Развитие профессиональной компетентности в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом учителя на уроках химии.
материал по химии

Кашфутдинова Эльвира Фнуновна

Необходимость профессионального совершенствования и непрерывного обучения всегда актуальна для педагога. Ежедневно, ежеминутно  в мире обновляется информация. В рамках развития мировой системы образования  педагогу нужно расширять профессиональные возможности, чтобы «не догонять, а успевать бежать».

Компетентность педагога в сфере профессионального саморазвития  основана на умении определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, анализировать и оценивать полученные результаты.

Создание условий для профессионального развития педагога основывается на индивидуализации процесса, одной из технологий которого является индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов

«Развитие профессиональной компетентности в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом учителя на уроках химии.»                        

  Подготовила:

учитель химии

РЦДО Уфа

Кашфутдинова Эльвира Фнуновна

                                                             

Уфа 2023 г

Сильным, опытным становится

 педагог,  который может

анализировать

свой труд.

                                                             Сухомлинский В.А.

Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального развития при осуществлении методического сопровождения.

Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута являются:  

а) изменения, происходящие в образовании;

б) запросы и потребности участников образовательного процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут позволяет планировать собственную профессиональную деятельность на длительный срок, равномерно распределив усилия, ориентирует на развитие таких значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.

 Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

а) диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;

б)составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;

в) реализацию маршрута;  

г)рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой школы и методического объединения.  Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач.

В индивидуальном образовательном маршруте педагога отражаются следующие направления деятельности:

1-Профессиональное (предмет преподавания)

2-методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

3-психолого-педагогическое

4-информационно-компьютерные технологии

Формы самообразования педагога:  

-Индивидуальная форма, инициатором которой является сам педагог.

-Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации.

 Мной разработан ИОМ на 2022-2025уч.г, где я обозначила тему, цели, направления, формы работы , мероприятия и сроки осуществления планов.

Тема: Развитие профессиональной компетентности  учителя химии в соответствии с требованиями ФГОСТ третьего поколения.

Цели:

1.Создание условий  для приобретения профессиональных компетенций учителя химии.

2. Развить у учащихся стремление  к самообразованию,  ориентировать   их к переходу от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни».

Задачи:  

 - изучить нормативно-правовые документы и литературу ФГОС;

 -повысить профессиональную компетентность учителя химии для проектирования и реализации собственной педагогической деятельности в плане  системно- деятельностного подхода;

 -повысить качество преподавания химии на основе внедрения новых информационных технологий;

-развить деятельностную компетенцию учащихся через формирование предметных, метапредметных и универсальных умений на уроках химии.

В дорожную карту ИОМ я включила следующие направления  развития:

 1.Профессиональное направление:

1.1. Повысить квалификацию на курсах учителей по следующим темам: «Повышение   качества подготовки учащихся к ГИА по химии», «Организация работы с обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОСТ», «Использование ИКТ и ЭОР в преподавании химии в условиях реализации ФГОСТ.»

1.2. Ответить на вопросы предметного модуля итогового тестирования курсов повышения квалификации и провести самооценку.

1.3. Изучить нормативную базу научной и методической литературы (федеральные образовательные стандарты третьего поколения; конвенция о правах ребенка; новых педагогических технологий, новых учебников)

1.4. Изучить ресурсы Федерального портала Российское образование, ресурсы электронных библиотек ИРО, ВУЗов.

1.5. Разработать и корректировать рабочие программы и КТП по химии в соответствии с изменениями ФГОСТ;

1.6. Изучить демо-версии ЕГЭ 2022-2025г и ОГЭ 2022-2025г по химии.

 2-Методическое направление:

2.1. Создать собственный УМК конспектов уроков, лучших разработок,  интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий по химии.

 2.2. Совершенствовать структуру самоанализа урока.

 2.3. Внедрить в  учебный процесс новые формы оценивания знаний учащихся, создать коллекцию  дидактических материалов по всем изучаемым разделам, дифференцированных тестов  8-12кл в соответствии с требованиями ФГОСТ.

2.4. Провести предметные недели.

2.5 .Участвовать в химических олимпиадах, конкурсах.

2.6.Участвовать в заседаниях МО учителей естественно-научного цикла, педсоветах, профессиональных семинарах, вебинарах, мастер-классах различного уровня, научно-практических конференциях.

2.7.Уделить большое внимание на уроках методам исследования: Наблюдение. Описание. Эксперимент,  

Применять методы наблюдения, описания, эксперимента   с  первых уроков химии (темы «Тело и вещество», «Описание физических свойств веществ», «Физические явления», «Наблюдения за горящей свечой», и т.д) и в течение всего обучения.

«Вы просто смотрите, а я наблюдаю. Это разные вещи,»- сказал знаменитый Шерлок Холмс, описывая свой дедуктивный метод. Кстати, он  хорошо разбирался в химии.

Путь развития химических знаний начинался с  фактов, полученных при различных наблюдениях, описаниях, экспериментах. Для объяснения этих фактов создавались теории.  Умением наблюдать, описывать, сравнивать, проводить эксперимент,  достигаются две задачи:

а) предметные   -   развивается теоретическое мышление у учащихся,

б) метапредметные - учащиеся приходят к  осознанию ограниченности собственного знания и к выделению проблемы и цели через выполнение задания на сравнение;

2.8. Химический эксперимент проводить по единому плану:   анализ опыта, описание  и объяснение.

2.9. Химические свойства рассматривать с учетом их практического применения (поскольку 1 часовое и 0,5 часовое изучение химии не предполагает большого числа практических и лабораторных работ). Например, изучать свойства  углеводородов и кислородсодержащих соединений с учетом их практического применения.

2.10. Уделить особое  внимание на уроках химии методу познания –моделированию.

 Использовать на уроках химии:

 -шаростержневые, сферические модели молекул, модели гибридных облаков или химических установок.

-Знаково-символьные модели – молекулярные и структурные формулы, химические уравнения.

Основным вопросом в изучении строения органических соединений является зависимость свойств веществ от их строения. Для его понимания и наглядности следует применять модели гибридных облаков и углеродного скелета.

Многие химические понятия (атом, электрон, и тд) связаны с познанием явлений микромира, где в основном отсутствует возможность использования химического эксперимента. В связи с этим возрастает абстрактная мыслительная деятельность учащихся и необходимость моделирования. Это облегчает задачу учащихся в познании курса.

В процессе моделирования у школьника успешно формируется предметная химическая компетентность, которая заключается:

а)в развитии представлений о том, что окружающий мир состоит из веществ с определенной структурой, способной к превращениям.

б)существует связь между структурой, свойствами и применением веществ;

в)в формировании химического мышления. Умения анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способности говорить и думать на химическом языке.

 2.11.Выявить взаимосвязь физических, химических, биологических, географических процессов.

А)Связь химии и физики через историю создания теории строения атома двумя науками: химией и физикой; информацию о новейших отраслях физической химии - химии высоких энергий, радиационной химии и  химии изотопов; ознакомление с   сложнейшими приборами- спектроскопами, дифракционными решетками, электронными микроскопами

         б)Связь химии и биологии через изучение работ  над химическими проблемами учения о клетке, структур нуклеиновых кислот ,химических процессов в живых тканях,важнейшей роли хлорофилла как химической основы фотосинтеза, гемоглобина как основы процесса дыхания,  .

в) Связь химии и экологии через изучение проблем «парникового эффекта»,«кислотных дождей»,  разлива нефти, задач « естественного и безболезненного» вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой - либо экосистемы, разнообразных методик химико-аналитического контроля состояния объектов окружающей среды или качества готовой продукции.

г) Связь химии и математики через составление химических формул, уравнений, вычисление молярных масс, объемов,решение задач на концентрации, и  тд
         2.12. Изучить варианты практического применения межпредметных связей на уроках химии .

В темах «Природные источники углеводородов», «Кислородсодержащие органические соединения»,теория «Строение атома»,  «Периодический закон и периодическая система»,«Металлы» и тд.

2.13. Актуализировать необходимость владения иностранными языками (для изучения иностранной литературы, химических методик, инструкций, просмотра учебных видео).

2.14. Применить правила ЗОЖ.

3-Психолого-педагогическое направление:

3.1.Изучить особенности сопровождения обучающихся с ОВЗ.

3.2.Изучить ФГОС ОВЗ и разработать  адаптированные программ для обучающихся с ОВЗ.

4-Направление: информационно-компьютерные технологии.

4.1.Изучить и применить в работе возможности программ Тeams, Bandicam

4.2.Изучение единой коллекции цифровых образовательных ресурсов сети Интернет.

4.3.Создать собственную медиатеку.

Записать краткие видео-объяснения с письменным разбором на экране. (для  лучшего усвоения учащимися алгоритмов решения задач  и  устранения пробелов в обучении).

Данный ИОМ составлен в сентябре 2022г сроком на 5 лет.

Результат работы по развитию профессиональной компетентности педагога фиксировать в ИОМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧИТЕЛЯ.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда

В условиях происходящих перемен в жизни школы особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме, с близкими и сверстниками. Сформированн...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя иностранных языков Бойковой Н.В.

Индивидуальный образовательный маршрут учителя иностранных языков Бойковой Н.В....

Индивидуальный образовательный маршрут учителя иностранных языков Бойковой Н.В.

Индивидуальный образовательный маршрут учителя иностранных языков Бойковой Н.В....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПУЛИНОЙ Н.П. ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 2021-2022 уч. г.

План по самообразованию на тему "Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста"...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя химии

На основе выявленных педагогических затруднений учителя химии при организации практической деятельности учащихся составлен ИОМ....