Разработка урока по химии на тему "Вода. Свойства , способы очистки, вода в природе"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Данилова Татьяна Николаевна

Урок разработан на основе ФГОС ООО для 8 класса по химии с использованием оборудования "Зарница"  центра "Точка Роста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_zanyatiya_po_himii_v_8_kl.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по  химии в 8 классе

Учитель: Данилова Татьяна Николаевна

Тема урока: Вода. Методы определения состава воды  - анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды.

Цель: исследовать свойства воды и уметь применять полученные знания на практике.

Задачи:

 Предметные: -формирование у обучающихся знаний о физических свойствах воды;

-формирование и углубление знаний у обучающихся о значении воды для жизнедеятельности человека, умений объяснять и применять эти знания при решении практических задач.

Метапредметные: -расширение опыта деятельности учащихся на уроке экологии с применением знаний по литературе, природоведению, истории, биологии.

-способствовать ориентации учащихся в содержании учебного материала, формулированию выводов и собственной точки зрения; создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;

-формирование опыта творческой деятельности, опыта делового общения; развития творческого мышления, внимания, наблюдательности, памяти;

- воспитательные: способствовать формированию позитивно-ценностного отношения к природе, к своему здоровью;  -способствовать социализации учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, 4 стакана с пробами воды; мультидатчики цифровой лаборатории оборудования «Зарница».

Форма урока: интегрированный урок с применением метапредметных связей, ИКТ-технологии.

Межпредметные связи: биология, экология, природоведение, химия.

 Методы обучения: беседа, объяснение, самостоятельная работа, экспериментальная работа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урокакомбинированный

Предварительная подготовка к уроку: В качестве домашнего задания каждому обучающему  предлагалось найти интересные сведения о воде; о значении воды для жизни на Земле, о том, где вода встречается в природе.

Ход урока

I.Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок – урок, на котором мы будем

рассматривать вопрос, который изучается  в курсе химии и физики, биологии и географии, природоведения и экологии.

II.Мотивация урока -  Хотите узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Тогда мы посмотрим небольшой видеофрагмент «Тайна великой воды»

Показывается фрагмент DVD – фильма «Великая тайна воды». Фильм 1

Учитель:

И так, что на сегодняшнем уроке будет объектом нашего обсуждения? (Вода)

-Конечно, наш разговор пойдёт о воде. 

II. Подготовка к усвоению нового материала. Целепологание. Какую цель мы поставим на уроке? (Дети предлагают).

1. Физические свойства воды и их аномальность. Роль воды в природе и жизни человека.

2.Исследовать свойства воды и уметь применять полученные знания на практике

III. Подготовка к работе, актуализация знаний.

Учитель: Ребята, вы уже знакомились по другим предметам некоторые свойства воды.

 -Попробуем выполнить задания, чтобы понять, какое из этих вопросов вызывает у вас затруднения.

 Задание 1.

Физические свойства воды (выберите один или несколько правильных ответов):

Температура кипения воды:      1000С      990С       1010С

В каком агрегатном состоянии существует вода? _______________________________

____________________________________________________________________________

Плотность  при (= 4 °C)   1,000 г/см3   или   6,000 г/см3

Теплопроводность:    Плохая, хорошая, не проводит

Электропроводность:  Плохая, если нет примесей;  Хорошая

Поверхностное натяжение

Большое поверхностное натяжение; поверхностное натяжение отсутствует

Способность растворять вещества:  Растворяет многие простые и сложные вещества;

Вообще не растворяет вещества

Летучесть  Легко испаряется; возможно содержание водяного пара в воздухе до 30 г/м3 (абсолютная влажность в тропиках); Испаряется только при кипячении

Цвет :       Без цвета ;  черный;     желтоватый

Запах:     Без запаха ;     землистый;     гнилостный

Какие  свойства воды увидели на видеофрагменте? ____________________

__________________________________________________________________________

В каких процессах в природе участвует вода?_________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Учитель:

-Вода наиболее распространённое и обыкновенное вещество, привычное в нашей повседневной жизни. Но такое ли уж оно обычное? Что вы знаете о воде? Вам в качестве домашнего задания предлагалось найти и приготовить сообщение о роли воды в нашей жизни. Кто готов поделиться своими мыслями? Сообщения учащихся. (дети рассказывают о родниковой, дождевой, речной, морской воде)

Учитель : -Но это не все свойства, которыми вода обладает. -А что бы вы хотели узнать о воде на сегодняшнем уроке еще? Ответы учащихся)

IV.Получение новой информации, осознание и осмысление. 

Учитель: -В природе нет вещества более известного, чем вода.

- Вода в организме как видите, выполняет две роли растворителя и переносчика веществ. Потеря 20-25% воды от массы тела ведёт к гибели человека.

Вода — жизненная среда всех живых организмов. Человек живет на суше, но его организм на 65-70% состоит из воды. Все процессы в живой клетке осуществляются в водной среде. В сутки человеку необходимо 2 л питьевой воды. Кроме того, вода нужна, чтобы варить пищу, стирать белье, умываться. Большие количества пресной воды расходуются в промышленности и сельском хозяйстве (растворитель). Отметим, что соленая вода морей и океанов для этих целей непригодна. Доля пресной воды в общих запасах воды на Земле составляет менее 3% от всех водных ресурсов.

Вода — химический реагент. Соединяясь с оксидами активных металлов, вода образует щелочи, а в реакциях с оксидами неметаллов дает кислоты — два больших и важных в деятельности человека класса веществ. https://rosuchebnik.ru/material/voda-samoe-neobyknovennoe-veschestvo-na-zemle-himiya-8-klass/ 

Учитель:  -А сейчас проведем  эксперимент по определению оптической плотности и мутности, а также определим рН воды.

V. Практическая работа в групп: (См. приложение 1)

Каждая группа получает задание и в течение 4-5 минут работает, затем представители от каждой группы зачитывают отчёт по своему заданию.

(В процессе отчета учащиеся заполняют таблицу «Определение оптической плотности и мутности воды»); «Определение ионов водорода(кислотность) ионометрическим методом с помощью датчика рН метра ,оборудования  цифровой лаборатории «Зарница». Данные зафиксируются в таблице, для последующего вывода.

Учитель: Важно знать, что органолептическими показателями воды являются запах, привкус, цветность и мутность.

Благоприятные органолептические свойства воды характеризуются нормативами, представленными в таблице 5.

Показатели

Единица измерения

Нормативы, не более

Запах

Баллы

2

Привкус

Баллы

2

Цветность

Градусы

20

Мутность

ЕМФ (единицы мутности по формазину) или мг/дм 3 (по каолину)

2,6

 1,5

        Инструкция по выполнению практической работы: Для работы нам понадобится два оборудования: мультидатчик определения оптической плотности и мутности  воды, а также ионометр. Для этого  открываем на компьютере цифровую лабораторию центра «Точки Роста» по химии, подключаем исследуемые датчики.  Ставим для калибровки в мультидатчик квадратную пробирку с дистилированной водой , вносим пароль и нажимаем на слово «Калибровка». Калибровка проходит в течении нескольких секунд. Возвращаемся к датчику и находим на экране рН метр и подключаем его. Открываем защитный колпачок   и заливочное отверстие, промываем сначала в дистилированной воде , затем осушаем фильтровальной бумагой. Теперь мы подключаем наш мультидатчик к компьютеру. Запускаем программу измерения, находим датчик и ставим на паузу. Датчики готовы к работе. Сперва определяем значения в дистилированной воде и как только наши показания зафиксировались, нажимаем на паузу, заносим показания в таблицу. Одновременно фиксируем показания мутности , вынимаем квадратную пробирку и вставим туда другую пробирку с грунтовой водой,  результат заносим в таблицу. В стакан с анализируемой пробой Грунтовой воды погружаем электроды рН метра и фиксируем показания, ставим на паузу. Вынимаем электроды из стакана, еще раз  промываем в дистилированной воде и осушаем фильтровальной бумагой. После всех проделанных измерений нажимаем на паузу, находим кнопку и сохраняем наши данные на рабочий стол в виде таблицы  Word или в XL формате для последующей работы. После всех проведенных исследований датчики, согласно инструкции убираем до проведения следующего эксперимента. Таблица для заполнения показателей исследуемых вод

Номер стакана

рН раствора

Оптическая плотность, D

Мутность, Z

Дистилированная вода

6,0

0,45

Нет

Грунтовая из-под крана

7,0

0,47

Нет

Вода с родника «Мерчен»

7,0

0,52

Нет

Вода с реки «Сульча»

5,0

0,72

Мутная

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода» значение рН для питьевой воды лежит в интервале 6 < рН < 9. Если рН больше 7, вода имеет щелочную реакцию; при рН меньше 7 реакция воды кислая. Если рН исходной воды больше 8,3, то ее кислотность равна 0.

       Делаем вывод: В питьевой воде мутность, согласно действующим санитарным нормам, должна быть не выше 1,5 мг/л. Результаты показали, что грунтовая вода  из-под крана, вода с родника «Мерчен» не превышают данную норму, кислотность во всех исследуемых водах не превышает норму рН  в интервале от 7 до 9., то есть равна нулю.  А вот вода с реки «Сульча» не пригодна для питья, но можно использовать для хозяйственных нужд.

Учитель: -Мы только что доказали, что вода может являться природным фильтром. Пройдя через почву, вода очищается и выходит наружу в качестве источника жизни- родника.

-А какие способы очистки воды вы знаете?(Ответы детей: фильтрование, кипячение, дистилляция, озонирование, отстаивание. А еще есть такой способ, как аэрация воды.)

-Аэрация воды – что это такое и зачем нужно? Аэрация— это метод очистки воды от различных нежелательных элементов (марганец, сероводород, железо и т.д.) за счёт химических процессов, происходящих при поступлении кислорода. Помимо непосредственной функции очистки состава, данная процедура предполагает устранение неприятных запахов. Спектр применения аэрации воды довольно широк. Она востребована в отношении сточных труб или, например, аквариумов. В последнем случае аэрация воды позволяет увеличить процентное соотношение кислорода, что положительно сказывается на находящихся внутри организмах, в частности, облегчает дыхание рыб. https://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page 

Закрепление: Итак, возвращаемся к заданию 1, закончим заполнение и проверим.

Задание 1.

Физические свойства воды (выберите один или несколько правильных ответов):

Температура кипения воды:      1000С      990С       1010С

В каком агрегатном состоянии существует вода? _______________________________

____________________________________________________________________________

Плотность  при (= 4 °C)   1,000 г/см3   или   6,000 г/см3

Теплопроводность:    Плохая, хорошая, не проводит

Электропроводность:  Плохая, если нет примесей;  Хорошая

Поверхностное натяжение

Большое поверхностное натяжение; поверхностное натяжение отсутствует

Способность растворять вещества:  Растворяет многие простые и сложные вещества;

Вообще не растворяет вещества

Летучесть  Легко испаряется; возможно содержание водяного пара в воздухе до 30 г/м3 (абсолютная влажность в тропиках); Испаряется только при кипячении

Цвет :       Без цвета ;  черный;     желтоватый

Запах:     Без запаха ;     землистый;     гнилостный

Какие  свойства воды увидели на видеофрагменте? ____________________

__________________________________________________________________________

В каких процессах в природе участвует вода?_________________________________

___________________________________________________________________________________________

Теперь с заданием справились все, молодцы.

VII.Подведение итогов урока.

Оценивание учащихся: учитывается активность учащихся, точность ответов, не исключается возможность повышения оценки учащимся.

Рефлексия:

- Какова была цель урока?

- Как вы считаете, достигли мы этой цели?

- Что нового и полезного вы узнали на уроке?

- Были ли трудности, и какие?

- Что больше всего понравилось на уроке?

VIII. Домашнее задание. §31, вопросы 1,4,5, стр.106 (Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений,  М: «Просвещение», 2018г)

- Сегодня вы работали много и хорошо. Все получают оценку…………..

- Молодцы!

- Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по химии "Бытовые способы очистки воды"

Данный материал может  использоваться как дополнительный на уроках химии в 8 классе по темам: "Способы разделения смесей", "Бытовые способы очистки воды"...

"Вода.Вода в природе, способы очистки воды"

Урок природоведения в 5 классе (можно использовать как внеклассное мероприятие", в котором раскрывается роль воды в природе и жизни человека, способах очитки воды....

Разработка урока по химии на тему "Вода и ее свойства"

Данная разработка урока послужит хорошим дополнением к подгтовке к уроку в 8 классе....

Разработка урока по химии, 9 класс: "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Цель урока: закрепление и углубление знаний о типах химических реакций на примере свойств воды....

Исследовательская работа "Анализ и сравнение способов очистки воды "

Цель работы: определить, какой метод очистки воды в домашних условиях эффективнее.Методы исследования:изучение и анализ  информации  в СМИ и в научной литературе о способах очистки  пит...

Методическая разработка урока по химии «Металлы в природе. Общие способы получения металлов» 9 класс (базовый курс, О.С. Габриелян)

В данной разработке приведен подробный конспект урока химии в 9 классе по теме «Металлы в природе. Общие способы получения металлов». Содержание соответствует базовому курсу химии авт...