под давление или в присутствии катализатора их отдельные молекулы соединяются в длинные цепочки – полимеры. Полимеры (полиэтилен, полипропилен) имеют большое практическое значение.

3. Применение алкенов (сообщение учащегося).

Слушают учителя и записывают в тетради. Выслушивают и комментируют сообщение одноклассника.

5. Первичная проверка понимания

(2-3 мин)

Учитель задает вопросы с целю первичной проверки понимания:

  • Ребята, характерны ли для алкенов реакции замещения, если нет, то почему? (возможный ответ учащихся: для алкенов характерны реакции присоединения, а не замещения. Это объясняется строением алкенов, наличием двойной связи).
  • Почему же в более чем сорока странах мира отказались от использования полиэтиленовых пакетов, если это такой дешевый, удобный и практичный материал? (возможный ответ учащихся: полиэтилен не является природным полимером, поэтому практически не разлагается в природе).

Отвечают на вопросы учителя.

6. Первичное закрепление

(4-5 мин)

Для закрепления изученного материала выполняют задания (со слайда). На доску вызываются три ученика:

  • Допишите уравнения химических реакций присоединения. В сокращённом структурном виде:

СН2=СН - СН3 +Н2→

СН2=СН - СН3 +НВr→

(Возможный ответ учащихся: 1) CH3 – CH2 – СН3  

                                                    2) CH3 – CHBr –СН3

  • Запишите уравнение реакции горения:

С2Н4+ О2→

(Возможный ответ ученика 2CO2 + 2 H2O)

Выполняют задания учителя, 3 учащихся на доске, остальные в тетради и проверяют своих одноклассников у доски.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, выставление оценок.

(1 мин)

§ 10, читать, учить записи в тетрадях. Задача 1 на странице 43.

Записывают домашнее задание.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2-3 мин)

У каждого ученика на столе лист «Оцени себя на уроке» (приложение 3)

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, комментирует полученные оценки за урок.

Оценивают себя на уроке, согласуются/не согласуются с выставленными оценками.

Приложение 1

Карточка 1

Даны формулы веществ и их названия:

а)     H2C = CH – CH2 - CH - CH3                                б)     H3C - C = CН - CH2 - CH3https://docs.google.com/drawings/image?id=sT-wGuH0xrjnyIZU8TA25aA&rev=1&h=14&w=1&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sLw8ZxFBKUXyyNRzNDlI_Jg&rev=1&h=12&w=1&ac=1

                                            CH3                                                                        CH3   

                4 – метилпентен – 1                                                     2 – метилпентен – 4

в)     H3C – CH  = C - CH2 – CH2 - CH3                       г)     H3C – CH2 – CH – CH2 - CH3https://docs.google.com/drawings/image?id=sQaKXJ8QmEi9ihSrkmw7CHg&rev=1&h=10&w=1&ac=1

                             CH3                                                                                          CH3 

                 3 – метилгексен – 2                                                        3 – метилпентан

  1. Проверьте, правильно ли названы вещества;
  2. Определите изомеры;
  3. Найдите гомологи.

Ответы:

  1. Неправильно названо вещество б), так как нумерация атомов углерода должна начинаться с того конца, где ближе двойная связь. Вещество называется 2–метилпентен- 2.
  2. Изомеры а) и б) по положению двойной связи.
  • Какие вещества называют изомерами? (вещества, имеющие один и тот же состав и одну и ту же молекулярную массу, но разное строение).
  • Какие еще виды изомерии характерны для алкенов? (углеродного скелета, межклассовая, цис-, транс- изомерия).
  1. Гомологи а) и в).
  • Какие вещества называют гомологами? (вещества, сходные по своему строению и свойствам, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько групп – CH2).

Приложение 2

Инструкция по получению  этилена и опытов с ним

  • Поместите в пробирку 2 мл концентрированной серной кислоты, 1 мл спирта и небольшое количество песка;
  • Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагрейте в пламени спиртовки;
  • Выделяющийся газ пропустите через раствор с перманганатом калия. Обратите внимание на изменение цвета раствора;
  • Подожгите газ у конца газоотводной трубки. Обратите внимание на цвет пламени.

– алкены горят светящимся пламенем. (Почему?)

Оформление работы: C2H4 + 3O2 ––> 2CO2 + 2H2O (при полном окислении продуктами реакции являются углекислый газ и вода);

Качественная реакция: «мягкое окисление (в водном растворе)» – алкены обесцвечивают раствор перманганата калия (реакция Вагнера).

Приложение 3

Лист оценивания «Оцени себя сам»

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Скучно

Безразлично

Работал

Отдыхал

Помогал другим

Понял материал

Узнал больше, чем знал

Не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по геометрии "Свойства секущих и касательных"

Проблемный урок. Анализируются три задачи на свойства касательных и секущих, находится общий способ доказательства этих свойств. Формируются УУД учащихся....

Технологическая карта урока "Железо,его свойства"

Технологическая карта урока по химии для 9 класса на тему "Железо, его свойства"...

Технологическая карта урока "Равнобедренный треугольник, свойства равнобедренного треугольника"

При реализации ФГОС вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятел...

Технологическая карта урока по теме "Свойства числовых неравенств"

Технологическая карта данного урока позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы  «Свойства числовых неравенств»...

Технологическая карта урока по алгебре "Свойства степени с натуральным показателем".

Технологическая карта урока составлена по учебнику "Алгебра 7 класс" А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Тип урока: урок изучения нового материала....

Технологическая карта урока на тему: "Свойства степени с натуральным показателем"

Поурочные планы на 2 урока по теме: "Свойства степени с натуральным показателем"...